Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью

987

Аннотация

Представлены результаты разработки специальной методики профориентации, описаны детерминанты, обусловливающие основные переменные в исследовании, предложены методические рекомендации применения в соответствии со значимыми эффективными данными. Обоснована актуальность ведения профориентационной работы для людей с инвалидностью в связи с особой значимостью профессионального самоопределения и трудовой социализации указанной категории лиц в современном обществе. Описана процедура разработки методологии измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей у старшеклассников с инвалидностью в исследуемых нозологических группах. Приводятся рекомендации для эффективной аналитической работы по оптимизации методического сопровождения лиц с инвалидностью из числа предполагаемых абитуриентов, учащихся 11-х классов, относящихся к разным нозологическим группам.

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, инклюзия, лица с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230206

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Паршин Г.Н., Джафар-Заде Д.А., Серебряков А.Г. Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 50–58. DOI: 10.17759/pse.2018230206

Полный текст

 

В современных условиях, когда рыночные отношения диктуют все новые требования к качеству подготовки и переподготовки кадров, возрастает актуальность профориентации: повышаются потребности личности в оптимальном профессиональном самоопределении. В этом контексте важно отметить, что сегодня в России активно идет гуманитарный процесс изменения отношения государства и общества к лицам с инвалидностью; расширяется их интеграция в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны. Это побуждает ученых и специалистов-практиков создавать новые формы реализации социально-педагогической, психологической помощи этой категории населения в профориентационном сопровождении профессионального самоопределения и трудоустройства.

Актуальность моделирования форм и содержания профессионального ориентирования лиц с инвалидностью связана с общественными задачами индивидуальной помощи им в гармоничном личностном и профессиональном развитии и с задачами государства по эффективному распределению трудовых ресурсов в ближайшей и отдаленной перспективе экономического развития нашей страны. Получение профессионального образования выступает одним из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Как следствие, основными задачами в профессиональном ориентировании таких лиц выступает система мероприятий по оказанию им содействия в процессе выявления профессиональных интересов, склонностей и, в результате, подбора перечня соответствующих профессий, которые отвечали бы возможностям и состоянию здоровья каждого из индивидуумов в уточнении будущей сферы их деятельности.

Решение указанных задач имеет значение в контексте рассмотрения основных проблем профориентации в целом и связанно с необходимостью разработки именно для старшеклассников с инвалидностью новой методологии измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов.

В целях решения этих задач по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2016 № 1135 на базе РГСУ одним из первых был открыт Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов (далее — РУМЦ). Его деятельность направлена на повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, разработку инновационных технологий и практических рекомендаций по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования, а также накопление, распространение опыта профориентации указанной категории граждан в России.

В 2017 г. в РУМЦ на базе РГСУ были проведены масштабные исследования, направленные на эффективную аналитическую работу по оптимизации методического сопровождения лиц с инвалидностью из числа предполагаемых абитуриентов, учащихся 11-х классов, относящихся к разным нозологическим группам. Специалистами РУМЦ совместно с Центом тестирования «Гуманитарные технологии» МГУ специально для профориентационной работы со старшеклассниками с инвалидностью разработана методика измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей. При разработке методики был сделан упор, во-первых, на целевую аудиторию, во- вторых, на интересы и склонности учащихся.

Апробация данного метода и разработанного инструментария проводилась с 2017 по начало 2018 г. Всего в ней приняли участие более 4600 человек из 59 регионов Российской Федерации.

Определение особенностей профессиональных интересов и склонностей инвалидов осуществлялось с помощью специальных тестовых опросников, разработанных для данной категории людей. Участники были распределены по 5 нозологическим категориям: с нарушением слуха (НС), нарушением зрения (НЗ), нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), психическими расстройствами (ПР), общими заболеваниями (ОЗ).

Распределение респондентов, участвовавших в исследовании, представлено в табл. 1 по группам в соответствии с нозологиями.

