Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 50–59
doi:10.17759/pse.2017220107
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» *
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.Р03.11.0001 от 17 августа 2016 года.
Ключевые слова: инвалид , инклюзивная среда, инклюзивное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучение студентов, профессиональное образование, социально-психологическое сопровождение
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220107
Для цитаты: Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 50–59. DOI: 10.17759/pse.2017220107
Полный текст
Последнее десятилетие в России отличается устойчивыми позитивными изменениями отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). В рамках государственной социальной политики в целом и в области профессионального образования ЛОВЗ в частности реализуются меры по усилению доступности высшего образования для таких лиц. Это касается инвалидов и иных ЛОВЗ с нарушением слуха. Отметим, что высшее образование по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» является приоритетом государственной кадровой политики в контексте стратегии социально-экономического развития России.
Другой аспект потребности в доступности и успешности высшего образования ЛОВЗ с нарушением слуха связан со становлением новой ценностно-смысловой сущности высшего образования [1]. В настоящее время рынок инженерного труда характеризуется своим динамизмом, т. е. высоким уровнем технологической обновляемости и высокой степенью диверсификации по отношению к набору необходимых для производства продуктов инженерной деятельности профессиональных качеств и уровнем их освоения [2]. Это означает, что реальная экономика, ее отрасли нуждаются в специалистах, способных принимать и разрабатывать технические, экономические, социальные и управленческие решения по заданным параметрам. Согласно обозначенным факторам, выпускник технического вуза как состоявшийся специалист должен иметь необходимые знания, владеть методами инженерной деятельности и соответствовать определенному уровню общей и инженерной культуры, вследствие чего к компетенциям и квалификации учащегося и работника предъявляются достаточно высокие требования. Важную роль в доступности высшего образования лиц с нарушением слуха играют современные достижения науки, техники и технологий.
Система инклюзивного, интегрированного высшего образования по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» должна основываться на принципах развивающего и социализирующего обучения в современном вузе. Это означает, что образовательный процесс следует направлять на:
- формирование такой специальной образовательной среды, которая обеспечивает лицу с нарушением слуха возможность получать необходимое по ФГОС профессиональное образование соответственно направлению; создает условия для интегративного формирования интеллектуальных и волевых характеристик личности, позволяющих овладевать общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами приобретения знаний и их применения на практике. Все это должно обеспечить высокий уровень компетенций специалиста - выпускника вуза, который обладает высокой конкурентоспособностью на общем рынке труда и мотивациями на устойчивую занятость и профессиональную карьеру;
- создание научно обоснованной модели развития познавательной самостоятельности в области освоения и прироста профессиональных знаний, а также деловой культуры студентов с учетом логики становления и единства составляющих их компонентов;
- разработку и внедрение механизмов интенсификации обучения студентов с дефектами слуха с одновременным качественным усвоением ими знаний, навыков и умений в рамках конкретных дисциплин путем рационального использования адаптированных программ, инновационных и традиционных технологий обучения, продуктивных производственных практик;
- ресурсосбережение здоровья учащихся;
- воспитание толерантности по отношению к людям с разным состоянием здоровья, различными социальными и профессиональными интересами.
В области высшего образования инвалидов по слуху интеграция наилучшим способом обеспечивает им равные права и возможности в получении «беступикового» высшего образования любых уровней и ступеней, перспективы повышения квалификации, профессиональной адаптации, рационального трудоустройства и эффективной устойчивой занятости.
Исходя из обозначенных позиций, разработаны два варианта модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Вариант №1 в своей основе имеет модель «колледж при вузе», которая представляет собой компиляцию лучших практик из опыта Национального института для глухих при Рочестерском технологическом институте [4] и Института социальных технологий и реабилитации при Новосибирском государственном университете [3]. Такой колледж реализует программы среднего профессионального образования для учащихся с нарушенным слухом, осуществляет их комплексное сопровождение и готовит к поступлению в вуз. Специальные службы колледжа продолжают осуществлять академическую и социальнопсихологическую поддержку студентов после их поступления в вуз. Модель обеспечивает непрерывность и многоуровневость профессионального образования для учащихся с нарушенным слухом, а также непрерывность процесса их абилитации, что показано на рис. 1.
