Реализация государственной политики в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, а также приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Отметим, что для людей с ограниченными возможностями здоровья ценность высшего профессионального образования значительно выше, чем для людей без физических ограничений. Оно существенно уменьшает их социальную изоляцию и экономическую зависимость.
В университетах России, Европы и США обучается значительное число студентов с инвалидностью, которые в настоящее время, в зависимости от страны, составляют, как правило, от 2,5 до 7% от общего количества обучающихся [Богинская, 2016]. Это делает проблемы, связанные с организацией инклюзивного образования в вузах, особенно актуальными [Федеральный закон от]. И в нашей стране, и за рубежом уже накоплен определенный опыт их решения.
После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) целью государственной политики впервые становится не помощь инвалидам, а «... обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ» [Федеральный государственный образовательный].
По имеющимся данным [1—4], 68% граждан Российской Федерации с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста хотят получить высшее образование, 15% не желают его получать, а 17% не могут принять решения. По официальным данным, лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеют работу. В большинстве своем эта работа не является постоянной и достойной, она не престижна и низкооплачиваема. Однако среди тех, кто получил высшее и среднее профессиональное- образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.
В 2016 г. Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ был проведен мониторинг наличия в образовательных организациях высшего образования специальных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Свои данные по трем нозологическим группам (нарушение зрения, слуха и двигательной активности) представили 280 вузов. Согласно результатам мониторинга, численность студентов с инвалидностью, обучающихся в государственных и негосударственных вузах РФ, составляет 21729 человек. Количество выпускников с инвалидностью по всем уровням образования (бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура) представлено на рис. 1. При этом в большинстве вузов, участвующих в мониторинге, необходимые специальные условия для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должным образом не обеспечены. Таким образом, можно говорить о наличии системной проблемы, которую следует решать на государственном уровне.

Постановлением Правительства РФ утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. [Государственная программа «Доступная]. Основная цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
В мае 2016 г. Правительством РФ утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг. [Межведомственный комплексный план]. Его главная задача - создать и ввести в действие систему непрерывного инклюзивного высшего профессионального образования в вузе, в процессе которого следует:
• создать на территории вуза среду, доступную для обучения лиц с инвалидностью по зрению;
• модернизировать имеющееся и закупить новое современное оборудование, программные и технические средства, необходимые для успешного обучения студентов с инвалидностью;
• разработать адаптированные основные профессиональные образовательные программы;
• разработать программы сопровождения (психолого-педагогического, коррекционнореабилитационного и пр.);
• разработать методические рекомендации и другие документы по вопросам создания специальных условий для получения профессионального образования лицами с инвалидностью;
• организовать профориентационную работу с абитуриентами, имеющими инвалидность;
• обеспечить процесс обучения инвалидов квалифицированными кадрами;
• обеспечить выпускникам с инвалидностью содействие в трудоустройстве.
Модельный образец специальных образовательных условий (МО СОУ) создан на базе МГППУ в соответствии с задачами и целями этого межведомственного комплексного плана. При проектировании МО СОУ важно было выполнить весь комплекс требований [7-10], относящихся:
• к доступности зданий образовательных организаций и безопасному в них нахождению;
• материально-техническому обеспечению образовательных услуг;
• информационной доступности для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
• кадровому обеспечению;
• методическому обеспечению;
• содержанию программ сопровождения;
• профориентационной работе вуза и довузовской подготовке;
• системе трудоустройства выпускников с инвалидностью;
• обеспечению дополнительного профессионального образования.
Учитывая необходимость значительных финансовых затрат и обеспечения достаточно высокого уровня технической подготовки преподавателей и специалистов, обучение студентов с нарушениями зрения остается для большинства вузов сложной задачей. Несмотря на это, некоторые университеты добились значимых успехов в практической реализации различных видов обеспечения учебного процесса для этой категории обучающихся. Были проведены исследования, направленные на изучение возникающих проблем. В частности, исследования ученых Университета Кёртин и членов Ассоциации для слепых (Association for the Blind WA and Cisco Systems) выявили ряд инструментов и методов, приемлемых для обучения студентов с нарушениями зрения [Lányi, 2009]. В ряде пилотных проектов уделялось внимание использованию достижений в области информационных технологий с целью обеспечения доступа к информационным системам [Федеральный закон «Об; Murray, 2007], разработке электронной образовательной среды специально для удовлетворения потребностей незрячих и слабовидящих студентов [Armstrong, 2009], созданию учебных программ для профессиональной подготовки преподавателей и сотрудников [Petty, 2012].
