Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 4. С. 75–82
doi:10.17759/pse.2016210407
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях*
Аннотация
Общая информация
* Статья выполнена в рамках государственного задания ФГАУ «ФИРО», темы НИР 25.304.2016/НМ «Комплексное социально-психологическое сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ».
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья , замещающие семьи, кровные родственники, опекуны, реабилитация, психологическая травма, адаптация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210407
Для цитаты: Шульга Т.И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 75–82. DOI: 10.17759/pse.2016210407
Фрагмент статьи
Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности в осознании смысла человеческих отношений, потому что ему недоступны те способы, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок [1; 5; 11; 12; 14]. В связи с этим уместно напомнить следующее: «Детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность.
Литература
- Асламазова Л.А. Детско-родительские отноше- ния в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук: СПб., 2012. 24 с.
- Белова Л. А. Восприятие приемными детьми от- ношений в замещающей семье // Высшее образова- ние сегодня. 2010. № 3. С. 88–90.
- Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 52–64.
- Ланцбург М.Е. Роль психологической подготов- ки и поддержки в реализации родительских функ- ций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15–26.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам. М.: НЦЭНАС, 2002. 54 с.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: про- фессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
- Ослон В.Н. Психологическое сопровождение за- мещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода // Российский научный журнал. 2011. № 6. С. 161–167.
- Особые дети в приемной семье и в учрежде- нии: как помочь? Сборник материалов: регио- нальный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. М.: БФ «Здесь и сейчас», 2014. 252 с.
- «О Национальной стратегии действий в интере- сах детей на 2012–2017 годы»: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 2012. Вып. № 23. Ст. 2994.
- Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотно- шение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации // Проблема си- ротства в современной России. Психологический аспект: моногорафия / Под ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Институт Психологии Российской академии наук, 2015. С. 500–517.
- Шульга Т.И. Особенности социального рекрут- мента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного универ- ситета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 40–51.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологиче- ские основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 2. С. 34–56.
- Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопрово- ждения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: метод. рекомендации. М.: ИУУ МГОУ, 2015. 204 с.
- Шульга Т.И. Особенности подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, с ОВЗ к передаче в замещающие семьи // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72–88. doi:10.18384/2310-7235-2016-1-72-88
- Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опы- та социализации в семье [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование.psyedu. ru. 2013. № 2. С. 203–213. URL:http://psyedu.ru/jor-nal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016).
- Shulga T. Social And Psychological Problems Of Orphanage Graduates And Children Left Without Pa- rental Care // Вестник Московского государственно- го областного университета. Серия: Психологиче- ские науки. 2013. № 3. С. 68–75.