Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

5859

Аннотация

Рассматриваются основные цели, задачи, функции и механизмы социально- психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на уровне высшего профессионального образования. Описан опыт работы факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФДО МГППУ) по социально-психологическому сопровождению студентов с ОВЗ. Показано, что социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ – это специально организованный процесс, предполагающий создание оптимальной доступной и воспитывающей среды, в которой возможно формирование общекультурных, профессиональных компетенций и развитие психологически здоровой личности. Утверждается, что ключевую роль при социально-психологическом сопровождении играют макросоциальные, психологические и психолого-педагогические условия среды. Обращается внимание на то, что психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ включает такие формы помощи, как социальная и психологическая поддержка, психолого-педагогическое сопро- вождение, реализующие свои задачи, отличающиеся определенными особенностями, продолжительностью, но только оптимальное сочетание данных форм помощи позволяет говорить о социально-психологическом сопровождении как таковом.

Общая информация

Ключевые слова: студент с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями развития, психологическая поддержка, социальная поддержка, психолого- педагогическое сопровождение, социально-психологическое сопровождение

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220109

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 71–80. DOI: 10.17759/pse.2017220109

Полный текст

 

Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью. Однако сегодня доступность высшего образования для инвалидов, число которых в целом не уменьшается и составляет от 7 до 10% всего населения, представляет собой острую социально-психологическую и педагогическую проблему. Поэтому возникает необходимость расширения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ путем адаптации системы высшего образования к потребностям и жизненным целям инвалидов [1; 4; 5; 7; 11]. Все больше людей с инвалидностью поступают в высшие учебные заведения. Многие вузы решают вопросы архитектурной доступности образовательной среды, разрабатывают учебные программы, адаптированные для студентов с различными нозологиями. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в 2012 г., и это открывает новые горизонты для решения многих проблем, связанных с образованием людей с ОВЗ.

Большинство возникающих вопросов образования студентов с проблемами здоровья сегодня призван решать «Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ на период 2016-2018 гг.», утвержденный Правительством Российской Федерации в апреле 2016 г. В данном плане предусмотрено развитие ин­клюзивного профессионального высшего образования по следующим направлениям: совершенствование законодательства в сфере профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью; мероприятия по содействию инвалидам и лицам с ОВЗ в приобретении профессии; содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ; создание условий для информационного обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и др.

Эффективность высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ определяется не только методиками и технологиями их обучения, но и решением вопросов их социально-психологического сопровождения в условиях вузовского образования. Исследования условий социально­-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе требует, прежде всего, осмысления сущности и природы социально-психологической адаптации как таковой. В этой связи надо отметить, что процесс адаптации привлекает к себе внимание многих исследователей [2; 4; 6; 7; 8; 10]. В частности, в публикациях обращается внимание на тот факт, что проблемы адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ имеют не только объективный, но и субъективный характер. К последним относят следующие:

- заниженная личностная самооценка инвалидов и неготовность к вступлению в новые общественные отношения по завершению общего образования;

- отсутствие индивидуального коммуникативного опыта вне стен образовательных учреждений или за рамками семейного общения;

- доминирование иждивенческих настроений над активным жизнепроявлением, потребительское отношение к окружающим, воспитанное в предшествующий период жизни, низкая мотивация к трудовой деятельности при возможности жить на пособия; индивидуальные нарушения психофизического развития, существенно ограничивающие и в нормативном и в объективном порядке возможности самореализации [2; 6; 7; 8; 9; 11].

Социально-психологическое сопровождение для всех категорий обучающихся в вузе обеспечивает создание условий для повышения адаптационных возможностей и социальной активности, содействует развитию интеллектуальных процессов, раскрытию творческого потенциала, формированию ценностных установок и т. д. Студенты с инвалидностью и ОВЗ сложнее, чем здоровые студенты, проходят период адаптации к образовательному процессу. Предварительное изучение проблемы социально­психологического сопровождения в период получения высшего профессионального образования инвалидами в вузах РФ [4; 5; 9] свидетельствует о недостаточной разработке и практической реализации данной формы помощи.

