Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» *

791

Аннотация

Раскрываются теоретические аспекты разработки вариантов модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Обращается внимание на то, что варианты основаны на обобщенных результатах авторских многолетних научных исследований, касающихся высшего образования этих лиц в условиях инклюзивной среды. Представлены ключевые положения компонентов модели и аналитическая информация об опыте организации образовательной деятельности вузов в интересах инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями по слуху (на примере МГТУ имени Н.Э. Баумана). Выделены и обоснованы подходы к выбору оптимальной модели.

Общая информация

* Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.Р03.11.0001 от 17 августа 2016 года.

Ключевые слова: инвалид , инклюзивная среда, инклюзивное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучение студентов, профессиональное образование, социально-психологическое сопровождение

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220107

Для цитаты: Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Теоретические основы формирования модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха (на примере направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 50–59. DOI: 10.17759/pse.2017220107

Полный текст

 

Последнее десятилетие в России отличается устойчивыми позитивными изменениями отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). В рамках государственной социальной политики в целом и в области профессионального образования ЛОВЗ в частности реализуются меры по усилению доступности высшего образования для таких лиц. Это касается инвалидов и иных ЛОВЗ с нарушением слуха. Отметим, что высшее образование по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» является приоритетом государственной кадровой политики в контексте стратегии социально-экономического развития России.

Другой аспект потребности в доступности и успешности высшего образования ЛОВЗ с нарушением слуха связан со становлением новой ценностно-смысловой сущности высшего образования [1]. В настоящее время рынок инженерного труда характеризуется своим динамизмом, т. е. высоким уровнем технологической обновляемости и высокой степенью диверсификации по отношению к набору необходимых для производства продуктов инженерной деятельности профессиональных качеств и уровнем их освоения [2]. Это означает, что реальная экономика, ее отрасли нуждаются в специалистах, способных принимать и разрабатывать технические, экономические, социальные и управленческие решения по заданным параметрам. Согласно обозначенным факторам, выпускник технического вуза как состоявшийся специалист должен иметь необходимые знания, владеть методами инженерной деятельности и соответствовать определенному уровню общей и инженерной культуры, вследствие чего к компе­тенциям и квалификации учащегося и работника предъявляются достаточно высокие требования. Важную роль в доступности высшего образования лиц с нарушением слуха играют современные достижения науки, техники и технологий.

Система инклюзивного, интегрированного высшего образования по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» должна основываться на принципах развивающего и социализирующего обучения в современном вузе. Это означает, что образовательный процесс следует направлять на:

- формирование такой специальной образовательной среды, которая обеспечивает лицу с нарушением слуха возможность получать необходимое по ФГОС профессиональное образование соответственно направлению; создает условия для интегративного формирования интеллектуальных и волевых характеристик личности, позволяющих овладевать общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами приобретения знаний и их применения на практике. Все это должно обеспечить высокий уровень компетенций специалиста - выпускника вуза, который обладает высокой конкурентоспособностью на общем рынке труда и мотивациями на устойчивую занятость и профессиональную карьеру;

- создание научно обоснованной модели развития познавательной самостоятельности в области освоения и прироста профессиональных знаний, а также деловой культуры студентов с учетом логики становления и единства составляющих их компонентов;

- разработку и внедрение механизмов интенсификации обучения студентов с дефектами слуха с одновременным качественным усвоением ими знаний, навыков и умений в рамках конкретных дисциплин путем рационального использования адаптированных программ, инновационных и традиционных технологий обучения, продуктивных производственных практик;

- ресурсосбережение здоровья учащихся;

- воспитание толерантности по отношению к людям с разным состоянием здоровья, различными социальными и профессиональными интересами.

В области высшего образования инвалидов по слуху интеграция наилучшим способом обеспечивает им равные права и возможности в получении «беступикового» высшего образования любых уровней и ступеней, перспективы повышения квалификации, профессиональной адаптации, рационального трудоустройства и эффективной устойчивой занятости.

