Адаптированные музейные занятия для младших школьников с РАС. Программа «Мой край родной»

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 24 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Современные музеи участвуют в педагогическом сопровождении детей с разными формами нарушений развития, но организация системного взаимодействия между музеями и школами находится еще на начальном этапе. Дефицит практик по социокультурной реабилитации детей музейными средствами отмечается в Ростовской области. Цель. Апробация и реализация программы дополнительного образования по социализации и творческой абилитации младших школьников с РАС, с ментальной инвалидностью средствами музейной педагогики. Гипотеза. Инклюзивная образовательная программа «Мой край родной» способствует развитию и социализации детей с РАС, совершенствованию инклюзивных программ в пространстве музеев. Методы и материалы. При анализе результативности музейных занятий по программе «Мой край родной» использовались методы наблюдения за деятельностью обучающихся с РАС, качественного анализа полученных данных и их обобщения, анкетирования педагогов и родителей, анализ чек-листов. Важный принцип совместной работы музейных и школьных педагогов — принцип интеграции в педагогике. Результаты. Программа реализуется в ресурсном классе для обучающихся с РАС средней общеобразовательной школы № 1 г. Белая Калитва и в Белокалитвинском историко-краеведческом музее в рамках проекта инклюзивных программ с детьми РАС в музеях Ростовской области. Отмечено, что дети стали быстро адаптироваться в музейной среде, приобрели навыки самостоятельности, коммуникации, осваивают социальные нормы и правила, а новые навыки и впечатления переносят в среду школы и используют в художественной деятельности. Заключение. Программа «Мой край родной» — действенный инструмент для комплексного развития детей с особыми потребностями. трансляция подобного опыта для специалистов разных организаций позволит расширить инструментарий их работы и создать новые возможности социализации за счет совершенствования культурно-развивающей среды.

Общая информация

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, инклюзия, социализация, доступная среда, музейная педагогика, инклюзивная музейная программа «Мой край родной», ресурсный класс, социокультурная инклюзия

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230307

Поступила в редакцию 10.04.2025

Поступила после рецензирования 15.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Брикунова, С.С., Гриценко, А.В., Финаева, Т.А. (2025). Адаптированные музейные занятия для младших школьников с РАС. Программа «Мой край родной». Аутизм и нарушения развития, 23(3), 62–71. https://doi.org/10.17759/autdd.2025230307

© Брикунова С.С., Гриценко А.В., Финаева Т.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Современные музеи и учреждения культуры в повседневной практике сталкиваются с необходимостью перестраивать деятельность в соответствии с изменившимися запросами общества, проводить целенаправленную работу с разными социальными и возрастными группами, а также участвовать в педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Речь идет о становлении и развитии инклюзивной культуры как формы толерантных отношений между группами людей. В связи с темой инклюзии в музее прежде всего говорят о создании доступной и дружелюбной среды для различных категорий людей с особыми потребностями. Принятая социокультурная модель инклюзии основана на положении, что участию людей с инвалидностью в разных сферах жизни препятствуют не их индивидуальные особенности, а среда, ограничивающая их возможности. Именно данный подход лежит в основе формирования инклюзивной среды в учреждениях культуры — такой среды, в которой люди с инвалидностью получают возможность участвовать в процессах социального взаимодействия, творчества и обучения наравне со всеми остальными.

В разных музеях разработаны критерии доступности (Перечень контрольных вопросов…, 2020), создаются сенсорные карты музея (Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022; Аутизм. Дружелюбная среда…, 2016; Сорокин, 2021). Также опубликованы материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий в музее для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Рекомендации по организации…, 2020; Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022; Хилькевич, Стейнберг, Восков и др. 2024; Сорокин, 2021). Крупные российские музеи, такие как Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Дарвиновский музей и др. включились в реализацию проекта «Инклюзивный музей», на практике реализуя адаптированные экскурсионные программы для людей с ОВЗ. При этом невозможно рассматривать организованное посещение музея детьми в отрыве от образовательной организации, школы. Взаимодействие музея и школы гармонично: школа служит стимулом для развития музея, став фактором становления его культурно-просветительной деятельности, а музей, ориентируясь на решение образовательных задач с помощью наглядного предметного метода, системно-деятельностного подхода, является средством обновления образовательного процесса и школы в целом (Юхневич, 2001; Давыдова, Хилькевич, Хаустов и др., 2021; Давыдова, Хилькевич, Сорокин и др., 2022).