В настоящее время в нашей стране ведется адресная работа в направлении создания в вузах инклюзивного высшего профессионального образования. Ниже, на примере МО СОУ, созданного в 2016 г. на базе факультета информационных технологий МГППУ, представлены особенности проектирования и некоторые результаты применения специальных образовательных условий для людей с нарушениями зрения.
Доступность среды обучения
Построение на территории вуза среды, доступной для обучения лиц с нарушениями зрения, стало одной из первых задач, решенных при создании МО СОУ. Архитектурным компонентом решения стала доступность зданий университета и безопасное нахождение в них студентов данной нозологии, а техническим компонентом - оснащение зданий специальными устройствами и приспособлениями, учитывающими особенности восприятия ими окружающей среды. В качестве иллюстраций, на рис. 2, 3 приведены примеры архитектурных решений, связанных с применением контрастной окраски стен, а на рис. 4 - компоненты доступной среды, обеспечивающие ориентацию и перемещение внутри учебных корпусов.

Рис. 2. Компонент доступной среды: лифтовая комната с контрастной окраской стен и откосов

Рис. 3. Компонент доступной среды: дверь в учебную аудиторию, выделенная контрастным по отношению к стене цветом, с увеличенным номером

Рис. 4. Компоненты доступной среды, обеспечивающие ориентацию и перемещение: универсальный информационный терминал, тактильные конусные индикаторы и световые маяки
Особенности учебного процесса
Управление работой МО СОУ в части материально-технического, кадрового и финансового обеспечения осуществляется руководством вуза, в части обеспечения учебновоспитательного процесса - руководством факультета. Структура управления, участники и ресурсы учебно-воспитательного процесса, организованного на основе МО СОУ, представлены на рис. 5.

Согласно представленной схеме, студент с инвалидностью - основной участник учебного процесса, пользующийся предоставленными ему ресурсами и услугами, преподаватель - участник учебного процесса, обеспечивающий обучение и воспитание, а тьютор - лицо, обеспечивающее сопровождение студентов с инвалидностью в течение учебного дня. Деканат, привлекая необходимые ресурсы, обеспечивает организацию всего учебновоспитательного процесса.
Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса направлено на совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов по зрению. Оно включает в себя разработку и использование адаптированных учебных и дидактических материалов, использование специальных средств и методов обучения, формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся, направленных на повышение эффективности учебных занятий. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, включая электронную библиотеку.
Содержание учебного процесса регламентируется адаптированными основными профессиональными образовательными программами высшего образования (АОПОП ВО), которые представляют собой системы документов, разработанные с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования.
АОПОП ВО, адаптированные для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентируют цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и профилю и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
В рамках создания МО СОУ на базе факультета ИТ МГППУ разработаны адаптированные основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и 09.03.03 «Прикладная информатика».
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования, студенты с инвалидностью должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Изучение математических дисциплин для студентов с нарушением зрения сопряжено со значительными трудностями. При обучении математическим дисциплинам основными являются визуальные источники информации. Для обеспечения доступности учебного материала по профильным дисциплинам в МГППУ разработана технология изготовления учебных пособий для студентов с нарушениями зрения. Используя особенности издательской системы TeX, данная технология позволяет подготовить в доступной форме любые математические тексты. Используются обе доступные формы информации - рельефно-точечная и речевая. Преобразование в речевую форму может быть осуществлено как диктором, так и в автоматическом режиме с помощью синтезатора речи.
