Социальная реабилитация инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития

267

Аннотация

Методические работы о реабилитационном потенциале инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) не всегда вписываются в те услуги, которые реально оказывают специалисты государственных учреждений. Основными средствами поддержки индивида с ТМНР являются специальная психолого-педагогическая помощь и социальная реабилитация, которые осуществляются специалистами в тесном сотрудничестве с близкими человека. Комплексное психолого-педагогическое изучение всей группы инвалидов с ТМНР, выявление наиболее типичных характеристик каждого, учёт наиболее устойчиво проявляющихся особенностей физического и психического развития позволяют специалистам выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами социального учреждения, в кото- ром инвалид получает помощь. Это необходимо для правильной организации коррекционно-развивающей среды, где каждый элемент (гигиенические процедуры, занятия) строится на принципах развивающего воспитания, а итогом которого должна стать самостоятельная или сопровождаемая практическая деятельность во взрослой жизни. Исследование посвящено изучению проблем взаимодействия семей, имеющих на попечении инвалида с ТМНР, с органами социальной защиты, здравоохранения и возможностям их решения. Полученные данные показали, что семьи с инвалидами с ТМНР относятся к одной из самых социально уязвимых категорий среди семей с лицами с особыми возможностями здоровья. Как показало исследование, отсутствуют единые подходы к организации комплексного сопровождения лиц с ТМНР. Необходимо расширение сферы социальных услуг для данной категории лиц с инвалидностью с целью повышения их мобильности, коммуникации, социальной и бытовой адаптации, а также возможности обучения. В целом это должно быть направлено на преодоление бытовой и социальной зависимости от окружающих и повысить уровень социализации лиц с ТМНР, в особенности базируясь на таких новых технологиях, как дневное пребывание, посильное профессиональное обучение с трудоустройством, сопровождаемое проживание как определяющих для социальной реабилитации.

Общая информация

Ключевые слова: инвалиды, тяжелые множественные нарушения развития, семья

Рубрика издания: Исследования в области социальной работы

Для цитаты: Первова И.Л., Келасьев В.Н. Социальная реабилитация инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 34. № 2. С. 76–83.

Литература

  1. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 15. С. 141–160.
  2. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 12.08.2020).
  3. Евтеева Н. В., Налескина С. М. Модель организации обучения подростков и молодых людей с тяжёлыми наруше- ниями развития навыкам самостоятельного проживания: опыт Хабаровского края // Сборник материалов II Всерос- сийской научно-практической конференции, 22–24 ноября 2017 года, Москва. М.: МГППУ, 2017. Т. 22. С. 363–368.
  4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
  5. Ильина С. Ю., Шумская Н. А. Сопровождение детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания // Специальное образование. 2017. № 4 (30). С. 104–120.
  6. Ильченко Е. В. Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью: автореф. дис. ...канд. социол. наук: 22.00.04 / Сев.-Кавказ. федер. ун-т. Ставрополь, 2013. 25 с.
  7. Карякина О. И., Карякина Т. Н. Основы реабилитации инвалидов: учеб. пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. 88 с.
  8. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
  9. Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
  10. Кочетова А. П. Трудовая деятельность молодых людей с тяжёлыми множественными нарушениями // Hормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии. 2015. Вып. 6. С. 136–138.
  11. Лисовская Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжёлыми множественными нарушени- ями развития в Республике Беларусь: дис. … докт. пед. наук: 13.00.03. ЛГУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2017. 396 с.
  12. Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.03. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2006. 42 с.
  13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523 (дата обращения: 18.09.2020).
  14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 18.09.2020).
  15. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/112 (дата обращения: 19.09.2020).
  16. Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2. С. 8.
  17. Скрипниченко В. В. Адаптивная образовательная среда как условие формирования коммуникативных навыков у учащихся с множественными нарушениями развития: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. Астраханский государ- ственный университет. Астрахань, 2006. 176 с.
  18. Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимально концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2 (1). С. 7–28.
  19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Росстат. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities (дата обращения: 21.09.2020).
  20. Царёв А. М. Система педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в усло- виях лечебно-педагогического центра: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2005. 180 c.
  21. Alquraini T. Critical components of successful inclusion of students with severe disabilities: literature review. International journal of special education, 2012, 27 (1), pp. 43–59.

Информация об авторах

Первова Ирина Леонидовна, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и практики социальной работы, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: pervovai@mail.ru

Келасьев Вячеслав Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики социальной работы, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: v.kelasev@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 422
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 267
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1