Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития

806

Аннотация

В статье рассмотрено современное состояние и перспективы развития профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во Владимирском государственном университете на основе применения интегрированного и инклюзивного профессионального и высшего образования. Представлены материалы, обобщающие опыт работы учебно-методического управления университета, выпускающих кафедр, Центра профессионального образования инвалидов и НОЦ «Инклюзивного образования» по созданию модели системы непрерывного высшего образования инвалидов различной нозологии, осваивающих образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры по направлениям технического, гуманитарного и педагогического образования. Рассмотрены вопросы разработки адаптированных основных профессиональных и образовательных программ профессионального и высшего образования с учетом психолого-акмеологических особенностей профессионально-личностного развития студентов с ограничениями, создания доступной среды на основе применения системы поддержки учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии.

Общая информация

Ключевые слова: адаптированные образовательные программы, акмеология, инклюзивное и интегрированное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, паспорт доступности, профессиональное и высшее образование, центр профессионального образования инвалидов

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220115

Для цитаты: Егоров И.Н., Панфилов А.А., Панфилов А.Н. Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 130–139. DOI: 10.17759/pse.2017220115

Полный текст

 
 

Одним из основных условий по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования (ВО) является создание структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ОВЗ или придание соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям. Подобным подразделением Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ФГБОУ ВО ВлГУ) является учебно-методический и научный Центр профессионального образования инвалидов (в дальнейшем ЦПОИ), созданный приказом ректора 04. 04. 1994 г. Решением Совета ВлГУ от 22.12.2005 г. ЦПОИ он выделен в самостоятельное структурное подразделение университета на правах факультета с отдельным штатом профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Выпускники спецшкол-интернатов с 2008 г. имеют возможность обучаться в колледже инновационных технологий и предпринимательства (КИТП) ВлГУ. В 2013-2014 учебном году создана кафедра психологии личности и специальной педагогики (ПЛ и СП) Гуманитарного института, на базе которой в сентябре 2014 г. организован НОЦ «Инклюзивное образование».

В соответствии с приказами Минобразо­вания и Минобрнауки РФ ВлГУ присвоен статус: федеральной экспериментальной площадки по распределенным информационным образовательным системам для инвалидов [8] (2002 г.), окружного учебно-методического центра ВПО инвалидов ЦФО (2005 г.), федерального базового образовательного учреждения ВПО, обеспечивающего условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ЦФО (2010 г.).

С 2006 г., согласно Меморандуму между Рочестерским Технологическим Институтом (RTI, USA), Национальным Техническим Институтом для глухих (NTID, USA) и МГТУ имени Н.Э. Баумана, ВлГУ входит в число партнеров Всемирной сети университетского образования глухих (PEN-International, Postsecondary Education Network International) и региональной сети послешкольного образования инвалидов по слуху в России (PEN- Russia) [10], представляющая собой модель федеральной подсистемы образования для инвалидов всех нозологий. Кроме того, ВлГУ с 2012 г. входит в состав участников Консорциума по созданию сетевой Международной школы реабилитации и с 2016 г. - в состав участников Международного университетского сетевого проекта «Синергия».

Основные результаты совместной работы ГУИМЦ МГТУ имени Н.Э. Баумана и ЦПОИ ВлГУ по обучению инвалидов по слуху опубликованы в монографиях [7; 10] и неоднократно докладывались на Международных технологических симпозиумах в США [4] и Китае.

В настоящее время в университете обучаются 137 студентов с инвалидностью по 27 специальностям и направлениям технического, гуманитарного и педагогического образования из общего числа 23 тыс. студентов (ВО - по 126 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры: СПО - по 16 специальностям). Из 137 студентов с инвалидностью: 82 студента обучаются в институте машиностроения и автомобильного транспорта, 14 студентов (в том числе 6 незрячих студентов) - в гуманитарном институте, 8 студентов - в педагогическом институте, 4 студента - в институте экономики и менеджмента, 3 студента - в институте искусств и художественного образования, 2 студента - в институте био- и нанотехнологий, по одному студенту - в институте прикладной математики, физики и информатики, и юридическом институте, 22 студента - в КИТП. В аспирантуре обучаются 2 выпускника ЦПОИ.