Макропакет компьютерных программ LaTeX предназначен для верстки и печати не только текстов, но и математических формул. Используя особенности системы TeX и рельефно-точечной системы Брайля, на факультете информационных технологий МГППУ создана программа TeXToBraille. Программа TeXToBraille (ТеХ в Брайль) принимает на вход файл, размеченный по правилам языка LaTeX. Используя словарь макросов, программа в результате обработки файла подставляет вместо макросов LaTeX описательные конструкции на русском языке или формирует запись по правилам системы Брайля.
В случае описательных выражений на русском языке текст может быть прослушан с помощью программного синтезатора речи на персональном компьютере, в случае конвертации исходного файла LaTeX в синтаксис системы Брайля текст может быть распечатан на специальном принтере. Подготовленные таким образом методические пособия позволяют оперативно восполнять недостаток литературы, необходимой незрячим студентам.
Кроме отпечатанных рельефно-точечным шрифтом материалов, для студентов с инвалидностью по зрению используются аудиокниги в формате DAISY с навигацией по тексту.
Введение адаптационного модуля в качестве факультативного решает адаптационную задачу для студентов с инвалидностью по зрению, обеспечивает гибкость АОПОП ВО в целом, в том числе учебного плана, за счет быстрой замены адаптационного модуля на модуль для другой нозологии.
Проектно-ориентированный характер обучения студентов с инвалидностью и их участие в решении актуальных научных и практических задач
По нашему мнению, проектно-ориентированный характер обучения студентов, активное привлечение их к научной работе и участию в решении актуальных практических задач обеспечивает студентам с инвалидностью высокое качество подготовки посредством приобретения опыта работы в реальной профессиональной среде. Кроме того, это дает студентам возможность публиковать свои научные статьи в рецензируемых журналах, участвовать в российских олимпиадах, отечественных и зарубежных научных конференциях, внедрять и реально использовать в учреждениях и организациях различного профиля разработанные ими программные продукты.
Мы считаем, что для студентов с инвалидностью важно, что в рамках курсовых и дипломных работ их привлекают к разработке и внедрению в учебный процесс новых технических и программных средств и технологий обучения. Учитывая нахождение в рамках учебного учреждения, в этом случае они могут выступать не только в роли разработчика, но и в роли пользователя и оценивать в этом качестве эффективность полученных результатов.
Примечательно, например, что часть программного обеспечения, необходимого для изучения компьютерных дисциплин и математики, разрабатывается силами учебнопроизводственных лабораторий факультета, а также, что имеет принципиальное значение, самими студентами в рамках курсовых и дипломных работ. Компонентами обучающих технологий собственной разработки факультета с широким привлечением студентов, являются:
• адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS);
• конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий;
• система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;
• специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения.
Работа студентов с инвалидностью над проектами индивидуально или в составе группы под руководством опытных преподавателей, имеющих богатый научный и практический опыт, как показывает наш опыт, способствует повышению эффективности процесса обучения, снижает риски разочарования в собственных силах, помогает адаптироваться в условиях высшей школы, научного сообщества, проектной организации или предприятия за счет решения реальных практических задач, максимально приближенных по содержанию к тому, с чем приходится иметь дело в процессе трудовой деятельности.
Воспитательная работа, психологопедагогическое и коррекционнореабилитационное сопровождение
Воспитательная и внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится с целью создания системы средств и действий, обеспечивающих решение актуальных проблем воспитания, благоприятных условий для личностного и профессионального развития всех выпускников вуза, в том числе с инвалидностью по зрению, предполагающего формирование глубоких профессиональных знаний и умений, высоких моральных и патриотических качеств, правовой и коммуникативной культуры, способно- си к творческому самовыражению, активной гражданской позиции. Как показывает наш опыт, именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, школу волонтерского движения, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, организаторские и лидерские навыки, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественному деятелю. Эффективная воспитательная работа решает задачи формирования интеллектуального и творческого потенциала личности, позволяет создать все условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей всех студентов.
Совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования для студентов с инвалидностью и студентов, не имеющих таких ограничений, является одним из приоритетных направлений развития вуза.
