Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений

612

Аннотация

Рассматривается связь между гендерными представлениями и субъект- средовыми взаимодействиями на примере ТВ и Интернета. Выделены объектный, субъектный и квазисубъектный типы таких взаимодействий. В исследовании приняли участие 400 респондентов, из них 40% мужчин и 60% женщин в возрасте от 18 до 65 лет, которые заполняли два онлайн опросника. Один опросник (GRBS) был направлен на оценку склонности к традиционным или современным гендерно-ролевым представлениям. Другой опросник – методика, разработанная на основе экопсихологических типов взаимодействия с информационной средой. Анализ результатов показал связь между гендерными представлениями и типами взаимодействия с ТВ и Интернетом. Установлено, что взаимодействия с ТВ чаще всего относятся к объектному типу, и реже всего – к квазисубъектному. У респондентов, имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели по всем трем типам взаимодействий оказались более высокими, чем у респондентов, придерживающихся современных гендерных взглядов. Наличие связи между гендерными стереотипами и Интернетом обнаружено только у женщин и только в случае квазисубъектного типа взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: интернет, субъект-средовые взаимодействия, ТВ, объектный, субъектный, квазисубъектный, гендерные представления, традиционные, современные

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220415

Для цитаты: Лидская Э.В., Мдивани М.О. Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 110–119. DOI: 10.17759/pse.2017220415

Полный текст

 

Гендерный аспект типов субъект-средовых взаимодействий с информационной средой ТВ и Интернета

Жизнь современного человека протекает в постоянном обмене информацией между людьми и окружающей средой . С позиции экопсихологического подхода к развитию психики, «... под информационной средой понимается совокупность (или система) условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в разного рода информационных взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее людьми (субъектами)» [7, с . 23] . Согласно этому подходу, характерной особенностью взаимодействий с информационной средой является то, что и ТВ и Интернет могут выступать для индивида не только в качестве объектов, но и в качестве субъектов или квазисубъектов такого взаимодействия

Например, мы включаем ТВ, чтобы узнать прогноз погоды, или обращаемся к Интернету, чтобы ознакомиться с курсом валюты . В обоих случаях и ТВ и Интернет являются техническим источником получения информации и, соответственно, играют роль объекта информационного взаимодействия, из которого извлекается необходимая информация

В других ситуациях ТВ и Интернет могут быть источником (проводником) психологического воздействия на человека и тем самым выступать в роли субъекта информационного взаимодействия . Например, любой рекламный ролик воздействует на сознание человека таким образом, чтобы сформировать у пользователя потребность в приобретении определенного товара

При этом бывают ситуации, когда по отношению к ТВ и Интернету возникает некая эмоциональная привязанность, т. е . когда индивид наделяет телевизор или компьютер человеческими, субъектными качествами, персонифицирует их и разговаривает с ними как с живыми, переживает, скучает без них . Используя термин С . Д. Дерябо [2], пользователь субъектифицирует телевизор или компьютер, наделяя его субъектными качествами В этом случае ТВ и Интернет будут рассматриваться нами как ква­зисубъект информационного взаимодействия .

Указанные типы взаимодействия с ТВ и Интернетом находят свое проявление в индивидуальных предпочтениях тех или иных телепрограмм и интернет-сервисов . Например, если индивид захочет получить заряд бодрости и веселья, то он, скорее всего, выберет юмористическую телепередачу или юмористический сайт в Интернете . Если же у индивида возникла потребность обсудить какие-то вопросы с другими людьми, то он, скорее всего, выберет социальную сеть в Интернете

Как известно, ТВ и Интернет знакомят нас с разными социальными и личностными проблемами, способами их решения, стереотипами поведения людей в разных жизненных ситуациях Поэтому отношение людей к данной информации и, соответственно, информационные предпочтения обусловлены разными социальными и личностными факторами . Одним из таких факторов выступают гендерные различия, которые выражаются в традиционных или же современных гендер­ных представлениях и стереотипах

Понятия «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные представления» и т . п . появились, чтобы подчеркнуть историческую и культурную обусловленность мужского (мужественного, маскулинного) и женского (женственного, феминного) типов поведения мужчин и женщин [5; 8 и др. ] . При этом подчеркивается, что ген­дерные стереотипы имеют социально и культурно обусловленный характер и выполняют нормативную и регуляторную функции в обществе, определяя «мужской (мускулинный)» и «женский (феминный)» типы ролевого поведения мужчин и женщин и, соответственно, их информационные предпочтения

Одни авторы делают акцент на личностных аспектах гендерного поведения: «гендерные стереотипы - это схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин» [13, с . 78] . Другие авторы выводят на первый план социальный аспект ген­дерных представлений и стереотипов [14 и др . ] .

