Образовательная парадигма XXI в . ориентирована на развитие человека как личности . Развитие личностных свойств индивида культивирует в нем истинно человеческое, делает его субъектом собственной жизни, так как формирует его индивидуальный опыт критической оценки происходящих событий и поступающей информации, позволяет противостоять манипуляциям и деструктивным воздействиям, определять личностные смыслы и цели своей активности, делать нравственный выбор, творчески изменять свое окружение, строить диалогические отношения с другими людьми и т д
Личностное развитие человека в качестве основного социокультурного и образовательного ориентира закреплено в различных международных и российских документах . Так, «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» (2000) в качестве важнейших целей развития человечества называет утверждение человеческого достоинства, уважение прав и свобод человека, в том числе его права на развитие . В докладах Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2003) достижение целей развития человека связывается с образованием как основой реализации потенциала личности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) конкретизирует эти положения, уточняя, что приоритетным в российском образовании является принцип свободного развития личности
В различных психолого-педагогических исследованиях показано, что развитие личности в ходе образования - это процесс, который не полностью детерминируется педагогом, в нем активную роль играют также обучающийся и образовательная среда О необходимости рассмотрения проблемы развития обучающегося через призму его взаимодействия с образовательной средой пишет В . И . Панов [Панов] . Ю . С . Мануйлов обращает внимание на то, что электронный контекст образования, создавая своеобразную «среду обитания» современных юношей и девушек, все чаще выходит из зоны педагогического контроля [Электронная среда в, 2013] Идеи педагогического освоения образовательной среды посредством проектирования педагогами ее характеристик, а также ответственности педагогов за ее качество высказывает В . А . Ясвин [Ясвин] . Эти и другие точки зрения фокусируют внимание на особой роли и значимости образовательной среды в личностно ориентированном образовании, что требует дальнейшего научного изучения ее развивающей сущности, структуры, а также психологических механизмов развития личности
В диссертационных работах психологов и педагогов образовательная среда определяется и моделируется по-разному . Часть исследователей (В . А . Кучер, Е . В . Чернобай и др ) считают, что образовательная среда - это совокупность условий учебной деятельности (средств обучения), характеризуемая свойствами вариативности и гибкости [Кучер, 2012; Чернобай, 2012] . Некоторые ученые (Е . А . Бауэр и др . ) полагают, что образовательная среда - это модель синергетического жизненного пространства, которая должна репрезентировать структуру социальных отношений [Бауэр, 2012] . Представители еще одной группы, строя дефиниции образовательной среды, в первую очередь обращают внимание на ее личностно развивающие функции Например, В И Панов образовательной средой называет совокупность компонентов (пространственно-предметных, коммуникативных, деятельностных и субъектных, т е относящихся к субъектам), в ситуационном взаимодействии с которыми развивается человек [Панов], а Т . В . Зобнина под образовательной средой понимает целостную организацию личностно развивающего педагогического процесса, включающую психологические механизмы саморазвития человека [Зобнина, 2012] . Результаты проведенных нами исследований [Ходякова, 2013] также подтверждают необходимость учета в ситуационно-средовом проектировании образования психологических механизмов развития личности, опоры на закономерные взаимосвязи личностных и средовых факторов Почему важно раскрыть механизмы развития, и о каких психологических механизмах идет речь?
Выявление психологических механизмов личностного развития позволяет научно объяснить этот процесс развития, проникнуть в его сущность, установить закономерный ход событий [Самылова] . Во взаимодействии человека с образовательной средой исследователи выделяют следующие группы психологических механизмов личностного развития: целеобразование, рефлексивная самоорганизация, интериоризация, идентификация [Зобнина, 2012]; диалог, характеризуемый устойчивыми и эмоционально-позитивными межличностными коммуникациями [Телепова, 2012]; непрерывная оценка среды на предмет имеющихся рисков, рефлексия [Крук, 2013]; адаптация (понимаемая как достижение оптимального взаимодействия личности и среды), идентификация личности в среде, интериоризация [Бауэр, 2012]; механизм принятия и обретения «собственного» [Шамликашвили]; механизмы переживания, конфликта смыслов, понимания, «оживления» знаний, ценностной ориентации, мотивации, смылообразования, экстериоризации, обеспечения смысловой и временной перспективы [Пазухина, 2012] . Как видно из приведенного перечня психологических механизмов, их продуктивное использование в личностно развивающем образовании требует их упорядочивания, понимания, в какую именно ситуацию требуется включить тот или иной механизм
В соответствии с научными разработками в области психологии социальных ситуаций [Гришина; Гришина, а], нам удалось уточнить модель образовательного процесса, в основе поэтапного развертывания которого лежит закономерная смена ситуаций взаимодействия обучающегося с образовательной средой со встроенными в них личностно-развивающими психологическими механизмами . Данная динамическая модель описывает ситуационный цикл развивающего взаимодействия личности с образовательной средой, состоящий из четырех этапов . Остановимся на ней более подробно .