Наш опыт показывает, что развитие волонтерского движения, тьюторское сопровождение студентов с инвалидностью в выездных и других культурно-массовых мероприятиях способствует созданию комфортной среды для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение следует осуществлять для студентов с инвалидностью, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Программа психолого-педагогического сопровождения - необходимое условие обучения студентов с инвалидностью. Систематическое сопровождение способствует формированию эффективной системы адаптации и поддержки студентов с инвалидностью по зрению, созданию для них оптимальных условий, повышающих доступность получения качественного профессионального образования, а также интеграции в выбранной профессии.
Следует учитывать, что специфика организации учебного процесса студентов с нарушением зрения в вузе состоит из общих (лекции, семинары, практические занятия и т. п.) и индивидуальных занятий. Основная часть коррекционно-реабилитационной работы реализуется в индивидуальные часы занятий со студентами с инвалидностью, как правило, во второй половине дня, не в ущерб учебному процессу. В первой половине дня допустима организация занятий при условии, что в расписании студента есть свободные пары, или студент с нарушением зрения сформулировал запрос об оказании ему реабилитационной услуги (например, в ориентировке на маршруте от дома до вуза), при наличии согласования поступившего запроса с деканом факультета.
Своевременно оказанная реабилитационная помощь, как показывает наш опыт, способствует снятию проблем у студентов с нарушениями зрения, связанных с доступностью информации, препятствующих получению качественного профессионального образования, успешной адаптации к новым условиям обучения в вузе на начальном этапе, профессиональной успешности и повышению социальной значимости индивида через освоение новых знаний, компетенций и их применение на практике.
Учебная и производственная практика
Выбор мест прохождения практик для студентов с инвалидностью осуществляется с учетом требований доступности. При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов по зрению специалисты университета учитывают рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места для слепых и слабовидящих студентов, при этом учитывается вид профессиональной деятельности и характер труда.
Реализация программ по организации учебной и производственной практики по направлениям подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» и 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» включает закрепление, расширение и углубление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; изучение общих принципов и технологий организации функционирования информационных систем; формирование умений применять полученные практические навыки решения конкретных вопросов, возникающих при осуществлении организационной деятельности.
Профориентация
Программа профориентации предусматривает наличие в образовательной организации высшего образования системы довузовской подготовки абитуриентов с инвалидностью.
Содержание программы ориентировано на повышение мотивации к осознанному выбору профессии с учетом уровня знаний общеобразовательных предметных областей, индивидуальных предпочтений, личностных достижений и имеющихся ограничений, вызванных инвалидностью, в том числе по зрению.
В процессе профориентационной работы незрячие и слабовидящие учащиеся получают представление об особенностях современного рынка труда, технологических и психологических особенностях различных специальностей, навыки самоанализа и целеполагания, профессиональной адаптации и саморефлексии.
Для того чтобы учащийся сделал правильный выбор, недостаточно его протестировать или рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это лучший выбор из всех возможных, соответствующий его способностям и стремлениям. Нередко потребность в признании и неадекватная оценка возможностей приводят к выбору абитуриентом с инвалидностью профессии, которая в дальнейшем может ухудшить состояние его здоровья, в том числе состояние зрения. При выборе профессии необходимо иметь в виду, что требования в отношении производительности и качества работы специалистов с нарушениями зрения не должны отличаться от стандартных профессиональных требований, что позволит реализовать принцип максимального равенства. Ключевым аспектом в решении проблемы включения инвалидов в активную научно-производственную жизнь страны и обеспечения их конкурентоспособности является получение выпускником с инвалидностью профессии, позволяющей ему, с одной стороны, максимально эффективно реализовывать свои профессиональные и личностные интересы, а с другой стороны, учитывающей и принимающей объективные ограничения, связанные с состоянием его здоровья. Подобный учет психологических и физиологических особенностей выпускника существенно улучшает профессиональную подготовку лиц с инвалидностью.
Трудоустройство
Содержание программы трудоустройства ориентировано на разработку и внедрение технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников вуза из числа инвалидов по зрению, обучающихся по программам бакалавриата в области математики и прикладной информатики, а также на содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы выпускниками вуза из числа студентов с инвалидностью по зрению.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов необходимо осуществлять во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников являются презентации и встречи работодателей со студентами с инвалидностью старших курсов, индивидуальные консультации для студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер- классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов по зрению рабочие места.
