Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 88–97
doi:10.17759/pse.2017220111
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе, ресурсные учебно-методические центры, сетевое взаимодействие вузов
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220111
Для цитаты: Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 88–97. DOI: 10.17759/pse.2017220111
Полный текст
Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью
Актуальность проблемы развития инклюзивного образования определяется тем, что приоритетной задачей социальной политики государства становится удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС 3+ во всех без исключения программах высшего образования должны быть созданы специальные условия для обучения студентов с инвалидностью, учитывающие особенности их здоровья. Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования, расширения перечня направлений подготовки, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью, обеспечения доступности получения высшего образования для студентов с инвалидностью в регионе их проживания. Доступность образования будем понимать как выравнивание возможностей лиц с инвалидностью в получении высшего образования в соответствии со своими образовательными потребностями и возможностями (ограничениями) мобильности по сравнению с аналогичными потребностями их здоровых сверстников.
Изучение и обобщение передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, позволит выявить эффективную модель обучения и сопровождения студентов с инвалидностью. Решение вопросов доступности и повышения качества высшего образования людей с ограниченными возможностями по здоровью, помимо активизации работы на региональном уровне, потребует организации сетевого взаимодействия вузов, имеющих значительный опыт работы со студентами-инвалидами различных нозологий с вузами-партнерами, не имеющими такого опыта, что позволит:
- обобщить и транслировать передовой опыт обучения студентов с инвалидностью другим вузам;
- разработать и апробировать адаптированные образовательные программы высшего образования для студентов с инвалидностью различных нозологических групп;
- создать специальные условия, направленные на обеспечение доступности высшего образования для инвалидов с различными нозологиями по основным направлениям подготовки (специальностям) высшего образования.
Изучение опыта вузов США, Канады и Российской Федерации по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью было проведено в 2016 г. сотрудниками Ресурсного учебно-методического центра МГППУ. Для анализа опыта обучения и сопровождения студентов с инвалидностью была разработана процедура оценки деятельности вузов, имеющих существенный положительный опыт в данной области, располагающих структурным подразделением, обеспечивающим сопровождение обучения особой категории обучающихся и их последующее трудоустройство [1-6].
Особое внимание было уделено тем вузам, которые были созданы в рамках следующих приказов Министерства образования и науки Российской Федерации.
1) Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов», в соответствии с которым на основании конкурса по отбору федеральных головных центров и окружных учебно-методических центров по обучению инвалидов среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, проведенного в соответствии с Приказом Минобразования России от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов», был определен перечень организаций из 12 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
2) Приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», которым определен перечень из 33 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам.
Представленный в приказах перечень был уточнен и дополнен с учетом реорганизации и переименования образовательных организаций. Всего был проведен анализ более 50 вузов.
Особый интерес для изучения опыта инклюзивного образования представляли результаты следующих мониторингов.
1. Мониторинг, проведенный Челябинским государственным университетом в 2015 г., который выявил наличие в вузах условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ходе данного мониторинга были определены следующие показатели:
- численность студентов с инвалидностью;
- наличие специальных материально-технических условий;
- обучение по адаптированным образовательным программам, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
На основе данных показателей был составлен перечень вузов, входящих в топ-20.
2. Мониторинг доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, проведенный ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» в 2016 г.). Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов за 2015/2016 учебный год позволил выявить доступность получения высшего образования инвалидами, имеющими различные нозологии. Среди показателей мониторинга- мы проанализировали и сравнили следующие данные:
- наличие структурного подразделения, занимающегося организацией и сопровождением обучения лиц с инвалидностью;
- наличие кадрового потенциала по сопровождению образования лиц с инвалидностью (специалисты по ассистивным технологиям, психологи, социальные педагоги, тифлопедагоги, переводчики русского жестового языка, тьюторы и т.д.);
- наличие архитектурной доступности корпусов;
- наличие адаптированных образовательных программ;
- наличие специального оборудования и техники.