В результате более чем двадцатилетнего опыта работы ВлГУ с лицами с ОВЗ и инвалидностью сложилась собственная модель обучения инвалидов, основанная на применении в образовательной деятельности как интегрированного обучения студентов с нарушениями слуха в специальных группах ЦПОИ по адаптированным учебным планам направлений бакалавриата и магистратуры и КИТП, так и инклюзивного обучения [2], когда студенты с ОВЗ и инвалидностью всех нозоло­гий имеют возможность обучаться в группах вместе с обычными студентами по всем специальностям и направлениям перечисленных выше институтов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В ряде случаев применяется некоторый аналог модели ГУИМЦ [10, 11], когда инвалиды по слуху после интегрированного обучения в опергруппах колледжа с сурдопере­водом по направлению 15.02.08 «Технология машиностроения» продолжают обучение по системе инклюзивного образования по направлениям бакалавриата: 15.03.05 «Кон­структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 27.03.05 «Инноватика», 28.03.02 «Наноинженерия». Применяется и такая форма инклюзивного обучения, когда спецгруппы из двух (первый курс) и шести (второй курс) студентов с нарушением зрения с диктофонами и раздаточным материалом по Брайлю обучаются в общем потоке по всем дисциплинам, кроме дисциплин адаптационного модуля адаптированного учебного плана по направлению 37.03.01 «Психология» (бакалавриат). Занятия по адаптационным дисциплинам «Основы пространственного ориентирования», «Основы тиф­лоинформатики» и физкультуре проводятся только в спецгруппах.

Другой особенностью системы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ВлГУ является наличие модели структурно-функциональных связей между подразделениями университета, обеспечивающих образовательно-реабилитационную деятельность со студентами с инвалидностью и ОВЗ на основе паспортизации доступности и формирования условий беспрепятственного доступа студентов с инвалидностью и ОВЗ к объектам социальной инфраструктуры университета.

Внедрение модели структурно-функциональных связей связано с необходимостью организации обучения 137 студентов с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий по специальностям и направлениям в 12 институтах и колледже университета, которые располагаются в 11 учебно-лабораторных и 3 спортивных корпусах. Социальная инфраструктура университета включает в себя 11 студенческих общежитий, санаторий-профилакторий, студенческую поликлинику, бассейн, загородный спортивно-оздоровительный лагерь, научную библиотеку с электронными читальными залами, культурный центр и комбинат питания.

Всего ЦПОИ ВлГУ закончили 247 инвалидов по слуху и более 10 слабовидящих. 20 выпускников получили дипломы с отличием. Один выпускник ЦПОИ в 2010 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. В 2006 г. факультет информационных технологий по специальности «Электронно-вычислительные машины» окончил Валерий Спиридонов, который планирует стать первым в мире человеком, которому сделают операцию по трансплантации головы.

Порядок и особые условия организации и реализации образовательной деятельности ВлГУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, осваивающих образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, вне зависимости от форм обучения и получения образования, определяются соответствующим Положением, утвержденным приказом ректора. Создание условий по обеспечению и реализации образовательно­реабилитационных программ интегрированного и инклюзивного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам профессионального и высшего образования в университете организационно и методически сопровождается учебно-методическим управлением и ЦПОИ.

Общее руководство деятельностью университета по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется ректором университета А.М. Саралидзе. Координация и контроль работы структурных подразделений университета, обеспечивающих инклюзивное образование студентов с ОВЗ и инвалидностью, выполнение программы «Доступная среда», повышение квалификации и переподготовки кадров, содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников с ОВЗ и инвалидностью, осуществляются соответственно проректорами по образовательной деятельности, административно-хозяйственной работе и стратегическому партнерству.