В программах подготовки в рамках адаптационных мероприятий предусмотрена подготовка выпускников с инвалидностью по зрению к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.
Кадровый потенциал
Проблема подготовки кадров, способных обеспечить эффективное функционирование и организацию работы МО СОУ, является ключевой в решении вопросов получения высшего образования студентами с инвалидностью. Педагогические кадры (профессорско- преподавательский состав) должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, спецификой приема- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью в программу повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров включен блок дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса, предполагающий ознакомление с особенностями приспособления инвалидов к учебному процессу в вузе, методическими и практическими аспектами обучения студентов с инвалидностью. Рассматриваются психологические особенности формирования личности человека с функциональными ограничениями, создания доступной среды, применения новых технологий обучения.
Для реализации адаптированных образовательных программ университет обеспечивает повышение квалификации учебновспомогательного персонала в области организации обучения лиц с инвалидностью. В результате обучения сотрудники вуза должны усовершенствовать свои профессиональные компетенции:
• способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
• готовность осуществлять в вузе эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Подчеркнем, что уникальный кадровый потенциал, обеспечивающий эффективную работу МО СОУ МГППУ, формировался в течение 15 лет. Его работа не ограничивается только обучением. К изобретательской деятельности в области создания технологий
технического обеспечения учебного процесса преподаватели и научные сотрудники факультета информационных технологий широко привлекают самих студентов, добиваясь значимых результатов в этой деятельности. За последние 5 лет при таком взаимодействии было получено 7 патентов Российской Федерации на различные разработки (рис. 4), среди которых:


• устройство принятия решений для ориентации слепых и глухих (рис. 5);
• устройство для ориентации слепых;
• навигационное устройство для ориентации слепых;
• устройство для моделирования адаптивного тестирования когнитивных способностей испытуемого;
• система поддержки принятия решений для психологического и педагогического тестирования.
Представленные образцы этих изобретений лишний раз свидетельствуют об эффективности и востребованости студентов с инвалидностью в решении актуальных прикладных задач, что положительно влияет на мотивацию этих учащихся и их социализацию.
Взаимодействие МО СОУ с Ресурсным учебно-методическим центром
Создание ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) является важным компонентом в реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг. [Межведомственный комплексный план]. Решение этой задачи способствует разработке и внедрению эффективных моделей специальных образовательных условий в вузах, успешно обучающих студентов с инвалидностью и транслирующих передовой опыт через сетевое взаимодействие РУМЦ на всю систему высшего образования.
Так, МО СОУ МГППУ взаимодействовал с РУМЦ, созданным на базе этого вуза, по следующим направлениям:
• психолого-педагогическое сопровождение;
• коррекционно-реабилитационное сопровождение;
• тьюторское сопровождение;
• повышение квалификации сотрудников;
• экспертно-аналитическое сопровождение.
Сотрудничество с РУМЦ позволяет:
• привлекать сотрудников МО СОУ на курсы повышения квалификации и вебинары, направленные на повышение показателей обучения, в качестве лекторов и слушателей;
• оценивать эффективность деятельности МО СОУ по количественным и качественным показателям;
• накапливать опыт организации и проведения работы со студентами с инвалидностью и транслировать его с помощью РУМЦ в другие вузы.
Результаты работы МО СОУ МГППУ
Результаты применения МО СОУ на факультете информационных технологий МГППУ показывают, что важным этапом для учащихся с нарушениями зрительной функции и тех, кто их поддерживает, является переход обучающихся из одной образовательной среды в другую, например, из школы в вуз, который ставит перед ними уникальные задачи. Учащимся необходимо приобрести новые навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Большую роль при этом играет взаимодействие школы и вуза, направленное на ознакомление учащихся с новыми техническими средствами и технологиями, приобретение ими навыков работы с устройствами, значительно расширяющими доступ к получению, обработке, хранению и передаче различной информации, развитие ориентации в пространстве, самостоятельное пользование общественным транспортом и пр.