Так, И . С . Клецина [5] выделяет три группы исследований, посвященных гендерным стереотипам . В первую входят исследования, в которых стереотипы маскулинности/фе- минности рассматриваются как личностные свойства мужчин и женщин Вторую группу представляют исследования, в которых ген­дерные стереотипы рассматриваются с позиции семейных и профессиональных ролей мужчины и женщины . В третью группу вошли исследования, где гендерные стереотипы соотносятся с экспрессивными (предполагается, феминными) и инструментальными (предполагается, мускулинными) особенностями деятельности. Этот же автор показывает, что, хотя гендерные стереотипы были предметом исследования в психологии и социологии пола, наиболее значительный вклад в развитие психологии гендерных отношений был сделан в рамках социальной психологии

Несмотря на значительные различия в определениях гендерных представлений и стереотипов, авторы сходятся во мнении, что их формирование происходит под непосредственным влиянием социальных условий и факторов: семьи, образования, СМИ и т . п . При этом ТВ и Интернет оказывают решающее влияние на их формирование [4; 5; 10 и др . ] .

Как отмечает Е . А . Соколова [11, с . 777]: «Обладая широким спектром возможностей воздействия на сознание людей, масс-медиа крупных городов манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору гендерных стереотипов Так, в последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с положением женщины в обществе, семье, ее социальных ролях продолжает существовать» . В другой своей статье Е . А. Со­колова [12] обращает внимание читателя на то, что в рамках журналистики гендерные стереотипы используются, с одной стороны, как инструмент коммуникации с читателем, а, с другой стороны, - как инструмент манипуляции общественным сознанием При этом ею выделены три группы гендерных стереотипов: «Табу», «Предписания», «Идеал» .

Образ женщины на ТВ представлен многочисленными телесюжетами, где явно или косвенно проводится мысль, что предназначение женщины - «семейный очаг», забота о муже и детях, стирка и готовка еды, умелое пользование косметикой, чтобы придать себе соблазнительный вид. В отличие от этого, образ мужчины на экране ТВ чаще демонстрирует его деловой облик, профессиональные качества, способность проявлять инициативу и принимать решения, достигать успеха и т . п . [10] .

Особенно ярко гендерные стереотипы используются в рекламных целях: «... успех рекламы зависит от обращенности к устоявшимся гендерным конструктам и стереотипам» [1, с . 185], к неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия межполовых отношений мужчины и женщины [3] .

Гендерные различия находят свое проявление в том числе в «мужских» и «женских» предпочтениях пользователей Интернета Д. А . Сафронов [9] приводит данные, согласно которым: «Женщины предпочитают информацию на следующие темы: юмор (64%), культура, литература и искусство (62%), образование (54%), досуг и хобби (48%), новости (48%) . При этом женщины больше, чем мужчины, интересуются информацией об образовании (54% и 41% соответственно), культуре и искусстве (62% и 41%), путешествиях и туризме (35% и 22%), семье и детях (22% и 10%), медицине и диетах (36% и 13%), досуге и хобби (48% и 33%) . Напротив, женщин-поль- зователей меньше интересует информация о программах и вычислительной технике (30% и 74% соответственно), новинках Интернета (38% и 59%), спорте (13% и 20%), товарах и ценах (27% и 44%), политике (20% и 35%)».

Наряду с традиционными гендерными представлениями, в последние десятилетия все большее распространение получают современные гендерные взгляды, пропагандирующие равенство мужчин и женщин в социальном плане В настоящее время женщины все чаще стали выполнять традиционно «мужские» функции: зарабатывать деньги, занимать руководящие должности на производстве и в политике (есть даже случаи, когда женщины занимают посты премьер-министра и министра обороны страны) и т д В то время как мужчины начинают брать на себя заботу о детях и другие семейные проблемы [10] . Поэтому в настоящее время в сознании людей представлены как традиционные, так и современные представления о ген­дерных ролях мужчины и женщины