Профессиональное ориентирование учащихся с ОВЗ по слуху и формирование у них соответствующей мотивации начинается службами колледжа еще на этапе до вуза. При их поступлении в вуз эта работа ведется совместно с общими службами вуза и включает компонент «содействие трудоустройству» в контексте работы центров содействия трудоустройству выпускников вузов.
Компонент модели «Организация образовательного процесса», с учетом требований по обеспечению специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха, реализуется за счет создания структур поддержки на базе колледжа, распространяющих свою поддержку на студентов вуза. Специальный штат сотрудников обеспечивает реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, адекватную академическую и социальнопсихологическую поддержку программ высшего образования для студентов с нарушенным слухом.
Социально-психологическая поддержка реализуется специальными службами колледжа, которые осуществляют большой спектр мероприятий организационно-педагогического, психолого-педагогического, физкультурнооздоровительного, социокультурного, профориентационного характера. Сопровождение включает специальные адаптационные дисциплины по формированию навыков независимой жизни. Целевая аудитория мероприятий и курсов состоит из студентов с нарушенным слухом, обучающихся по программам высшего образования. Структура служб сопровождения (на базе колледжа, но с ориентацией на вуз) имеет в своем составе ряд отделов: обеспечения академического доступа (службы тьюторов, сурдоперевода, за- писывателей); социально-психологического сопровождении (психологи, консультанты- реабилитологи, консультанты по применению специальных технических средств, социальные педагоги); разработки и координации деятельности по реализации (совместно с кафедрами и структурами вуза) адаптированных образовательных программ профессионального образования (АОПОП). АОПОП включают: специальные учебные планы и программы интегрированного (инклюзивного) профессионального образования; вариативные схемы обучения и организации учебного процесса на младших курсах; коррекционные курсы для общих математических и естественнонаучных дисциплин; дисциплины цикла обучения жизни с инвалидностью и пр. АОПОП разрабатываются для среднего и высшего ПО и имеют высокую степень преемственности. В них находят отражение вопросы профориентации, формирования мотивации и содействия трудоустройству, использования технических средств реабилитации и обучения.
Колледж выступает в качестве координатора деятельности служб специального назначения (поликлиники, дома культуры, центры физической культуры и спорта и др.) и вуза в интересах студентов с нарушенным слухом. Важными условиями эффективности реализации модели в условиях вуза являются: высокая степень преемственности ОПОП колледжа и вуза; разработка и реализация преемственных АОПОП для колледжа и вуза.
Для создания таких условий нужны совместные усилия преподавателей и научного сообщества колледжа и вуза. В противном случае повышенная трудоемкость инженерных программ для студентов с нарушенным слухом не будет компенсирована, что отрицательно повлияет на процесс их обучения, социализацию и профессиональную интеграцию.
Вариант № 2 основан на многолетнем опыте МГТУ имени Н.Э. Баумана в обучении инвалидов с нарушением слуха. Он ориентирован на решение задач, касающихся обеспечения доступности для инвалидов высшего образования и на создание условий для целенаправленного комплексного профессионального и социально-психологического становления конкурентоспособных специалистов из числа инвалидов. В вузах необходимо адекватно использовать меры государственной поддержки инвалидов для содействия им в получении высшего образования, трудоустройстве и занятости.