Целенаправленная работа с абитуриентами и первокурсниками способствует быстрой адаптации учащихся в образовательной среде университета. Универсальный дизайн доступной среды, мощная современная специализированная материально-техническая база, интересные специальности, квалифицированные преподаватели и сотрудники привлекают школьников и студентов колледжей к поступлению в университет из числа не только москвичей, но и жителей других регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2016/2017 учебном году на факультете ИТ МГППУ инклюзивно обучаются 70 бюджетных студентов с инвалидностью, 27% которых имеют нарушения зрения. Важным показателем качества учебного процесса, реализуемого для студентов с этой нозологией, является в данном случае то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых учащихся. Помимо качества обучения этот результат обусловлен высокой мотивацией этой категории молодых людей к учебе и их способностями к самостоятельному мышлению, что свидетельствует об особой ценности такого рода специалистов. Высококвалифицированные сотрудники МО СОУ оказывают специализированную помощь и поддержку абитуриентам, студентам и выпускникам с нарушениями зрения на всех этапах формирования будущего специалиста, что поддерживает интерес к учебе и ориентацию на качественное образование.
На рис. 6 представлено распределение экзаменационных оценок студентов с нарушениями зрения и здоровых студентов 1-4 курсов факультета информационных технологий МГППУ, полученное по дисциплинам математического и компьютерного циклов во время зимней сессии 2016/2017 учебного года. Различия между выборками оценок для указанных категорий студентов являются статистически значимыми по U-критерию Манна-Уитни при уровне значимости 0,005. Средние баллы составляют соответственно 4,4 и 3,8.

Факультет систематически работает над собственными научно-техническими проектами, связанными с разработкой новых технологий обеспечения учебного процесса для лиц с инвалидностью, активно привлекая для этого самих студентов. Также проекты неоднократно представлялись на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи, где получили две премии Президента РФ, четыре медали и два диплома, на Международной конференции-школе- семинаре «Новые информационные технологии» и Международных научных конференциях «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии, где также были отмечены дипломами. На конкурсе командных проектов и творческих работ учащейся молодежи, проведенном в рамках Международного форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов - интеграция через образование» в МГТУ имени Н.Э. Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России, работы студентов факультета информационных технологий МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения». На Всероссийском конкурсе на лучший проект научного творчества среди инклюзивных команд образовательных организаций, который проводился в 2016 г. в МГТУ имени Н.Э. Баумана под эгидой Федерального агентства по делам молодежи, проекты студентов этого же факультета «Ультразвуковое устройство для ориентации людей с нарушениями зрения» и «Информационная доступность для лиц со зрительной депривацией средствами специального ПО на мобильном устройстве» заняли в номинации «Технические проекты» соответственно 1-е и 3-е места.
Следует также еще раз подчеркнуть, что важным этапом образовательного процесса в вузе является трудоустройство студентов с инвалидностью. Это - ключевое условие и показатель эффективной работы МО СОУ.
В МГППУ для этой цели создан Центр содействия трудоустройству, который ежегодно проводит тренинги по развитию конкурентоспособности молодых специалистов с инвалидностью на современном рынке труда, по вовлечению их в профессиональные конкурсы, дающие возможность работодателям оценить профессиональные компетентности конкурсантов и, в итоге, пригласить их на работу.
Анализируя статистику последних лет, можно говорить о том, что все выпускники с инвалидностью по зрению либо продолжают свое обучение, либо трудоустраиваются. На рис. 7 представлена информация за 2015 и 2016 годы.

Рис. 7. Сведения о выпускниках МГППУ с инвалидностью по зрению в 2015 и 2016 гг
Эти данные свидетельствуют об эффективности разработанного МО СОУ, о возможности его применения как среды, обеспечивающей получение людьми с инвалидностью по зрению качественного образования.
В целом, инновационный опыт обучения студентов с нарушениями зрения, накопленный в МГППУ, позволяет говорить о возможности его распространения в учреждениях высшего образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них