По результатам соотнесения всех полученных в ходе проведенных в последние годы мониторингов конкретизирован список из 34 вузов, которые имеют больший опыт в области инклюзивного образования. Уточнение полученных данных потребовало проведения анализа сайтов данных организаций, выявления наличия актуальной информации о деятельности специализированного центра по инклюзивному образованию. Оценка опыта реализации инклюзивного образования в этих вузах включала в себя мониторинговые выезды экспертов. Это позволило верифицировать полученные ранее данные об условиях обучения лиц с инвалидностью и потенциале организации. По результатам изучения опыта были выделены 20 организаций высшего образования как наиболее эффективные региональные центры компетенций в сфере повышения доступности и качества обучения лиц с инвалидностью в системе высшего образования.
Более детальное изучение деятельности данных вузов потребовало проведения оценивания по следующим критериям: критерии хода реализации работы, критерии достижения результативности комплекса мер Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.
Критерии хода реализации работы со студентами с инвалидностью по следующим направлениям:
- профориентация обучающихся с инвалидностью выпускных классов и обучающихся с инвалидностью по программам среднего профессионального образования;
- консультативное, учебно-методическое и социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью в процессе обучения в вузе, в том числе в построении и мониторинге индивидуальных планов обучения и сопровождения студентов с инвалидностью;
- оказание содействия в трудоустройстве выпускников с инвалидностью, прошедших обучение по программам высшего образования.
Перечислим основные критерии хода реализации работы:
1. Наличие в вузах центров инклюзивного образования, ресурсных учебно-методических центров:
1.1. Наличие организационной структуры в вузе, отвечающей за инклюзивное образование и сетевое взаимодействие с вузами- партнерами.
1.2. Наличие комплекта нормативно-правовой документации, локальной нормативно-правовой базы образовательной организации высшего образования, регламентирующей обучение, сопровождение обучающихся с инвалидностью в вузе.
1.3. Наличие квалифицированного персонала для работы со студентами с инвалидностью.
2. Организация работы.
2.1. Организация повышения квалификации ППС;
2.2. Консультирование, организационная, методическая поддержка;
2.3. Наличие разработанных программ психолого-педагогического сопровождения;
2.4. Наличие программ и опыта социально-реабилитационного сопровождения студентов с инвалидностью;
2.5. Разработка, апробация и тиражирование программ постдипломного сопровождения и содействия трудоустройству;
2.6. Сформированность информационнообразовательной среды инклюзивого образования.
Критерии достижения результативности комплекса мер Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.
1. Наличие в вузе студентов с инвалидностью.
2. Процент студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение.
3. Процент трудоустроенных выпускников с инвалидностью.
4. Процент студентов с инвалидностью, готовых продолжать обучение.
5. Наличие адаптированных программ практики.
В ходе изучения опыта вузов в области инклюзивного образования были получены следующие результаты.
1. Лидирующие позиции по выделенным выше критериям и показателям занимают следующие вузы:
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Столетовых;
ФГБОУ ВО Вятский государственный университет;
ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (г. Ялта);
ФГБОИ ВО Московский государственный гуманитарно-экономический университет;
ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского;
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет;
ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;
ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва;
ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет;
ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет;
ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет;
НОУ ВПО Университет управления ТИСБИ
ФГБОУ ВО Челябинский государственный университет;
ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет;
ФГАОУ ВО Южный федеральный университет;
ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.
2. Обучение лиц с инвалидностью в анализируемых вузах предусмотрено как в общих, так и в отдельных группах, в том числе и по индивидуальным образовательным маршрутам.
3. Университеты располагают необходимой материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием для обучения студентов различных нозологических групп (звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными средствами, специализированной компьютерной техникой для дистанционного обучения).
4. В вузах-лидерах разработаны дорожные карты по созданию доступной среды и включению лиц с инвалидностью в образовательный процесс, составленные в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
5. Разработаны и приняты локальные нормативные документы по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью в вузе.