Данная модель соответствует принципам «универсального дизайна» образовательных программ для инвалидов и организации образовательной среды в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к обеспечению доступности этим лицам объектов и услуг в сфере образования. Модель направлена на обеспечение непрерывного сопровождения инвалида по слуху в статусах «абитуриент», «студент» и «выпускник». Она предусматривает наличие организованного и строго регламентированного инклюзивного пространства, а также наличие компонентов, обеспечивающих полноценную реализацию эффективного процесса обучения и индивидуального социальнопсихологического сопровождения обучающихся с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Модель акцентирована на обеспечение доступности, которая достигается за счет снятия физических, социально-психологических и содержательных барьеров и диверсификации форм получения высшего образования. Это позволяет осуществлять выравнивание уровня подготовки студентов-инвалидов с уровнем подготовки обычных студентов, повышая тем самым уровень доступности инклюзивного образования. При этом главное условие реализации модели - ее органичное включение в вузовскую среду, что достигается путем решения ряда задач, ключевыми из которых являются:
• разработка АОПОП по направлениям подготовки;
• индивидуализация образовательной траектории с целью минимизации проявлений ограничений жизнедеятельности, успешной социализации и профессиональной интеграции;
• формирование условий для самореализации студента-инвалида в образовательной и, в перспективе, профессиональной среде.
Эти задачи являются достаточно многоплановыми в связи с наличием ряда специфических факторов, связанных с функциональными нарушениями, которые в той или иной мере влияют на процесс обучения студента-инвалида. Специальные потребности студентов-инвалидов зависят от специфических закономерностей формирования ограничений жизнедеятельности и не связаны непосредственно с нарушением функций органов или систем организма. При этом специфика выражается следующими особенностями проявления специальных потребностей контингента:
- гетерохронность (различия по времени появления вторичных и формирования третичных отклонений в психофизическом развитии индивидуумов, абилитации пострадавших сенсорных функций);
- гетеротропность (неодинаковая выраженность глубины поражения функций);
- гетерокинетичность (различная скорость формирования и развития механизмов коррекции, компенсации и замещения);
- гетерокатефтенность (разнонаправлен- ность возрастных изменений, связанных как с подавлением/недоразвитием одних жизненных процессов, так и с активизацией других).
Представленная здесь модель разрабатывалась также с учетом условий допуска к профессиональной деятельности выпускников с нарушением слуха. Эти условия классифицируются по двум направлениям (в плане предъявляемых требований к занятию работником конкретной должности): требования к профессионально-квалификационным характеристикам выпускника и требования к оценке состояния здоровья выпускника.
Другим значимым аспектом модели является наличие организованного и строго регламентированного инклюзивного пространства, в том числе в контексте субъектов образовательного процесса «школа-вуз-профессио- нальная деятельность». Создание системы непрерывной подготовки учащихся с нарушением слуха важно для их последующей социализации и полной интеграции в общество. В содержательную часть модели входит ряд компонентов, направленных на комплексное решение задач обеспечения обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением слуха.
Компонент «Профориентационная работа с абитуриентами, имеющими инвалидность по слуху, и их родителями» имеет своей целью реализацию комплекса специальных мер для профессионального самоопределения абитуриента, выработку его мотивации на получение профессионального образования, а также осознанный выбор абитуриентом профессии (специальности) и профильного вуза для ее получения. Достижение данной цели в основном осуществляется путем проведения работы с учащимися образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования, а также с их родителями и законными представителями. Значимым направлением работы является привлечение абитуриентов на основе полноценного информационного сопровождения.
Компоненты «Организация образовательного процесса с учетом требований по обеспечению специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха» и «Построение профессиональной траектории и формирование профессиональной мотивации у студентов с нарушением слуха» направлены на создание специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, для студентов с нарушением слуха. Особое внимание уделяется реализации индивидуальных учебных планов, обеспечивающих гибкость профессиональной траектории студентов с нарушением слуха. Предусматривается пять вариантов организации образовательного процесса и применение интегрированного индивидуально-ориентированного подхода.
В основе компонента лежит принцип использования АОПОП как полноценного варианта реализации ООП (основной образовательной программы) с учетом уровня и особенностей обучаемого студента с нарушением слуха. Выработка профессиональной мотивации у студентов должна иметь непрерывный характер на протяжении всего процесса обучения.