Исходя из обозначенных позиций, разработаны два варианта модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения лиц с нарушением слуха по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Вариант №1 в своей основе имеет модель «колледж при вузе», которая представляет собой компиляцию лучших практик из опыта Национального института для глухих при Рочестерском технологическом институте [4] и Института социальных технологий и реабилитации при Новосибирском государственном университете [3]. Такой колледж реализует программы среднего профессионального образования для учащихся с нарушенным слухом, осуществляет их комплексное сопровождение и готовит к поступлению в вуз. Специальные службы колледжа продолжают осуществлять академическую и социально­психологическую поддержку студентов после их поступления в вуз. Модель обеспечивает непрерывность и многоуровневость профессионального образования для учащихся с нарушенным слухом, а также непрерывность процесса их абилитации, что показано на рис. 1.

Профессиональное ориентирование учащихся с ОВЗ по слуху и формирование у них соответствующей мотивации начинается службами колледжа еще на этапе до вуза. При их поступлении в вуз эта работа ведется совместно с общими службами вуза и включает компонент «содействие трудоустройству» в контексте работы центров содействия трудоустройству выпускников вузов.

Компонент модели «Организация образовательного процесса», с учетом требований по обеспечению специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха, реализуется за счет создания структур поддержки на базе колледжа, распространяющих свою поддержку на студентов вуза. Специальный штат сотрудников обеспечивает реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, адекватную академическую и социально­психологическую поддержку программ высшего образования для студентов с нарушенным слухом.

Социально-психологическая поддержка реализуется специальными службами колледжа, которые осуществляют большой спектр мероприятий организационно-педагогического, психолого-педагогического, физкультурно­оздоровительного, социокультурного, профориентационного характера. Сопровождение включает специальные адаптационные дисциплины по формированию навыков независимой жизни. Целевая аудитория мероприятий и курсов состоит из студентов с нарушенным слухом, обучающихся по программам высшего образования. Структура служб сопровождения (на базе колледжа, но с ориентацией на вуз) имеет в своем составе ряд отделов: обеспечения академического доступа (службы тьюторов, сурдоперевода, за- писывателей); социально-психологического сопровождении (психологи, консультанты- реабилитологи, консультанты по применению специальных технических средств, социальные педагоги); разработки и координации деятельности по реализации (совместно с кафедрами и структурами вуза) адаптированных образовательных программ профессионального образования (АОПОП). АОПОП включают: специальные учебные планы и программы интегрированного (инклюзивного) профессионального образования; вариативные схемы обучения и организации учебного процесса на младших курсах; коррекционные курсы для общих математических и естественнонаучных дисциплин; дисциплины цикла обучения жизни с инвалидностью и пр. АОПОП разрабатываются для среднего и высшего ПО и имеют высокую степень преемственности. В них находят отражение вопросы профориентации, формирования мотивации и содействия трудоустройству, использования технических средств реабилитации и обучения.

Колледж выступает в качестве координатора деятельности служб специального назначения (поликлиники, дома культуры, центры физической культуры и спорта и др.) и вуза в интересах студентов с нарушенным слухом. Важными условиями эффективности реализации модели в условиях вуза являются: высокая степень преемственности ОПОП колледжа и вуза; разработка и реализация преемственных АОПОП для колледжа и вуза.

 
Рис. 1. Схема модели варианта № 1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для создания таких условий нужны совместные усилия преподавателей и научного сообщества колледжа и вуза. В противном случае повышенная трудоемкость инженерных программ для студентов с нарушенным слухом не будет компенсирована, что отрицательно повлияет на процесс их обучения, социализацию и профессиональную интеграцию.

Вариант № 2 основан на многолетнем опыте МГТУ имени Н.Э. Баумана в обучении инвалидов с нарушением слуха. Он ориентирован на решение задач, касающихся обеспечения доступности для инвалидов высшего образования и на создание условий для целенаправленного комплексного профессионального и социально-психологического становления конкурентоспособных специалистов из числа инвалидов. В вузах необходимо адекватно использовать меры государственной поддержки инвалидов для содействия им в получении высшего образования, трудоустройстве и занятости.