6. Разработаны и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью.
7. Разработаны программы социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и их ближайшего социального окружения, которые включают:
- описание содержания (технологий) и условий организации сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения образования и их родителей (законных представителей), включая рекомендации и методики по организации социально-психологической помощи, внеучебной деятельности, медикосоциальной реабилитации, психосоциальной адаптации;
- внедрение ассистивных технологий в образовательный процесс;
- использование ассистивных методик психолого-педагогической поддержки группового и индивидуального уровня с доминированием принципа «равный - равному».
8. На протяжении всего срока обучения вузами осуществляется социальное сопровождение студентов с инвалидностью: налажена система специализированного учета обучающихся; помимо академической стипендии выплачивается социальная стипендия, а при необходимости оказывается материальная помощь из средств государственной субсидии и внебюджетных средств; обеспечивается первоочередное предоставление мест в студенческих общежитиях; организуются консультации по вопросам предоставления услуг и трудоустройства. В рамках оздоровительного сопровождения студентов с инвалидностью предоставляются бесплатные путевки для отдыха в период летних каникул на базах отдыха университетов и профилакториев.
9. Разработанные вузами программы по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению обучающихся с инвалидностью включают в себя:
- описание содержания (технологий) и условий организации процесса содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению, включая: методы вовлечения потенциальных работодателей в процесс обучения, организацию стажировок студентов, мероприятий, направленных на формирование устойчивых партнерских отношений между организациями высшего образования и работодателями.
- пролонгированное кураторство вузами выпускников с инвалидностью в течение 5 лет после их трудоустройства с предоставлением, при необходимости, консультативной поддержки, помощи в поиске нового работодателя, посреднических услуг при решении трудовых споров и др.
10. Образовательные организации высшего образования при обучении студентов с инвалидностью осуществляют партнерское взаимодействие с различными государственными органами и общественными организациями. Среди партнеров университетов - работодатели, образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения социальной защиты населения, реабилитационные центры и др. Вовлеченность и поддержка обеспечиваются специальными письмами и договорами, заключенными с вузами-партнерами и иными заинтересованными организациями.
11. Разработаны и успешно реализуются программы профессиональной переподготовки «Тьютор инклюзивного образования» (для ППС вузов), «Менеджмент гетерогенных групп и организаций» (для представителей общественных организаций инвалидов), повышения квалификации «Психолого-педаго- гические основы обучения и развития лиц с ОВЗ» и др.; разрабатываются модульные тематические кластеры по проблемам педагогики разнообразия, проводятся прикладные исследования в данной области; осуществляется формирование сообщества социальных партнеров по развитию инклюзивной региональной образовательной среды. Педагогическому сообществу также предлагаются программы получения дополнительной квалификации и профессиональной переподготовки в области специального (дефектологического) образования («Логопедия», «Сурдопедагогика», «Тифлоопедагогика») и инклюзивного образования («Специальная психология», «Теория и практика инклюзивного образования»), а также курсы повышения квалификации (более 50-ти различных программ).
Рассмотрим особенности организации процесса обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в системе высшего инклюзивного образования в Индианском Институте по вопросам инвалидности и работы в местном сообществе (г. Блумингтон, Индиана, США) и в Центре по повышению доступности образовательного процесса для людей с инвалидностью в университете Манитобы (г. Виннипег, Канада). В первую очередь необходимо отметить предоставление следующей помощи студентам во время обучения.
