Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 4. С. 75–82
doi:10.17759/pse.2016210407
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях*
Аннотация
Общая информация
* Статья выполнена в рамках государственного задания ФГАУ «ФИРО», темы НИР 25.304.2016/НМ «Комплексное социально-психологическое сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ».
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья , замещающие семьи, кровные родственники, опекуны, реабилитация, психологическая травма, адаптация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210407
Для цитаты: Шульга Т.И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 75–82. DOI: 10.17759/pse.2016210407
Полный текст
В Указе президента Российской Федерации № 781 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» ставится задача преодоления явления «Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, детиинвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении)» [9, с.15] и предусматриваются меры, направленные на государственную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), например, создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую, социально-психологическую и консультативную помощь детям с ОВЗ и их семьям.
Реализация данного документа ставит на повестку дня проблему разработки системы сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Вопросы организации индивидуального сопровождения данной категории детей и подростков, создания условий для их развития активно разрабатываются профессионалами-педагогами, специалистами по социальной работе, психологами [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8].
В исследованиях Татаренко Д.Л., Шульги Т.И. показано, что проблема ребенка с ОВЗ чаще всего заключается в нарушении его взаимосвязи с внешним миром, в ограниченной мобильности, сужении контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности для них ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Это является следствием не только субъективного фактора, которым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом воспитания таких детей в семьях. Особенно болезненна данная проблема для детей с ОВЗ в неблагополучных семьях, когда родители не уделяют достаточного внимания удовлетворению их потребностей, воспитанию [15]. Усугубляется такое положение и отношением общества, государства, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. В то же время многими исследователями доказано, что ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей с другими, здоровыми, детьми[5; 6; 7; 8; 9; 10].
Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности в осознании смысла человеческих отношений, потому что ему недоступны те способы, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок [1; 5; 11; 12; 14]. В связи с этим уместно напомнить следующее: «Детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, заботы, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление учиться» [15, с. 204].
В психологической литературе особое внимание уделяется выявлению и рассмотрению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при передаче их в замещающие семьи, особенностям их адаптации в новых условиях; подчеркивается необходимость их сопровождения.
«На наш взгляд, замещающая семья, в том числе и семья кровных опекунов, является семьей социального риска, так как адаптивные возможности таких семей снижены, жизненные проблемы они решают с большим напряжением сил. Семьи кровных опекунов в силу множества причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в специальном профессиональном сопровождении… Замещающие семьи нуждаются в помощи специалистов-профессионалов на протяжении всего времени существования такой семьи, поскольку в ней происходит постоянное пополнение детей» [13, c. 30].
Анализ научной литературы позволил выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты при передаче детей-сирот и детей c ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, в семьи опекунов. Прежде всего это касается подростков в связи с тем, что они поздно выявляются (долгое время проживали в семейном неблагополучии) и им не оказывалась помощь и поддержка. Такое положение приводит к затруднениям в мотивации их перехода в семью опекунов, неумению жить в ней, сложностям адаптации к семье [11; 12; 13; 15;16].
По мнению И.Н. Галасюк, реакция, которая возникает при рождении больного ребенка в семье, создает предпосылки для возникновения у родителей и родственников хронического стресса. Типичная динамика эмоциональных реакций на диагноз, сообщенный врачами, – злость, отчаяние, оцепенение, безразличие, неизбывное горе [3].
Ребенок, с детства страдающий серьезным заболеванием, обычно много времени проводит в больницах. «Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему людей, становится чрезмерно подозрительным. Ему кажется, будто он никому не нужен, что его ожидают сплошные неудачи и он в тягость близким людям, родителям. Хронически больные дети или дети-инвалиды в силу особенностей той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально чувствительными и ранимыми. Эти дети часто волнуются, обижаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к снижению настроения и к печали. Они испытывают повышенную потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности и одиночества в семье» [13, с. 64].
По статистическим данным Министерства образования и науки РФ (РИК-103) кровными опекунами в основном являются бабушки (88%) и дедушки (12%) ребенка. Их отличает то, что для них это «вынужденная опека» и семья опекунов недостаточно мотивирована на прием детей. Среди переданных под опеку доля детей старше 7 лет составляет 70%, из них с ОВЗ – 80%. Чаще всего опекун является пенсионером или имеет предпенсионный возраст (20% – старше 70 лет, 40% – от 50 до 60 лет). Необходимо подчеркнуть, что одним из факторов, затрудняющим жизнедеятельность кровной семьи опекунов является то, что кровные родственники не проходят подготовку в Школе приемных родителей, в отличие от других кандидатов в замещающие родители.