В 2025 году Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42» и Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РРЦ РАС) приступили к реализации регионального проекта «Музейная педагогика» при поддержке Министерства культуры Ростовской области и Министерства образования Ростовской области (Приказ от 22.07. 2025 г. № 63). Цель проекта — создание и развитие практик социализации и творческой абилитации детей с РАС средствами музейной педагогики, направленных на формирование доступной культурно-развивающей и образовательной среды.

Проект реализуется в четырех музеях Ростовской области:
  • город Ростов-на-Дону: Ростовский областной музей изобразительных искусств. В нем апробируется и реализуется программа по дополнительному образованию обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42». Дети занимаются в кружке по музейной педагогике «Я и музей»;
  • город Белая Калитва: Белокалитвинский историко-краеведческий музей. В нем так же проводится апробация и реализация программы по дополнительному образованию обучающихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 (МБОУ СОШ № 1). Для детей создан кружок по музейной педагогике «Мой край родной»;
  • город Азов: Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник им. А.А. Горбенко. Азовский музей-заповедник приглашает к сотрудничеству все учреждения, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • станица Вешенская: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. В музее реализуется музейный инклюзивный проект «Лазорики. Навстречу солнышку».

В современных условиях в образовании и воспитании детей роль школ и музеев возрастает. Эти социальные институты не только способствуют повышению образовательного уровня учащихся с особыми образовательными потребностями, но и обеспечивают комфорт и доступность при посещении различных учреждений, стимулируют формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и адаптируют образовательную и культурную среду к их потребностям. Более того, именно сотрудничество с музеем позволяет оптимально решить одну из основных задач, поставленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно — «формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (Об утверждении федерального…, 2014). Это связано с тем, что важнейшей особенностью музея является обеспечение погружения людей в специально организованную предметно-пространственную и культуротворческую среду. Эта среда может воздействовать на посетителя музея и вызывать у него чувства вовлеченности и сопричастности (Брикунова, Эглит, 2015; Брикунова, 2022).

Использование инклюзивных музейных программ будет способствовать более успешной социализации и интеграции в общество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), если будут созданы условия, в которых школьное образование и ресурсы музеев изобразительного искусства взаимодополняются, происходит формирование культуротворческой среды, обогащающей возможности творческого самовыражения для всех участников образовательного процесса, деятельность музея интегрируется в школьную и внешкольную жизнь, а творческие встречи с музеем становятся регулярной практикой.

Методы и материалы

При разработке оригинальной инклюзивной образовательной программы «Мой край родной» мы опирались на социокультурную модель инклюзии, а также программу социокультурной интеграции «Идем в музей!» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ РАС МГППУ) (Методические рекомендации по подготовке…, 2023).

В основе инклюзивной программы по музейной педагогике «Мой край родной» лежат теоретические положения:

— Принцип социальной инклюзии. Создание равных возможностей для участия в музейных занятиях детей с различными образовательными потребностями, включая детей с инвалидностью, из социально неблагополучных семей и испытывающих трудности в обучении. Целью является преодоление социальных барьеров и обеспечение полноценного участия каждого ребенка в культурной жизни.

  • Педагогика, ориентированная на ребенка. Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ребенка. Педагоги, тьюторы и экскурсоводы используют разнообразные методы и приемы, стимулирующие познавательную активность и развитие творческих способностей каждого участника. (Столяров, 2015).
  • Принцип доступности и адаптации. Адаптация к различным образовательным потребностям и возможностям обучающихся. Это включает в себя использование специальных материалов, упрощение учебных задач, предоставление дополнительной визуальной поддержки и индивидуальное планирование. Обеспечивается физическая и коммуникативная доступность музейного пространства (Давыдова, Хилькевич, Сорокин и др., 2022).
  • Музей как образовательная среда. Музей рассматривается как интерактивная и многогранная среда обучения, способствующая развитию познавательных, творческих и коммуникативных навыков. Экспонаты и коллекции используются как отправная точка для изучения истории, культуры и искусства Донского края, для формирования ценностных ориентиров обучающихся с РАС.
  • Сотрудничество и партнерство. Тесное сотрудничество с родителями, образовательными и культурными учреждениями, общественными организациями и специалистами. Регулярно проводятся консультации, семинары и тренинги для педагогов, тьюторов, музейных работников и родителей, чтобы повысить их компетентность в вопросах инклюзивного образования (Халикова, Хилькевич, 2022).

