Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения

987

Аннотация

В статье представлен опыт проектирования модельного образца специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с нарушениями зрения по программам бакалавриата в области математического обеспечения и администрирования информационных систем и прикладной информатики. Обсуждаются требования к профориентации учащихся с нарушениями зрения, их поступлению в высшие учебные заведения, методическому обеспечению и психологическому сопровождению, рассматривается система трудоустройства выпускников с инвалидностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проектное обучение, активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных практических задач обеспечи- вает студентам с инвалидностью высокое качество подготовки.

Общая информация

Ключевые слова: доступная среда, модельный образец специальных образовательных условий (МО СОУ), профориентация, методическое обеспечение, психолого-социальное сопровождение, трудоустройство

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220106

Для цитаты: Рубцов В.В., Васина Л.Г., Куравский Л.С., Соколов В.В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 34–49. DOI: 10.17759/pse.2017220106

Фрагмент статьи

Реализация государственной политики в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, а также приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества.

Литература

  1. Богинская Ю. В. Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США [Электронный ресурс] // Интернет- журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http://mir- nauki.com/PDF/35PDMN416.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
  2. Белявский Б. В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_ policy_monitoring/events/document739.shtml (дата обращения: 15.03.2017).
  3. Образование для всех – информационный бюллетень № 2 Официальный сайт региональной общественной              организации  инвалидов «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.perspektiva-inva.ry/index.php7id-247   (дата обращения: 15.03.2017).
  4. Романов    П.,    Ярская-Смирнова    Е.    Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга. 2006. С. 83.
  5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы (утверждена Постановлением Правительства      Российской      Федерации      от 1 декабря 2015 г., № 1297 [Электронный  ресурс] //   Информационно-правовой   портал   «Гарант. ру». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71165834/ (дата обращения: 15.03.2017).
  6. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования  для  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья на 2016–2018 годы (утв. Правительством РФ  23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 15.03.2017).
  7. Требования к составу специальных условий для разных нозологических групп при обучении студентов с инвалидностью в вузах. М.: МГППУ, 2016. 58 с.
  8. Требования к оказанию образовательных  услуг по получению высшего образования лицами с инвалидностью с учетом различных нозологических групп (нарушения зрения, нарушения слуха, поражения опорно-двигательного аппарата). Москва: МГППУ, 2016. 75 с.
  9. Приказ  Минобрнауки  России   от   12   марта 2015 года № 207 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего  образования  по  направлению  подготовки
  10. 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Минобрнауки. URL:   http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5442 (дата обращения: 15.03.2017).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.03 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» марта 2015 г. № 222 [Электронный ресурс] // Портал федеральный государственных образовательный стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo. ru/news/9/1104 (дата обращения: 15.03.2017).
  12. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://giod.consultant.ru/documents/1165384?items=1&page=43 (дата обращения: 15.03.2017).
  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской  Федерации»  от  29  декабря  2012  г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 15.03.2017).
  14. Armstrong H. L.. Advanced IT Education for the Vision Impaired via e-Learning // Journal of Information Technology Education. 2009. Vol. 8.
  15. Lányi C.S. (Eds.). EDeAN Publication 2009. Principles and Practice in Europe for e-Accessibility [Электронный ресурс] // European Design for All e-Accessibility Network, 2009.
  16. Murray H., Armstrong A. Computing Education Vision for the Sight Impaired // Curtin University of Technology, Western Australia, 2007.
  17. Petty R. E. Technology Access in the Workplace and Higher Education for Persons with Visual Impairments: An Examination of Barriers and Discussion of Solutions// Independent Living Research Utilization at TIRR. Houston, Texas. March 2012.
  18. Whitney G., Keith S., Buhler  C.,  Hewer  S., Lhotska L., Miesenberger K., Sandnes F. E., Stephanidis C.,  Velasco  C. A..  Twenty  five  years of training and education in ICT Design for All and Assistive Technology // Technology and Disability. 2011. Vol. 23. P. 163–170.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Васина Людмила Григорьевна, специалист по учебно-методической работе в учебно-производственной лаборатории «Технические и программные средства обучения студентов с ограниченными двигательными функциями» факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9902-2511, e-mail: festivalnt@mail.ru

Куравский Лев Семенович, доктор технических наук, профессор, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446, e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com

Соколов Владимир Вячеславович, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vvsokolov168@gmail.com