Кровные родственники имеют первоочередное право принять детей в свои семьи. Перечислим проблемы во взаимодействии между кровными опекунами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:
- остаются не отработанными травмы утраты, потери собственных детей;
- они испытывают чувство вины перед внуками, их братьями, сестрами за сложившуюся ситуацию, связанную с отобранием их у родителей;
- не умеют объяснить детям причины потери или утраты родителей;
- испытывают затруднения в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей;
- кровные родственники при передаче им под опеку детей, оставшихся без попечения родителей, боятся контроля со стороны органов опеки и попечительства, не хотят сопровождения.
Однако научных данных, на которых должна базироваться система сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в том числе и кровных опекунов, пока явно недостаточно, что обусловливает высокую актуальность данной проблемы исследования. В связи с этим наше исследование было направлено на изучение психологических проблем и факторов адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях. Предполагалось, что адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, может зависеть от проблем как самих детей, так и кровных опекунов. Основные критерии оценки уровня адаптации приемных детей с ОВЗ в семьи опекунов включали:
- уровень социального, физического, психического развития ребенка;
- знания в сфере межличностных отношений;
- усвоение социальных норм и ценностей (своих, других, семьи);
- владение социально приемлемыми нормами поведения [6; 7; 8; 12; 14].
В исследовании использовались наблюдение, проективные методики (рисуночные методики «Я и моя семья», «Мое настроение», выбор цветового предпочтения при оценке настроения), рассказ ребенка о самом интересном занятии в семье; у опекунов изучался уровень тревожности с помощью методики Филипса и проводилась беседа о воспитании детей.
Участники исследования – 20 семей опекунов детей, лишенных родительского попечения, (в качестве которых выступали дедушки и бабушки в возрасте от 50 до 65 лет). Общее количество детей, воспитывающихся в семьях опекунов – 42 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет. В целом, на семью опекунов приходится по два ребенка разного возраста, из них один ребенок в семье – с ОВЗ. Дети проживали в семьях опекунов от 3 до 5 лет. Дети-сироты и дети с ОВЗ, оставшиеся без попечения родителей, имели разные диагнозы: ментальные нарушения, ДЦП, расстройства аутичного спектра, хронические заболевания внутренних органов и т. д.
В беседе с опекунами выявлено, что дети, воспитывающиеся в настоящее время в семье, хорошо знали своих опекунов, многие дети и до этого проживали с дедушками и бабушками на одной жилплощади, иногда недалеко. Родители часто оставляли своих детей под присмотром дедушек и бабушек, последние нередко сами навещали внуков, но постоянного взаимодействия между этими двумя поколениями не было. После лишения родителей родительских прав ситуация резко изменилась: ответственность за воспитание, развитие и сохранение здоровья детей полностью легла на плечи опекунов
Период адаптации детей к опекунской замещающей семье после их признания оставшимися без попечения родителей длился в среднем 8 месяцев. Установление нового статуса ребенка способствовало повышению личностной тревожности у опекунов с 50% до 80%. Это можно объяснить пережитой травмирующей ситуацией, имевшей место в семье до передачи ребенка под опеку (родители детей, отданных под опеку собственным бабушкам и дедушкам, вели аморальный образ жизни, не занимались воспитанием детей, не удовлетворяли их потребности и нужды, нарушали спокойствие семьи), так и стрессом, обусловленным прохождением через процедуру лишения собственных детей родительских прав.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, также непросто переживали травмирующую ситуацию: в рисунках детей на протяжении первых трех месяцев их адаптации к кровной опекунской семье преобладали неяркие и/ или темные цвета, главное место по-прежнему занимали фигуры мамы и папы, реже – фигуры бабушек и дедушек, сиблингов. Однако даже в самом начале проживания в семье опекунов в рассказах детей о самом интересном занятии в семье обнаружилось, что им нравились игры с дедушкой и бабушкой, нравилось то, что стало много игрушек, что приходило много гостей. Постепенно, после рассказов о самом интересном дне в семье, дети начинали рисовать по-другому. Появилось больше рисунков с дедушками и бабушками как главными фигурами, дети чаще рисовали себя и сиблингов, использовали более яркие краски. Цветовые предпочтения также изменились: свое настроение дети определяли с помощью красного, желтого, фиолетового цветов. Из рассказов исчезли воспоминания о страшных дядях и тетях, драках; вместе с тем в рисунках по-прежнему проявлялся высокий уровень тревожности детей – вплоть до шести месяцев. Это были резкие линии, заштрихованные части фигур людей, черные цвета отдельных изображенных предметов.
