Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 1. С. 46–51
doi:10.17759/pse.2018230104
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние результатов проекта модернизации педагогического образования на развитие региональной образовательной системы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация педагогического образования, педагогический кластер, базовая кафедра, педагогическая практика, практико-ориентированное образование
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230104
Для цитаты: Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Комков А.А., Кретов Д.В. Влияние результатов проекта модернизации педагогического образования на развитие региональной образовательной системы // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 46–51. DOI: 10.17759/pse.2018230104
Полный текст
ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского по ряду причин не стал в 2014—2017 гг. соисполнителем федерального проекта модернизации педагогического образования, но его основные концепты, в первую очередь прак- тико-ориентированный характер педагогического образования, были восприняты как вузом, так и органами исполнительной власти региона.
В декабре 2015 г., сразу после проведения Всероссийской научно-практической конференции по результатам 1-го этапа модернизации педагогического образования (г. Москва, МГППУ), был создан региональный педагогический кластер (ведущая организация — ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), деятельность которого охватывает «полный цикл» воспроизводства и развития педагогических кадров в регионе. Комплекс мер и мероприятий, осуществленных в рамках кластера в 2016—2017 гг., качественно изменил характер взаимодействия двух систем — высшего и общего образования на территории Липецкой области.
Перечислим основные мероприятия регионального педагогического кластера.
1. Внесение коррективов в основные профессиональные образовательные программы по всем направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в части проведения педагогических практик, в том числе путем обеспечения «присутствия» в школе или детском саду будущего педагога на протяжении всего срока обучения, начиная с 1-го курса, в целях повышения мотивации к педагогической профессии и эффективности формирования соответствующих компетенций у обучающихся.
Отметим, что эффект в области повышения мотивации мы получили фактически через год после внедрения новой модели организации педагогических практик. По результатам внутреннего социологического исследования, положительных ответов на вопрос «Планируете ли Вы по окончании университета работать в школе (детском саду)» стало на 20% больше, чем при функционировании традиционной модели. В комментариях студенты отмечали, что поступали в университет, чтобы только получить диплом, и планировали работать в других отраслях, но после прохождения практики «передумали».
2. Изменение подхода к определению базы проведения педагогических практик.
Традиционно университет сотрудничал с образовательными организациями, либо расположенными в «шаговой» доступности от вуза или места проживания студентов-практикантов, либо имеющими «сильного» учителя-предметника.
По согласованию с Управлением образования и науки Липецкой области в качестве базы проведения педагогических практик с 2016 г. определены общеобразовательные организации, являющиеся победителями регионального публичного конкурса для предоставления грантов в форме субсидий за «Достижение наивысшего качества региональной системы образования («ДНК Образование»), иными словами, лучшие образовательные организации по итогам отчетного года. Оценка качества образования ежегодно проводится областной конкурсной комиссией по следующим критериям: уровень образовательных результатов обучающихся (например, доля обучающихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», результативность участия школы в олимпиадах и конкурсах, в профессиональных конкурсах и рейтингах и др.); уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса и др. Ежегодно двадцать пять школ, расположенных как в городской, так и в сельской местности, становятся победителями конкурса. Таким образом, становление будущих педагогов осуществляется в школах и детских садах, являющихся носителями лучших моделей и практик общего образования.
3. Создание так называемых «базовых кафедр».
В 2016—2017 гг. были открыты и функционировали 3 базовые кафедры педагогической направленности: кафедра теории и методики обучения информатике, кафедра теории и методики преподавания русского языка и литературы, кафедра педагогики детства.
Помимо выполнения функций, определенных действующим законодательством в отношении структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, базовая кафедра выступает в нашем случае некой экспериментальной площадкой, позволяющей апробировать результаты обучения, выявлять пробелы в содержании основных профессиональных образовательных программ высшего образования, вносить соответствующие коррективы в образовательные траектории студентов с целью подготовки специалистов, в полной мере отвечающих ожиданиям региональной системы образования [3]. Базовая кафедра используется для проведения научно-исследовательской работы. Кроме того, это один из «работающих» инструментов взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы или дошкольного образовательного учреждения по вопросам, связанным с трудоустройством выпускников и решением кадровых проблем. В процессе организации практической подготовки обучающихся учреждения-партнеры могут производить отбор специалистов без проведения определенных конкурсных процедур и получать выпускника с требуемым набором компетенций. Нельзя не сказать и о широких возможностях, которые предоставляются вузу для проведения профориентационных мероприятий по набору абитуриентов в базовых образовательных учреждениях.
Ноу-хау базовых кафедр, созданных в рамках педагогического кластера Липецкой области, — обязательное наличие в качестве «принимающей стороны» не менее двух образовательных организаций, расположенных как в городской, так и в сельской местности (например, в создании базовой кафедры теории и методики преподавания русского языка и литературы «направляющей стороной» является ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, «принимающей стороной» — гимназия № 12 г. Липецка и МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области). Наличие не менее чем двух субъектов «принимающей стороны» в договоре требует от университета дополнительных усилий по координации деятельности городской и сельской школ, находящихся зачастую в отношениях оппозиции по оценке деятельности друг друга. Но эффективность формирования у будущих педагогов соответствующих компетенций, позволяющих учитывать в педагогической деятельности особенности школ городской и сельской местности, убедительно свидетельствует о необходимости функционирования именно такой модели базовой кафедры.