Это означает, что при эмпирическом исследовании типов информационного взаимо­
действия с ТВ и Интернетом следует учитывать, каких гендерных представлений (традиционных или же современных) придерживаются наши респонденты, что и определило проблему нашего исследования . При этом в качестве гипотезы мы предположили, что люди, разделяющие традиционные представления о гендерных ролях, будут чаще вступать в квазисубъектные взаимодействия с информационной средой, чем люди, разделяющие современные гендерные представления

Процедура и методики исследования

Эмпирическая часть исследования состояла из двух этапов . На первом выявлялись гендерно-ролевые представления у респондентов нашей выборки . Для этого была использована однофакторная шкала гендерно­ролевых представлений GRBS [15], предварительно переведенная и адаптированная на российской выборке . Ответы на вопросы этой шкалы позволяют определить, соответствуют ли представления наших респондентов традиционным гендерным представлениям (мужчина - главный) или же современным представлениям (мужчина и женщины равны) о роли мужчин и женщин в обществе

На втором этапе выявлялись частота взаимодействий респондентов с ТВ и Интернетом и их индивидуальные предпочтения в выборе телевизионных программ и интернет-серви­сов Для этого была использована специально разработанная анкетная методика . Методика включала в себя вопросы о частоте взаимодействий с ТВ и Интернетом и отношении к ним как объекту, субъекту или квази-субъекту информационного взаимодействия Типы данных взаимодействий представлены в анкете пятью утверждениями, каждое из которых оценивалось по семибалльной шкале Причем первые два утверждения репрезентировали субъектную позицию респондента по отношению к информационной среде, вторые два - объектную Дополнительно были введены утверждения, репрезентирующие эмоциональную привязанность к информационной среде, чтобы выявить возможность квазисубъектного взаимодействия с информационной средой [6] .

В исследовании приняли участие 400 человек (40% мужчин и 60% женщин в возрасте от 18 до 65 лет) . Респонденты заполняли указанную анкету онлайн в Интернете

Результаты эмпирического исследования респондентов по шкале гендерно-ролевых представлений GRBS

Результаты эмпирического исследования респондентов по шкале гендерно-ролевых представлений GRBS были обработаны с помощью дисперсионного анализа, который показал наличие значимых различий между гендерными представлениями у мужчин и женщин (F=14.12, p=0 . 001) . Среднее значение уровня «современных представлений» о ген­дере у мужской части выборки составил 29.04, а у женской - 32.26, при медиане - 31 (рис . 1) .

Таким образом, гендерные представления респондентов-мужчин о роли женщин в обществе, по данным нашей выборки, оказались более традиционными по сравнению с представлениями респондентов-женщин

Результаты эмпирического исследования частоты взаимодействий с ТВ

 
На вопрос «Как часто Вы смотрите телевизор?» были получены следующие данные: 11,8% респондентов ответили, что у них телевизор включен постоянно; 42,8% респондентов включают телевизор каждый день; 13,3% - смотрят телевизионные передачи 2-3 раза в неделю; 4,5% - смотрят телевизор только по выходным; а 27,8% - очень редко . Графически эти данные представлены в виде диаграммы на рис 2

Результаты эмпирического исследования индивидуальных предпочтений в выборе программ ТВ

Результаты опроса о наиболее предпочитаемых телевизионных программах подтвердили данные, полученные другими исследователями, о наличии явных различий между телевизионными предпочтениями у мужчин и у женщин . В процентном выражении эти данные выглядят следующим образом:

•           аналитические программы примерно в два раза чаще выбираются мужчинами (15,5%), чем женщинами (7,5%);

•           ток шоу, напротив, примерно в два раза чаще предпочитают женщины (27,6%), чем мужчины (13%);

•           примерно в том же соотношении выбираются сериалы: женщины смотрят их значительно чаще (34,7%), чем мужчины (16,8%);

•           развлекательные программы женщины предпочитают в большей степени, чем мужчины (45% и 33,5% соответственно) .

В табл. 1 представлены статистически достоверные различия во взаимодействиях с ТВ у мужчин с традиционными гендерными представлениями и у мужчин с современным гендерными представлениями

Как видно из табл . 1, информационные взаимодействия с ТВ у респондентов-мужчин могут быть и объектными, и субъектными, и квазисубъектными . У респондентов-мужчин, имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели указанных взаимодействий оказались более высокими по сравнению с респон- дентами-мужчинами с современными гендер­ными взглядами . При этом чаще всего взаимодействие респондентов-мужчин с ТВ имеет объектный тип, реже всего - квазисубъектный .