Программа по музейной педагогике «Мой край родной»

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста с РАС и разработана в рамках проекта инклюзивных программ с детьми РАС в музеях Ростовской области. Реализуется программа в ресурсном классе для обучающихся с РАС в средней общеобразовательной школе № 1 г. Белая Калитва и в Белокалитвинском историко-краеведческом музее при поддержке Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС. Цель — формирование в музеях Ростовской области доступной культурно-развивающей и образовательной среды, социализация и развитие творческого потенциала у младших школьников с ментальной инвалидностью, с РАС. Это первый опыт создания и апробации в Донском крае специальной музейной программы для детей с ОВЗ.

Наша программа по музейной педагогике направлена на создание таких психолого-педагогических условий, которые способствуют организации культурно-творческой развивающей среды и решению проблем социокультурной интеграции обучающихся с (РАС), имеющих низкий уровень развития когнитивных способностей, пространственного мышления, сенсорного восприятия и зрительно-моторной координации.

Программа рассчитана на 35 часов, из которых три занятия в месяц проводятся в школе и одно занятие в месяц — в музейной среде. Занятия в группе предусмотрены для обучающихся от 8-ми до 13-ти лет.

Экскурсии в музее проходят в сопровождении тьюторов и педагога-психолога, иногда и в присутствии родителей. Тьюторы обеспечивают соблюдение детьми дисциплины и ведут наблюдение: соблюдаются ли правила посещения музея, сосредотачивают ли дети внимание на рассказе экскурсовода, участвуют ли в ди алоге, нет ли признаков эмоциональной и сенсорной перегрузки или проявления дезадаптивного поведения. Наблюдения фиксируются в чек-листах (таблица), обсуждаются всеми специалистами: педагогомпсихологом, учителем-дефектологом, экскурсоводом.

При анализе результативности проведенных музейных занятий использовались методы наблюдения за деятельностью обучающихся с РАС, качественный анализ полученных данных и их обобщение, анкетирование педагогов и родителей, анализ информации из чек-листов (таблица).

Ресурсы Белокалитвинского историко-краеведческого музея позволяют реализовать региональный компонент образовательной программы. Программа построена по «сезонному» принципу и состоит из тематических блоков:

  1. Сезонные изменения в природе. Времена года на полотнах донских художников.
  2. Сезонные работы людей (коневодство, земледелие, рыболовство).
  3. Сезонные праздники (православные и гражданские: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха, День защитника Отечества, День Победы).
  4. Животные и птицы Донского края.

На первых этапах реализации программы проводились подготовительные занятия в ресурсном классе школы. В силу специфики развития детям с РАС очень сложно воспринимать новую информацию в новых условиях от незнакомых людей. К посещению музея детей необходимо было готовить. В ходе занятий в классе всесторонне прорабатывалась тема предстоящей музейной экскурсионной программы: проводилось ознакомление с планом проведения экскурсии, пояснение новых понятий, школьников знакомили с визуальной картой «Правила поведения в музее», совместно просматривалась социальная история «Я иду в музей», и детей обучали ею пользоваться, также дети выполняли различные творческие задания по рисованию, лепке, аппликации др.

При проведении предварительной работы (занятия в школе, предшествующего посещению музея) применяется принцип интеграции в педагогике. Так, например, при изучении модуля «Сезонные изменения в природе на полотнах донских художников» педагог опирается на знания учащихся об окружающем мире. Учащиеся знакомятся с творчеством донских художников, с жанрами живописи, оснащением мастерской художника (холст, масло, мольберт и т.д.), учатся рисовать пейзажи и правильно их оформлять (рамка, экслибрис).

Чек-лист анализа поведения обучающихся с РАС в музее Checklist for analyzing the behavior of students with ASD in a museum

Таблица / Table

Фамилия, имя обучающегося / Last name, first name of the student

Фамилия, имя, отчество тьютора, сопровождающего / Last name, first name, patronymic of the tutor accompanying

Дата посещения, время / Date of visit , time

Состав группы, число человек / Group composition, number of people

Тема, зал / Theme, hall

Критерий / Criteria

Да / Yes

Нет / No

Иногда / Sometimes

Примечания / Notes

Передвигается по музею за экскурсоводом / Follows the tour guide around the museum

 

 

 

 

Слушает экскурсовода / Listens to the guide

 

 

 

 

Смотрит туда, куда указывает экскурсовод / He looks where the tour guide is pointing

 

 

 

 

Проявляет инициативу к взаимодействию со взрослыми / Takes the initiative to interact with adults

 

 

 

 

Проявляет инициативу к взаимодействию со сверстниками / Takes the initiative to interact with peers

 

 

 

 

Принимает участие в совместной деятельности с группой сверстников / Participates in group activities with peers

 

 

 

 

Спокойно ли воспринимает ребенок новые для него социальные ситуации / Does the child accept new social situations calmly?

