Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта

719

Аннотация

Представлены данные регионального опыта апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», в том числе результаты, отражающие применение профессионального стандарта на базе пилотных площадок, образованных в 2015—2017 гг. в двенадцати субъектах Российской Федерации. Описаны этапы информационно-аналитического сопровождения процесса апробации и применения профессионального стандарта в 2017 г., выполненного в процессе реализации дорожной карты (перечня основных мероприятий) Минобрнауки Росси по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Обсуждаются результаты проведения в этот период научно-практических мероприятий, мониторинговых исследований и др. Формулируются основные проблемы в области перехода на новый профессиональный стандарт, обсуждаются рекомендации по организации его эффективного применения в субъектах Российской Федерации в рамках действующего нормативно-правового регулирования.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, информационно-аналитическое сопровождение, пилотные площадки, результаты мониторинга

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230107

Для цитаты: Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2018230107

Полный текст

 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, предусматривает широкое участие педагогов-психологов при решении проблем обучения, воспитания и развития различных категорий детей в различные периоды школьного детства, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень профессиональной подготовки специалистов при работе с каждым ребенком и его семьей. Системой координат, которая помогает педагогу-психологу выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста, является профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», разработанный в соответствии с планом подготовки профессиональных стандартов на 2012—2015 годы. Этот стандарт уже вступил в действие как нормативный правовой акт, предъявляющий требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации специалистов.

В 2015—2017 гг. профессиональный стандарт проходил апробацию на базе пилотных площадок, действующих на территории 12 субъектов Российской Федерации, которая была организована Минобрнауки России в соответствии с Дорожной картой (перечнем основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В ходе апробации отрабатывались вариативные модели применения профессионального стандарта, в том числе с использованием форм сетевого взаимодействия. Специально рассматривались:

•            модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;

•            процедуры оценки и самооценки, а также требования к инструментарию оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;

•            модели индивидуальной программы профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта;

•            программы дополнительного профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом;

•            методическое обеспечение процедуры аттестации педагогов-психологов;

•            предложения по формированию пакета примерных основных образовательных программ высшего образования подготовки пси- холого-педагогических кадров и др.

Важным направлением апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» стало информационно-аналитическое сопровождение его применения в субъектах Российской Федерации, организованное на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого­педагогический университет».

Оно включало:

•            разработку рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации;

•            проведение мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также необходимости его актуализации;

•            публикацию результатов работы региональных пилотных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

•            проведение научно-практических мероприятий по вопросам апробации и применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)».

В ходе этой работы были выявлены особенности регионального опыта апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», что позволило определить как основные проблемы, так и лучшие практики его применения.

В связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 [8] актуальным направлением работы в области апробации профессионального стандарта стала разработка рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации4, включающих комплекс мероприятий по переходу на профессиональный стандарт к 01 января 2020 года:

•            мероприятия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.;

•            мероприятия органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, другого органа, в ведении которого находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.

•            мероприятия организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.

Специальной задачей информационно­-аналитического сопровождения процесса применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» стало изучение региональных практик применения профессионального стандарта при формировании кадровой политики и в управлении персоналом. С этой целью в 2017 г. при поддержке Минобрнауки России был проведен мониторинг регионального опыта внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который позволил выявить проблемы при его внедрении, изучить существующие практики его применения, а также определить условия актуализации профессионального стандарта.

В мониторинге приняли участие более 2500 экспертов из 57 субъектов Российской Федерации:

• представители дошкольных образовательных организаций (23% участников);

• представители общеобразовательных организаций (68% участников);

• представители ППМС центров (7% участников);

• представители иных организаций (2% участников): организаций дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, районных управлений образования и региональных информационно-методических центров, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рис. 1. Соответствие квалификационных характеристик требованиям профессионального стандарта

Рис. 2. Обучение работников в целях приведения в соответствие их квалификации требованиям профессионального стандарта

Полученные данные показали, что профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется в организациях следующих типов и видов:

• дошкольные образовательные организации;

• общеобразовательные организации;

• психолого-педагогические и медико-социальные центры;

• организации дополнительного образования;

• профессиональные образовательные организации;

• организации высшего образования;

• детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

• учреждения органов по делам молодежи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

• подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

• организации и учреждения, создаваемые в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации.

