Введение
Современные музеи и учреждения культуры в повседневной практике сталкиваются с необходимостью перестраивать деятельность в соответствии с изменившимися запросами общества, проводить целенаправленную работу с разными социальными и возрастными группами, а также участвовать в педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Речь идет о становлении и развитии инклюзивной культуры как формы толерантных отношений между группами людей. В связи с темой инклюзии в музее прежде всего говорят о создании доступной и дружелюбной среды для различных категорий людей с особыми потребностями. Принятая социокультурная модель инклюзии основана на положении, что участию людей с инвалидностью в разных сферах жизни препятствуют не их индивидуальные особенности, а среда, ограничивающая их возможности. Именно данный подход лежит в основе формирования инклюзивной среды в учреждениях культуры — такой среды, в которой люди с инвалидностью получают возможность участвовать в процессах социального взаимодействия, творчества и обучения наравне со всеми остальными.
В разных музеях разработаны критерии доступности (Перечень контрольных вопросов…, 2020), создаются сенсорные карты музея (Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022; Аутизм. Дружелюбная среда…, 2016; Сорокин, 2021). Также опубликованы материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий в музее для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Рекомендации по организации…, 2020; Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022; Хилькевич, Стейнберг, Восков и др. 2024; Сорокин, 2021). Крупные российские музеи, такие как Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Дарвиновский музей и др. включились в реализацию проекта «Инклюзивный музей», на практике реализуя адаптированные экскурсионные программы для людей с ОВЗ. При этом невозможно рассматривать организованное посещение музея детьми в отрыве от образовательной организации, школы. Взаимодействие музея и школы гармонично: школа служит стимулом для развития музея, став фактором становления его культурно-просветительной деятельности, а музей, ориентируясь на решение образовательных задач с помощью наглядного предметного метода, системно-деятельностного подхода, является средством обновления образовательного процесса и школы в целом (Юхневич, 2001; Давыдова, Хилькевич, Хаустов и др., 2021; Давыдова, Хилькевич, Сорокин и др., 2022).
В 2025 году Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42» и Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РРЦ РАС) приступили к реализации регионального проекта «Музейная педагогика» при поддержке Министерства культуры Ростовской области и Министерства образования Ростовской области (Приказ от 22.07. 2025 г. № 63). Цель проекта — создание и развитие практик социализации и творческой абилитации детей с РАС средствами музейной педагогики, направленных на формирование доступной культурно-развивающей и образовательной среды.
- город Ростов-на-Дону: Ростовский областной музей изобразительных искусств. В нем апробируется и реализуется программа по дополнительному образованию обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42». Дети занимаются в кружке по музейной педагогике «Я и музей»;
- город Белая Калитва: Белокалитвинский историко-краеведческий музей. В нем так же проводится апробация и реализация программы по дополнительному образованию обучающихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 (МБОУ СОШ № 1). Для детей создан кружок по музейной педагогике «Мой край родной»;
- город Азов: Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник им. А.А. Горбенко. Азовский музей-заповедник приглашает к сотрудничеству все учреждения, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
- станица Вешенская: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. В музее реализуется музейный инклюзивный проект «Лазорики. Навстречу солнышку».
В современных условиях в образовании и воспитании детей роль школ и музеев возрастает. Эти социальные институты не только способствуют повышению образовательного уровня учащихся с особыми образовательными потребностями, но и обеспечивают комфорт и доступность при посещении различных учреждений, стимулируют формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и адаптируют образовательную и культурную среду к их потребностям. Более того, именно сотрудничество с музеем позволяет оптимально решить одну из основных задач, поставленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно — «формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (Об утверждении федерального…, 2014). Это связано с тем, что важнейшей особенностью музея является обеспечение погружения людей в специально организованную предметно-пространственную и культуротворческую среду. Эта среда может воздействовать на посетителя музея и вызывать у него чувства вовлеченности и сопричастности (Брикунова, Эглит, 2015; Брикунова, 2022).