В 2015 г. впервые на первый курс по программе бакалавриата приняты 7 инвалидов по зрению: шесть - на направление 03.03.00.62 «Психология» (кафедра ПЛ и СП) и один - на направление 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» (ЦПОИ). В 1975 г. Владимирский педагогический институт, с 2011 г. входящий в состав ВлГУ, участвовал в эксперименте, проводимом А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдо­вым, Э.В. Ильенковым и А.И. Мещеряковым по обучению четырех слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова с участием Л.Ф. Обуховой и А.Е. Пальтова [6; 7].

В 2014 г. сотрудниками ЦПОИ, НОЦ «Ин­клюзивное образование» и преподавателями кафедры ПЛ и СП университета при сотрудничестве с университетом управления «ТИСБИ» (г. Казань) была разработана и апробирована программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения», рассчитанная на формирование у учащихся осознанного выбора будущей профессии [3]. Реализация программы происходила на базе школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей. В проекте приняли участие 18 школьников 9-12 классов.

Реализация инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения в настоящее время осуществляется кафедрой ПЛ и СП и НОЦ «Инклюзивное образование» с применением специальных оборудования и материалов (принтер Брайля Everest-D V4 с соответствующим програмным обеспечением и расходными материалами, магнитный набор «Ориентир», программа экранного доступа Jaws for Windows, дисплей Брайля Focus, метр складной с рельефными делениями и др.).

Для выявления специфики профессионально-личностного развития психолого- акмеологических компонентов структуры личности студентов с аудиальными ограничениями (ограничения в восприятии и переработке информации, полученной через слуховой канал) в период с 2005 по 2014 гг. на базе ВлГУ и ЦПОИ Е. Б. Акининой проводились соответствующие исследования [1]. Впервые к исследованию структуры личности студентов вуза, имеющих аудиальные ограничения, был применен психолого-акмеологический подход; введено понятие «психолого-акмео- логические особенности личности» студента технической специальности вуза, имеющего ограничения слуха, под которыми подразумеваются сохранные биологические и психологические функции, сильные стороны личности инвалида по слуху (мотивы и ценности, сохранные интеллектуальные функции и волевые ресурсы личности), непосредственно обеспечивающие продуктивность учебно­профессиональной деятельности в условиях стесненной свободы жизнедеятельности и способствующие достижению уровня «акме».

Выборку составили студенты второго и третьего курсов в возрасте от 18 до 25 лет. Общее количество испытуемых - 161 человек. Из них 106 человек (66 юношей и 40 девушек) являлись инвалидами второй и третьей групп (инвалиды с детства) и имели стойкие двусторонние нарушения слуха разной степени тяжести, а 55 человек (49 юношей и 6 девушек) не имели таковых нарушений. Все студенты получали образование по следующим техническим специальностям: «Автоматизация технологических процессов и производств», «Управление и информатика в технических системах», «Информационные системы и технологии».

В результате исследований была создана интегративная двухуровневая психолого- акмеологическая модель личности студента технической специальности вуза, имеющего аудиальные ограничения, в основе которой лежит единство индивидно-деятельностных и личностных компонентов: морально-нравственного, эмоционально-волевого, интеллектуально-волевого, коммуникативного, компонента специфически-деятельностных качеств, компонента направленности личности и самооценки, самоотношения, личностных качеств, интеллектуального компонента и компонента индивидуально-типологических качеств личности.

Применение полученных результатов, в контексте психолого-акмеологического знания проблем профессионального развития студентов с аудиальными ограничениями, позволяет повысить эффективность учебно­профессиональной деятельности и существующих образовательных программ.

В период с 2013 по 2016. г. преподавателями выпускающих кафедр и ЦПОИ для студентов-инвалидов различных нозологий разработаны адаптированные ОПОП, учебные планы и рабочие программы по всем дисциплинам учебных планов по направлениям подготовки: 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» (бакалавриат), 15.04.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» (магистратура), 15.03.05 «Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств» (бакалавриат), 27.03.05 «Инноватика» (бакалавриат), 15.02.08 «Технология машиностроения» (на базе 9 классов), 37.03.01 «Психология» (бакалавриат) и др.

Выпускающими кафедрами совместно с ЦПОИ и НОЦ «Инклюзивное образование» обеспечивается включение в вариативную часть учебных планов адаптационных дисциплин (модулей) для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ.