 

 

 

 

Может ли ребенок попросить о помощи / Can a child ask for help

 

 

 

 

Отвечает ли ребенок на вопросы, обращенные к нему / Does the child answer questions addressed to them?

 

 

 

 

Проявление дезадаптивного поведения / Manifestation of maladaptive behavior

 

 

 

 

Проявление аутостимулирующего поведения / Manifestation of auto-stimulating behavior

 

 

 

 

Нештатные ситуации (описать) / Emergency situations (describe)

 

 

 

 

Первое посещение историко-краеведческого музея проходило в формате свободной прогулки: дети знакомились с сотрудниками музея, осматривали помещения, учились на практике следовать ранее изученным правилам поведения в музее. При этом учитывался индивидуальный опыт каждого ребенка и возможности постепенного вхождения в пространство музея.

В ходе экскурсии, экскурсоводы и педагоги опираются на принцип полисенсорности, экспозиции исследуются детьми с опорой на чувственное восприятие, инициируется их эмоциональное восприятие экспонатов. Одна из главных целевых установок педагогов при проведении экскурсии с детьми РАС

— обеспечение непосредственности переживания вследствие живого соприкосновения с реальными объектами и произведениями культуры, погружения в культурно-историческую среду.

При проведении тематических занятий в пространстве музеев в экскурсионную программу включается интерактивная экскурсия и практическая часть — мастер-класс, на котором дети и взрослые могут заново пережить и творчески осознать замысел экспозиции, отдельных произведений искусства. Мастер-класс проводится педагогом после экскурсии или разбивается на отдельные творческие задания, перемежающие ход экскурсии.

При разработке мастер-классов ставилась задача ориентироваться на совместную работу детей и взрослых — педагогов, тьюторов, экскурсоводов. Применялись привычные и несложные для детей виды и формы работы. Участвуя в мастер-классах и образовательных программах, школьники не просто создавали рисунок или поделку, а постепенно формировали собственный взгляд на мир. Например, при изучении модуля «Сезонные праздники» учащиеся знакомятся с сезонными православными и гражданскими праздниками, значимыми в нашем обществе. Дети узнают о значении праздника, его атрибутах, посещают православный храм. При подготовке к празднованию Дня Победы была проведена экскурсия с возложением цветов к памятнику уроженца г. БелаяКалитва Герою Советского Союза Р.И. Петрову. При изучении темы «Занятия казаков. Рыболовство» учащиеся знакомились с экспонатами-рыбами: лещ, карась, щука, однажды детям дали возможность рассмотреть и потрогать выловленную из реки настоящую рыбу. На практической части этого занятия школьники раскрасили заготовленные шаблоны различных видов донских рыб. На следующем занятии по этой теме изучали экспонаты: лодка-долбленка, бредень, удочка. На практической части занятия изготавливали поплавки и удочки, после чего «ловили» этими удочками бумажных рыбок, выполненных на предыдущем занятии. При изучении темы «Казачий быт. Коневодство» учащимся были продемонстрированы картины с изображением коней, элементы казачьей упряжи (уздечка, нагайка, хомут), которые можно было потрогать, подержать в руках. На мастер-классе учащиеся сплели нагайки из ниток. В завершении занятия состоялась встреча с казачьим конным разъездом в полной амуниции, предоставленным УстьБелокалитвинским казачьим юртом.

Дети узнавали повседневную окружающую жизнь, закономерности взаимоотношений между людьми, закомясь с музейной экспозицией. Экскурсия проходила в сопровождении тьюторов и педагога-психолога. Тьюторы вели наблюдение за поведением детей, фиксировали результаты в чек-листах, которые после экскурсии анализировались педагогом-психологом.

Помимо этого, после каждого посещения получена обратная связь как от сотрудников музея, так и от сопровождающих тьюторов и педагогов о том, в какие компоненты программы дети были максимально вовлечены, а что мешало проведению мероприятия и т.д. Педагогами, реализующими проект, анализируется результативность проведенной адаптированной экскурсионной программы, ключевые ситуации успеха, формулируются задачи и рекомендации для будущих мероприятий.

Занятия имеют цикличный характер. Предполагается, что в течение всего процесса обучения в начальной школе тематика занятий не меняется, но наполняется новым содержанием — познавательный материал расширяется, практические задания усложняются.

