Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России*

916

Аннотация

В статье дано описание современных подходов к моделированию информационно-аналитического сопровождения высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Представлена модель информационно-аналитического сопровождения студентов с инвалидностью в зависимости от нозологии, подробно описаны структурные компоненты информационно-аналитического сопровождения. Утверждается, что основными направлениями информационно- аналитического сопровождения лиц с ОВЗ являются: адаптационно-ориентирующее (довузовское), организационно-координационное, психолого- педагогическое, учебно-методическое, социально-культурное, медицинско- оздоровительное, профессионально-направленное (послевузовское) и др. Подробно характеризуется содержание указанных направлений для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Отмечается, что основой моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования стали принципы: расширения и формирования толерантного «безбарьерного» пространства, субъектности и социализации, мотивированности и активности, диалогичности, вариативности, информационной открытости.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного заказа Министерства образования и науки РФ (проект 2016-01.04-05-020 – Ф-35.001) «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».

Ключевые слова: информационно-аналитическое сопровождение, инклюзивное образование, модель сопровождения, лицо с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Мониторинги

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220118

Для цитаты: Карпушкина Н.В. Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 161–168. DOI: 10.17759/pse.2017220118

Полный текст

 
 
 

Реализация инклюзивного высшего образования в России является инновационным проектом. Это определяет потребность в создании как общей методологии разработки и продвижения инклюзивных процессов в высшем образовании, так и конкретных предложений организационно-содержательного характера [1; 2; 4; 7; 8; 9].

Комплексное решение проблемы обеспечения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью может быть достигнуто путем разработки и реализации модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью региональными ресурсными центрами высшего образования для инвалидов. Это будет способствовать формированию толерантного «безбарьерного» пространства вуза, обеспечивающего условия для обучения, социализации и самореализации лиц с ОВЗ и инвалидностью [1; 3; 4].

 

Эффективное управление процессами толерантного «безбарьерного» пространства невозможно без создания информационно­аналитической инфраструктуры, позволяющей системно структурировать информационные потоки, используя современные компьютерные технологии.

Несмотря на отдельный опыт организации и функционирования региональных ресурсных центров высшего образования инвалидов на базе ведущих вузов России, еще не сложился единый механизм их деятельности, направленный на систематизацию взаимодействия, сотрудничества, сопровождения, координации, аналитики, научно-обоснованного прогнозирования инклюзивных процессов в вузе [4; 5; 7; 8].

В связи с этим целью нашего исследования является разработка и апробация модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответственно этому были сформулированы следующие задачи.

1.         Разработка методологических подходов к моделированию толерантного «безбарьерно- го» пространства, обеспечивающего условия для обучения, социализации и самореализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.

2.         Проектирование и обеспечение взаимодействия всех участников инклюзивного процесса в высшей школе.

3.         Разработка подходов к реализации комплексного информационно-аналитического сопровождения (адаптационно-ориентационного - довузовского), организационно- координационного, психолого-педагогического, учебно-методического, социокультурного, информационно-технологического, медицинско-оздоро- вительного, послевузовского) основных субъектов, включенных в инклюзивные процессы вуза.

4.    Разработка и апробация информационного Портала инклюзивного образования как инструмента информационно-аналитического сопровождения.

В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа и обобщения, экспертной оценки и мониторинга.

Разработка модели информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования осуществлялась с учетом инновационного опыта российских и зарубежных вузов.

В ведущих вузах Западной Европы и США обеспечивается специальное информационно-аналитическое сопровождение, включающее современные информационно­коммуникационные системы. Информационно-аналитическое сопровождение высшего образования инвалидов представлено значительной ресурсной базой, разработаны алгоритмы сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Организацию информационно­аналитического сопровождения инклюзивно­го высшего образования осуществляют специальные административные структуры вуза, а также общественные организации, студенческие сообщества [1; 2; 9; 10].

Структура и функции информационно­аналитического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в России представлены специальным разделом на сайте вузов, отражающим наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. В ведущих вузах, реализующих ин­клюзивную практику, разработаны программы довузовской подготовки и поствузовского сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Практика информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования включает и использование уникального ресурсного обеспечения. Так, в МГТУ имени Н.Э. Баумана студенты с нарушениями слуха могут обратиться к услугам Сурдопортала, используют в обучении специальные интерактивные книги [4; 5; 7; 8].