Используемая анкета оценки профессиональных интересов и склонностей для каждой нозологической группы состояла из 32 вопросов, которые касались сферы профессиональных интересов и особенностей характера испытуемого. Каждый вопрос предполагал 5 вариантов ответа, из которых респонденту необходимо было выбрать 1 или 2 наиболее привлекательных или отметить, что ничего не подходит вовсе. Вопросы были реализованы в ипсативной форме1 — это позволило с большей достоверностью оценить истинные предпочтения учащихся, а также сократить время тестирования по сравнению со стандартными тестовыми вопросами. Факторная структура методики включала в себя 7 шкал, выбранных по актуальным отраслям, содержанию и направлениям профессионального выбора и обучения в рамках профильного образования:

1)          технические устройства;

2)          художественное творчество;

3)          общение и взаимодействие;

4)          сервис и помощь;

Таблица 1

Распределение респондентов в соответствии с нозологическими особенностями

№ п/п

Инвалиды и лица с ОВЗ

ПР

ОЗ

ОДА

НС

НЗ

1

2

3

4

5

6

7

1

Размер выборки апробации

1541

1716

656

398

306

2

Процент девочек

35%

41%

44%

43%

43%

3

Средний возраст

15,8

16,1

16,3

17,1

16,0

4

Стандартное отклонение (возраст)

2,3

4,4

4,9

3,5

3,7


5)          управление и организация;

6)          информация;

7)          природа.

Предложенные количественные содержательные критерии оценки в роли основных объектов исследования ориентированы на основные факторы, влияющие на профессиональный выбор современного старшеклассника, абитуриента. На основании ранее полученных результатов к факторам, детер­минирующим такой выбор, относят индивидуально-личностные особенности, а также гендерные различия в профессиональном самоопределении. В ряде исследований отмечается, что на формирование профессионального самоопределения старшеклассников оказывают влияние индивидуально-личностные качества (субъективные факторы) и социальная среда (объективные факторы). К субъективным факторам, влияющим на профессиональное самоопределение старшеклассников, относятся: склонности,

интересы, способности, самооценка, уровень притязаний, информированность, личные профессиональные планы. Объективными факторами, влияющими на выбор профессии, являются: потребности рынка труда, возможности семьи, влияние друзей, психолого-пе- дагогическая поддержка в школе.

Для изучения актуальных факторов профессионального самоопределения лиц с инвалидностью, относимых к различным но­зологиям, были проведены соответствующие измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов у старшеклассников с инвалидностью. По итогам анализа надежности по показателю альфа Кронбаха и частотности
ответов из начальной версии на стадии апробации в список из 32 вопросов были отобраны 25 пунктов, которые и составили содержание предлагаемых профессиональных профилей выбора для старшеклассников и вошли в финальную версию методики. Примеры вопросов приведены ниже.

1. В каких кружках и секциях Вы бы с удовольствием позанимались (выберите не более двух вариантов)

А — авиа- и ракетомоделирование Б — актерское мастерство В — уход за животными Г — программирование Д — ничего не подходит

2. Вас в большей степени привлекла бы работа с ... (выберите не более двух вариантов)

А — машинами и компьютерами Б — художественными произведениями, в том числе созданными Вами

В — клиентами (информирование людей по возникающим вопросам)

Г — группами сотрудников, совместно работающими над одной задачей

Д — ничего не подходит

Таблица 2

Результаты показателей надежности-согласованности профессиональных склонностей

№ п/п

Шкалы методики

Показатели надежности—согласованности

ММ

ОЗ

ПР

СВ

СС

1

Технические устройства

0,87

0,86

0,85

0,87

0,84

2

Художественное творчество

0,82

0,78

0,77

0,77

0,80

3

Общение и взаимодействие

0,68

0,67

0,67

0,66

0,68

4

Сервис и помощь

0,69

0,64

0,69

0,67

0,64

5

Управление и организация

0,70

0,69

0,69

0,72

0,65

6

Информация

0,74

0,70

0,72

0,74

0,67

7

Природа

0,80

0,78

0,77

0,81

0,76

8

Ничего не подходит

0,88

0,89

0,94

0,86

0,91

9

Среднее по методике

0,76

0,73

0,74

0,75

0,72

 