По программам бакалавриата и магистратуры соответственно: русский язык и слухо­речевая коммуникация / русский язык и культура речи, основы социальной интеграции и когнитивного сопровождения образовательной деятельности, основы пространственной ориентации [5], основы тифлоинформатики, технологии специальных возможностей и без- барьерной среды, правовые основы медико­социальной реабилитации, основы психологии и валеологии, основы деловой этики и корпоративной культуры; технологии социальной интеграции в условиях образовательной и трудовой деятельности, ассистивные устройства и технологии в образовательном процессе студентов с нарушениями слуха.

Одной из основных задач повышения эффективности реализации и развития инклю­зивного образования в ВлГУ является разработка и внедрение технологии сопровождения, состоящей из следующих направлений.

1.    Создание системы поддержки учебного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью, включающей в себя:

• обеспечение материально-технических условий доступа лицам с ОВЗ (см. на сайте университета: паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, план действий ВлГУ по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года);

• ресурсное обеспечение в виде учебно­методического комплекса дисциплин (учебно­методическое управление, выпускающие и обеспечивающие кафедры, ЦПОИ, НОЦ «Ин­клюзивное образование», центр электронного обучения, электронная библиотечная система);

• организационно-техническое и программное обеспечение работы компьютерных классов, электронной библиотечной системы (см. на сайте ВлГУ: Образовательно-информационный центр федеральной компьютерной сети, Региональный центр новых информационных технологий (РЦНИТ), Информационно­вычислительный центр (ИВЦ));

• коррекционную поддержку (ЦПОИ, кафедра ПЛиСП, НОЦ «Инклюзивное образование»), сурдоперевод (8 сурдопереводчи­ков); тифлообеспечение (1 тифлоперевод­чик); тьюторинг (сертифицированными преподавателями, прошедшими ПК в виде вебина- ров Международной тьюторской школы); записывание учебного материала (волонтеры);

• формирование перечня материально­технического обеспечения по обучению инвалидов с нарушениями слуха на базе Научно­образовательного центра автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства машиностроительных изделий (НОЦ АКТПП), учебно-научного центра новых инженерных технологий (УНЦ НИТ), ин­жинирингового центра использования лазерных технологий в машиностроении и лаборатории систем ЧПУ.

2. Создание университетского ресурсного учебно-методического центра для лиц с ОВЗ и инвалидностью как организационной структуры сопровождения учебного процесса с использованием электронных средств обучения на основе разработанных адаптированных учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) в электронном виде по адаптированным учебным планам набора 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. направлений бакалавриата, специ- алитета, магистратуры и КИТП, размещаемых на основе платформы MODDL на портале Управления мониторинга и оценки качества с ограниченным доступом; центра дистанционного; центра дистанционного обучения; центра электронного обучения; электронной библиотечной системы; регионального центра новых информационных технологий.

3. Реализация дистанционных образовательных технологий для студентов с ОВЗ с помощью Центра дистанционного обучения, института координаторов и соответствующего информационного образовательного портала.

4. Проведение аудиторных занятий с глухими и слабослышащими студентами ЦПОИ с помощью иллюстративно-демонстрационного метода учебной работы, характеризующегося применением ординарных технологий обучения (сурдоперевод), ИТО (CALS, CASE, OLAP и OLTP - компьютерные технологии интеллектуальной поддержки, в частности, принятия управленческих решений) и ВТО (анимация, демонстрация наглядных и интерактивных материалов с помощью мультимедийных и дистанционных образовательных технологий). Используются две мультимедийные аудитории, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, радио­класс, телевизионные устройства, документ- камера и интерактивные доски Activ Board с пультами дистанционного управления, реализующих ИТО. Имеется возможность записи видеолекций с сурдосопровождением. В соответствии с дорожной картой по «Доступной среде» в актовом зале и 3-х аудиториях запланировано размещение стационарных индукционных петель и систем свободного звукового поля.

5. Подготовка ППС университета к работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью.

• В начале учебного года в обязательном порядке в соответствии с приказом ректора университета проводится инструктаж ППС и сотрудников административных и хозяйственных подразделений, разработанный ЦПОИ и НОЦ «Инклюзивное образование».

• Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) университета регулярно проводятся курсы повышения квалификации. В частности, с 15 февраля по 17 мая 2016 г. в ИПКиПК организован курс повышения квалификации по программе «Теория и практика инклюзивного образования».

•  Прохождение переподготовки ППС ВлГУ в ФГБОУ ВО МППУ на основе сетевого взаимодействия с ВлГУ по инклюзивному образованию, организованного на основе методических рекомендаций [9] и соответствующего соглашения о двустороннем сотрудничестве.

6. Организация внеучебной и воспитательной работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью в университете (Отдел по воспитательной и социальной работе «Управления по воспитательной работе и связям с общественностью»):

• привлечение студенческой молодежи к активным формам досуга и создание условий для активизации межличностных и коллективных отношений в среде студентов ВлГУ;

• организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами ВлГУ, проведение мероприятий в рамках направлений работы;

• воспитательная работа со студентами, профилактика девиантного поведения и правонарушений студентов;

• содействие деятельности студенческого самоуправления ВлГУ;

• развитие системы информационного обеспечения внеучебной работы и молодежной политики.

Студенты-инвалиды принимают активное участие в культурной и спортивной жизни университета: Анна Федулова и Владимир Майоров - мастера спорта международного класса, чемпионы и призеры зимних Олимпийских игр и первенства Европы среди глухих; Юля Халафова - заслуженный мастер спорта, бронзовый призер по тхэквондо на сурдоолимпийских играх в Таиланде, Лариса Царева - призер чемпионатов России, мира и сурдоолимпийских игр по боевым искусствам; Барышева Екатерина - чемпионка Мира 2016 года по пулевой стрельбе среди глухих спортсменов; Труфанов Алексей - призер региональных чемпионатов по шахматам, Иван Константинов - чемпион России 2017 года по греко-римской борьбе среди глухих и слабослышащих спортсменов и.т.д.

Наши студенты - активные участники, лауреаты и победители фестивалей: жестовой песни «Поющие руки», «Студенческая весна», «Янтарные звезды», студенческого конкурса «Мартовские коты», конкурса КВН «Владимирская капель» и др.

7.   Оказание студентам-инвалидам по слуху помощи по проведению аудиологической диагностики, лечению, протезированию и микрохирургии уха ( Сурдологический центр микрохирургии уха, ОКБ, г. Владимир).

8. Создание достойных условий проживания студентов с ОВЗ и инвалидностью по слуху и зрению: в общежитиях № 6 и № 12 выделены специальные этажи с особыми условиями проживания, оборудованные сигнализацией; проведен текущий ремонт этих этажей; все комнаты и места общего пользования оснащены новой мебелью и всем необходимым инвентарем.

9. Предоставление студентам с ОВЗ и инвалидностью возможности отдохнуть и поправить свое здоровье без отрыва от учебы. (санаторий-профилакторий и поликлиника со стационаром)

10. Повышение показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на основе:

•           разработанного в 2016 г. паспорта доступности для инвалидов объектов ВлГУ и предоставляемых услуг в сфере образования. Обучающимся с ОВЗ и нвалидностью обеспечен доступ во все здания института, в которых осуществляется образовательная деятельность с предоставлением услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего необходимую техническую помощь;

• последовательной реализации плана действий ВлГУ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ВлГУ и предоставляемых на них услуг на период до 2030 г., который состоит из пяти разделов: паспорта плана действий ВлГУ по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 г.; общей характеристики сферы реализации по итогам на март 2016 г, целей и задач для повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов ВлГУ и предоставляемых на них услуг; перечня мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов ВлГУ и предоставляемых на них услуг; таблицы повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Реализация программы планируется в три этапа: I этап - 2016-2020 гг., II этап - 2021-2025 гг., III этап - 2026-2030 гг.

