Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью

962

Аннотация

Представлены результаты разработки специальной методики профориентации, описаны детерминанты, обусловливающие основные переменные в исследовании, предложены методические рекомендации применения в соответствии со значимыми эффективными данными. Обоснована актуальность ведения профориентационной работы для людей с инвалидностью в связи с особой значимостью профессионального самоопределения и трудовой социализации указанной категории лиц в современном обществе. Описана процедура разработки методологии измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей у старшеклассников с инвалидностью в исследуемых нозологических группах. Приводятся рекомендации для эффективной аналитической работы по оптимизации методического сопровождения лиц с инвалидностью из числа предполагаемых абитуриентов, учащихся 11-х классов, относящихся к разным нозологическим группам.

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, инклюзия, лица с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230206

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Паршин Г.Н., Джафар-Заде Д.А., Серебряков А.Г. Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 50–58. DOI: 10.17759/pse.2018230206

Фрагмент статьи

В современных условиях, когда рыночные отношения диктуют все новые требования к качеству подготовки и переподготовки кадров, возрастает актуальность профориентации: повышаются потребности личности в оптимальном профессиональном самоопределении. В этом контексте важно отметить, что сегодня в России активно идет гуманитарный процесс изменения отношения государства и общества к лицам с инвалидностью; расширяется их интеграция в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.

Литература

  1. Бикбулатова А.А., Ким Е.Н. Комплексная модель трудоустройства инвалидов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», Москва, 31 окт. 2016 г. / РГСУ; под науч. ред. Н.Б. Починок, Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. С. 39—52.
  2. Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 150 с.
  3. Бикбулатова А.А., Солдатов А.А., Невская М.В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3(13). С. 36—40.
  4. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 34—39.
  5. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52—59.
  6. Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3—10.
  7. Джафар-заде Д.А. Формирование профессионального самоопределения на основе способов ориентирования и выявления уровня профессиональной готовности учащихся // Педагогические науки. 2006. № 4.
  8. Петрова Е.А., Бикбулатова А.А., Пчелинова В.В., Джафар-заде Д.А., Карплюк А.В. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 309 с.
  9. Пчелинова В.В. Субъективная картина мира профессий психолога / Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 34.
  10. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ. Коллективная монография / Под общ. ред. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 321 с.
  11. Топилин М.А. Весной будет принят закон о контроле органов власти за доступностью услуг для инвалидов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www. rosmintrud.ru/social/invalid-defence/368/ (дата обращения: 03.03.2017).

Информация об авторах

Бикбулатова Альбина Ахатовна, кандидат технических наук, Доцент, проректор по методической работе и инклюзивному образованию, Ректорат, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия, e-mail: albina-bikbulatova@yandex.ru

Карплюк Анна Викторовна, доктор педагогических наук, руководитель ресурсного учебно-методического центра по бучению инвалидов и ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: annakarplyuk@mail.ru

Паршин Геннадий Николаевич, кандидат технических наук, заместитель руководителя, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: 9104445694@mail.ru

Джафар-Заде Дарья Авсафовна, кандидат психологических наук, пcихолог, Центр психологического консультирования, Российский Государственный Социальный Университет, Москва, Россия, e-mail: dasha713@mail.ru

Серебряков Алексей Георгиевич, президент, Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Москва, Россия, e-mail: agserebryakov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2210
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 962
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3