Ситуационный цикл индивидуального развития начинается с этапа вхождения обучающегося в новую образовательную среду (поступление в образовательное учреждение, переход на новую ступень образования, смена учебного коллектива, педагогов и т . п . ) . На этом первом ситуационном этапе личность во взаимодействии с образовательной средой испытывает на себе такие средовые воздействия, которые ранее не испытывала, фактически выступает в роли объекта по отношению к активной среде . Для своего успешного функционирования в среде личности необходимо ответить на вопрос: «Что представляет собой данная образовательная среда?», составить об этой среде максимально адекватное представление, т. е. познакомиться с представленными в среде объектами и другими субъектами, узнать действующие в данной среде нормы, требования и правила, выяснить возможные психологические риски и пути их преодоления . Этот процесс когнитивной ориентировки в новой образовательной среде (познания и структурирования среды), сравнения окружающей реальности со своими ожиданиями предполагает актуализацию внутренних механизмов идентификации и защиты
Психологический механизм идентификации действует как через первичное восприятие символического контекста среды, так и через вторичное восприятие, направленное усвоение принятых в данной среде образцов деятельности и поведения [Миронов] . Субъект сравнивает воспринятое с уже имеющимся у него опытом, начинает играть в данной среде определенную роль и таким образом изменяет свое Я, взаимодействуя с внешне заданными условиями среды. Психологический механизм защиты позволяет минимизировать негативные эмоциональные переживания, возникающие в результате действия средо- вых стрессоров (увеличенная учебная нагрузка, избыточность информации, дефицит времени и т . д . ) . Благодаря действию этого механизма у обучающегося сохраняется необходимый уровень жизнедеятельности и психологического благополучия, сохраняется целостная Я-концепция [Кружкова] . Как видно из приведенных кратких характеристик обсуждаемых механизмов, они дополняют друг друга: идентификация обеспечивает изменения в личностных структурах, а защита - сохранение личностной целостности
После первичных психологической адаптации и когнитивной ориентировки обучающегося, сопровождающихся выработкой определенных представлений об образовательной среде, он ощущает потребность объективно оценить свои способности в данном средовом окружении Обучающийся задается вопросом: «Что представляю собой я сам, каковы мои реальные возможности?» Отвечая на этот вопрос, индивид как субъект вступает во взаимодействие с компонентами образовательной среды (предметами и людьми), пробует свои силы, пытается мотивированно действовать, используя различные ресурсы, средства и способы деятельности и общения . Наступает ситуация предметно-деятельностной ориентировки, в которой срабатывают психологические механизмы свободного выбора элементов среды и «игры со средой», когда субъект самостоятельно и целенаправленно выделяет из среды определенные компоненты, производит с ними действия, наблюдает результаты Психологический механизм свободного выбора предполагает развитие опыта самостоятельности и уменьшение внешней регламентации деятельности обучающегося [Зайцев] . Свободный выбор создает психологические основы для самостоятельного определения обучаюшимся своего индивидуального образовательного маршрута [Фокина] . Возможность выбора позволяет обучающемуся чувствовать себя в образовательной среде не объектом воздействия, а субъектом Психологический механизм игры обеспечивает развитие такого опыта произвольных деятельности и поведения, который, с одной стороны, увеличивает его степени свободы, а, с другой стороны, отвечает определенным правилам, способствует естественной интериоризации социальных образцов и эталонов [Жажева] . Заметим, что и эти психологические механизмы личностного развития дополняют друг друга: свободный выбор обеспечивает условия для проявления личностной активности и самостоятельности, а игра - поощряет свободное самопроявле- ние, но при этом направляет субъектную активность в социально приемлемое русло После получения адекватных представлений о среде и объективных знаний о своих возможностях обучающийся сопоставляет выстроенные в его сознании образ среды и образ Я с аналогичными представлениями других субъектов образовательного процесса, в результате чего формируется система взглядов и убеждений, соотнесенная с социальными идеалами и ценностями и называемая личностной позицией В данной ситуации внутренняя активность личности начинает превалировать над активностью среды Высказывая по тому или иному информационному поводу собственное мнение в учебном микросоциуме, обучающийся ищет ответ на вопрос: «Каково мое отношение к себе и своему окружению? Что меня устраивает, а что - нет?» Описываемая ситуация ценностносмысловой ориентировки приводит к оформлению личностной позиции у обучающегося лишь при условии актуализации психологических механизмов рефлексии и диалога.