1. Академическое сопровождение. Студент может обратиться к академическому консультанту за оказанием услуг академического сопровождения. Студенту оказывают помощь во время занятий, при возникновении проблем в общении со студентам или профессорско-преподавательским составом. Предусмотрена возможность обеспечения студентов краткой аннотацией планируемых лекций. Осуществляется аудиозапись лекций для студентов с проблемами концентрации внимания, памяти, воспроизведения информации, испытывающих трудности при составлении письменного конспекта лекций. Студентам с нарушением слуха предоставляют доступ к видеозаписи лекций с текстовыми заметками или бегущей строкой. Кроме того, студентам оказывается помощь при записи лекций, приготовлении презентаций, составлении индивидуального портфолио. Помощь в подготовке конспектов лекций возможна тремя способами: запись аудио и видеолекций; предоставление студенту помощников или волонтеров при записи лекций.
Студенту могут предоставляться помощь при пропуске занятий по уважительным причинам, дополнительное время для выполнения задания (иногда до 100%), а также отсрочка от экзамена, если необходимость в этом подтверждена официальной медицинской документацией.
2. Доступность информации в удобном формате в зависимости от нозологии. Обеспечивается для большинства студентов с инвалидностью, имеющих нарушение зрения, слуха, ментальные расстройства, выраженные мобильные нарушения. Все библиотеки университета обязаны предоставлять требуемую информацию как в печатном, так и в альтернативном виде (система Брайля, аудиозапись, видеоинформация).
3. Обеспечение студентов с инвалидностью по зрению переводчиками американского и английского жестового языков. Преподаватель обязан за несколько дней до планируемого занятия передать учебный материал переводчикам, которые создают грамотный эквивалент написанного материала в жестовом виде.
4. Адаптивные/ассистивные технологии, которые обеспечивают доступ к информации лицам с нарушением зрения, специфическими проблемами в обучении или физической инвалидностью.
5. Использование технических средств, возможностей средств современных информационно-коммуникационных технологий для того, чтобы увеличить текст, представить его в формате Брайля, обеспечить подсветку текста; компенсировать существующие мышечные нарушения и достичь концентрации внимания на содержании информации, а не на форме ее представления. Предоставление персональных слуховых аппаратов и оборудование кабинетов соответствующей техникой, усиливающей звук.
6. Создание безбарьерной среды. Обеспечивается возможность регулирования размера мебели в аудитории (столы, стулья, подставки для ног и т. д.).
Индианский Институт по вопросам инвалидности и работы в местном сообществе (США) содействует адаптации образовательных программ, разработке и внедрению дополнительных факультативов для студентов с инвалидностью. Помимо этого, в вузе начинают работу с лицами с инвалидностью буквально с начальной школы и активно помогают затем не только в обучении в вузе, но и в трудоустройстве после его окончания. Одновременно проводится активная работа по поддержанию атмосферы толерантности в студенческой среде, в местном сообществе. Оказываются юридическая, психологическая помощь и поддержка [7].
В канадском Центре по повышению доступности образовательного процесса особое внимание уделяется адаптации учебнометодического обеспечения и социализации студентов с инвалидностью. Студентам помогают: консультанты по вопросам доступности, ассистент по проведению экзаменов, тестов, защитник прав студентов, ассистенты по вопросам доступности и использования технических средств, группа волонтеров и сверстников и другие сотрудники [8].
Изучение опыта вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью позволило выработать ряд общих рекомендаций по повышению доступности высшего образования, созданию специальных условий в обучении и сопровождении. Эти рекомендации имеют прямое отношение к дальнейшему развитию высшего инклюзивного образования.
Важнейшие из них:
1. Дальнейшее развитие инклюзивного высшего образования должно обеспечивать более полное вовлечение каждого человека с инвалидностью в процесс социального взаимодействия в целях повышения его ответственности и заинтересованности в решении большого спектра вопросов, связанных с их дальнейшей жизнедеятельностью.
2. Развитие единой информационно-образовательной среды за счет создания базы распределенных информационных, образовательных, научных, методических ресурсов для обеспечения равного доступа к актуальной информации студентов с инвалидностью.