Компонент «Социально-психологическое сопровождение студентов» направлен на создание социально-психологического климата, определяющего социальное самочувствие студента, а также формирование совокупности психологических условий, способствующих продуктивной образовательной деятельности и всестороннему развитию личности в процессе профессионально-профильного обучения. В задачи компонента входят: создание условий, при которых возможна самореализация личности учащегося; его адаптация к образовательной деятельности и социальной среде вуза; осуществление мероприятий по адаптации этой категории студентов к учебно-воспитательному процессу в разные периоды обучения в вузе с учетом медико-психологических особенностей конкретного студента; оказание помощи в развитии личности студента-инвалида и его общекультурных компетенций как будущего специалиста; повышение социальной активности обучающихся; формирование у студентов ценностных установок; подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.
Компонент «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников» направлен на создание комплексных условий для решения проблем эффективной занятости выпускников вуза из числа инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, с учетом их потребностей, индивидуальных возможностей и компетенций. Основные направления работы предусматривают содействие в организации практик и стажировок на предприятиях реальных секторов экономики, разработку сценариев содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению студентов и выпускников; разработку портфолио профессиональных компетенций студента; информационное сопровождение; а также ведение системы учета и обратной связи со студентами, выпускниками и работодателями.
Предложенный подход к формированию модели № 2 позволяет на практике обеспечить доступ инвалидов по слуху к высшему образованию. Важнейшим преимуществом такой модели является ее интегрированность в национальную систему высшего образования и ориентация на общий рынок труда, что дает значительные социальные и экономические преимущества, существенно снижая высокую стоимость обучения инвалидов и повышая уровень их социальной реабилитации и защиты.
Обоснование выбора наиболее оптимального варианта
В результате сравнительного анализа представленных моделей была разработана процедура проведения выбора наилучшего варианта из множества проектных решений, которые удовлетворяют предъявленным требованиям к функционированию модели в целом.
Основной задачей на первом этапе является выбор наиболее оптимальных и достоверных критериев, характеризующих объект проектирования (модель), что должно понизить вероятность принятия возможных ошибочных решений. Лицу, принимающему решение, следует вырабатывать такую стратегию, которая, хотя и не исключает ошибок решения, но сводит к минимуму связанные с этим нежелательные последствия. Поскольку процедура принятия решения по своей сути является компромиссом, то, принимая решение, необходимо взвешивать многие факторы, в том числе технические, научные, экономические (если таковые допустимы), эргономические, социальные и др.
Наиболее важными и критическими, с точки зрения проведения процедуры выбора оптимальной модели, являются следующие факторы (факторы первого уровня):
- готовность модели для проведения обучения по программам бакалавриата с учетом создания специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (Ф1);
- наличие в модели системы социальнопсихологического сопровождения с учетом создания специальных условий для студентов с нарушением слуха (Ф2);
- готовность модели для проведения профориентационной работы с абитуриентами с нарушением слуха, их родителями и законными представителями (Ф3);
- учет требований к построению профессиональной траектории и формированию профессиональной мотивации у студентов с нарушением слуха (Ф4);
- наличие развитой системы содействия трудоустройству, постдипломного сопровождения студентов и выпускников с нарушением слуха (Ф5);
- наличие непрерывной системы социализации «школа-вуз-профессиональная деятельность» (Ф6);
- вариативность форм модернизации образовательной среды с учетом создания специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха (Ф7).