На основе анализа опыта ведущих отечественных и зарубежных вузов были разработаны методологические подходы к моделированию информационно-аналитического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Модель информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования основана на таких подходах как:

-           системно-синергетический;

-           средовый;

-           аксиологический;

-           социально-конструктивный.

Инклюзивный подход рассматривается

как методологическое основание «диффузного» проникновения инклюзивной культуры как базовой в становлении нового типа открытого «безбарьерного» образования, внедрения новой структуры взаимодействия всех участников инклюзивного процесса. Такое образование не заменяет и не подменяет систему специального образования инвалидов и рассматривается не только с позиции «необходимости» для лиц с ограниченными возможностями, но и с позиции нового качества образования для всех категорий обучающихся в вузе.

Системно-синергетический подход, развивая идеи инклюзивного подхода, обозначает его новые грани в контексте синергетической парадигмы как методологии универсального характера:

-           раскрывает нелинейные механизмы взаимодействия регионального ресурсного центра высшего образования инвалидов с вузом в аспекте самоорганизации сверхсложных, открытых, нелинейно развивающихся систем;

-           актуализирует существенные признаки системы: целостность, наличие составных элементов, их структурированность, связанность элементов системы, эмерджентность, динамичность, функциональность, устойчивость;

-           реальный отклик получают идеи эффективного, мягкого управления через создание толерантного «безбарьерного» пространства, создающего условия для обучения, социализации и самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Такое пространство представляет собой «коридор возможностей» (Е.Н. Князева) личностного движения в режиме «самоуправляемого развития».

-           определяет соотношение субъекта и многомерного «безбарьерного» пространства вуза как способов со-бытия (М.М. Бахтин), совместимости и единства (М. Хайдегер), подлинной ситуации развития: возникновения, развития, смены одних форм единства другими формами, более сложными и более высокого уровня (В.И. Слободчиков).

При реализации средового подхода реальный отклик получают идеи влияния социального окружения на формирование личности ребенка с ОВЗ.

Среда выступает способом организации межсубъектного взаимодействия всех участников инклюзивного процесса в вузе, между которыми устанавливаются разноплановые взаимосвязи. Принципиально важно, что интегративным критерием качества среды выступает ее способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса равные возможности для эффективного личностного самоопределения, самообразования и саморазвития.

Аксиологический подход связан с осознанием ценности личности человека, недопустимости нарушения прав людей на основе их особенностей (к числу которых относится инвалидность).

Инклюзивные процессы задают образованию новые ценностно-смысловые ориентиры, основанные на коэволюционной системе ценностей, предполагающей осознание единства людей, необходимости сотворчества в их отношениях.

Условием такого единства выступает феномен толерантности как «универсальный механизм построения культуры человеческих отношений» (Н.М. Борытко), основанный на взаимоуважении, взаимопонимании, сотрудничестве, способности понимать и принимать чувства других людей. Толерантные отношения строятся на основе особого рода понимания («узрения чужой индивидуальности») как симпатического понимания (Г.Г. Шпет), ответственной «участности» (М.М. Бахтин).

Социально-конструктивный подход обеспечивает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различные социальные конструкции. Процессы социализации обусловливают адаптацию и интеграцию обучающихся в окружающей среде, определяют стремление личности к самоактуализации. Социальные конструкции вуза восстанавливают или воссоздают заново целостные жизненные взаимосвязи людей с ограниченными возможностями, обеспечивая им условия для ведения максимально самостоятельной, независимой жизни.

В основу разработки модели информационно-аналитического сопровождения ин­клюзивного высшего образования положены следующие принципы.

1.         Принцип расширения и формирования толерантного «безбарьерного» пространства, его реализация - обеспечивает условия для обучения, социализации и самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Формирование такого пространства предполагает квалифицированное научное обоснование и сопровождение.

2.         Принцип восходящего развития - нацелен на обеспечение личностного роста каждого обучающегося через процессы адаптации и интеграции от самоактуализации к самоопределению и самореализации своих потенций и способностей. Процесс саморазвития субъекта рассматривается как результат «резонансных совмещений» внутриличностного становления, качественных новообразований и внешних побуждающих воздействий толерантного «безбарьерного» пространства вуза.