Данная модель соответствует принципам «универсального дизайна» образовательных программ для инвалидов и организации образовательной среды в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к обеспечению доступности этим лицам объектов и услуг в сфере образования. Модель направлена на обеспечение непрерывного сопровождения инвалида по слуху в статусах «абитуриент», «студент» и «выпускник». Она предусматривает наличие организованного и строго регламентированного инклюзивного пространства, а также наличие компонентов, обеспечивающих полноценную реализацию эффективного процесса обучения и индивидуального социально­психологического сопровождения обучающихся с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Модель акцентирована на обеспечение доступности, которая достигается за счет снятия физических, социально-психологических и содержательных барьеров и диверсификации форм получения высшего образования. Это позволяет осуществлять выравнивание уровня подготовки студентов-инвалидов с уровнем подготовки обычных студентов, повышая тем самым уровень доступности инклюзивного образования. При этом главное условие реализации модели - ее органичное включение в вузовскую среду, что достигается путем решения ряда задач, ключевыми из которых являются:

•   разработка АОПОП по направлениям подготовки;

• индивидуализация образовательной траектории с целью минимизации проявлений ограничений жизнедеятельности, успешной социализации и профессиональной интеграции;

•  формирование условий для самореализации студента-инвалида в образовательной и, в перспективе, профессиональной среде.

Эти задачи являются достаточно многоплановыми в связи с наличием ряда специфических факторов, связанных с функциональными нарушениями, которые в той или иной мере влияют на процесс обучения студента-инвалида. Специальные потребности студентов-инвалидов зависят от специфических закономерностей формирования ограничений жизнедеятельности и не связаны непосредственно с нарушением функций органов или систем организма. При этом специфика выражается следующими особенностями проявления специальных потребностей контингента:

-  гетерохронность (различия по времени появления вторичных и формирования третичных отклонений в психофизическом развитии индивидуумов, абилитации пострадавших сенсорных функций);

-   гетеротропность (неодинаковая выраженность глубины поражения функций);

- гетерокинетичность (различная скорость формирования и развития механизмов коррекции, компенсации и замещения);

- гетерокатефтенность (разнонаправлен- ность возрастных изменений, связанных как с подавлением/недоразвитием одних жизненных процессов, так и с активизацией других).

Представленная здесь модель разрабатывалась также с учетом условий допуска к профессиональной деятельности выпускников с нарушением слуха. Эти условия классифицируются по двум направлениям (в плане предъявляемых требований к занятию работником конкретной должности): требования к профессионально-квалификационным характеристикам выпускника и требования к оценке состояния здоровья выпускника.

Другим значимым аспектом модели является наличие организованного и строго регламентированного инклюзивного пространства, в том числе в контексте субъектов образовательного процесса «школа-вуз-профессио- нальная деятельность». Создание системы непрерывной подготовки учащихся с нарушением слуха важно для их последующей социализации и полной интеграции в общество. В содержательную часть модели входит ряд компонентов, направленных на комплексное решение задач обеспечения обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением слуха.

Компонент «Профориентационная работа с абитуриентами, имеющими инвалидность по слуху, и их родителями» имеет своей целью реализацию комплекса специальных мер для профессионального самоопределения абитуриента, выработку его мотивации на получение профессионального образования, а также осознанный выбор абитуриентом профессии (специальности) и профильного вуза для ее получения. Достижение данной цели в основном осуществляется путем проведения работы с учащимися образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования, а также с их родителями и законными представителями. Значимым направлением работы является привлечение абитуриентов на основе полноценного информационного сопровождения.

Компоненты «Организация образовательного процесса с учетом требований по обеспечению специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха» и «Построение профессиональной траектории и формирование профессиональной мотивации у студентов с нарушением слуха» направлены на создание специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, для студентов с нарушением слуха. Особое внимание уделяется реализации индивидуальных учебных планов, обеспечивающих гибкость профессиональной траектории студентов с нарушением слуха. Предусматривается пять вариантов организации образовательного процесса и применение интегрированного индивидуально-ориентированного подхода.

В основе компонента лежит принцип использования АОПОП как полноценного варианта реализации ООП (основной образовательной программы) с учетом уровня и особенностей обучаемого студента с нарушением слуха. Выработка профессиональной мотивации у студентов должна иметь непрерывный характер на протяжении всего процесса обучения.