Результатом тестирования являются рекомендации, основанные на сравнении реального (тестового) профиля испытуемого и идеальных профилей различных групп направлений, заложенных в тест. Идеальные профили для этих групп созданы на основе профессиограмм и федеральных государственных образовательных стандартов. Количество групп направлений образования, предлагаемых респонденту по результатам тестирования, также варьируется в зависимости от специфики ограничений по здоровью. В отчете список содержит 7 наиболее близких респонденту позиций, которые расположены в порядке убывания коэффициента сходства. Данный коэффициент показывает степень соответствия реального и идеального профиля (максимальное значение коэффициента = 1). Рекомендуемые группы содержат также краткие расшифровки (примеры профессий, перечни экзаменов).

Показатели надежности—согласованности представлены в табл. 2.

Как видно из таблицы, по итогам апробации все версии показали высокий уровень надежности—согласованности (больше 0,7), что позволяет гарантировать точность и устойчивость результатов для каждой из версий.

Полученные версии и результаты позволили провести анализ различий между группами инвалидов как в разрезе средних показателей рекомендаций по каждой из шкал, так и в разрезе анализа рекомендаций по группам профессий. В частности, изучение качественных и количественных результатов опроса позволило оценить различия в интересах и склонностях относительно группы инвалидности. В этой связи прежде всего необходимо отметить отличие группы обследуемых старшеклассников с психическими расстройствами от остальных категорий участников — практически все интересы и склонности набирают у них более низкие показатели в стандандатизированной шкале
стэнов (шкала от 1 до 10), при этом показатель по шкале «ничего не подходит» значимо выражен. Такие результаты, конечно же, не позволяют рекомендовать эту методику для использования на этой группе респондентов. К тому же администраторы на местах, проводившие тестирование, также подтвердили, что для данной группы тестирование дается наиболее тяжело. Во-первых, количество вопросов (всего 25) чрезмерно для старшеклассников с указанными нозологиями, во- вторых, достаточно простые формулировки вопросов также сложны для них. Кроме того, нужно отметить, что в указанных в методике видах деятельности выпускники редко или практически никогда не реализуют себя.

Полученные результаты были учтены и в рекомендациях самим старшеклассникам, и в методических рекомендациях к использованию методики.

Результаты анализа профориентационных интересов и склонностей показали заниженные интересы и предпочтения к направлению профессионального профиля «Управление и организация». Наиболее предпочтительными профилями оказались «Физическая культура и спорт».

Основные предпочтения представлены в табл. 3.

Таблица 3

Распределение профессиональных интересов и склонностей с учетом нозологических особенностей

п/п

Г руппа лиц с инвалидностью

Востребованные направления

Менее востребованные направления

1

2

3

4

1

ОЗ

Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Изобразительное и прикладные виды искусств.

Теология.

Технологии легкой промышленности

Юриспруденция.

Науки о здоровье и профилактическая медицина.

Образование и педагогические науки. Клиническая медицина. Психологические науки

2

НС

Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Теология.

Изобразительное и прикладные виды искусств.

Технологии легкой промышленности

Фармация.

Образование и педагогические науки. Архитектура.

Клиническая медицина. Психологические науки

3

НЗ

Философия, этика и религиоведение. Физическая культура и спорт. Изобразительное и прикладные виды искусств.

Теология.

Технологии легкой промышленности

Юриспруденция.

Психологические науки.

Науки о здоровье и профилактическая медицина.

Фармация.

Клиническая медицина

4

ПР

Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Изобразительное и прикладные виды искусств.

Теология.

Военное дело

Юриспруденция.

Науки о здоровье и профилактическая медицина.

Клиническая медицина.

Образование и педагогические науки. Психологические науки

5

ОДА

Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Теология.

Изобразительное и прикладные виды искусств.