Таблица 1

Наличие связи между видом гендерных представлений и типами субъект-средовых взаимодействий с ТВ у мужчин

Гендерные

представления

(мужчины)

Субъект-средовые взаимодействия с ТВ

Объектный:

ТВ - как объект информационного взаимодействия

Субъектный:

ТВ - как субъект информационного взаимодействия

Квазисубъектный:

ТВ - как квази-субъект информационного взаимодействия

Традиционные

4,9714

4,4143

3,8476

Современные

4,0268

3,4286

2,3571

Аналогичную картину мы видим и в ответах, полученных от респондентов-женщин (табл . 2) . Они тоже используют объектный, субъектный и квазисубъектный типы информационных взаимодействий с ТВ Объектный тип используется ими чаще всего, а квази­субъектный - реже двух других . Более высокие показатели демонстрируют женщины с традиционными гендерными взглядами по сравнению с женщинами, придерживающимися современных гендерных взглядов

Таким образом, результаты эмпирического исследования индивидуальных предпочтений в программах ТВ показывают, что и респонденты- мужчины, и респонденты-женщины используют все три типа взаимодействий: объектный, субъектный и квазисубъектный . Показатели этих взаимодействий оказались более высокими у респондентов с традиционными гендерными взглядами по сравнению с респондентами, придерживающимися современных гендерных взглядов Объектный тип взаимодействия используется и мужчинами, и женщинами чаще, чем субъектный и квазисубъектный; а квазисубъектный тип - реже, чем объектный и субъектный .

Результаты эмпирического исследования взаимодействий с Интернетом

Как и следовало ожидать в условиях он­лайн-опроса, 99,5% наших респондентов пользуются Интернетом каждый день .

При этом, как и в случае с ТВ, индивидуальные предпочтения Интернет-сервисов у мужчин и женщин значимо различаются:

•           женщины чаще мужчин предпочитают социальные сети (89,1% и 78,3% соответственно), электронную почту (68,6% и 52,8% соответственно) и Интернет-магазины (36% и 18% соответственно);

•           мужчины чаще женщин используют новостные сайты (57,8% и 39,7% соответственно) и онлайн игры (19,9% и 7,5% соответственно)

Как видим, эти результаты в основном совпадают с данными, полученными другими исследователями

Относительно субъект-средовых типов взаимодействий с Интернетом получены следующие результаты . В отличие от ТВ, наличие достоверной связи между типом информационных взаимодействий с Интернетом, с одной стороны, и гендерными представлениями респондентов - с другой, не обнаружено . За исключением респондентов женского пола и только в случае взаимодействия с Интернетом по квазисубъектному типу («без Интернета я скучаю») . При этом женщины с традиционными гендерными взглядами чаще демонстрируют квазисубъектное взаимодействие с Интернетом, чем женщины с современными гендерными взглядами . Эти данные представлены в табл 3

Таблица 2

Наличие связи между видом гендерных представлений и типами субъект-средовых взаимодействий с ТВ у женщин

 

Гендерные

представления

(женщины)

Субъект-средовые взаимодействия с ТВ

Объектный:

ТВ - как объект информационного взаимодействия

Субъектный:

ТВ - как субъект информационного взаимодействия

Квазисубъектный:

ТВ - как квази-субъект информационного взаимодействия

Традиционные

4,9333

4,419

3,981

Современные

4,0634

3,8246

2,8806

Таблица 3

Квазисубъектное взаимодействие с Интернетом у женщин с традиционными и современными гендерными представлениями
  

Пол

Гендерные представления

Среднее

Женский

Традиционные взгляды

5,8962

Современные взгляды

5,3008

 
Заключение

Полученные эмпирические результаты позволяют сделать следующие выводы .

1. Традиционные гендерные представления более характерны для мужчин-респон- дентов, а современные гендерные представления - для женщин-респондентов

2          ТВ по-прежнему остается одним из главных компонентов информационной среды современного человека: каждый день телевизор смотрят около 43% респондентов, а очень редко - чуть больше 25% респондентов .

3          . При этом обнаружены достоверные различия в предпочтениях ТВ-программ у ре- спондентов-мужчин по сравнению с респон- дентами-женщинами:

•           мужчины чаще, чем женщины, смотрят аналитические программы;

•           женщины чаще, чем мужчины, отдают предпочтение таким программам, как ток- шоу, сериалы и развлекательные программы .