Использование инклюзивных музейных программ будет способствовать более успешной социализации и интеграции в общество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), если будут созданы условия, в которых школьное образование и ресурсы музеев изобразительного искусства взаимодополняются, происходит формирование культуротворческой среды, обогащающей возможности творческого самовыражения для всех участников образовательного процесса, деятельность музея интегрируется в школьную и внешкольную жизнь, а творческие встречи с музеем становятся регулярной практикой.
Методы и материалы
При разработке оригинальной инклюзивной образовательной программы «Мой край родной» мы опирались на социокультурную модель инклюзии, а также программу социокультурной интеграции «Идем в музей!» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ РАС МГППУ) (Методические рекомендации по подготовке…, 2023).
В основе инклюзивной программы по музейной педагогике «Мой край родной» лежат теоретические положения:
— Принцип социальной инклюзии. Создание равных возможностей для участия в музейных занятиях детей с различными образовательными потребностями, включая детей с инвалидностью, из социально неблагополучных семей и испытывающих трудности в обучении. Целью является преодоление социальных барьеров и обеспечение полноценного участия каждого ребенка в культурной жизни.
- Педагогика, ориентированная на ребенка. Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ребенка. Педагоги, тьюторы и экскурсоводы используют разнообразные методы и приемы, стимулирующие познавательную активность и развитие творческих способностей каждого участника. (Столяров, 2015).
- Принцип доступности и адаптации. Адаптация к различным образовательным потребностям и возможностям обучающихся. Это включает в себя использование специальных материалов, упрощение учебных задач, предоставление дополнительной визуальной поддержки и индивидуальное планирование. Обеспечивается физическая и коммуникативная доступность музейного пространства (Давыдова, Хилькевич, Сорокин и др., 2022).
- Музей как образовательная среда. Музей рассматривается как интерактивная и многогранная среда обучения, способствующая развитию познавательных, творческих и коммуникативных навыков. Экспонаты и коллекции используются как отправная точка для изучения истории, культуры и искусства Донского края, для формирования ценностных ориентиров обучающихся с РАС.
- Сотрудничество и партнерство. Тесное сотрудничество с родителями, образовательными и культурными учреждениями, общественными организациями и специалистами. Регулярно проводятся консультации, семинары и тренинги для педагогов, тьюторов, музейных работников и родителей, чтобы повысить их компетентность в вопросах инклюзивного образования (Халикова, Хилькевич, 2022).
Программа по музейной педагогике «Мой край родной»
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста с РАС и разработана в рамках проекта инклюзивных программ с детьми РАС в музеях Ростовской области. Реализуется программа в ресурсном классе для обучающихся с РАС в средней общеобразовательной школе № 1 г. Белая Калитва и в Белокалитвинском историко-краеведческом музее при поддержке Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС. Цель — формирование в музеях Ростовской области доступной культурно-развивающей и образовательной среды, социализация и развитие творческого потенциала у младших школьников с ментальной инвалидностью, с РАС. Это первый опыт создания и апробации в Донском крае специальной музейной программы для детей с ОВЗ.
Наша программа по музейной педагогике направлена на создание таких психолого-педагогических условий, которые способствуют организации культурно-творческой развивающей среды и решению проблем социокультурной интеграции обучающихся с (РАС), имеющих низкий уровень развития когнитивных способностей, пространственного мышления, сенсорного восприятия и зрительно-моторной координации.
Программа рассчитана на 35 часов, из которых три занятия в месяц проводятся в школе и одно занятие в месяц — в музейной среде. Занятия в группе предусмотрены для обучающихся от 8-ми до 13-ти лет.
Экскурсии в музее проходят в сопровождении тьюторов и педагога-психолога, иногда и в присутствии родителей. Тьюторы обеспечивают соблюдение детьми дисциплины и ведут наблюдение: соблюдаются ли правила посещения музея, сосредотачивают ли дети внимание на рассказе экскурсовода, участвуют ли в ди алоге, нет ли признаков эмоциональной и сенсорной перегрузки или проявления дезадаптивного поведения. Наблюдения фиксируются в чек-листах (таблица), обсуждаются всеми специалистами: педагогомпсихологом, учителем-дефектологом, экскурсоводом.
