Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 161–168
doi:10.17759/pse.2017220118
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного заказа Министерства образования и науки РФ (проект 2016-01.04-05-020 – Ф-35.001) «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
Ключевые слова: информационно-аналитическое сопровождение, инклюзивное образование, модель сопровождения, лицо с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика издания: Мониторинги
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220118
Для цитаты: Карпушкина Н.В. Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 161–168. DOI: 10.17759/pse.2017220118
Полный текст
Реализация инклюзивного высшего образования в России является инновационным проектом. Это определяет потребность в создании как общей методологии разработки и продвижения инклюзивных процессов в высшем образовании, так и конкретных предложений организационно-содержательного характера [1; 2; 4; 7; 8; 9].
Комплексное решение проблемы обеспечения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью может быть достигнуто путем разработки и реализации модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью региональными ресурсными центрами высшего образования для инвалидов. Это будет способствовать формированию толерантного «безбарьерного» пространства вуза, обеспечивающего условия для обучения, социализации и самореализации лиц с ОВЗ и инвалидностью [1; 3; 4].
Эффективное управление процессами толерантного «безбарьерного» пространства невозможно без создания информационноаналитической инфраструктуры, позволяющей системно структурировать информационные потоки, используя современные компьютерные технологии.
Несмотря на отдельный опыт организации и функционирования региональных ресурсных центров высшего образования инвалидов на базе ведущих вузов России, еще не сложился единый механизм их деятельности, направленный на систематизацию взаимодействия, сотрудничества, сопровождения, координации, аналитики, научно-обоснованного прогнозирования инклюзивных процессов в вузе [4; 5; 7; 8].
В связи с этим целью нашего исследования является разработка и апробация модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответственно этому были сформулированы следующие задачи.
1. Разработка методологических подходов к моделированию толерантного «безбарьерно- го» пространства, обеспечивающего условия для обучения, социализации и самореализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
2. Проектирование и обеспечение взаимодействия всех участников инклюзивного процесса в высшей школе.
3. Разработка подходов к реализации комплексного информационно-аналитического сопровождения (адаптационно-ориентационного - довузовского), организационно- координационного, психолого-педагогического, учебно-методического, социокультурного, информационно-технологического, медицинско-оздоро- вительного, послевузовского) основных субъектов, включенных в инклюзивные процессы вуза.
4. Разработка и апробация информационного Портала инклюзивного образования как инструмента информационно-аналитического сопровождения.
В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа и обобщения, экспертной оценки и мониторинга.
Разработка модели информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования осуществлялась с учетом инновационного опыта российских и зарубежных вузов.
В ведущих вузах Западной Европы и США обеспечивается специальное информационно-аналитическое сопровождение, включающее современные информационнокоммуникационные системы. Информационно-аналитическое сопровождение высшего образования инвалидов представлено значительной ресурсной базой, разработаны алгоритмы сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Организацию информационноаналитического сопровождения инклюзивного высшего образования осуществляют специальные административные структуры вуза, а также общественные организации, студенческие сообщества [1; 2; 9; 10].
Структура и функции информационноаналитического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в России представлены специальным разделом на сайте вузов, отражающим наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. В ведущих вузах, реализующих инклюзивную практику, разработаны программы довузовской подготовки и поствузовского сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Практика информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования включает и использование уникального ресурсного обеспечения. Так, в МГТУ имени Н.Э. Баумана студенты с нарушениями слуха могут обратиться к услугам Сурдопортала, используют в обучении специальные интерактивные книги [4; 5; 7; 8].
На основе анализа опыта ведущих отечественных и зарубежных вузов были разработаны методологические подходы к моделированию информационно-аналитического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Модель информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования основана на таких подходах как:
- системно-синергетический;
- средовый;
- аксиологический;
- социально-конструктивный.
Инклюзивный подход рассматривается
как методологическое основание «диффузного» проникновения инклюзивной культуры как базовой в становлении нового типа открытого «безбарьерного» образования, внедрения новой структуры взаимодействия всех участников инклюзивного процесса. Такое образование не заменяет и не подменяет систему специального образования инвалидов и рассматривается не только с позиции «необходимости» для лиц с ограниченными возможностями, но и с позиции нового качества образования для всех категорий обучающихся в вузе.
Системно-синергетический подход, развивая идеи инклюзивного подхода, обозначает его новые грани в контексте синергетической парадигмы как методологии универсального характера:
- раскрывает нелинейные механизмы взаимодействия регионального ресурсного центра высшего образования инвалидов с вузом в аспекте самоорганизации сверхсложных, открытых, нелинейно развивающихся систем;
- актуализирует существенные признаки системы: целостность, наличие составных элементов, их структурированность, связанность элементов системы, эмерджентность, динамичность, функциональность, устойчивость;
- реальный отклик получают идеи эффективного, мягкого управления через создание толерантного «безбарьерного» пространства, создающего условия для обучения, социализации и самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Такое пространство представляет собой «коридор возможностей» (Е.Н. Князева) личностного движения в режиме «самоуправляемого развития».