4. «Очная форма» согласования тем ВКР обучающихся с представителями работодателя (директорами, заместителями директоров и учителями школ).
Согласование перечня тем ВКР с представителями работодателя — сегодня не инновация, а обязанность любого вуза. Эта работа проводилась в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и прежде, но, как правило, в заочной форме, либо в рабочем режиме, и была в большей степени направлена на соблюдение формальных требований действующего законодательства.
Практика применения «очной формы» согласования тем ВКР показала серьезную заинтересованность руководителей образовательных учреждений и педагогов в исследовании студентами-выпускниками педагогического вуза актуальных методических проблем. К примеру, на состоявшемся в 2016 г. совещании Координационного совета педагогического кластера по итогам обсуждения предлагаемых к утверждению тем выпускных работ каждая восьмая тема была скорректирована в методическом аспекте, отдельные новые темы были предложены к разработке представителями работодателей. Показателем результативности взаимодействия вуза и организаций-работодателей в этом направлении являются итоги защиты выпускных квалификационных работ, в большинстве своем предусматривающие признание необходимости использования полученных результатов в практической деятельности педагогов.
5. Обновление портфеля образовательных программ, реализуемых вузом по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Взаимодействие с образовательными организациями региона в рамках деятельности педагогического кластера в 2016 г. выявило следующее обстоятельство: набор профилей, определенных вузом для приема на обучение, не соответствовал требованиям современной школы и не учитывал тенденции развития форм и содержания общего образования. В системе общего образования менялись не только ФГОСы, но и баланс учебных предметов, дисциплин, модулей (как по объему, так и по содержанию). Учителя школ проходили курсы повышения квалификации, стараясь соответствовать стремительно меняющимся требованиям современного общего образования, в то время как педагогический вуз продолжал готовить «чистых» физиков, математиков, историков и учителей иностранных языков.
В университете была создана рабочая группа, которая начала разработку нового портфеля ОПОП. На первом этапе были проведены консультации с руководителями отделов образования муниципальных районов и городских округов, а также с директорами школ — победителями регионального публичного конкурса для предоставления грантов в форме субсидий за «Достижение наивысшего качества региональной системы образования (“ДНК Образование”)». Затем были проанализированы результаты, полученные в ходе опроса, и наиболее востребованные со стороны работодателей профили выделены в приоритетную группу. Шорт-лист профилей подготовки будущих педагогов был снова направлен на согласование школам, получив впоследствии единодушное одобрение.
Рабочая группа в кратчайшие сроки разработала план по внедрению новых профилей подготовки с учетом маркетинговой привлекательности для абитуриентов и потребностей регионального образования в бакалаврах и магистрах нового поколения. В перечне направлений подготовки по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» на 2017 год появилось одновременно 9 измененных профилей.
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: информатика и дополнительное образование (в области робототехники и конструирования); информатика и дополнительное образование (в области цифровых образовательных ресурсов); технология и дополнительное образование (в области инновационной проектной деятельности); филологическое образование и дополнительное образование (в области медиаобразования); дошкольное и начальное образование); дошкольное образование и дополнительное образование (в области досуговой деятельности); обществознание и финансовая грамотность); изобразительное искусство и дополнительное образование (в области декоративноприкладного искусства)).
44.03.01 — Педагогическое образование (Дополнительное образование (в области хореографического искусства)).
Отметим, что соглашение о внедрении уроков по финансовой грамотности в школьный курс было подписано главой Минобрнауки РФ Ольгой Васильевой и руководителем Центрального банка РФ Эльвирой Набиуллиной в апреле 2017 г. ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского сработал на опережение, включив новый профиль подготовки в свой пакет ООП в сентябре 2016 г.
По результатам приемной кампании 2017 г. направления подготовки с обновленными профилями пользовались повышенным спросом со стороны как абитуриентов, так и работодателей, направляющих выпускников по договорам о целевом обучении. По результатам приема на эти направления отмечался не только высокий средний балл ЕГЭ поступающих на общих основаниях, но и конкурс среди абитуриентов-«целевиков».
Таким образом, обновление портфеля ООП по согласованию с работодателями педагогического кластера также можно признать успешным инструментом модернизации педагогического образования.
Ряд подобных примеров, подтверждающих эффективность проведенных мероприятий по модернизации педагогического образования в рамках функционирования регионального педагогического кластера, может быть продолжен.
Литература
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41—57.
- Симонова А.А., Минюрова С.А., Рубина Л.Я. Педагогический университет в центре регионального образовательного кластера // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 8—22.
- Шукшина Т.И., Горшенина С.Н., Кулебякина М.Ю. Организационно-педагогические условия реализации инновационной модели «вуз—базовая кафедра—общеобразовательная организация» // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 89—93.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1760
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 544
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1