Компонент «Социально-психологическое сопровождение студентов» направлен на создание социально-психологического климата, определяющего социальное самочувствие студента, а также формирование совокупности психологических условий, способствующих продуктивной образовательной деятельности и всестороннему развитию личности в процессе профессионально-профильного обучения. В задачи компонента входят: создание условий, при которых возможна самореализация личности учащегося; его адаптация к образовательной деятельности и социальной среде вуза; осуществление мероприятий по адаптации этой категории студентов к учебно-воспитательному процессу в разные периоды обучения в вузе с учетом медико-психологических особенностей конкретного студента; оказание помощи в развитии личности студента-инвалида и его общекультурных компетенций как будущего специалиста; повышение социальной активности обучающихся; формирование у студентов ценностных установок; подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.

Компонент «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников» направлен на создание комплексных условий для решения проблем эффективной занятости выпускников вуза из числа инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, с учетом их потребностей, индивидуальных возможностей и компетенций. Основные направления работы предусматривают содействие в организации практик и стажировок на предприятиях реальных секторов экономики, разработку сценариев содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению студентов и выпускников; разработку портфолио профессиональных компетенций студента; информационное сопровождение; а также ведение системы учета и обратной связи со студентами, выпускниками и работодателями.

Предложенный подход к формированию модели № 2 позволяет на практике обеспечить доступ инвалидов по слуху к высшему образованию. Важнейшим преимуществом такой модели является ее интегрированность в национальную систему высшего образования и ориентация на общий рынок труда, что дает значительные социальные и экономические преимущества, существенно снижая высокую стоимость обучения инвалидов и повышая уровень их социальной реабилитации и защиты.

Обоснование выбора наиболее оптимального варианта

В результате сравнительного анализа представленных моделей была разработана процедура проведения выбора наилучшего варианта из множества проектных решений, которые удовлетворяют предъявленным требованиям к функционированию модели в целом.

Основной задачей на первом этапе является выбор наиболее оптимальных и достоверных критериев, характеризующих объект проектирования (модель), что должно понизить вероятность принятия возможных ошибочных решений. Лицу, принимающему решение, следует вырабатывать такую стратегию, которая, хотя и не исключает ошибок решения, но сводит к минимуму связанные с этим нежелательные последствия. Поскольку процедура принятия решения по своей сути является компромиссом, то, принимая решение, необходимо взвешивать многие факторы, в том числе технические, научные, экономические (если таковые допустимы), эргономические, социальные и др.

Наиболее важными и критическими, с точки зрения проведения процедуры выбора оптимальной модели, являются следующие факторы (факторы первого уровня):

- готовность модели для проведения обучения по программам бакалавриата с учетом создания специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (Ф1);

- наличие в модели системы социально­психологического сопровождения с учетом создания специальных условий для студентов с нарушением слуха (Ф2);

- готовность модели для проведения профориентационной работы с абитуриентами с нарушением слуха, их родителями и законными представителями (Ф3);

-  учет требований к построению профессиональной траектории и формированию профессиональной мотивации у студентов с нарушением слуха (Ф4);

- наличие развитой системы содействия трудоустройству, постдипломного сопровождения студентов и выпускников с нарушением слуха (Ф5);

-  наличие непрерывной системы социализации «школа-вуз-профессиональная деятельность» (Ф6);

- вариативность форм модернизации образовательной среды с учетом создания специальных образовательных условий для студентов с нарушением слуха (Ф7).