- определяет соотношение субъекта и многомерного «безбарьерного» пространства вуза как способов со-бытия (М.М. Бахтин), совместимости и единства (М. Хайдегер), подлинной ситуации развития: возникновения, развития, смены одних форм единства другими формами, более сложными и более высокого уровня (В.И. Слободчиков).
При реализации средового подхода реальный отклик получают идеи влияния социального окружения на формирование личности ребенка с ОВЗ.
Среда выступает способом организации межсубъектного взаимодействия всех участников инклюзивного процесса в вузе, между которыми устанавливаются разноплановые взаимосвязи. Принципиально важно, что интегративным критерием качества среды выступает ее способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса равные возможности для эффективного личностного самоопределения, самообразования и саморазвития.
Аксиологический подход связан с осознанием ценности личности человека, недопустимости нарушения прав людей на основе их особенностей (к числу которых относится инвалидность).
Инклюзивные процессы задают образованию новые ценностно-смысловые ориентиры, основанные на коэволюционной системе ценностей, предполагающей осознание единства людей, необходимости сотворчества в их отношениях.
Условием такого единства выступает феномен толерантности как «универсальный механизм построения культуры человеческих отношений» (Н.М. Борытко), основанный на взаимоуважении, взаимопонимании, сотрудничестве, способности понимать и принимать чувства других людей. Толерантные отношения строятся на основе особого рода понимания («узрения чужой индивидуальности») как симпатического понимания (Г.Г. Шпет), ответственной «участности» (М.М. Бахтин).
Социально-конструктивный подход обеспечивает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различные социальные конструкции. Процессы социализации обусловливают адаптацию и интеграцию обучающихся в окружающей среде, определяют стремление личности к самоактуализации. Социальные конструкции вуза восстанавливают или воссоздают заново целостные жизненные взаимосвязи людей с ограниченными возможностями, обеспечивая им условия для ведения максимально самостоятельной, независимой жизни.
В основу разработки модели информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования положены следующие принципы.
1. Принцип расширения и формирования толерантного «безбарьерного» пространства, его реализация - обеспечивает условия для обучения, социализации и самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Формирование такого пространства предполагает квалифицированное научное обоснование и сопровождение.
2. Принцип восходящего развития - нацелен на обеспечение личностного роста каждого обучающегося через процессы адаптации и интеграции от самоактуализации к самоопределению и самореализации своих потенций и способностей. Процесс саморазвития субъекта рассматривается как результат «резонансных совмещений» внутриличностного становления, качественных новообразований и внешних побуждающих воздействий толерантного «безбарьерного» пространства вуза.
3. Принцип субъектности и социализации - предполагает осуществление процессов социализации и субъектификации, которые при их сбалансированности являются условием становления инклюзивного высшего образования. Принцип актуализирует идеи субъектности, субъектного опыта, отраженной субъектности, едино- множия форм субъектности, гармонии общественного и личностного, вовлечения обучающихся в пространственно-дифференцированный мир значимых связей и отношений.
4. Принцип мотивированности и активности - предполагает развитие мотивации и потребности обучающихся инвалидов как к активному включению в образовательные процессы, так и приобретению субъектного социального опыта, осознанию своей принадлежности к определенному профессиональному и культурному сообществу.
5. Принцип диалогичности - предполагает включение в диалог (систему взаимодействия) всех институциональных участников инклюзивного процесса: обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей, научно-педагогических работников вуза, различных структурных подразделений вуза, работников регионального ресурсного центра, учреждений дополнительного образования, работодателей и т. д.
6. Принцип проектной предопределенности - повышение качественных и количественных результатов в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе является следствием системного информационно-аналитического сопровождения всех участников образовательного процесса.
7. Принцип вариативности - связан с наличием реальных альтернатив при разработке индивидуальных образовательных траекторий и групповых образовательных маршрутов с учетом физических, психических и личностных особенностей обучающихся.
8. Принцип компетентности - предполагает владение каждым преподавателем высшего учебного заведения специальными педагогическими компетенциями, необходимыми для реализации идей инклюзивного образования.
9. Принцип информационной открытости - предполагает предоставление доступа к информации, связанной с планированием, организацией, мониторингом инклюзивных процессов вуза.
10. Принцип непрерывности - предполагает формирование непрерывной системы адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ от довузовской подготовки до достижения определенного социального статуса после обучения в вузе.
Таким образом, информационно-аналитическое сопровождение можно определить как целостную, системно организованную деятельность по аналитическому изучению, прогнозированию, диагностическому целеполага- нию, проектированию, оценке, сбору и распространению информации при реализации инклюзивного образования в вузе [1].
Информационно-аналитическое сопровождение деятельности организаций высшего образования по обучению инвалидов, согласно разработанным методологическим подходам, осуществляется по следующим направлениям:
1) адаптационно-ориентрирующее (довузовское ) сопровождение;
2) организационно-координационное сопровождение;
3) психолого-педагогическое сопровождение;
4) учебно-методическое сопровождение;
5) социально-культурное сопровождение;
6) информационно-технологическое сопровождение;
7) медицинско-оздоровительное сопровождение;
8) профессионально-направленное (послевузовское) сопровождение.