При анализе результативности проведенных музейных занятий использовались методы наблюдения за деятельностью обучающихся с РАС, качественный анализ полученных данных и их обобщение, анкетирование педагогов и родителей, анализ информации из чек-листов (таблица).
Ресурсы Белокалитвинского историко-краеведческого музея позволяют реализовать региональный компонент образовательной программы. Программа построена по «сезонному» принципу и состоит из тематических блоков:
- Сезонные изменения в природе. Времена года на полотнах донских художников.
- Сезонные работы людей (коневодство, земледелие, рыболовство).
- Сезонные праздники (православные и гражданские: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха, День защитника Отечества, День Победы).
- Животные и птицы Донского края.
На первых этапах реализации программы проводились подготовительные занятия в ресурсном классе школы. В силу специфики развития детям с РАС очень сложно воспринимать новую информацию в новых условиях от незнакомых людей. К посещению музея детей необходимо было готовить. В ходе занятий в классе всесторонне прорабатывалась тема предстоящей музейной экскурсионной программы: проводилось ознакомление с планом проведения экскурсии, пояснение новых понятий, школьников знакомили с визуальной картой «Правила поведения в музее», совместно просматривалась социальная история «Я иду в музей», и детей обучали ею пользоваться, также дети выполняли различные творческие задания по рисованию, лепке, аппликации др.
При проведении предварительной работы (занятия в школе, предшествующего посещению музея) применяется принцип интеграции в педагогике. Так, например, при изучении модуля «Сезонные изменения в природе на полотнах донских художников» педагог опирается на знания учащихся об окружающем мире. Учащиеся знакомятся с творчеством донских художников, с жанрами живописи, оснащением мастерской художника (холст, масло, мольберт и т.д.), учатся рисовать пейзажи и правильно их оформлять (рамка, экслибрис).
Чек-лист анализа поведения обучающихся с РАС в музее Checklist for analyzing the behavior of students with ASD in a museum
Таблица / Table
|
Фамилия, имя обучающегося / Last name, first name of the student |
||||
|
Фамилия, имя, отчество тьютора, сопровождающего / Last name, first name, patronymic of the tutor accompanying |
||||
|
Дата посещения, время / Date of visit , time |
||||
|
Состав группы, число человек / Group composition, number of people |
||||
|
Тема, зал / Theme, hall |
||||
|
Критерий / Criteria |
Да / Yes |
Нет / No |
Иногда / Sometimes |
Примечания / Notes |
|
Передвигается по музею за экскурсоводом / Follows the tour guide around the museum |
|
|
|
|
|
Слушает экскурсовода / Listens to the guide |
|
|
|
|
|
Смотрит туда, куда указывает экскурсовод / He looks where the tour guide is pointing |
|
|
|
|
|
Проявляет инициативу к взаимодействию со взрослыми / Takes the initiative to interact with adults |
|
|
|
|
|
Проявляет инициативу к взаимодействию со сверстниками / Takes the initiative to interact with peers |
|
|
|
|
|
Принимает участие в совместной деятельности с группой сверстников / Participates in group activities with peers |
|
|
|
|
|
Спокойно ли воспринимает ребенок новые для него социальные ситуации / Does the child accept new social situations calmly? |
|
|
|
|
|
Может ли ребенок попросить о помощи / Can a child ask for help |
|
|
|
|
|
Отвечает ли ребенок на вопросы, обращенные к нему / Does the child answer questions addressed to them? |
|
|
|
|
|
Проявление дезадаптивного поведения / Manifestation of maladaptive behavior |
|
|
|
|
|
Проявление аутостимулирующего поведения / Manifestation of auto-stimulating behavior |
|
|
|
|
|
Нештатные ситуации (описать) / Emergency situations (describe) |
|
|
|
|
Первое посещение историко-краеведческого музея проходило в формате свободной прогулки: дети знакомились с сотрудниками музея, осматривали помещения, учились на практике следовать ранее изученным правилам поведения в музее. При этом учитывался индивидуальный опыт каждого ребенка и возможности постепенного вхождения в пространство музея.