Поскольку работа проводится с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также РАС, на практической части занятия делается упор на тактильные аспекты: прикосновение к экспонатам, их интерактивность, а также на зрительный анализатор: этикетки, схемы, визуальные опоры, — поскольку детям сложнее анализировать вербальную информацию. Например, при прохождении темы «Животные и птицы весной» школьники делали гнезда из перепревшей коры дерева и перьев. При изучении темы «Коневодство» был изготовлен макет конюшни с денниками, подстилку в денники изготовили из соломы и опилок, в кормушки дети сыпали овес.

В завершении изучения темы проводятся экскурсии в конюшни, зоопарк, фермерское хозяйство, храм и т.д. Педагоги выходят за границы традиционной музейной деятельности, расширяя тем самым культурно-развивающую среду для детей. И знакомство с музейной экспозицией осуществляется на живом примере узнавания повседневной окружающей жизни и познания закономерностей взаимоотношений между людьми, между различными объектами природы и культуры. Музейные экспонаты вплетаются в быт ребенка, способствуя развитию восприятия окружающего мира.

Говоря о содержательной стороне музейных занятий, невозможно не отметить принципиальную важность учета специфики учащихся, их общее, когнитивное, коммуникативное развитие, необходимости интегрировать занятия с обучением по общеобразовательным предметам: окружающий мир, ИЗО, труд (технология) (Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022).

Результаты

После прохождения цикла занятий в музее педагоги и родители отметили качественные позитивные изменения в эмоциональном и волевом развитии детей. Как правило, на занятиях у всех детей стабильно фиксировался положительный эмоциональный фон. Благодаря психологической помощи и педагогической поддержке снижался уровень тревожности. Отмечено увеличение случаев переноса полученных в музее знаний и навыков в повседневную деятельность. У детей заметно улучшились моторные навыки, некоторые научились использовать в художественной деятельности новые для них материалы (лоза, кожа, пенопласт). Многие дети усвоили названия основных видов сезонных работ (посев, засолка капусты), жанров живописи (пейзаж, натюрморт), научились различать некоторых животных и птиц донского региона. В музее дети узнали о традиционных православных праздниках (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха). Школьники научились узнавать и эмоционально-чувственно воспринимать некоторые произведения искусства, элементы окружающей природы. Дети приобрели элементарные навыки посещения музея: знают о его назначении, соблюдают правила поведения, правила обращения с музейными предметами; научились слушать экскурсовода, соотносят экспонат и информацию о нем. У большинства школьников проявилась потребность в общении, они постепенно осваивают социальные нормы и правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Обучающиеся с РАС стали активными участниками областного детско-юношеского экологического конкурса художественных работ «Красная Книга Ростовской области глазами детей» (2024 год), виртуальной выставки областного конкурса детских рисунков «В краю Тихого Дона», проведенного с целью популяризации Донского края в рамках совместного проекта Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РРЦ РАС) Ростовской области, Благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть» и Ростовского областного отделения Русского географического общества (2025 год).

Результативность представленной практики отмечается и родителями обучающихся: по их мнению, музейные занятия позволили их детям:

  • приобрести навыки коммуникации (без опасения вступать во взаимодействие с сотрудниками музея, с другими детьми),
  • развить самостоятельность (дети научились соблюдать установленные правила, ориентируются в помещениях музея, умеют самостоятельно выполнять некоторые действия, только иногда используя социальную историю),
  • быстрее адаптироваться в незнакомых местах, спокойно реагировать на внешние раздражители и людей.
При реализации инклюзивной образовательной программы «Мой край родной» выявлено, что основным условием успешной адаптации ребенка с РАС к музейной среде является культуротворческая развивающая среда, обеспечивающая:
  • доступность образовательного и музейного пространства;
  • диалог (полилог) между субъектами образовательного процесса, между культурами, субъектом и объектом познания, видами деятельности, искусствами, ремеслами;
  • психологическую помощь и педагогическую поддержку.
Показано, что успешность реализации образовательной инклюзивной программы по работе с детьми РАС определяется выполнением ряда условий:
  1. Материально-технических:
    • адаптация экскурсионных помещений для посетителей с РАС (на стеллажах, вблизи экспонатов необходимо разместить предупреждающие пиктограммы «руками не трогать», «не кричать», «слушать» и др.);
    • выделение помещения для проведения занятия, мастер-класса;
  • определение зоны сенсорной разгрузки с минимальным набором оборудования для снятия мышечного напряжения (кресла-груши, силиконовые игрушки и др.);
  • подбор экспонатов для показа в ходе интерактивной экскурсии; подбирается не более трех экспонатов (это связано с нарушением концентрации внимания, быстрой утомляемостью школьников, со спецификой восприятия, трудностями понимания речи); выбираются предметы и объекты, значение которых можно объяснить детям, опираясь на их жизненный опыт. Также важно предусмотреть наличие экспонатов, доступных для тактильного ознакомления;
  • подбор необходимых средств альтернативной коммуникации (визуальные подсказки, планшеты) и оборудования, учитывающего особенности восприятия (шумопоглощающие наушники, утяжелители для рук и ног, балансировочные подушки и др.).
  1. Организационных:
    • разработка экскурсионной программы, адаптированной для детей с РАС;
    • разработка адаптированной программы по музейной педагогике в системе дополнительного образования «Мой край родной» для учащихся младшего школьного возраста с РАС;
    • адаптация текста экскурсии; для облегчения понимания преимущественно используются существительные и прилагательные, новая лексика вводится ограниченно с опорой на иллюстративный и демонстрируемый материал;
    • создание социальной истории по аналогии с историей «Я иду в музей» и обучение детей пользованию ею (Хилькевич, 2022);
    • подготовка визуального расписания этапов занятия (для группы или индивидуального);
    • подготовка необходимого раздаточного материала для занятия;
    • разработка чек-листов по сбору данных о поведении детей РАС во время посещения музея и о демонстрируемых навыках.
  2. Социальных:
    • проведение серии тренингов для тьюторов перед каждым посещением музея (порядок перемещения группы во время экскурсии, расстановка на экскурсионных остановках, этапы проведения мастер-класса, необходимые материалы, степень помощи и формы подсказок);
    • проведение тренингов с сотрудниками музея: необходимо информировать о психофизических особенностях обучающихся с РАС, способах реагирования на нежелательное поведение; о готовности детей к контактам с окружающими и к участию в групповой деятельности; о наличии особых предпочтений, сенсорных и поведенческих особенностей; о количестве сопровождающих — тьюторов, родителей и др. В зависимости от состава группы может возникнуть необходимость сократить или изменить маршрут, продумать дополнительные организационные вопросы и т.д.
— проведение предварительной работы с другими сопровождающими лицами (родителями).

Заключение

Основные  результаты  реализации  программы

«Мой край родной» были представлены на конференциях, круглых столах, методических семинарах, проводимых как в очных, так и в онлайн-форматах, например, на Международной научно-практической конференции «Современное художественное образование: сотрудничество и взаимодействие» в 2022 г.; на IХ Всероссийской (с международным участием) конференции имени Бориса Викторовича Белявского педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2022 г.; на Межрегиональной конференции «Инклюзивное образование в Ростовской области: актуальные проблемы и педагогические решения» в 2024 г.; на онлайн-встрече в формате вебинара 9 ноября 2023 г. для педагогов общеобразовательных школ Ростовской области, реализующих образовательную модель «Ресурсный класс», по представлению опыта образовательной инклюзивной практики «Музейная педагогика для детей с РАС: опыт реализации в г. Белая Калитва».

Проведенная работа по реализации и адаптации инклюзивной образовательной программы «Мой край родной» обогащает и уточняет теоретические положения в области музейной педагогики. В ней рассмотрены особенности музейно-педагогической деятельности, выделены типичные для школьной и музейной среды педагогические ситуации (проблемные, эмоционально-ценностные, учебно-познавательные, творческие, практические) и соответствующие им вероятностные педагогические задачи, выявлены особенности становления и развития художественноэстетических способностей и возможностей обучающихся начальной школы.

Практическая значимость программы дополнительного образования «Мой край родной», предназначенной для художественно-эстетического развития младших школьников с РАС средствами музейной педагогики, заключается в следующем:

  • Методические наработки используются в начальной школе для проведения урочной и внеурочной педагогической деятельности, для дополнительного образования.
  • Описанные и апробированные методики организации художественно-творческой деятельности открывают возможности для дальнейшей разработки педагогических технологий художественно-эстетического образования в школе.
  • Представленная практика может быть использована преподавателями высших и средних специальных учебных заведений в курсе общей педагогики, методики воспитания, в создании на их основе специальных курсов для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для разработки методических рекомендаций для учителей и родителей.
Кроме того, внедрение инклюзивной образовательной программы по музейной педагогике «Мой край родной» может способствовать сотрудничеству между школами и музеями и дальнейшей разработке совместных проектов, способствующих формированию инклюзивной образовательной среды, развитию компетенций, необходимых для взаимодействия в многообразном обществе. Такое взаимодействие способствует не только социализации детей с особыми образовательными потребностями, но и обогащению всего общества, делая его более отзывчивым и принимающим.
Основные перспективы реализации представленной программы видятся в увеличении числа вовлеченных обучающихся с РАС и ОВЗ, а также обучающихся инклюзивных классов, посещение обучающимися с РАС музеев в других городах донского региона, участие в региональном проекте
«Музейная педагогика», организованном при поддержке Министерства культуры Ростовской области и Министерства образования Ростовской области.