Целью социально-психологического сопровождения является создание в университете оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента с инвалидностью и ОВЗ, его общекультурных и профессиональных компетенций, помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу с учетом медико-психологических особенностей инвалидизирующего заболевания, в подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- создание условий для эффективного взаимодействия всех участников процесса сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ;

- мониторинг текущего состояния студентов с инвалидностью и ОВЗ в академических группах вуза, исследование внутренней картины болезни;

- создание условий для максимальной интеграции студентов с инвалидностью и ОВЗ в учебную среду, формирование позитивного отношения к себе, к своей учебе, к окружающим людям;

- формирование позитивного отношения к студентам с инвалидностью и ОВЗ со стороны студентов без инвалидности;

- учет преподавателями в организации образовательного процесса ограничений, имеющихся у студентов-инвалидов;

- обеспечение доступной среды для студентов с инвалидностью;

- содействие в повышении самооценки, уверенности в себе, в профессиональном развитии;

- для раннего выявления и поддержки студентов-инвалидов регулярное взаимодействие с приемной комиссией с целью постоянного мониторинга численности и состава поступивших на обучение в вуз;

- помощь в адаптации студентов-инвалидов, особенно младших курсов, к образовательному процессу;

- методическая помощь кураторам академических групп для выявления и актуализации работы со студентами-инвалидами;

- поддержка интеллектуальной инициативы и развитие творчества студентов с инвалидностью и ОВЗ;

- привлечение к сотрудничеству квалифицированных специалистов в сфере оказания реабилитационных услуг;

- привлечение студентов с инвалидностью и ОВЗ к активной деятельности студенческого совета вуза или факультета.

Опираясь на задачи психолого-педагогического сопровождения, можно определить следующие функции данного вида помощи:

• диагностическая, обеспечивающая получение и использование достоверной информации о становлении, развитии личности инвалида, эффективности учебно-воспитательного процесса, изменениях во внутренней и внешней среде образовательного учреждения;

• развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности студентов с инвалидностью и ОВЗ, поддержка процессов их самовыражения, обеспечение развития групповых и общественных коллективов;

• интегрирующая, способствующая объединению в единое целое действий педагогов, психологов, медицинских и других работников образовательного учреждения, направленных на развитие студентов с ОВЗ;

• регулирующая, предполагающая упорядочение педагогических процессов с целью формирования личности инвалида, студенческого и педагогического коллективов;

• защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности инвалидов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды;

• компенсирующая, способствующая созданию в образовательном учреждении условий для компенсации недостаточного участия семьи студента с инвалидностью и ОВЗ и социума в обеспечении жизнедеятельности обучающихся; раскрытию его склонностей и способностей.

На основе анализа опыта обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ нами были выделены следующие механизмы социально­-психологического сопровождения данной категории студентов:

-  разработка и реализация индивидуальных программ социально-психологического сопровождения;

- осуществление психологической помощи в форме консультаций у психологов-специалистов и тренингов с тьюторами в индивидуальной и групповой форме, а также с использованием методов психотерапии и психокоррекции;

- выявление среди студентов с инвалидностью и ОВЗ «групп риска» нарушения социально-психологической адаптации и проведение с данной фокусной группой мероприятий по профилактике саморазрушающего поведения;

- разработка и реализация мероприятий по социальной реабилитации и ресоциализа­ции студентов с ОВЗ, в том числе через развитие в образовательной организации волонтерского движения на принципах «равный - равному» в рамках инклюзивного образования;

- обеспечение условий для «социального лифта» студентов с нарушением здоровья и ОВЗ путем содействия трудоустройству выпускников образовательной организации в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией в тесном сотрудничестве со службами занятости и работодателями.

Немалый опыт социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ имеется в Московском государственном психолого-педагогическом университете, являющемся одним из ведущих вузов не только Москвы, но и страны. Здесь активно разрабатываются и реализуются программы обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, которых в настоящее время в университете более 150. На факультете информационных технологий они имеют возможность осваивать специальности «Прикладная информатика (в психологии)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Режиссура мультимедиа-программ». В социально­-педагогическом колледже обучаются около 15 студентов с ОВЗ. Они осваивают профессии «Издательское дело», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Самая большая программа обучения людей с ОВЗ в МГППУ реализуется на факультете дистанционного обучения. С 2006 г. в МГППУ была открыта программа дистанционного обучения студентов с инвалидностью и

ОВЗ по направлению «Психология». В настоящее время по данной программе учатся более 90 студентов на уровне бакалавриата и 6 - на уровне магистратуры. Безусловно, уже имеется немалый опыт в этом направлении.