Воспользуемся классической формой оценки эффективности решения, которое является основой оценки альтернативных действий при выборе оптимальных решений. При планировании требуется учитывать большое число критериев, в данном случае «факторов первого уровня» (1-5). Стоит отметить, что все приведенные факторы являются качественными и не учитывают стоимостные и иные экономические показатели. Это вызвано тем, что в настоящее время не представляется возможным вычислить и обосновать реальную социально-экономическую эффективность представленных моделей, в связи с чем при выборе наиболее оптимального варианта будем полагаться исключительно на качественную оценку используемых критериев для построения указанных выше моделей. С учетом данного подхода была сформирована таблица для качественной оценки двух возможных моделей и выбора наиболее оптимального варианта (табл. 1). Для каждого из факторов Ф1...Ф5 были вычислены коэффициенты значимости (веса) - V1...V5, полученные с использованием экспертных процедур. Ввиду использования только качественных критериев, факторы Ф1...Ф5 могут принимать только бинарные значения 1 или 0 (ины
ми словами, фактор учитывается или не учитывается - соответственно). Определение- каждого из результатов во взаимосвязи с коэффициентом значимости (весом) вычисляется по формуле: Eijvj. Вычисление оптимальности модели происходит путем суммирования результатов по каждому критерию из имеющихся вариантов (альтернатив), по формуле: zEijVj.
В соответствии с описанной процедурой выбора оптимального варианта решения сформирована табл. 1.
После ввода данных табл. 1 преобразуется в табл. 2.
Таблица 1
Критерии вариантов выбора оптимальной модели
Варианты выбора |
Критерии (факторы) |
||||||
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
Ф5 |
Ф6 |
Ф7 |
|
Модель № 1 (М1) |
Е11 |
Е12 |
Е13 |
Е14 |
Е15 |
Е16 |
Е17 |
Модель № 2 (М2) |
Е21 |
Е22 |
Е23 |
Е24 |
Е25 |
Е26 |
Е27 |
Коэффициент значимости каждого критерия (вес)(V) |
V1 |
V2 |
V3 |
V4 |
V5 |
V6 |
V7 |
Таблица 2
Критерии и показатели выбора оптимальной модели
Варианты выбора |
Критерии (факторы) |
||||||
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
Ф5 |
Ф6 |
Ф7 |
|
Модель № 1 (М1) |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Модель № 2 (М2) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Коэффициент значимости каждого критерия (вес)(V) |
0,7 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
Для варианта М1 общая оценка по всем критериям составит 1,3. Для варианта М2 соответственно - 3,1.
Таким образом, вариант № 2 наиболее полно удовлетворяет представленным требованиям (критериям).
1. Разработаны два варианта модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. Сравнительный анализ вариантов доказал, что вариант №2 более полно соответствует требованиям к инклюзивному обучению и непрерывному интегрированному высшему образованию лиц с нарушением слуха. Модель ориентирована на равнодоступность профессиональной подготовки в области инженерной деятельности студентов с ОВЗ по слуху и обычных студентов.
2. Главным условием реализации модели является ее включение в вузовскую среду с акцентированием на следующих основных направлениях: разработка и реализация АО- ПОП по направлениям подготовки; индивидуализация образовательной траектории с учетом необходимости минимизации проявлений ограничений жизнедеятельности, успешной социализации и профессиональной интеграции; формирование условий для самореализации студента с ограниченными возможностями здоровья в образовательной и, в перспективе, в профессиональной среде.
3. При формировании модели в конкретном вузе следует учитывать специфику контингента обучающихся с нарушением слуха. Эта задача многоплановая и связана с наличием у студентов с ОВЗ по слуху ряда специфических особенностей, обусловленных
как функциональными нарушениями (определяющим является нарушение слуха), которые в той или иной мере влияют на процесс обучения такого студента, так и с не-
Финансирование
Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.Р03.11.0001 от 17 августа 2016 года
Литература
- Бабина А. А. Ценностно-смысловые основы современного образовательного процесса: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 25–28.
- Дрокина К. В., Макарова И. В. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1(54). С. 387–393.
- Институт социальных технологий и реабилитации. Новосибирский государственный технический университет [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: http://www.nstu.ru/info/facult/isr (дата обращения: 10.10.2016).
- Counseling and psychological services for the deaf and hard-of-hearing students. Rochester Institute of Technology [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: https://www.rit.edu/studentaffairs/counseling/get-support/deaf-and-hard-hearing-students/ (дата обращения: 27.09.2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2144
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 801
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1