В ходе экскурсии, экскурсоводы и педагоги опираются на принцип полисенсорности, экспозиции исследуются детьми с опорой на чувственное восприятие, инициируется их эмоциональное восприятие экспонатов. Одна из главных целевых установок педагогов при проведении экскурсии с детьми РАС
— обеспечение непосредственности переживания вследствие живого соприкосновения с реальными объектами и произведениями культуры, погружения в культурно-историческую среду.
При проведении тематических занятий в пространстве музеев в экскурсионную программу включается интерактивная экскурсия и практическая часть — мастер-класс, на котором дети и взрослые могут заново пережить и творчески осознать замысел экспозиции, отдельных произведений искусства. Мастер-класс проводится педагогом после экскурсии или разбивается на отдельные творческие задания, перемежающие ход экскурсии.
При разработке мастер-классов ставилась задача ориентироваться на совместную работу детей и взрослых — педагогов, тьюторов, экскурсоводов. Применялись привычные и несложные для детей виды и формы работы. Участвуя в мастер-классах и образовательных программах, школьники не просто создавали рисунок или поделку, а постепенно формировали собственный взгляд на мир. Например, при изучении модуля «Сезонные праздники» учащиеся знакомятся с сезонными православными и гражданскими праздниками, значимыми в нашем обществе. Дети узнают о значении праздника, его атрибутах, посещают православный храм. При подготовке к празднованию Дня Победы была проведена экскурсия с возложением цветов к памятнику уроженца г. БелаяКалитва Герою Советского Союза Р.И. Петрову. При изучении темы «Занятия казаков. Рыболовство» учащиеся знакомились с экспонатами-рыбами: лещ, карась, щука, однажды детям дали возможность рассмотреть и потрогать выловленную из реки настоящую рыбу. На практической части этого занятия школьники раскрасили заготовленные шаблоны различных видов донских рыб. На следующем занятии по этой теме изучали экспонаты: лодка-долбленка, бредень, удочка. На практической части занятия изготавливали поплавки и удочки, после чего «ловили» этими удочками бумажных рыбок, выполненных на предыдущем занятии. При изучении темы «Казачий быт. Коневодство» учащимся были продемонстрированы картины с изображением коней, элементы казачьей упряжи (уздечка, нагайка, хомут), которые можно было потрогать, подержать в руках. На мастер-классе учащиеся сплели нагайки из ниток. В завершении занятия состоялась встреча с казачьим конным разъездом в полной амуниции, предоставленным УстьБелокалитвинским казачьим юртом.
Дети узнавали повседневную окружающую жизнь, закономерности взаимоотношений между людьми, закомясь с музейной экспозицией. Экскурсия проходила в сопровождении тьюторов и педагога-психолога. Тьюторы вели наблюдение за поведением детей, фиксировали результаты в чек-листах, которые после экскурсии анализировались педагогом-психологом.
Помимо этого, после каждого посещения получена обратная связь как от сотрудников музея, так и от сопровождающих тьюторов и педагогов о том, в какие компоненты программы дети были максимально вовлечены, а что мешало проведению мероприятия и т.д. Педагогами, реализующими проект, анализируется результативность проведенной адаптированной экскурсионной программы, ключевые ситуации успеха, формулируются задачи и рекомендации для будущих мероприятий.
Занятия имеют цикличный характер. Предполагается, что в течение всего процесса обучения в начальной школе тематика занятий не меняется, но наполняется новым содержанием — познавательный материал расширяется, практические задания усложняются.
Поскольку работа проводится с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также РАС, на практической части занятия делается упор на тактильные аспекты: прикосновение к экспонатам, их интерактивность, а также на зрительный анализатор: этикетки, схемы, визуальные опоры, — поскольку детям сложнее анализировать вербальную информацию. Например, при прохождении темы «Животные и птицы весной» школьники делали гнезда из перепревшей коры дерева и перьев. При изучении темы «Коневодство» был изготовлен макет конюшни с денниками, подстилку в денники изготовили из соломы и опилок, в кормушки дети сыпали овес.