Как неоднократно подчеркивалось выше, обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ имеет ряд особенностей, которые касаются различных аспектов образовательного процесса, таких как:

- учебно-методическое обеспечение учебного процесса, использование специальных интернет-технологий;

- индивидуальное сопровождение и консультирование студентов по организационным и учебным вопросам;

- работа с семьей студента, методическая работа с преподавателями, организация вне- учебной работы и т. д.

Проблемы студентов с ОВЗ не ограничиваются медицинскими аспектами, большая их часть являются социальными проблемами неравноценных возможностей: нарушение связей с окружающим миром, недоступность ряда культурных ценностей, ограниченность коммуникативных контактов. Вместе с тем, такой человек имеет право на удовлетворение разнообразных социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Результатом его успешной социальной адаптации можно считать предоставление возможности вести нормальный, полноценный образ жизни, обрести свое место в обществе, возможность в полной мере реализовывать свои способности. Человек с ограниченными возможностями здоровья имеет право на включение во все аспекты жизни, право на независимую жизнь, на самоопределение, на свободу выбора. Полноценная социализация личности с ОВЗ предусматривает устранение ограничений как физических, так и психологических и здесь немалую роль играет такая форма помощи как социальная поддержка.

На факультете дистанционного обучения МГППУ проводится большая работа по социальной поддержке студентов с инвалидностью и ОВЗ. Интересным начинанием в плане социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ являются так называемые социальные проекты («Волонтеры», «Копилка радости», «Уроки доброты», «Студенческий киноклуб», «Пресс-служба факультета»), которые способствуют более быстрому включению новых студентов в жизнь факультета, служат сплочению студенческого коллектива и тем самым уменьшают проблемы, возникающие при адаптации к учебе в вузе. В вузе реализуется и совместный проект РООИ «Перспектива» и факультета дистанционного обучения «Уроки доброты». Цикл из пяти уроков - впоследствии их стали называть «Уроки доброты» - был разработан РООИ «Перспектива» на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией «KIDS» («Keys to Introducing Disability to Society Project»). Эти занятия знакомят школьников с людьми с ограниченными возможностями здоровья и помогают преодолеть непонимание и предрассудки. Студенты факультета неоднократно принимали и продолжают принимать участие в различных телепередачах, связанных с проблемами инвалидности. Материалы о студентах с ОВЗ факультета ДО были опубликованы в «Литературной газете», «Российской газете», журнале «Факультет».

Огромное значение имеет проект «Познаем свой край», руководителем которого является один из студентов с ОВЗ нашего факультета. Гражданина и всесторонне развитую личность характеризуют знания истории и культуры своей Родины, города, края. В наше время с развитием Интернета и других СМИ изучать историю своей страны стало значительно проще. Но даже самые глубокие академические знания теряют всякий смысл без непосредственного соприкосновения с ее памятниками. К сожалению, очень немногие могут похвастаться тем, что самостоятельно бывали в местах, где творилась История. Проект «Познаем свой край» призван решить эту проблему. Экскурсии не только расширяют кругозор студентов, вносят разнообразие в досуг, но и помогают решать ряд психологических и социальных проблем адаптации.

Следующей формой помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в рамках социально­-психологического сопровождения является психологическая поддержка, успешность которой возможна при следующих условиях:

1) согласие студента на помощь и доверие к помогающей стороне. Только при полном доверии помощь может стать мощнейшим импульсом к активной преодолевающей деятельности самого студента;

2)  сотрудничество, содействие как процесс совместного движения к преодолению трудностей;

3)   безоценочность и доброжелательность со стороны профессорско-преподавательского состава.