11.    Информационное обеспечение социально-психологического сопровождения на основе разработки, совершенствования и внедрения:

•  портала инклюзивного образования;

• автоматизированной информационной системы регионального Центра прогнозирования и содействия трудоустройству выпускников (РЦПСТВ) по трудоустройству молодых специалистов с ОВЗ и инвалидностью. Вопросы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью в университете решаются совместно выпускающими кафедрами, ЦПОИ и РЦПСТВ, созданным в рамках реализации проекта «Модернизация системы профессионального образования Владимирского региона». Организация совместной работы ВлГУ и Центра занятости населения по содействию занятости инвалидов и по повышению уровня их трудоустройства находится под постоянным контролем координационного совета по делам инвалидов, департаментов по труду и занятости и социальной защите населения Администрации Владимирской области. В частности, разработана «Дорожная карта» по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью. Проводится активное взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями во Владимирской области и других субъектах Российской Федерации;

• Владимирского регионального диспетчерского центра связи для глухих, осуществляющего следующие услуги: передача и предоставление информации, оказание помощи в оформлении документов, вызов служб экстренной помощи, скорой помощи, полиции, врача на дом, специалистов ЖКХ и др.;

системы консультативных услуг на основе правового консультативного центра при Юридическом институте ВлГУ (Юридическая клиника, ВлГУ).

Заключение

В целом, комплексный план организации образовательного процесса в ВлГУ для инвалидов и лиц с ОВЗ, в соответствии с известными методическими рекомендациями по организации учебного процесса интегрированного и инклюзивного профессионального образования инвалидов, включает в себя мероприятия: по разработке локальных нормативных актов; кадровому обеспечению и подготовке кадров; работе с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ; обеспече-

Литература

  1. Акинина Е.Б. Психолого-акмеологические особенности профессиональноличностного развития студентов с аудиальными ограничениями: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13. Кострома, 2014. 28 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  3. Егоров И.Н., Филатова О.В., Черкасова И.П., Акинина Е.Б. Программа профильной допрофессиональной подготовки школьников с нарушениями зрения: метод. материалы. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 123 с.
  4. Мещерякова А.В., Акинина Е.Б., Черкасова И.П. Формирование пространственных представлений у лиц с глубокими нарушениями зрения средствами GPS-навигации» // Современное состояние и перспективы развития специальной педагогики и психологии. Сборник материалов Всероссийской НПК с межд. участием (25 мая 2016 г.). Владимир: ВлГУ, 2016. С. 69–72.
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт; МГППУ, 2011. 460 с.
  7. Сергеев А.Г., Егоров И.Н., Кечин В.А., Монахов М.Ю., Сетевое взаимодействие вузов по инклюзивному образованию: метод. рекомендации / Под ред. С.В. Панюковой, В.С. Сергеевой. М.: МГППУ, 2016. 44 с.
  8. Станевский А.Г Теоретико-методологические аспекты развития     распределенных      информационных образовательных систем для инвалидов по слуху: монография. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2005. 288 с. ISBN 5-7038-2670-5.
  9. Станевский А.Г. О деятельности Головного учебно-исследовательского и  методического центра   профессиональной    реабилитации    лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) МГТУ имени Н.Э. Баумана // Российский союз ректоров [Электронный ресурс]. URL: http://rsr-online.ru/o_commicii6.php (дата обращения: 29.03.2016).
  10. Федоров И.Б., Сергеев А.Г., Егоров  И.Н., Кечин В.А., Станевский А.Г. Система непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования инвалидов по слуху: монография. М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2005. 293 с. ISBN 5-7038-2671-3.
  11. Egorov  I.N.  Web-Based   Learning   Technology in the Centre of Education of Deaf. Technology and Deaf Education. Exploning Instructional and Access Technologies an International Symposium/USA, Rochester Institute of Technology. 2010. June 21–23. ABSTRACTS@SUMMARIES, 2010. Р. 44–45.

Информация об авторах

Егоров Игорь Николаевич, директор, Центр профессионального образования инвалидов, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, e-mail: egorovmtf@mail.ru

Панфилов Алексей Александрович, проректор по образовательной деятельности, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Панфилов Алексей Николаевич, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии и педагогики, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет, Елабуга, Россия, e-mail: panfiloval@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2125
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 806
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0