Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков

3452

Аннотация

Статья посвящена описанию процесса разработки и апробации опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни». Опросник основан на адаптации методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 — Version 4.0 [32]. Особенностью модифицированного опросника является изменение вопросов для подростков из интернатных учреждений с учетом культурных особенностей их готовности к самостоятельной жизни. В основе опросника лежит концепция жизнестойкости, согласно которой жизненные навыки способствуют социализации подростков к миру «взрослости» и неопределенности. Исследование проводилось в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем выборки составил 179 респондентов, из них 76 юношей и 103 девушки, средний возраст респондентов 17 лет. Для анализа полученных данных использовался двухфакторный дисперсионный анализ. В качестве независимых дихотомических переменных были взяты пол подростков (мальчики или девочки) и место их проживания (в семье или интернате).Зависимыми переменными служили баллы по каждой шкале. Была продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность. В заключении сформулированы рекомендации исследователям, работающим или планирующим работать с подростковыми выборками.

Общая информация

Ключевые слова: неопределенность, подростковый возраст, жизнестойкость, шкала готовности к самостоятельной жизни

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240104

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования руководителя психологической службы МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» Ямальского района, села Яр-Сале Гончарук В.С.; директора Департамента молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа Тимергазину Э.Р. за поддержку инициативы проведения исследования; психологов Центра поддержки семьи и детства Северного административного округа города Москвы.

Для цитаты: Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 50–68. DOI: 10.17759/pse.2019240104

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С.1.URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 08.02.2019).
  2. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д, Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии.2017.№ 4.С. 3—26.
  3. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С.12 URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 06.02.2019).
  4. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии.2007.№ 6.С. 3—20.
  5. Карабанова О.А. Семья как пространство личности // Мир психологии.2018.№ 1 (93).С.37— 45.
  6. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ- интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество.2012.№ 2.С. 143—153.
  7. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека.М.: Смысл, 2010.334 с.
  8. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии.2013.№ 3.С.67—80.
  9. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред.Д.А. Леонтьева.М.: Смысл, 2011.С.511—546.
  10. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С 4.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.02.2019).
  11. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал.2005.№ 26 (6).С.87—101.
  12. Марцинковская Т.Д. Теоретико- методологические основания культурно- исторической парадигмы в современном транзитивном мире // В сборнике: культурно- исторический подход от Л.С.Выготского — к XXI веку.Коллективная монография.М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)».2018.С.9—22.
  13. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников: учебное пособие.М.: Смысл, 2011.235 с.
  14. Мухина В.С. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях // Проблемы, обсуждаемые на международном научно-практическом симпозиуме 23—24 мая 2016 года, Развитие личности.2016.№ 3.С.12—14.
  15. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Нисская А.К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования.2017.№ 2.С.185—205.doi: 10.17323/1814-9545-2017-2-185-205
  16. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал.2014.№ 4 (16).С.34—41.doi: 10.11621/npj.2014.0404
  17. Рубцова О.В., Панфилова А.С., СмирноваВ.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 3.С.54—66.doi: 10.17759/pse.2018230305
  18. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2017.Т.10.№ 55.С.5.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.02.2019).doi: 10.24411/1813-145X- 2018-10253
  19. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Оборотная сторона» цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн // Вопросы психологии.2017.№ 3.С.3—15.
  20. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия.2015.№ 4 (88).С.7—24.doi:10.17759/cpp.2015230402
  21. Шамне А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2014.Т.7.№ 35.С.9.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.02.2019).doi: 10.17759/pse.2015200203
  22. Шинина Т.В., Митина О.В. Влияние семейной среды на готовность подростков к самостоятельной жизни // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под редакцией О.А.Карабановой, Н.Н.Васягиной.Екатеринбург, 2018.С.589—596.
  23. Шинина Т.В. Готовность подростков к самостоятельной жизни: ресурс в изменяющемся мире // Социальный мир человека.Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», 5—7 апреля 2018 года, г. Ижевск / Под ред.Н.И.Леонова.Ижевск: ERGO, 2018.С.270—273.
  24. Шинина Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5-10 лет // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.2010.№ 2.С.61—71.
  25. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл, 2011.461 с.
  26. Cable D., Lee J.J., Gino F., Staats B.R.How Best- Self Activation Influences Emotions, Physiology and Employment Relationships.SSRN Electronic Journal, 2015, 61 р.doi: 10.2139/ssrn.2662057
  27. Ginzberg E., Ginsburg S.Axelrad S., & Herma J.Occupational choice: An approach to a general theory.New York, NY: Columbia University Press, 1951 VIII p.271 p.
  28. Gottfredson, L.S.Gottfredson’s theory of circumscription and compromise.In D.Brown & L. Brooks (Eds.), Career choice and development: Applying contemporary theories to practice.San Francisco, CA: Jossey Bass, 1996.P.179—232.
  29. Guichard J.Life-long self-construction.International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2005.P.111—124.http://doi.org/10.1007/s10775-005-8789-y
  30. Hartung P.J.Career construction counseling.In A.Di Fabio & K.Maree (Eds.), Psychology of career counseling: New challenges for a new era, 2013.P. 15—28.
  31. Hartung P.J., Porfeli E.J., & Vondracek F.W.Vocational development in childhood.A review and reconsideration.Journal of Vocational Behavior, 2005.Vol.66.P.385—419.http://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.05.006
  32. Nollan K.A., Horn M., Downs A.C., Pecora P.J., & Bressani R.V.Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) and life skills guidebook manual.Seattle, WA: Casey Family Programs.2001.Vol.41 (8).P.1442— 1458.doi: 10.1093/bjsw/bcr034
  33. Proulх T., Heine S.J., Vohs K.D.When is the unfamiliar the uncanny? Measuring affirmation after exposure to absurdist literature, humor and art.Personality and Social Psychology Bulletin, 2010.Vol. 36 (6).P.817— 829.doi: 10.1177/0146167210369896
  34. Savickas M.L.Career construction theory and practice.In S.D.Brown & R.W.Lent (Eds.), Career development and counseling: Putting theory and research to work, 2013.P.147—183.
  35. Shpiegel S., Cascardi M.Adolescent parents in the first wave of the National Youth in Transition Database.Journal of Public Child Welf. 2015.Vol.9 (3).P.227— 298.
  36. Stott T.Placement instability and risky behaviors of youth aging-out of foster care.Child and Adolescent Social Work Journal. 2011.Vol.29 (1).P.61—83.doi: 10.1007/s10560-011-0247-8
  37. Svoboda D.V., Shaw T.V., Barth R.P., Bright C.L.Pregnancy and parenting among youth in foster care: a review. Children and Youth Services Review. 2012.Vol. 34.P.867—875.doi: 10.1016/j.childyouth.2012.01.023

Информация об авторах

Шинина Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104, e-mail: shininaTV78@gmail.com

Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404, e-mail: omitina@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4344
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 3452
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 2