После шести месяцев проживания в опекунской семье дети чаще рассказывали о том, как они ходят гулять с дедушкой и бабушкой и с ними гуляет больной братик или сестричка. Дети в своих рассказах описывали и посещение врача в поликлинике, куда они приходили с дедушкой и бабушкой, и то, что им хороший врач дает сладкое лекарство; свою повседневную жизнь, в частности то, что им нравится находиться в семье бабушки и дедушки, где у них есть свой уголок для игр, любимые игрушки, красивая одежда; говорили о том, что они любят помогать дедушке и бабушке. Не нравится детям в семьях опекунов в основном то, что их не пускают гулять самостоятельно, не разрешают приводить друзей в дом, ругают за плохие отметки в школе и плохое поведение.
Повышенная тревожность у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, являлась в значительной степени следствием самочувствия и поведения их опекунов. Возраст ставших опекунами дедушек и бабушек колебался от 50 до 65 лет, только некоторые из них работали к моменту передачи им детей под опеку, у многих имелись хронические заболевания. Борьба с собственными детьми, переживание за судьбу внуков, необходимость продолжать или вновь работать из-за низкого материального уровня жизни (основной доход составляют пенсия и пособие на ребенка) при неоптимальном состоянии здоровья, постоянная забота о внуках, которых приходилось воспитывать в условиях неблагополучия семьи – все это приводило к перегрузке, постоянной усталости и стрессу у опекунов, которые оставались и после передачи им внуков, лишенных родительского попечения. Перманентное стрессовое состояние у пожилых людей является причиной их неадекватного поведения и вызывает тем самым стресс у детей. Например, пытаясь добиться послушания, бабушки и дедушки часто угрожают внукам, что отдадут их в детский дом. На функционирование замещающей опекунской семьи оказывает заметное влияние и психическое самочувствие дедушек и бабушек, в частности, их тревога за будущее ребенка, связанная со страхом умереть, пока внук или внучка еще не выросли, не стали самостоятельными. Особый страх и тревогу опекуны испытывают за будущее детей с ОВЗ: кому они нужны, как они будут жить, кем будут, где получат профессию, смогут ли прожить на пенсию, пособие и т. д.
Часто опекуны описывают свои чувства так, как будто они единственные в обществе, кто воспитывает детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ. Они не только не проявляют активность в общении с другими семьями, воспитывающими детей с ОВЗ со схожим диагнозом, а наоборот, замыкаются, отстраняются, чаще жалуются тем, с кем им приходится вступать в общение: воспитателям ДОУ, педагогам образовательных организаций, медицинским работникам, специалистам органов опеки и попечительства. Некоторая безысходность, переживание собственного Я как жертвы обстоятельств, приводят их к необходимости обращаться в службы помощи и сопровождения. При оказании помощи, сопровождении семьи опекунов они стараются переложить на специалистов часть своих забот о детях. Особенно часто это касается педагогической помощи детям в решении школьных проблем: устранение пробелов в знаниях детей, помощь в приготовлении уроков, обучение детей учебным навыкам (чтения и письма), а также проблем с их поведением в образовательных организациях.
Процесс адаптации детей в семьях кровных опекунов осложнен многими факторами. Опекуны переживают вину перед внуками и перед обществом за воспитание собственных детей, ощущают потребность в помощи со стороны общества и одновременно стыд из-за необходимости обращения за помощью. У кровных опекунов, попечителей остаются переживания реальности, связанные с непринятием собственных неблагополучных детей, отвержением биологических родителей подопечных внуков; остается чувство вины за свое «неудачное родительство»; появляется дистанция в отношениях с семьями других своих детей.
В ряде исследований показано, что многочисленные стрессы, которые испытывают опекуны, обусловливают жесткий стиль воспитания, частое использование наказаний и редкое применение поощрений. В таких семьях существует недостаток когнитивной стимуляции, связанный с нехваткой образовательных ресурсов (мало книг, развивающих игрушек, игр и т. д.). [2; 3; 4; 6; 14; 16].
В нашем исследовании выявлено, что наиболее сложными оказываются взаимоотношения дедушек и бабушек с детьми с ОВЗ. У таких детей проявляются многие заболевания, так как родители недокармливали их на ранних этапах развития, плохо ухаживали за ними. Матери детей в рассматриваемых семьях во время беременности нарушали рекомендации врача (или вовсе не состояли на учете в женской консультации) и не следили за своим здоровьем: неправильно питались, употребляли алкоголь, курили, принимали наркотики, не соблюдали режим дня и т. д. Дети чаще всего рождались с низким весом, недоношенными, имели ряд заболеваний. Все это вызвало различные нарушения – психологические, физические, в эмоциональном развитии детей.