Психологическая поддержка - это не только помощь в социализации и адаптации, но и специфический стиль межличностного взаимодействия (помогающего и нуждающегося в помощи); это важный источник повышения ресурсов, необходимых для преодоления трудностей. Одним из примеров реализации данной формы помощи является проект «Развитие речи», цель которого - развитие профессионально направленной речи у студентов с ОВЗ. Развитие речевых и коммуникативных навыков является одной из значимых проблем в контексте адаптации студентов к условиям современной действительности. В проекте «Развитие речи» принимали участие 12 студентов факультета дистанционного обучения. Были проведены групповые, индивидуальные практические занятия, консультации, которые включали психолого-педагогическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия, тренинги, беседы, обсуждение и дискуссии по актуальным проблемам психологической науки. Для каждого студента с ОВЗ были разработаны занятия, при проведении которых учитывались индивидуально-психологические особенности обучающихся. Важно то, что психологическую поддержку студентам с ОВЗ в этом направлении оказывали студенты третьего курса факультета специальной педагогики и психологии МГОУ под руководством профессоров данного вуза.

Следующей формой помощи в рамках социально-психологического сопровождения является психолого-педагогическое сопровождение как специально организованный процесс, направленный на создание таких условий, в которых становится возможным выход из негативного отчуждения в мир взаимодействия, общения, мир ответственности и автономии. В основе психолого­педагогического сопровождения лежат «понимающие отношения», характеризующиеся принятием и поощрением студента с ОВЗ; помощью в обнаружении ресурсов, способностей действовать продуктивнее; помощью в развитии уверенности в себе, способностей решать жизненные трудности самостоятельно и творчески. Данная форма помощи предполагает здоровую компенсацию в процессе обучения, способствует развитию активности, жизнестойкости и обеспечивает процесс саморазвития и самоактуализации студентов с ОВЗ и инвалидностью. В рамках данного вида помощи на кафедре психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ была разработана исследовательская программа самоактивации студентов с инвалидностью. Главная идея этой программы в том, что развитие самоактивации, соединяющейся со множеством «само» личности: самостоятельностью, саморазвитием, самоакту- лизацией, самодетерминацией, автономией, - способствует самоустремленности, развитию способности к самоуправлению (саморегуляции), способности выбирать между альтернативными возможностями, ориентируясь на внутреннюю поддержку, в качестве которой может выступать реабилитационный потенциал и жизнестойкость студентов с ОВЗ.

Было проведено несколько исследований, в одном из них приняли участие 67 студентов с инвалидностью от 17 до 45 лет (35 студентов юношеского возраста от 17 до 24 лет, средний возраст - 20,7 года; 32 взрослых студента от 25 до 45 лет; ср. возраст - 31,4 года). Все они - обучающиеся колледжей и университетов, из них 35 человек - студенты факультета дистанционного обучения МГППУ.

В рамках исследовательского проекта была разработана специальная анкета, состоящая из пяти вопросов. Первый вопрос касался известной личности, которая является примером активной жизненной позиции для участников исследования. Необходимо было оценить, какие черты характера этого человека являются наиболее важными. В перечень вошли десять качеств: ум, воля, смелость, доброта, активность, общительность, энергичность, творчество, самодисциплина, уверенность. Второй и третий вопросы касались примеров из ближайшего окружения и примеров людей с инвалидностью, наиболее значимые качества которых также необходимо было выделить. Далее следовали вопросы, касающиеся факторов, способствующих активной социализации, и факторов, содействующих достижению успеха. Кроме этого были использованы методики:

1)         «Реабилитационный потенциал» И.Ю. Ку­лагиной, Л.В. Сенкевич;

2)         тест жизнестойкости (скрининговая версия, Е.Н. Осин).

Как показали первые результаты исследования, наиболее ценными для студентов с инвалидностью являются такие качества референтных лиц (среди которых - исторические персонажи, политические деятели, близкие люди, друзья, педагоги, известные люди с инвалидностью), как активность, ум, воля, самодисциплина, энергичность, общительность. При этом, взрослые студенты значительно выше оценили такие качества, как: энергичность (х2 =5,28; р=0,020), которая является важным качеством известных людей - их кумиров; воля (х2 =5,33; р=0,019); общительность (х2 =4,39; р=0,032); самодисциплина (х2 =5,28; р=0,020) - у референтных близких; ум (х2 =4,30; р=0,033) - у значимых людей с инвалидностью. По остальным характеристикам (смелость, доброта, творчество, уверенность, активность) различий между группами не обнаружено. Все это примеры активной жизненной позиции других людей, которые незримо также включаются в общую картину социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью.