Субъектами информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования являются лица с ОВЗ и инвалидностью, родители, научно-педагогические работники и сотрудники структурных подразделений вуза, работодатели.
Направления и содержание информационно-аналитического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью представлены в табл. 1 на примере лиц с нарушениями зрения.
Таким образом, предпринятое нами исследование, посвященное разработке модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, убедительно показывает необходимость тиражирования и внедрения разработанных подходов.
В то же время остаются актуальными вопросы:
• анализ и продвижение нормативно-правовой документации по проблемам инклюзивного высшего образования;
• определение необходимых ресурсов для решения задач информационно-аналитического сопровождения инклюзивного образования (материальные, кадровые ресурсы и т. д.);
• разработка и внедрение инновационных проектов информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;
• разработка краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных прогнозов развития инклюзивного образования в вузе; разработка и обоснование системы взаимодействия всех институциональных участников инклюзивного процесса: обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью, их родителей, научнопедагогических работников вуза, различных структурных подразделений вуза, работников регионального ресурсного центра, учреждений дополнительного образования, работодателей.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного заказа Министерства образования и науки РФ (проект 2016-01.04-05-020 - Ф-35.001) «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
Таблица 1
Информационно-аналитическое сопровождение инвалидов и лиц с нарушениями зрения
Направление |
Характеристика |
Адаптационно ориентационное (довузовское) |
Создание и информационно-техническое обеспечение специальной консультативной службы, помогающей студентам с ОВЗ с выбором профиля подготовки. Организация информирования о специальных программах довузовской подготовки лиц с ОВЗ. Разработка алгоритмов, пошаговых инструкций для поступающего в вуз. Разработка сервисов «обратной связи», онлайн консультирования с учетом особенностей лиц с нарушениями зрения |
Организационно координационное |
Создание центра по поддержке и оказанию помощи студентам с ОВЗ, занимающегося общей координацией работы, оказанием консультационных, информационнотехнических услуг. Обеспечение работы информационного бюллетеня для студентов с ОВЗ. Создание электронного гида, предоставляющего информацию об адаптации среды образовательного учреждения для студентов с нарушениями зрения |
Психолого педагогическое |
Создание специальных сайтов, содержащих информацию об образовательных программах высшего образования, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ. Разработка ресурсов, информирующих о специальных службах, специалистах, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями зрения (тьюторы, ассистенты, сурдопереводчики, психологи, дефектологи) |
Учебно методическое |
Разработка системы электронного обучения, адаптированного к психофизиологическим особенностям лиц с нарушениями зрения, создание специальных электронных образовательных продуктов (учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов). Обеспечение работы специальных онлайн сервисов и услуг для инвалидов в библиотеке |
Социокультурное |
Разработка специального сайта, содержащего актуальную новостную информацию, анонсы событий, мероприятий, адресованных лицам с ОВЗ, пост-релизы. Создание информационного ресурса, содержащего описание проектов вуза для студентов с ОВЗ (волонтерские программы, трудоустройство, карьерное развитие и др.) |
Информационно технологическое |
Использование современных компьютерных тифлотехнологий, базирующихся на комплексе аппаратных и программных средств, сенсорных информационных терминалов с различными режимами подачи информации, специальных информационных электронных ресурсов - гидов (навигационных систем), предоставляющих информацию о местах, оборудованных для студентов с нарушениями зрения. Разработка специального сайта, содержащего информацию о наличии специальных технических и программных средств обучения лиц с нарушениями зрения. |
Медицинско- оздоровительное |
Создание специального электронного ресурса, содержащего информацию об условиях обучения в вузе студентов с нарушениями зрения (медицинское обслуживание, туристические проекты и др.). Размещение на портале университета информации о сетевых партнерах, организациях, занимающихся оказанием услуг по медицинскому обслуживанию, реабилитации лиц с нарушениями зрения |
Профессионально направленное (послевузовское) |
Создание и информационно-техническое обеспечение специального портала, организующего консультирование студентов с ОВЗ по вопросам карьеры и трудоустройства. Размещение на портале вуза информации о потенциальных работодателях, презентаций работодателей, ссылок на общественные организации, специализирующиеся на оказании консультационной помощи в поиске работы студентам с нарушениями зрения. Создание специального сайта, содержащего информацию о проектах вуза для студентов с ОВЗ (портфолио достижений, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, встречи с работодателями, проведение специальных курсов, тренингов и др.). Организация информирования об адаптированных образовательных программах магистратуры и аспирантуры, программах дополнительного профессионального образования |
Литература
- Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 53. Ч. 6. Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 190–200.
- Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы и России // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. С. 31–39.
- Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 19.11.2016).
- Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах России // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 23–31.
- Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Сравнительный анализ развития системы инклюзивного высшего образования в России и Германии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 53. Ч. VII. С. 340–349.
- Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 37 (79). С. 92–95.
- Медведева Е.Ю. Кудрявцев В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. С. 481–488.
- Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процесса реализации инклюзивного высшего образования в вузах Российской Федерации // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 23–31.
- Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru / issues/2016/10/72155 (дата обращения: 19.11.2016).
- Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование
// Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С.
115–126.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2335
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 916
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1