4          Во взаимодействиях с ТВ и мужчины и женщины используют все три типа субъект-сре- довых взаимодействий Объектный тип используется чаще, чем субъектный и квазисубъект­ный, при этом квазисубъектный тип используется реже всего. Причем мужчины и женщины, придерживающиеся традиционных гендерных представлений, демонстрируют более высокие показатели по всем трем типам субъект-средо­вых взаимодействий (объектному, субъектному и квазисубъектному), чем мужчины и женщины с современными гендерными взглядами .

5          . Почти все респонденты отметили, что они используют Интернет каждый день (99,5%) .

6          . При этом, как и в случае с ТВ, индивидуальные предпочтения Интернет-сервисов у мужчин и женщин значимо различаются:

•           мужчины чаще женщин используют новостные сайты и онлайн игры;

• женщины чаще мужчин предпочитают социальные сети, электронную почту и Интернет-магазины

7 . Что касается объектного, субъектного и квазисубъектного типов взаимодействия с Интернетом, то наличие достоверной связи с гендерными представлениями не обнаружено, за исключением одного случая, а именно - информационных взаимодействий женщин с Интернетом по квазисубъектному типу . Причем женщины с традиционными гендерными взглядами чаще демонстрируют квазисубъ­ектное взаимодействие с Интернетом, чем женщины с современными взглядами

Таким образом, в итоге проведенного исследования было получено подтверждение первой части гипотезы о том, что информационные взаимодействия с ТВ и Интернетом (как объектом, субъектом или квазисубъектом такого взаимодействия) зависят от гендерных стереотипов . При этом взаимодействия с ТВ чаще всего относятся к объектному типу, реже всего - к квазисубъектному . У респондентов (и мужчин, и женщин), имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели по все трем типам взаимодействий оказались более высокими по сравнению с респондентами, придерживающимися современных гендер­ных взглядов

В то же время полученные данные лишь частично подтвердили вторую часть гипотезы, в которой предполагалось, что респонденты, придерживающиеся традиционных гендерных взглядов, будут чаще относиться к информационной среде как квазисубъекту взаимодействия Наличие статистически достоверной связи между Интернетом и гендер­ным стереотипом (полоролевым статусом) респондентов было получено только у женщин и только в случае квазисубъектного типа взаимодействий

Литература

  1. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность.2000.№ 4.С. 172–187.
  2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.М.: МПСИ, 1999.310 с.
  3. Дударева А. Рекламный образ.Мужчина и женщина.М.: РИП-холдинг, 2003.222 с.
  4. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учеб.пособие.Красноярск, 2010.108 с.
  5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика.СПб.: Алетейя, 2004.408 с.
  6. Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой // Акмеология.2017.№ 1(61).С.59–65.
  7. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки [Электронный ресурс] // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С. 23– 27.URL: http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
  8. Сабитова Г.В., Зубенко Н.Ю. Культурно- исторический аспект определения гендерных стереотипов в психолого-педагогических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика.2016.№ 2.С.105–107.
  9. Сафронов Д.А. Предпочтения старшеклассников в использовании ресурсов сети интернет: гендерный подход [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».2009.№ 3(4).С.77–79.URL: http://www.grani.vspu.ru/avtor/85 (дата обращения: 12.10.2016).
  10. Скорнякова С.С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб.науч.трудов.СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.C.225–231.
  11. Соколова Е.А. Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе // Фундаментальные исследования.2013.№ 1.С. 775–779.
  12. Соколова Е.А. Комплекс мужских стереотипных образов в газете русского провинциального города [Электронный ресурс] // Научное обозрение.Филологические науки.2014.№ 1.С.66–66.URL: http://philology.science-review.ru/ru/article/view?id=98 (дата обращения: 04.12.2016).
  13. Ashmore R.D. The social Psycology of Female – male relations: a critical analysis of central concepts.New York, 1986.Р.69–119.
  14. Basow S.A. Gender: stereotypes and roles.Pacific Grove.CA: Brooks/Cole, 1992.447 p.
  15. Brown M.J., Gladstone N. Development of a Short Version of the Gender Role Beliefs Scale // International Journal of Psychology and Behavioral Sciences.2012.Vol.2.№ 5.Р.154–158.

Информация об авторах

Лидская Элеонора Викторовна, младший научный сотрудник, Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0239-1960, e-mail: elidskaya@gmail.com

Мдивани Марина Отаровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1573-0359, e-mail: mdivanim@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2002
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 612
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1