Литература

  1. Аутизм. Дружелюбная среда: как адаптировать пространство музея для людей с аутизмом и их семей: Методическое пособие. (2016). М.: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». URL: https://inclusion24.ru/ wp-content/uploads/2016/09/Druzhelyubnyj-muzej.pdf (дата обращения: 21.03.2025).
    Autism. Friendly environment: how to adapt the museum space for people with autism and their families: A methodological guide. (2016). Moscow: The Vykhod Foundation for Autism Support in Russia. URL: https://inclusion24.ru/wp- content/uploads/2016/09/Druzhelyubnyj-muzej.pdf (viewed: 21.03.2025).
  2. Брикунова, С.С. (2022). Сенсорно-творческое развитие детей с РАС. Ростов-на-Дону: Феникс.
    Brikunova, S.S. (2022). Sensory-creative development of children with ASD. Rostov-on-Don, Feniks.
  3. Брикунова, С.С., Эглит, А.А. (2015). Педагогические возможности музея в художественно-эстетическом развитии личности младшего школьника. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. «Педагогика. Психология», 1(36), 9—18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-muzeya-v-hudozhestvenno-esteticheskom-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika/viewer(дата обращения: 21.03.2025).
    Brikunova, S.S., Eglit, A.A. (2015). The pedagogical potential of the museum in the artistic and aesthetic development of young schoolchildren.Vestnik Orthodox St. Tikhon University for the Humanities, Series IV. «Pedagogy. Psychology»,, 1(36),  9—18.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-muzeya-v-hudozhestvenno-esteticheskom-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika/viewer(viewed: 21.03.2025).
  4. Давыдова, Е.Ю., Хилькевич, Е.В., Сорокин, А.Б., Халикова, Д.Р. (2022). Принципы организации исследования инклюзивных музейных программ в русле доказательного подхода. Аутизм и нарушения развития, 20(4), 39—49.
    Davydova, E.Yu., Khil’kevich, E.V., Sorokin, A.B., Khalikova, D.R. (2022) Principles of organizing research on inclusive museum programs based on an evidence-based approach. Autism and Developmental Disorders, 20(4), 39—49.
  5. Давыдова, Е.Ю., Хилькевич, Е.В., Хаустов, А.В., Давыдов, Д.В., Сорокин, А.Б. (2021). Исследование проблем организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля. Консультативная психология и психотерапия, 23(4), 95—110. http//doi.org/10.17759/cpp.2021290406
    Davydova, E.Yu., Hil’kevich, E.V., Haustov, A.V., Davydov, D.V., Sorokin, A.B. (2021). Research on the challenges of creating an inclusive environment for working with children with ASD in various types of museums. Counseling psychology and psychotherapy, 23(4), 95—110. http//doi.org/10.17759/cpp.2021290406
  6. Манелис, Н.Г., Хилькевич, Е.В., Сорокин, А.Б. (2022). Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Методическое пособие. Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФГБОУ ВО МГППУ.
    Manelis, N.G., Hil’kevich, E.V., Sorokin, A.B. (2022). Features of organizing extracurricular activities for students with ASD in museums. Methodological guide. A.V. Haustov, ed., N.G. Manelis, ed. Moscow: MSUPE.
  7. Методические рекомендации по подготовке и проведению онлайн-занятий по истории искусства и творчеству для людей с ментальными особенностями. (2023).: под общ. ред. Е.В. Хилькевич. М.: АНО «Колесо Обозрения».
    Guidelines for preparing and conducting online classes on art history and creativity for people with mental disabilities. (2023). (E.V. Hil’kevich, ed.). Moscow: ANO «Koleso Obozreniya».
  8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 № 1598. (2014). URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201502060025 (дата обращения: 21.03.2025).
    “On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education for Students with Disabilities”. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 19, 2014 no. 1598. (2014). (In Russ.) URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201502060025 (viewed: 21.03.2025)
  9. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями. (Д.Р. Халикова, общ. ред.) Проект «Инклюзивный музей». (2020). М.: ИКОМ России. URL: https:// drive.google.com/file/d/19Ul_4DNRMizd-nMjTcfl30-2RjH4rM9K/view (дата обращения: 21.03.2025.
    List of control questions and recommendations for making the museum accessible to visitors with mental disabilities (D.R. Khalikova, ed.). Inclusive Museum Project. (2020). Moscow: ICOM Rossii. (In Russ.) URL: https://drive.google. com/file/d/19Ul_4DNRMizd-nMjTcfl30-2RjH4rM9K/view (viewed: 21.03.2025).
  10. Рекомендации по организации и проведению занятий в музее для людей с метальными особенностями (2020). М.: АНО «Колесо обозрения». URL: https://kolesobzora.ru/guides (дата обращения: 21.03.2025).