Из результатов мониторинга следует тот факт, что в этих организациях в 96% случаев применяется должность «Педагог-психолог», включенная в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Согласно данным, приведенным на рис. 1, 64% участников мониторинга отметили, что в организациях ведется целенаправленная работа по проведению проверки соответствия квалификации работников требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Образовательные организации планируют и проводят мероприятия по дополнительному профессиональному образованию своих работников с учетом требований профессионального стандарта в 77% случаев (рис. 2). При этом более 77% респондентов указали на отсутствие проблем, связанных с переходом на профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Анализ показал, что основные проблемы, с которыми, по мнению 19% респондентов, столкнулись образовательные организации при применении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», могут быть сгруппированы в несколько блоков.

В области организации перехода на профессиональный стандарт:

• отсутствие регионального плана-графика внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• отсутствие временны х нормативов на отдельные виды работы педагога-психолога, а также норм количества обучающихся на ставку педагога-психолога.

В области сопровождения перехода на профессиональный стандарт:

• дефицит информации о практике применения профессионального стандарта;

• трудности в составлении должностных инструкций педагогов-психологов для разных типов образовательных организаций;

• отсутствие методической поддержки и помощи (наставников, опытных специалистов);

• непонимание значения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса педагогическим коллективом/ администрацией/родителями.

В области ресурсного обеспечения, в том числе при переходе на профессиональный стандарт:

• недостаток времени и трудовых ресурсов;

• недостаток нормативных правовых (федеральных, региональных, локальных нормативных актов), а также методических (программно-методических) ресурсов для работы;

• недостаток материально-технических ресурсов.

В области требований к квалификации:

• несоответствие уровня и (или) профиля образования требованиям профессионального стандарта;

• дефицит компетенций для реализации трудовых функций;

• проблема получения высшего и дополнительного профессионального образования;

• проблема качества высшего образования.

Результаты мониторинга также показали, что только у 6% респондентов имеется дефицит профессиональных компетенций для реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом. Основные дефициты компетенций при применении профессионального стандарта связаны преимущественно с реализацией обобщенной трудовой функции В — раздел № 3.2 профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»5.

Как показали данные, на территории субъектов Российской Федерации в основном разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования, направленные на приведение квалификационных характеристик педагогов-психологов в соответствие требованиям профессионального стандарта.

Поступившие от участников мониторинга (19% респондентов) предложения по приведению программ дополнительного профессионального образования в соответствие с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включают следующие тематические направления:

• психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

• психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;

• нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога;

• консультирование субъектов образовательного процесса;

• организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе работа по психологической реабилитации;

• психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации;

• психопрофилактика правонарушений подростков.

Согласно полученным данным (рис. 3), обнаруживается устойчивая тенденция в реализации организациями межведомственных моделей оказания образовательных услуг, психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для повышения качества работы специалистов данного профиля, поскольку психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по существу представляет собой межведомственное и междисциплинарное взаимодействие, т. е. является командной работой.

Таким образом, результаты мониторинга свидетельствуют о том, что большинство образовательных организаций в регионах Российской Федерации ведут целенаправленную работу по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584.

В ходе исследования был выявлен ряд проблем при организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Их решению будет способствовать создание региональных рабочих групп по апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования), разработка планов-графиков его внедрения в организациях, организация мероприятий по профессиональному образованию и дополнительному профессиональному образованию педагогов-психологов6; совершенствование ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического); информационно-­аналитическое сопровождение применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации.


Рис. 3. Участие организаций в реализации межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг

Важной задачей мониторинга явилось определение условий актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в связи с завершением этапа его апробации на базе региональных пилотных площадок, а также с учетом первого опыта его применения в образовательных организациях. В этом исследовании участвовали 1778 экспертов из 56 субъектов Российской Федерации. Полученные результаты свидетельствуют о следующем.

Как показал анализ имеющихся материалов, на сегодняшний день отсутствуют основания для пересмотра основного содержания профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Эксперты отметили отсутствие необходимости в таких действиях по следующим параметрам:

•            редакции наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности (по мнению 96% экспертов); изменения формулировок обобщенных трудовых функций (по мнению 98% экспертов);

•            изменения формулировок трудовых функций и трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции А7 (раздел № 3.1 профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также необходимых умений и необходимых знаний в рамках обобщенной трудовой функции А (по мнению 97% и 98% экспертов соответственно);

 

•            изменения формулировок трудовых функций и трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции В8, а также необходимых умений и необходимых знаний в рамках обобщенной трудовой функции В (по мнению 98% и 99% экспертов соответственно).