Технологии легкой промышленности

Фармация.

Юриспруденция.

Науки о здоровье и профилактическая медицина.

Психологические науки.

Клиническая медицина


Отметим, что наиболее востребованные направления — спортивные, что отчасти противоречит возможностям участников выборки. Но это демонстрирует основные предпочтения участников. Среди менее востребованных направлений оказались направления, требующие знаний в области биологии и химии.

Выводы

1.          Разработанная анкета и методика проведения опроса позволяют достаточно оперативно диагностировать интересы и склонности с высокой степенью надежности и устойчивости результатов.

2.          Основным достоинством предложенной методики является формирование наиболее подходящих для респондента укрупненных групп специальностей и направлений, а также списка рекомендуемых профессий с учетом нозологических особенностей. Так, например, слабослы­шащим респондентам не предлагается в качестве примера профессия «адвокат», а слабовидящим не предлагается профессия «инженер-конструктор».

3.          Данные, полученные в результате анкетирования старшеклассников с психическими расстройствами, не позволяет пока рекомендовать эту методику для использования на этой группе респондентов, однако ставит задачу дополнительных исследований к разработке метода измерения характеристик профориентационных склонностей в указанной нозологической группе.

4.          Ситуацию профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, относимых к разным нозологиям, в результате проведенных исследований образуют факторы, связанные с профориентационными склонностями и интересами. Полученные результаты помогут специалистам в работе с профессиональным ориентированием в части выбора профессии и учебно-профессионального пути.

5.          Реализация данного метода с использованием электронных сервисов упростит работу профориентационного консультирования абитуриентов (личный кабинет абитуриента, онлайн консультирование и т. д.)

6.          Результаты диагностики рекомендуется использовать как на этапе выбора профессии, так и в ситуации оперативной профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью, специалистами Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов.

7.          Разработанная РУМЦ РГСУ методология измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов у старшеклассников с инвалидностью позволит абитуриентам осуществить осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Литература

  1. Бикбулатова А.А., Ким Е.Н. Комплексная модель трудоустройства инвалидов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», Москва, 31 окт. 2016 г. / РГСУ; под науч. ред. Н.Б. Починок, Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. С. 39—52.
  2. Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 150 с.
  3. Бикбулатова А.А., Солдатов А.А., Невская М.В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3(13). С. 36—40.
  4. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 34—39.
  5. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52—59.
  6. Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3—10.
  7. Джафар-заде Д.А. Формирование профессионального самоопределения на основе способов ориентирования и выявления уровня профессиональной готовности учащихся // Педагогические науки. 2006. № 4.
  8. Петрова Е.А., Бикбулатова А.А., Пчелинова В.В., Джафар-заде Д.А., Карплюк А.В. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 309 с.
  9. Пчелинова В.В. Субъективная картина мира профессий психолога / Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 34.
  10. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ. Коллективная монография / Под общ. ред. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 321 с.
  11. Топилин М.А. Весной будет принят закон о контроле органов власти за доступностью услуг для инвалидов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www. rosmintrud.ru/social/invalid-defence/368/ (дата обращения: 03.03.2017).

Информация об авторах

Бикбулатова Альбина Ахатовна, кандидат технических наук, Доцент, проректор по методической работе и инклюзивному образованию, Ректорат, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия, e-mail: albina-bikbulatova@yandex.ru

Карплюк Анна Викторовна, доктор педагогических наук, руководитель ресурсного учебно-методического центра по бучению инвалидов и ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: annakarplyuk@mail.ru

Паршин Геннадий Николаевич, кандидат технических наук, заместитель руководителя, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: 9104445694@mail.ru

Джафар-Заде Дарья Авсафовна, кандидат психологических наук, пcихолог, Центр психологического консультирования, Российский Государственный Социальный Университет, Москва, Россия, e-mail: dasha713@mail.ru

Серебряков Алексей Георгиевич, президент, Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Москва, Россия, e-mail: agserebryakov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2324
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 987
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2