Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола

1567

Аннотация

Представлено исследование половой специфики мотивационного и ценностно-смыслового отношения к учебе у старшеклассников. Обследо- ваны школьники 9–11-го классов (от 15 до 17 лет) двух школ г. Москвы с традиционной парадигмой обучения. Мотивировки выявлялись факторным анализом ответов на 70 утверждений для групп юношей и девушек отдель- но (опрошены 162 человека, в том числе 82 юноши и 80 девушек). Струк- тура ценностных ориентаций исследовалась кластерным анализом ранжи- рования 10 общечеловеческих (Рокич) и 12 учебных ценностей (опрошено 109 человек, в том числе 60 девушек и 49 юношей). Выявлялись также кор- реляции между характером мотивации и ценностными ориентациями (39 юношей и 48 девушек опрошены одновременно по двум методикам). В ито- ге выявлено, что девушки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как боль- шинство юношей самореализуются в аффилиативной сфере. У девушек характер мотивации хорошо соответствует выбираемым ценностям, тогда как у юношей взаимосвязи мотивации и ценностей неоднозначны. Учет по- ловой специфики подростков позволяет повысить эффективность учебной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: старшеклассники, ценности, мотивация, пол

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220307

Для цитаты: Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 63–70. DOI: 10.17759/pse.2017220307

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология: пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
  3. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: дидактическое пособие. Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000. 192 с.
  4. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивации и система ценностей // Вопросы психологии. 2012. № 3. C. 3–11. doi: WOS:000088388800072
  5. Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n2/53544.shtml (дата обращения: 16.04.2017).
  6. Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения – 2015 (20–22 октября 2015 г.) / Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. С. 159–160.
  7. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 115–121.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. 240 с.
  10. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998.Т. 19. № 1. С. 26–36.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  12. Саулина Е.Б. Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/ Saulina.phtml (дата обращения: 23.03.2017).
  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 3–15.
  14. Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology. 1978. V. 11. P. 147–156.

Информация об авторах

Вартанова Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0716-9648, e-mail: iivart@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2648
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1567
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5