По мнению 63% экспертов целесообразно установить в профессиональном стандарте в структуре требований к обобщенной трудовой функции А уровень высшего образования «бакалавриат»; 55% экспертов полагают, что целесообразно установить в структуре требований к обобщенной трудовой функции В уровень высшего образования «бакалавриат».

Профильные направления и специальности, обеспечивающие выполнение профессиональной деятельности9, определены следующим образом:

•      67,11% экспертов указывают на необходимость профессиональной подготовки в рамках следующих направлений подготовки и специальностей высшего образования:

•            44.03.02, 44.04.02 (050400) «Психолого­педагогическое образование»;

•            44.05.01 (050407) «Педагогика и психология девиантного поведения».

32,89% экспертов определяют необходимость профессиональной подготовки в рамках следующих направлений подготовки и специальностей высшего образования:

•            37.03.01, 37.04.01 (030300) «Психология»;

•            37.05.01 (030301) «Психология служебной деятельности»;

•            37.05.02 (030401) «Клиническая психология».

Полученные при проведении мониторинга результаты в целом подтвердили актуальность действующей редакции профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также соответствие его содержания и требований законодательству и нормативным правовым актам, регламентирующим вид деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса10.

В то же время, в связи с введением в действие новых редакций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также Общероссийского классификатора специальностей по образованию, целесообразно осуществить уточнение кодов ОКСО и ОКВЭД в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в соответствии с актуальными версиями справочников и с учетом результатов мониторинга.

Профессионально-общественное обсуждение итогов апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в 2015—2017 г., организованное в ходе серии семинаров-вебинаров и научно-практических конференций, в которых приняли участие более 4000 человек, позволяет констатировать следующие значимые результаты в развитии данной квалификации:

•            становление на территории пилотных регионов России эффективной региональной системы управления процессами внедрения профессионального стандарта, совершенствование моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне, в том числе в условиях межведомственного взаимодействия, с учетом требований профессионального стандарта и развитие профессионализма педагогов-психо- логов в решении проблем детства в соответствии с вызовами времени;

•            развитие информационно-аналитического и методического сопровождения применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации и диссеминация эффективного регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории субъектов Российской Федерации;

•            определение условий эффективного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

•            подготовка актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Психолого-педагогиче- ское образование», а также примерных основных образовательных программ высшего образования по профилю «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (по уровням бакалавриата и магистратуры);

•            развитие механизмов межведомственного взаимодействия в практике психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания психолого-пе- дагогической помощи несовершеннолетним лицам и их семьям;

•            выявление и анализ проблем ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического)12.

Опираясь на позитивный опыт и лучшие практики в области апробации и применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)», можно сформулировать требования по организации применения профессионального стандарта в образовательных организациях:

•            анализ требований профессионального стандарта к квалификации работников;

•            анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профессионального стандарта для данного вида деятельности;

•            определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профильном профессиональном стандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;

•            определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профильному профессиональному стандарту;

•            формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профильного профессионального стандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;

•            организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профильного профессионального стандарта.

Актуализация этих требования предполагает дальнейшую работу по апробации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и выполнение адресных исследований лучших практик, складывающихся в этой области.

Литература

  1. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 116—128. doi:10.17759/psyedu.2017090312
  2. Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 48—60. doi:10.17759/psyedu.2017090306
  3. Долгоаршинных Н.В. Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 93—103. doi:10.17759/psyedu.2017090310
  4. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 19—29. doi:10.17759/psyedu.2017090303
  5. Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 61—70. doi:10.17759/psyedu.2017090307
  6. Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 71—82. doi:10.17759/psyedu.2017090308
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения: 01.02.2018).
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584) [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р «О плане разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 гг.» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70270556/ (дата обращения: 01.02.2018).
  10. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 2—18. doi:10.17759/psyedu.2017090302
  11. Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели межведомственного взаимодействия // Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодеийствия: коллективная монография / Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 12—34.
  12. Удина Т.Н. Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 83—92. doi:10.17759/ psyedu.2017090309

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Координатор Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2247
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 719
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1