Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками

1586

Аннотация

Авторы обращают внимание на то, что новый образ жизни в цифровом мире конструирует особую социальную ситуацию развития ребенка, которая характеризуется снижением универсальности и доминантности фигуры взрослого в детско-родительских отношениях в онлайн-контекстах. Подчеркивается, что дети и подростки чрезвычайно нуждаются в поддержке взрослых, в первую очередь родителей, и для освоения новых онлайн-возможностей, и для совладания с онлайн-рисками. Представлены материалы, полученные при сопоставлении некоторых знаний и возможностей родителей, которыми они обладали в 2013 и в 2018 гг. как помощники и эксперты в освоении и использовании детьми интернета. Выборка в 8 федеральных округах РФ включала: в 2013 г. — 1203 подростка 12—17 лет, 1209 родителей; в 2018 г. — 1554 подростка 12—17 лет, 1105 родителей. Описаны изменения в цифровом портрете современных родителей как интернет- пользователей, их осведомленности о столкновении детей с онлайн-рисками, динамика стратегий родительской медиации использования интернета. Отмечается выраженная тенденция к сокращению цифрового разрыва между российскими подростками и родителями, которая проявляется в увеличении как цифровой активности родителей, так и их заинтересованности в установлении и поддержании доверительных отношений с детьми в контексте интернет-активности.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая социализация, детско-родительские отношения, онлайн-риски, родительская медиация, пользовательская активность, цифровая компетентность, цифровой разрыв

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230303

Для цитаты: Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 29–41. DOI: 10.17759/pse.2018230303

Фрагмент статьи

Цифровые технологии и особенно интернет прочно вошли в повседневную жизнь достаточно большого количества людей и семей, стали неотъемлемой частью нашего мира, которая сегодня рассматривается не только как специфическое онлайн-пространство с широким спектром различных видов деятельности, но и как сложно организованное культурное «орудие», опосредующее когнитивное и личностное развитие ребенка. Новый образ жизни в цифровом мире конструирует особую социальную ситуацию развития ребенка, которая характеризуется в том числе снижением универсальности и доминантности фигуры взрослого в детско-родительских отношениях в онлайн-контекстах и смешанной реальности.

Литература

  1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3—15.
  2. Cолдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 39—51. doi: 10.11621/npj.2014.0305
  3. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  5. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2015200401
  6. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50—66.
  7. Clark L.S. Parental Mediation Theory for the Digital Age. Communication Theory. 2011. Vol. 21. № 4. P. 323—343. https://doi.org/10.1111/j.1468- 2885.2011.01391.x
  8. Haddon L. Parental mediation of internet use: evaluating family relationships. In: Loos, Eugène, Haddon, Leslie and Mante-Meijer, Enid, (eds.) Generational Use of New Media. Ashgate, Farnham, UK. 2012. P. 13—30.
  9. Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., Olafsson K. Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and policy implications from the EU Kids Online survey of 9—16 year olds and their parents in 25 countries. L.: EU Kids Online Network, 2011.
  10. Livingstone S., Helsper E.J. Parental mediation of children’s internet use. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2008. Vol. 52. № 4. P. 581—599.
  11. Livingstone S., Ólafsson K., Helsper E.J., Lupiáñez- Villanueva F., Veltri G.A., Folkvord F. Maximizing opportunities and minimizing risks for children online: the role of digital skills in emerging strategies of parental mediation. 2017. Journal of Communication. Vol. 67. № 1. P. 82—105. doi: 10.1111/jcom.12277
  12. Shin W. Parental socialization of children’s internet use: A qualitative approach. New Media & Society. 2013. Vol. 17. № 5. P. 649—665. doi:10.1177/1461444813516833
  13. Symons K. et al. A Factorial Validation of Parental Mediation Strategies with Regard to Internet Use. Psychologica Belgica. 2017. Vol. 57. № 2. P. 93—111. doi: http://doi.org/10.5334/pb.372

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Львова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, психолог, кафедра методологии психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: enlvova@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2526
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1586
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4