Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей

2103

Аннотация

На материале 20 интервью с родителями школьников рассматриваются установки и стратегии родителей по отношению к дополнительному образованию. В контексте трех выделенных типов вовлеченности детей в дополнительное образование — высокой, мерцающей и низкой — обсуждаются варианты осмысления родителями функций дополнительного образования среди родителей, а также родительские практики контроля над детским обучением и поддержания детской мотивации, сравниваются представления родителей о задачах, решаемых с помощью разных направлений занятий (иностранные языки, спорт и танцы, изобразительные искусства, закрепление школьной программы с помощью репетиторов, освоение компьютера). Обсуждаются используемые среди родителей детей, характеризующихся высокой вовлеченностью в дополнительное образование, стратегии «максимального» и «оптимального» насыщения внешкольного образовательного пространства. Обосновывается значение семьи в том, как организуется образовательное пространство ребенка, поскольку именно семья, в первую очередь — родители ребенка являются инициаторами, организаторами, субъектами выбора тех или иных занятий.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное пространство ребенка, дополнительное образование, семья, вовлеченность детей в дополнительное образование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230403

Для цитаты: Бочавер А.А., Вербилович О.Е., Павленко К.В., Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 32–40. DOI: 10.17759/pse.2018230403

Фрагмент статьи

Дополнительное образование является традиционным способом структурировать детский досуг и обеспечить ребенку новые навыки, развивающее пространство, безопасное времяпрепровождение, общение со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка присутствуют проблемы в рамках школы (с успеваемостью, учебной мотивацией, статусом, отношениями со сверстниками и учителями и др.), дополнительное образование может стать средой для решения части его психолого-педагогических проблем, обнаружения и реализации интересов, получения опыта успешности, построения альтернативных школе отношений со сверстниками и взрослыми, получения удовольствия от собственной компетентности.

Литература

  1. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: Внеклассная деятельность российских школьников.Вопросы образования.2014.№ 3.С.174—196.doi: 10.17323/1814-9545-2014-3-174-196
  2. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания.Вопросы образования.2016.№ 1.С.160—190.doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190
  3. Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Доступ к дополнительному образованию: Влияние характеристик семьи // Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв.ред.М.Карной, И.Д.Фрумин, Н.Н.Кармаева.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.С.416—430.
  4. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию.Образовательная политика.2014.№ 1.С.27—40.
  5. Blomfield C.J., Barber B.L. Brief Report: Performing on the Stage, the Field, or Both? Australian Adolescent Extracurricular Activity Participation and Self-Concept.Journal of Adolescence.2009.Vol.32.No 3.Pp.733— 739.
  6. Feldman A.F., Matjasko J.L. The Role of School- Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions.Review of Educational Research.2005.Vol. 75.№ 2.Pp.159—210.
  7. Mahoney J.L., Schweder A.E., Stattin H.K. Structured After-School Activities as a Moderator of Depressed Mood for Adolescents with Detached Relations to their Parent.Journal of Community Psychology.2002.Vol.30.№ 1.Pp.69—86.
  8. Hansen D.M., Larson R.W., Dworkin J.B. What Adolescents Learn in Organized Youth Activities: A Survey of Self-Reported Developmental Experiences.Journal of Research on Adolescence.2003.Vol.13.№ 1.Pp.25—55.
  9. Hansen D.M., Skorupski W.P., Arrington T.L. Differences in Developmental Experiences for Commonly Used Categories of Organized Youth Activities.Journal of Applied Developmental Psychology.2010.Vol.31.№ 6.Pp.413—421.
  10. Lareau A. Home advantage: Social class and parental intervention in elementary education.Rowman & Littlefield Publishers.2000.288 p.
  11. Lareau A. Unequal childhoods: Class, race, and family life.University of California Press.2011.343 p.
  12. Vincent C., Ball S.J. Making up the middle-class child: families, activities and class dispositions.Sociology.2007.Vol.41.№ 6.Pp.1061—1077.

Информация об авторах

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Вербилович Ольга Евгеньевна, аспирант департамента социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: verbilovich.olga@gmail.com

Павленко Ксения Викторовна, кандидат социологических наук, аналитик Центра исследований современного детства, Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Институт образования НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6568-4197, e-mail: kpavlenko@hse.ru

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Сивак Елизавета Викторовна, директор, Центр исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: esivak@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2364
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2103
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4