Воспользуемся классической формой оценки эффективности решения, которое является основой оценки альтернативных действий при выборе оптимальных решений. При планировании требуется учитывать большое число критериев, в данном случае «факторов первого уровня» (1-5). Стоит отметить, что все приведенные факторы являются качественными и не учитывают стоимостные и иные экономические показатели. Это вызвано тем, что в настоящее время не представляется возможным вычислить и обосновать реальную социально-экономическую эффективность представленных моделей, в связи с чем при выборе наиболее оптимального варианта будем полагаться исключительно на качественную оценку используемых критериев для построения указанных выше моделей. С учетом данного подхода была сформирована таблица для качественной оценки двух возможных моделей и выбора наиболее оптимального варианта (табл. 1). Для каждого из факторов Ф1...Ф5 были вычислены коэффициенты значимости (веса) - V1...V5, полученные с использованием экспертных процедур. Ввиду использования только качественных критериев, факторы Ф1...Ф5 могут принимать только бинарные значения 1 или 0 (ины­
ми словами, фактор учитывается или не учитывается - соответственно). Определение- каждого из результатов во взаимосвязи с коэффициентом значимости (весом) вычисляется по формуле: Eijvj. Вычисление оптимальности модели происходит путем суммирования результатов по каждому критерию из имеющихся вариантов (альтернатив), по формуле: zEijVj.

В соответствии с описанной процедурой выбора оптимального варианта решения сформирована табл. 1.

После ввода данных табл. 1 преобразуется в табл. 2.

Таблица 1

Критерии вариантов выбора оптимальной модели

Варианты выбора

Критерии (факторы)

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф5

Ф6

Ф7

Модель № 1 (М1)

Е11

Е12

Е13

Е14

Е15

Е16

Е17

Модель № 2 (М2)

Е21

Е22

Е23

Е24

Е25

Е26

Е27

Коэффициент значимости каждого критерия (вес)(V)

V1

V2

V3

V4

V5

V6

V7

Таблица 2

Критерии и показатели выбора оптимальной модели

Варианты выбора

Критерии (факторы)

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф5

Ф6

Ф7

Модель № 1 (М1)

0

1

1

0

1

0

0

Модель № 2 (М2)

1

1

1

1

1

1

1

Коэффициент значимости каждого критерия (вес)(V)

0,7

0,5

0,2

0,2

0,6

0,4

0,5

 

Для варианта М1 общая оценка по всем критериям составит 1,3. Для варианта М2 соответственно - 3,1.

Таким образом, вариант № 2 наиболее полно удовлетворяет представленным требованиям (критериям).

1. Разработаны два варианта модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения. Сравнительный анализ вариантов доказал, что вариант №2 более полно соответствует требованиям к инклю­зивному обучению и непрерывному интегрированному высшему образованию лиц с нарушением слуха. Модель ориентирована на равно­доступность профессиональной подготовки в области инженерной деятельности студентов с ОВЗ по слуху и обычных студентов.

2. Главным условием реализации модели является ее включение в вузовскую среду с акцентированием на следующих основных направлениях: разработка и реализация АО- ПОП по направлениям подготовки; индивидуализация образовательной траектории с учетом необходимости минимизации проявлений ограничений жизнедеятельности, успешной социализации и профессиональной интеграции; формирование условий для самореализации студента с ограниченными возможностями здоровья в образовательной и, в перспективе, в профессиональной среде.

3. При формировании модели в конкретном вузе следует учитывать специфику контингента обучающихся с нарушением слуха. Эта задача многоплановая и связана с наличием у студентов с ОВЗ по слуху ряда специфических особенностей, обусловленных
как функциональными нарушениями (определяющим является нарушение слуха), которые в той или иной мере влияют на процесс обучения такого студента, так и с не-

Финансирование

Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.Р03.11.0001 от 17 августа 2016 года

Литература

  1. Бабина А. А. Ценностно-смысловые основы современного образовательного процесса: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 25–28.
  2. Дрокина К. В., Макарова И. В. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1(54). С. 387–393.
  3. Институт социальных технологий и реабилитации. Новосибирский государственный технический университет [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: http://www.nstu.ru/info/facult/isr (дата обращения: 10.10.2016).
  4. Counseling and psychological services for the deaf and hard-of-hearing students. Rochester Institute of Technology [Электронный ресурс]: Официальный сайт. URL: https://www.rit.edu/studentaffairs/counseling/get-support/deaf-and-hard-hearing-students/ (дата обращения: 27.09.2016).

Информация об авторах

Станевский Александр Григорьевич, кандидат технических наук, доцент, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, e-mail: stan@bmstu.ru

Храпылина Любовь Петровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: khrapylina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2093
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 791
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0