По результатам исследования установлено, что для студентов с инвалидностью условиями успешной социализации становятся такие внешние факторы, как семья и образование, и внутренние факторы: самореализация, жизненные стремления и ценности. Различий между группами не обнаружено. Студенты с инвалидностью считают, что лично им помогает в достижении успеха знание своего дела, общительность, уверенность, самодисциплина, активность, интеллект, мотивация, творчество, энергичность и сила воли. Особенно важный фактор, способствующий успеху, который был выделен юношами и девушками с инвалидностью в отличие от взрослых, - это реализация себя в творческой деятельности (х2 =7,135; р=0,008).

Исследовательский проект показал, что наиболее развитым у взрослых студентов является самооценочный (U=398,0; р=0,038) и коммуникативный (U=396,5; р=0,035) компоненты реабилитационного потенциала в отличие от молодых людей с инвалидностью, которые менее уверены в себе, в том числе и в социальных контактах. Хотя представления о болезни, причинах ее протекания и возможных последствиях более оптимистичны у молодежи (U=404,0; р=0,049).

Проведенный сравнительный анализ уровня развития жизнестойкости и реабилитационного потенциала в группах студентов с инвалидностью из других образовательных организаций и студентов нашего факультета показал, что мотивационный компонент реабилитационного потенциала у студентов МГППУ значительно выше (U=186,5; р=0,000), чем у группы обучающихся из других образовательных организаций. Это и широта интересов, и степень активности студентов, включающихся в решение бытовых, профессиональных, учебных проблем и задач, связанных с сохранением (восстановлением) здоровья. Именно моти­вационный компонент реабилитационного потенциала у студентов с инвалидностью тесно связан с яркими примерами активной жизненной позиции других значимых для них людей, что показал корреляционный анализ. Вероятно, определенную роль в развитии мотивационно­го компонента реабилитационного потенциала у студентов МГППУ сыграла большая работа по социально-психологическому сопровождению, проводимая на факультете дистанционного обучения. Однако данное предположение требует дальнейших исследований в этом направлении.

Исследовательский проект, реализуемый в рамках психолого-педагогического сопровождения, небольшая часть которого представлена выше, позволил разработать программу тренинга самоактивации молодежи с инвалидностью «Успешным может стать каждый», целью которого является изменение негативных установок на позитивные, активизация личностных ресурсов, реабилитационного потенциала и развитие жизнестойкости. На занятиях прорабатываются вопросы самоактивации как основы успеха, вопросы ресурсов личности и вопросы жизнестойкого преодоления трудностей, в том числе связанных с заболеванием.

Учитывая, что главной идеей психолого-­педагогического сопровождения остается психологизация образования через психологическое просвещение к психологической грамотности, а затем к психологической культуре всех участников психолого-педагогического взаимодействия, стоит упомянуть и специально разработанные программы учебных дисциплин, например, «Психология жизнестойкости», «Психологическая безопасность и жизнестойкость личности» и многое другое. Курс «Психологическая безопасность и жизнестойкость личности» реализуется на первом году обучения студентов с инвалидностью в вузе и нацелен на формирование компетенций, обеспечивающих способность к самоорганизации и приобретению навыков жизнестойкого совладания со стрессами учебной деятельности. Дисциплина «Психология жизнестойкости» реализуется на четвертом курсе обучения и призвана расширить представления студентов о трудных жизненных ситуациях повседневной и неповседневной жизни, выходящих за рамки учебной деятельности (повседневных стрессах, проблемных ситуациях, кризисных, критических, экстремальных и т. д.), о стратегиях и стилях преодоления и направлена на развитие жизнестойкости и жизнетворче- ства. По сути, студенты-выпускники осваивают науку устойчивого развития личности, которая поможет им в дальнейшей жизни вне стен учебного заведения. И это только небольшая часть мероприятий, реализуемых в разных формах помощи в рамках социально-психологического сопровождения наших студентов.

Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ, таким образом, включает множество форм помощи, таких как: социальная поддержка, психологическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, цели, особенности, продолжительность и условия реализации которых отражены в табл. 1.