В завершении изучения темы проводятся экскурсии в конюшни, зоопарк, фермерское хозяйство, храм и т.д. Педагоги выходят за границы традиционной музейной деятельности, расширяя тем самым культурно-развивающую среду для детей. И знакомство с музейной экспозицией осуществляется на живом примере узнавания повседневной окружающей жизни и познания закономерностей взаимоотношений между людьми, между различными объектами природы и культуры. Музейные экспонаты вплетаются в быт ребенка, способствуя развитию восприятия окружающего мира.
Говоря о содержательной стороне музейных занятий, невозможно не отметить принципиальную важность учета специфики учащихся, их общее, когнитивное, коммуникативное развитие, необходимости интегрировать занятия с обучением по общеобразовательным предметам: окружающий мир, ИЗО, труд (технология) (Манелис, Хилькевич, Сорокин, 2022).
Результаты
После прохождения цикла занятий в музее педагоги и родители отметили качественные позитивные изменения в эмоциональном и волевом развитии детей. Как правило, на занятиях у всех детей стабильно фиксировался положительный эмоциональный фон. Благодаря психологической помощи и педагогической поддержке снижался уровень тревожности. Отмечено увеличение случаев переноса полученных в музее знаний и навыков в повседневную деятельность. У детей заметно улучшились моторные навыки, некоторые научились использовать в художественной деятельности новые для них материалы (лоза, кожа, пенопласт). Многие дети усвоили названия основных видов сезонных работ (посев, засолка капусты), жанров живописи (пейзаж, натюрморт), научились различать некоторых животных и птиц донского региона. В музее дети узнали о традиционных православных праздниках (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха). Школьники научились узнавать и эмоционально-чувственно воспринимать некоторые произведения искусства, элементы окружающей природы. Дети приобрели элементарные навыки посещения музея: знают о его назначении, соблюдают правила поведения, правила обращения с музейными предметами; научились слушать экскурсовода, соотносят экспонат и информацию о нем. У большинства школьников проявилась потребность в общении, они постепенно осваивают социальные нормы и правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Обучающиеся с РАС стали активными участниками областного детско-юношеского экологического конкурса художественных работ «Красная Книга Ростовской области глазами детей» (2024 год), виртуальной выставки областного конкурса детских рисунков «В краю Тихого Дона», проведенного с целью популяризации Донского края в рамках совместного проекта Регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РРЦ РАС) Ростовской области, Благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть» и Ростовского областного отделения Русского географического общества (2025 год).
Результативность представленной практики отмечается и родителями обучающихся: по их мнению, музейные занятия позволили их детям:
-
приобрести навыки коммуникации (без опасения вступать во взаимодействие с сотрудниками музея, с другими детьми),
-
развить самостоятельность (дети научились соблюдать установленные правила, ориентируются в помещениях музея, умеют самостоятельно выполнять некоторые действия, только иногда используя социальную историю),
-
быстрее адаптироваться в незнакомых местах, спокойно реагировать на внешние раздражители и людей.
-
доступность образовательного и музейного пространства;
-
диалог (полилог) между субъектами образовательного процесса, между культурами, субъектом и объектом познания, видами деятельности, искусствами, ремеслами;
-
психологическую помощь и педагогическую поддержку.
- Материально-технических:
- адаптация экскурсионных помещений для посетителей с РАС (на стеллажах, вблизи экспонатов необходимо разместить предупреждающие пиктограммы «руками не трогать», «не кричать», «слушать» и др.);
- выделение помещения для проведения занятия, мастер-класса;
- определение зоны сенсорной разгрузки с минимальным набором оборудования для снятия мышечного напряжения (кресла-груши, силиконовые игрушки и др.);
- подбор экспонатов для показа в ходе интерактивной экскурсии; подбирается не более трех экспонатов (это связано с нарушением концентрации внимания, быстрой утомляемостью школьников, со спецификой восприятия, трудностями понимания речи); выбираются предметы и объекты, значение которых можно объяснить детям, опираясь на их жизненный опыт. Также важно предусмотреть наличие экспонатов, доступных для тактильного ознакомления;
- подбор необходимых средств альтернативной коммуникации (визуальные подсказки, планшеты) и оборудования, учитывающего особенности восприятия (шумопоглощающие наушники, утяжелители для рук и ног, балансировочные подушки и др.).