В отношении детей с ОВЗ опекуны проявляют недооценку состояния детей, недостаточную требовательность, повышенную мягкость и снисходительность (ориентированность на взросление детей – «перерастет») и в то же время высокую тревожность по отношению к детям и ориентацию на тесные эмоциональные отношения с ребенком. В семье опекунов у детей с ОВЗ мало или вообще отсутствуют обязанности по дому. Опекуны редко бывают с детьми, особенно с ОВЗ, в театрах, кино, музеях, предпочтение в проведении свободного времени отдается просмотру телевизора, самостоятельным занятиям с компьютером, играм детей во дворе, причем дети с ОВЗ обязательно сопровождаются сиблингами, если они старше, родственниками или опекунами.
ни старше, родственниками или опекунами. У дедушек и бабушек отмечаются трудности с воспитанием детей с ОВЗ, обусловленные, прежде всего, поведенческими нарушениями у последних, нехваткой педагогических знаний у опекунов, их страхом актуализировать у детей негативные эмоции, связанные с поведением родителей. Затруднения также связаны с опытом воспитания собственных детей, имеющим негативный результат. Если в свое время сегодняшние опекуны проявляли строгость и требовательность к собственным детям, то по отношению к внукам, они, наоборот, проявляют мягкость и нетребовательность, избыточно опекают и стремятся удовлетворить все потребности ребенка. Если же опекуны по отношению к своим детям не были требовательными, а проявляли толерантность с надеждой, что все пройдет, ребенок вырастет и поумнеет, то тогда по отношению к внукам такие бабушки и дедушки проявляют излишнюю требовательность, жесткий контроль, недоверие, постоянные придирки к малейшему неповиновению, наказания, упреки и т. д.
Таким образом, представленные выше проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ, в опекунских семьях наглядно демонстрируют, что такие семьи остро нуждаются в социальной помощи, сопровождении специалистов. Принятые законы в РФ позволяют работать службам раннего вмешательства в семью, что, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом помощи семье опекунов.
Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ, при помещении в кровные семьи опекунов затруднена многими нерешенными проблемами детей, а также самих кровных опекунов. Такое положение опекунских семей вызывает необходимость привлечения разных специалистов к оказанию им помощи, разработки индивидуальных программ сопровождения с учетом выявленных особенностей.
Специалисты, сопровождающие опекунские семьи, должны учитывать особенности не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но состояние и самочувствие самих опекунов.
Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания ФГАУ «ФИРО», темы НИР 25.304.2016/НМ «Комплексное социально-психологическое сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ».
Литература
- Асламазова Л.А. Детско-родительские отноше- ния в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук: СПб., 2012. 24 с.
- Белова Л. А. Восприятие приемными детьми от- ношений в замещающей семье // Высшее образова- ние сегодня. 2010. № 3. С. 88–90.
- Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 52–64.
- Ланцбург М.Е. Роль психологической подготов- ки и поддержки в реализации родительских функ- ций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15–26.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам. М.: НЦЭНАС, 2002. 54 с.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: про- фессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
- Ослон В.Н. Психологическое сопровождение за- мещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода // Российский научный журнал. 2011. № 6. С. 161–167.
- Особые дети в приемной семье и в учрежде- нии: как помочь? Сборник материалов: регио- нальный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. М.: БФ «Здесь и сейчас», 2014. 252 с.
- «О Национальной стратегии действий в интере- сах детей на 2012–2017 годы»: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 2012. Вып. № 23. Ст. 2994.
- Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотно- шение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации // Проблема си- ротства в современной России. Психологический аспект: моногорафия / Под ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Институт Психологии Российской академии наук, 2015. С. 500–517.
- Шульга Т.И. Особенности социального рекрут- мента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного универ- ситета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 40–51.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологиче- ские основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 2. С. 34–56.
- Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопрово- ждения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. рекомендации. М.: ИУУ МГОУ, 2015. 204 с.
- Шульга Т.И. Особенности подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, с ОВЗ к передаче в замещающие семьи // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72–88. doi:10.18384/2310-7235-2016-1-72-88
- Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опы- та социализации в семье [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование.psyedu. ru. 2013. № 2. С. 203–213. URL:http://psyedu.ru/jor-nal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016).
- Shulga T. Social And Psychological Problems Of Orphanage Graduates And Children Left Without Pa- rental Care // Вестник Московского государственно- го областного университета. Серия: Психологиче- ские науки. 2013. № 3. С. 68–75.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3467
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1375
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1