Таблица 1 

Особенности социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе

Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в

вузе

Форма

помощи

Цель

Особенности

Продолжи­

тельность

Условия

реализации

Социальная

поддержка

Расширение системы социальных связей, позволяющих чувствовать единство с другими людьми

Социальная реабилитация и интеграция в общество

Пролонгированная, постоянная

Обогащение ма­кросоциальных условий среды

Психологическая поддержка

Позитивное содействие в преодолении барьеров

Концентрация внимания на достоинствах; повышение самооценки; снижение чувства психологического дискомфорта. Помощь в социализации и адаптации, повышение ресурсов, компенсация недостатка

Краткосрочная, ситуативная

Обогащение психологических условий среды

Психолого- педагогическое сопровождение

Развитие самостоятельности при решении собственных проблем и трудностей

Выстраивание понимающих отношений. Развитие автономии и ответственности

Пролонгированная, постоянная

Обогащение психолого-педа- гогических условий среды

 

 

Социально-психоло­ гическое

сопрово­ждение

Развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие психологически здоровой личности

Создание оптимальной доступной и воспитывающей среды, подготовка к будущей профессиональной деятельности

Пролонгированная, постоянная

Обогащение ма- кросоциальных, психологических и психолого­педагогических условий среды

Таким образом, социальная поддержка как постоянный пролонгированный процесс, предполагающий социальную реабилитацию и интеграцию студентов с ОВЗ в общество, становится возможной за счет обогащения макросоциальных условий среды (доступность среды, расширение системы социальных связей). Психологическая поддержка, в основе которой лежит позитивное содействие в преодолении внутренних барьеров, помощь в со­
циализации и адаптации, повышении ресурсов и компенсации недостатков, реализуется в результате обогащения психологических ресурсов среды (позитивное содействие, создание безопасных условий, сотрудничество). Психолого-педагогическое сопровождение, нацеленное на развитие автономии студентов с ОВЗ при решении собственных проблем, основанное на выстраивании понимающих отношений, возможно при обогащении психолого­-педагогических условий среды. При данной форме помощи важное место отводится педагогам, психологам, ближайшему окружению, которые двигаются вместе с меняющейся личностью, своевременно направляют, но не опекают, помогают уйти с привычной дороги зависимости, пассивности, беспомощности к дороге самостоятельности и ответственности.

Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ возможно при развитии и обогащении макросоциальных, психологических и психолого-педагогических условий среды - это специально организованный процесс, предполагающий создание оптимальной доступной и воспитывающей среды, в которой возможно развитие общекультурных, профессиональных компетенций и развитие психологически здоровой личности.


[1] Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, факультет дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: abronius@yandex.ru

[2] Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, факультет дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: mari505@mail.ru

[3] Aismontas Bronius Bronevich, PhD in Pedagogics, Professor, Chair of Psychology and Pedagogics of Distance Learning, Department of Distance Learning, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: abronius@yandex.ru

[4] Odintsova Maria Antonovna, PhD in Psychology, Professor, Chair of Psychology and Pedagogics of Distance Learning, Department of Distance Learning, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: mari505@mail.ru

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика, 2015. № 3. С.25–30.
  2. Айсмонтас Б.Б., Уддин М.А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ): монография. М.: OneBook ООО «Сам Полиграфист», 2014. 222 с.
  3. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IV Международной научно- практической  конференции.  М.:   МГППУ,   2014. С. 327–333.
  4. Денисова О.А., Леханова О.Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов международной  научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-тех-нологический университет,  2016. С. 838–849.
  5. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования  и   обзорный   анализ   их   внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал. Екатеринбург, 2016. № 2 (42). C. 122–135.
  6. Мартынова Е.А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
  7. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учеб. пособие. М. : ФЛИНТА; Наука, 2015. 296 с.
  8. Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказко- терапия для взрослых. Самара: Бахрах-М, 2010. 2012. 2015. 240 с.
  9. Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно- практической конференции / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ. 2011.
  10. Психология в нашей жизни: Из личного опыта людей с ограниченными возможностями здоровья: сб. творческих работ студентов факультета дистанционного обучения МГППУ. М.: МГППУ. 2012. 168 с.
  11. Швецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение   освоения применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции  лиц  с  глубокими  нарушениями  зрения// Вестник  Нижегородского  университета  имени Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2012. № 4(1). С. 76–82.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4463
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 64

Скачиваний

Всего: 5859
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5