- Организационных:
- разработка экскурсионной программы, адаптированной для детей с РАС;
- разработка адаптированной программы по музейной педагогике в системе дополнительного образования «Мой край родной» для учащихся младшего школьного возраста с РАС;
- адаптация текста экскурсии; для облегчения понимания преимущественно используются существительные и прилагательные, новая лексика вводится ограниченно с опорой на иллюстративный и демонстрируемый материал;
- создание социальной истории по аналогии с историей «Я иду в музей» и обучение детей пользованию ею (Хилькевич, 2022);
- подготовка визуального расписания этапов занятия (для группы или индивидуального);
- подготовка необходимого раздаточного материала для занятия;
- разработка чек-листов по сбору данных о поведении детей РАС во время посещения музея и о демонстрируемых навыках.
- Социальных:
- проведение серии тренингов для тьюторов перед каждым посещением музея (порядок перемещения группы во время экскурсии, расстановка на экскурсионных остановках, этапы проведения мастер-класса, необходимые материалы, степень помощи и формы подсказок);
- проведение тренингов с сотрудниками музея: необходимо информировать о психофизических особенностях обучающихся с РАС, способах реагирования на нежелательное поведение; о готовности детей к контактам с окружающими и к участию в групповой деятельности; о наличии особых предпочтений, сенсорных и поведенческих особенностей; о количестве сопровождающих — тьюторов, родителей и др. В зависимости от состава группы может возникнуть необходимость сократить или изменить маршрут, продумать дополнительные организационные вопросы и т.д.
Заключение
Основные результаты реализации программы
«Мой край родной» были представлены на конференциях, круглых столах, методических семинарах, проводимых как в очных, так и в онлайн-форматах, например, на Международной научно-практической конференции «Современное художественное образование: сотрудничество и взаимодействие» в 2022 г.; на IХ Всероссийской (с международным участием) конференции имени Бориса Викторовича Белявского педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2022 г.; на Межрегиональной конференции «Инклюзивное образование в Ростовской области: актуальные проблемы и педагогические решения» в 2024 г.; на онлайн-встрече в формате вебинара 9 ноября 2023 г. для педагогов общеобразовательных школ Ростовской области, реализующих образовательную модель «Ресурсный класс», по представлению опыта образовательной инклюзивной практики «Музейная педагогика для детей с РАС: опыт реализации в г. Белая Калитва».
Проведенная работа по реализации и адаптации инклюзивной образовательной программы «Мой край родной» обогащает и уточняет теоретические положения в области музейной педагогики. В ней рассмотрены особенности музейно-педагогической деятельности, выделены типичные для школьной и музейной среды педагогические ситуации (проблемные, эмоционально-ценностные, учебно-познавательные, творческие, практические) и соответствующие им вероятностные педагогические задачи, выявлены особенности становления и развития художественноэстетических способностей и возможностей обучающихся начальной школы.
Практическая значимость программы дополнительного образования «Мой край родной», предназначенной для художественно-эстетического развития младших школьников с РАС средствами музейной педагогики, заключается в следующем:
-
Методические наработки используются в начальной школе для проведения урочной и внеурочной педагогической деятельности, для дополнительного образования.
-
Описанные и апробированные методики организации художественно-творческой деятельности открывают возможности для дальнейшей разработки педагогических технологий художественно-эстетического образования в школе.
-
Представленная практика может быть использована преподавателями высших и средних специальных учебных заведений в курсе общей педагогики, методики воспитания, в создании на их основе специальных курсов для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для разработки методических рекомендаций для учителей и родителей.