Психологический механизм рефлексии позволяет обучающемуся осознать личностные смыслы своей активности, развить опыт ценностных ориентаций, когнитивной и психологической саморегуляции [Прохоров], выработать адекватную самооценку в сравнении идеального и реального образов Я Благодаря этому механизму индивидуальный опыт обучающегося подвергается анализу и ценностно-смысловой ревизии, обучающийся уже не просто проявляет, но и осознает себя как субъект, принимает на себя нравственную ответственность за свои действия . Психологический механизм диалога восполняет несамодостаточ- ность человека, обеспечивает его «встречу» и обмен смыслами и ценностями с другими личностями [Топольская] . Если рефлексия обеспечивает отражение внешнего мира во внутреннем, то диалог обеспечивает экстериоризацию, са- мопрезентацию внутреннего мира обучающегося в образовательной среде . Актуализация этих механизмов в их единстве обеспечивает непрерывное развитие позиции личности
Ситуационный цикл развития личности во взаимодействии с образовательной средой заканчивается ситуацией целостной ориентировки, в которой обучающийся в соответствии с накопленным у него опытом когнитивной, предметно-деятельностной и ценностносмысловой ориентировки на основе сложившейся у него позиции (моделью, замыслом проекта и т п ) осуществляет инновационные изменения в образовательной среде Благодаря этим изменениям обучающийся реализует свой творческий потенциал, самоутверждается как личность Реализуя активность в ситуации целостной ориентировки, субъект отвечает на вопрос: «Как я могу доказать свою правоту, смогу ли реализовать задуманное?» В этой ситуации в действие вступают механизмы творчества и саморегуляции
Психологический механизм творчества позволяет преодолеть отчуждение личности обучающегося от образовательного процесса, реализовать природные задатки и креативные потребности человека как в создании определенного предмета культуры (учебного проекта, произведения и т п ), так и в самосо- зидании [Гумерова], на основе этого механизма человек проявляет не только свою субъектность, но и индивидуальность, свой собственный стиль мышления, деятельности и общения Творчество несовместимо с регламентацией, с ограничением возможностей . Психологический механизм саморегуляции предполагает самостоятельное и целенаправленное само- изменение [Коноплева], корректировку личностной позиции в соответствии с производимыми в среде изменениями и культурно-нравственными императивами Творчество в процессе развития личности не может не сопровождаться саморегуляцией, так как личность - это всегда социальный субъект [Шувалов] . Изменяя образовательную среду, обучающийся изменяется сам, и наоборот
Краткое описание психологических механизмов личностного развития в образовательной среде показало, что на каждом этапе ситуационного цикла развития личностного опыта обучающегося они образуют парное единство, подобно тому, как единое целое образует дихотомия «личность-среда».
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что:
1) ценностно-целевая ориентация образования на развитие личности предполагает его
2) проектирование личностно развивающей образовательной среды на научной основе предусматривает учет ситуационных психологических механизмов взаимодействия обучающегося с этой средой;
3) ситуационный цикл взаимодействия личности обучающегося с образовательной средой может моделироваться как последовательная смена ситуаций четырех типов: когнитивной ориентировки личности в образовательной среде; ее предметно-деятельностной ориентировки; ценностно-смысловой ориентировки; целостной ориентировки;
4) каждому из названных типов ситуаций «обучающийся-образовательная среда» соответствуют свои ведущие психологические механизмы личностного развития: идентификации и защиты; свободного выбора и игры; рефлексии и диалога; творчества и саморегуляции;
5) любой из представленных механизмов сопоставлен со своим парным механизмом, вместе с которым они обеспечивают органическую взаимосвязь внутреннего мира личности и внешней по отношению к ней образовательной среды;
6) учет ведущих психологических механизмов личностного развития в педагогическом проектировании образовательных сред и ситуаций позволяет естественным и закономерным способом обеспечить непрерывное и поступательное развития личности в ходе образования