    Recommendations for organizing and conducting museum activities for people with mental disabilities (2020). Moscow: ANO «Koleso Obozreniya». (In Russ.). URL: https://kolesobzora.ru/guides (viewed: 21.03.2025).
  11. Сорокин, А.(2021). Доступныймузей. Триэкскурсии. Опытпроведенияэкскурсийдляпосетителейсрасстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта и деменцией. М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
    Sorokin, A. (2021). Accessible museum. Three guided tours. Experience in conducting tours for visitors with autism spectrum disorders, intellectual disabilities, and dementia. Moscow: A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts.
  12. Столяров, Б.А. (2015). Развитие визуальной культуры у обучающихся в условиях музея. Педагогика искусства, 3, 46—59 URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 21.03.2025).
    Stolyarov, B.A. (2015). Developing students’ visual culture in a museum setting. Pedagogy of art, 3, 46—59. (In Russ.). URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (viewed: 21.03.2025).
  13. Халикова, Д.Р., Хилькевич, Е.В. (2022). Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития. Аутизм и нарушения развития, 20(2), 4—12. https://doi.org/10.17759/autdd.2022200201
    Halikova, D.R., Hil’kevich, E.V. (2022). Sociocultural Inclusion: Conceptual Foundations and Development Trends. Autism and Developmental Disorders, 20(2), 4—12. https://doi.org/10.17759/autdd.2022200201
  14. Хилькевич, Е.В. (2022). Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие. М.: МГППУ. URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3879/metodicheskoe-posobie_fin_2. pdf (дата обращения: 21.03.2025).
    Kil’kevich, E.V. (2022). Social Stories and Visual Support Tools in Museums: A Guidebook. Moscow: MSUPE. (In Russ.). URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3879/metodicheskoe-posobie_fin_2.pdf (viewed: 21.03.2025).
  15. Хилькевич, Е.В., Стейнберг, А.С., Восков, А.Л., Клевцова, Е.М. (2024) Актуальные потребности людей с РАС и другими ментальными особенностями в доступности учреждений культуры. Аутизм и нарушения развития, 22(4), 41—51.
    Khil’kevich, E.V., Steinberg, A.S., Voskov, A.L., Klevtsova, E.M. (2024) The current needs of people with ASD and other mental disabilities in terms of accessibility to cultural institutions. Autism and Developmental Disorders, 22(4), 41—51.
  16. Юхневич, М.Ю. (2001). Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии. URL: https://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/uhnevich_ ya_povedu_tebya_v_muzei.pdf (дата обращения: 21.03.2025).
    Yuhnevich, M.Yu. (2001). I’ll take you to the museum: A textbook on museum pedagogy. Ministry of Culture of the Russian Federation. Russian Institute of Cultural Studies. (In Russ.). URL: https://museumstudy.ru/wp-content/ uploads/2015/12/uhnevich_ya_povedu_tebya_v_muzei.pdf (viewed: 21.03.2025).

Информация об авторах

Светлана Сергеевна Брикунова, кандидат педагогических наук, методист, Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с РАС на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42», руководитель творческой мастерской социальной занятости подростков с ментальными нарушениями Благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я ЕСТЬ», Ростов-на-Дону, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-7408-6095, e-mail: svetabrik@bk.ru

Анастасия Владимировна Гриценко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор ресурсного класса, учитель-логопед, Школа № 1 (МБОУ СОШ № 1), Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-3581-3436, e-mail: gritsenkoanastvlad@yandex.ru

Татьяна Анатольевна Финаева, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, МБОУ средняя общеобразовательная школа №1, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-5581-5672, e-mail: finaeva-74@mail.ru

Вклад авторов

Брикунова С.С. — идея разработки программы; написание статьи, научное редактирование текста рукописи;

Гриценко А.В. — контроль реализации программы, написание статьи, редактирование и оформление рукописи;

Финаева Т.А. — реализация программы, сбор и анализ данных, аннотирование, написание статьи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Родителями / законными представителями обучающихся было предоставлено письменное информированное согласие на участие в данной программе.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 62
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 21
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 83
В прошлом месяце: 71
В текущем месяце: 12