3. Расширение существующей практики привлечения общественных организаций к реализации инклюзивного высшего образования должно опираться на их потенциал в решении вопросов трудоустройства выпускников с инвалидностью. Такая практика будет способствовать не только оптимальному трудоустройству лиц с инвалидностью, но и нормальному процессу социального взаимодействия всех заинтересованных организаций в решении общих социальных проблем.
4. Передача успешного опыта ряда вузов в области инклюзивного образования другим образовательным организациям, которые не имеют необходимых ресурсов (кадровых и технических) по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью, в форме предоставления консалтинговых услуг.
5. Необходимо максимальное форсирование начавшегося процесса формирования на базе образовательных организаций высшего образования региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) с целью комплексного сопровождения всех субъектов, вовлеченных в инклюзивное профессиональное образование.
6. Деятельность РУМЦ, созданных на базе вузов, направлена не только на организацию инклюзивного образования внутри вуза, но и на трансляцию своего передового опыта вузам, начинающим развивать инклюзивное обучение.
7. Распространение практики создания на базе РУМЦ центров коллективного пользования. В данных центрах необходимо сосредоточить современное оборудование и высококвалифицированные кадры, обеспечивающие как обучение студентов с инвалидностью в университете, так и возможность использования данного оборудования вузами-партнерами.
8. Из ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе образовательных организаций
[1] Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник отдела экспертно-аналитического сопровождения РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: melnik_stav@mail.ru
[2]Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E- mail: s.panyukova@mail.ru
[3]Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов,ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E- mail:ggg2910@mail.ru
[4] Серебрянникова Ольга Анатольевна, заместитель директора по развитию института социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО НГТУ, Новосибирск, Россия. E-mail:olga.serebryannikova@gmail.com
[5] Melnik Yulia Vladimirovna, PhD in Pedagogics, Head of the Department of Expertise and Analytics, Moscow
State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: melnik_stav@mail.ru
[6] Panyukova Svetlana Valerievna, PhD in Pedagogics, Professor, Head of the Resource and Training Center,
Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: s.panyukova@mail.ru
[7] Saitgalieva Guzel Gazimovna, PhD in Sociology, Associate Professor, Director of the Academic Center for
Support of Regional Resource and Training Centers for the Disabled, Moscow State University of Psychology
& Education, Moscow, Russia. E-mail: ggg2910@mail.ru
[8] Serebryannikova Olga Anatolyevna, Deputy Development Director,Institute of Social Technologies and Rehabilitation, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia, E-mail: olga.serebryannikova@ gmail.com
Литература
- Волосникова Л.М., Чимаров В.М., Малярчук Н.Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015.№ 1. С. 37–41.
- Кантор В.З. Социально-реабилитационное сопровождение интегрированного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: научно-практические основы // Обучение лиц со специальными потребностями. Т. 7 / Под ред. С.С. Лебедевой, Г.Г. Иванова. СПб.: Политехника- сервис, 2013. С. 114–124.
- Осьмук Л.А., Птушкин Г.С. Инклюзивное профессиональное образование в современных условиях России // Организация иклюзивного образования в России и Германии. Обмен опытом: сб. трудов научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. И. В. Ждановой. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С.172–178.
- Рубцов В.В. О межведомственном взаимодейст- вии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения// Психологическая наука и образование, 2016. № 1. Т. 21. С. 87–93.
- Саитгалиева Г.Г. Организационные условия инклюзивного профессионального образования студентов с инвалидностью // Almamater (Вестник высшей школы). М., 2016. № 8. С. 45–48.
- Система регионального специального образования / О. А. Денисова [и др.]. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ; Вологда: ГОУ ДПО ВИ-РО, 2008. 270 с.
- Mank D. Annual report on research, education, service 2014–2015. Bloomington. Indiana University, Indiana Institute on Disability and Community. 34 p.
- Student accessibility services for faculty and staff: working together for accessible education. Manitoba, Canada: University of Manitoba, Student Accessibility Services Centre. 2014. 52 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2660
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1299
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1