3.         Принцип субъектности и социализации - предполагает осуществление процессов социализации и субъектификации, которые при их сбалансированности являются условием становления инклюзивного высшего образования. Принцип актуализирует идеи субъектности, субъектного опыта, отраженной субъектности, едино- множия форм субъектности, гармонии общественного и личностного, вовлечения обучающихся в пространственно-дифференцированный мир значимых связей и отношений.

4.         Принцип мотивированности и активности - предполагает развитие мотивации и потребности обучающихся инвалидов как к активному включению в образовательные процессы, так и приобретению субъектного социального опыта, осознанию своей принадлежности к определенному профессиональному и культурному сообществу.

5.         Принцип диалогичности - предполагает включение в диалог (систему взаимодействия) всех институциональных участников инклюзивного процесса: обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей, научно-педагогических работников вуза, различных структурных подразделений вуза, работников регионального ресурсного центра, учреждений дополнительного образования, работодателей и т. д.

6.         Принцип проектной предопределенности - повышение качественных и количественных результатов в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе является следствием системного информационно-аналитического сопровождения всех участников образовательного процесса.

7.         Принцип вариативности - связан с наличием реальных альтернатив при разработке индивидуальных образовательных траекторий и групповых образовательных маршрутов с учетом физических, психических и личностных особенностей обучающихся.

8.         Принцип компетентности - предполагает владение каждым преподавателем высшего учебного заведения специальными педагогическими компетенциями, необходимыми для реализации идей инклюзивного образования.

9.         Принцип информационной открытости - предполагает предоставление доступа к информации, связанной с планированием, организацией, мониторингом инклюзивных процессов вуза.

10.       Принцип непрерывности - предполагает формирование непрерывной системы адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ от довузовской подготовки до достижения определенного социального статуса после обучения в вузе.

Таким образом, информационно-аналитическое сопровождение можно определить как целостную, системно организованную деятельность по аналитическому изучению, прогнозированию, диагностическому целеполага- нию, проектированию, оценке, сбору и распространению информации при реализации ин­клюзивного образования в вузе [1].

Информационно-аналитическое сопровождение деятельности организаций высшего образования по обучению инвалидов, согласно разработанным методологическим подходам, осуществляется по следующим направлениям:

1)         адаптационно-ориентрирующее (довузовское ) сопровождение;

2)         организационно-координационное сопровождение;

3)         психолого-педагогическое сопровождение;

4)         учебно-методическое сопровождение;

5)         социально-культурное сопровождение;

6)         информационно-технологическое сопровождение;

7)         медицинско-оздоровительное сопровождение;

8)         профессионально-направленное (после­вузовское) сопровождение.

Субъектами информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования являются лица с ОВЗ и инвалидностью, родители, научно-педагогические работники и сотрудники структурных подразделений вуза, работодатели.

Направления и содержание информационно-аналитического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью представлены в табл. 1 на примере лиц с нарушениями зрения.

Таким образом, предпринятое нами исследование, посвященное разработке модели информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, убедительно показывает необходимость тиражирования и внедрения разработанных подходов.

В то же время остаются актуальными вопросы:

• анализ и продвижение нормативно-правовой документации по проблемам инклюзив­ного высшего образования;

•           определение необходимых ресурсов для решения задач информационно-аналитического сопровождения инклюзивного образования (материальные, кадровые ресурсы и т. д.);

•           разработка и внедрение инновационных проектов информационно-аналитического сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;

•           разработка краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных прогнозов развития ин­клюзивного образования в вузе; разработка и обоснование системы взаимодействия всех институциональных участников инклюзивно­го процесса: обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью, их родителей, научно­педагогических работников вуза, различных структурных подразделений вуза, работников регионального ресурсного центра, учреждений дополнительного образования, работодателей.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного заказа Министерства образования и науки РФ (проект 2016-01.04-05-020 - Ф-35.001) «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».

Таблица 1

Информационно-аналитическое сопровождение инвалидов и лиц с нарушениями зрения

Направление

Характеристика

Адаптационно­

ориентационное

(довузовское)

Создание и информационно-техническое обеспечение специальной консультативной службы, помогающей студентам с ОВЗ с выбором профиля подготовки.

Организация информирования о специальных программах довузовской подготовки лиц с ОВЗ.

Разработка алгоритмов, пошаговых инструкций для поступающего в вуз.

Разработка сервисов «обратной связи», онлайн консультирования с учетом особенностей лиц с нарушениями зрения

Организационно­

координационное

Создание центра по поддержке и оказанию помощи студентам с ОВЗ, занимающегося общей координацией работы, оказанием консультационных, информационно­технических услуг.

Обеспечение работы информационного бюллетеня для студентов с ОВЗ.

Создание электронного гида, предоставляющего информацию об адаптации среды образовательного учреждения для студентов с нарушениями зрения

Психолого­

педагогическое

Создание специальных сайтов, содержащих информацию об образовательных программах высшего образования, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Разработка ресурсов, информирующих о специальных службах, специалистах, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями зрения (тьюторы, ассистенты, сурдопереводчики, психологи, дефектологи)

Учебно­

методическое

Разработка системы электронного обучения, адаптированного к психофизиологическим особенностям лиц с нарушениями зрения, создание специальных электронных образовательных продуктов (учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов). Обеспечение работы специальных онлайн сервисов и услуг для инвалидов в библиотеке

Социокультурное

Разработка специального сайта, содержащего актуальную новостную информацию, анонсы событий, мероприятий, адресованных лицам с ОВЗ, пост-релизы.

Создание информационного ресурса, содержащего описание проектов вуза для студентов с ОВЗ (волонтерские программы, трудоустройство, карьерное развитие и др.)

Информационно­

технологическое

Использование современных компьютерных тифлотехнологий, базирующихся на комплексе аппаратных и программных средств, сенсорных информационных терминалов с различными режимами подачи информации, специальных информационных электронных ресурсов - гидов (навигационных систем), предоставляющих информацию о местах, оборудованных для студентов с нарушениями зрения.

Разработка специального сайта, содержащего информацию о наличии специальных технических и программных средств обучения лиц с нарушениями зрения.

Медицинско-

оздоровительное

Создание специального электронного ресурса, содержащего информацию об условиях обучения в вузе студентов с нарушениями зрения (медицинское обслуживание, туристические проекты и др.).

Размещение на портале университета информации о сетевых партнерах, организациях, занимающихся оказанием услуг по медицинскому обслуживанию, реабилитации лиц с нарушениями зрения

Профессионально­

направленное

(послевузовское)

Создание и информационно-техническое обеспечение специального портала, организующего консультирование студентов с ОВЗ по вопросам карьеры и трудоустройства. Размещение на портале вуза информации о потенциальных работодателях, презентаций работодателей, ссылок на общественные организации, специализирующиеся на оказании консультационной помощи в поиске работы студентам с нарушениями зрения. Создание специального сайта, содержащего информацию о проектах вуза для студентов с ОВЗ (портфолио достижений, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, встречи с работодателями, проведение специальных курсов, тренингов и др.).

Организация информирования об адаптированных образовательных программах магистратуры и аспирантуры, программах дополнительного профессионального образования

 

 

 

Литература

  1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 53. Ч. 6. Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 190–200.
  2. Карпушкина Н.В., Ольхина  Е.А.  Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы и России // Вестник Мининского  университета.  2016.  №  4. С. 31–39.
  3. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157            (дата обращения: 19.11.2016).
  4. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах России // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 23–31.
  5. Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Сравнительный анализ развития системы инклюзивного высшего образования  в  России  и  Германии  //  Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 53. Ч. VII. С. 340–349.
  6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 37 (79). С. 92–95.
  7. Медведева Е.Ю. Кудрявцев В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и  инновации.  2016.  №  10. С. 481–488.
  8. Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процесса реализации инклюзивного высшего образования в вузах Российской Федерации // Вестник  Мининского  университета.  2016.   №   3. С. 23–31.
  9. Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению  инвалидов: анализ   зарубежного   опыта   [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru / issues/2016/10/72155 (дата обращения: 19.11.2016).
  10. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115–126.

Информация об авторах

Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии факультета психологии и педагогик, кафедра специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, e-mail: karpushkina.nv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2335
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 916
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1