Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков

3859

Аннотация

Статья посвящена описанию процесса разработки и апробации опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни». Опросник основан на адаптации методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 — Version 4.0 [32]. Особенностью модифицированного опросника является изменение вопросов для подростков из интернатных учреждений с учетом культурных особенностей их готовности к самостоятельной жизни. В основе опросника лежит концепция жизнестойкости, согласно которой жизненные навыки способствуют социализации подростков к миру «взрослости» и неопределенности. Исследование проводилось в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем выборки составил 179 респондентов, из них 76 юношей и 103 девушки, средний возраст респондентов 17 лет. Для анализа полученных данных использовался двухфакторный дисперсионный анализ. В качестве независимых дихотомических переменных были взяты пол подростков (мальчики или девочки) и место их проживания (в семье или интернате).Зависимыми переменными служили баллы по каждой шкале. Была продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность. В заключении сформулированы рекомендации исследователям, работающим или планирующим работать с подростковыми выборками.

Общая информация

Ключевые слова: неопределенность, подростковый возраст, жизнестойкость, шкала готовности к самостоятельной жизни

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240104

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования руководителя психологической службы МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» Ямальского района, села Яр-Сале Гончарук В.С.; директора Департамента молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа Тимергазину Э.Р. за поддержку инициативы проведения исследования; психологов Центра поддержки семьи и детства Северного административного округа города Москвы.

Для цитаты: Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 50–68. DOI: 10.17759/pse.2019240104

Полный текст

 

Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков

Введение

Вызовы сегодняшнего времени указывают на смещение возрастных границ и увеличение периода подросткового возраста [15; 17; 18; 21]. Подростки развиваются в новых реалиях, где взрослые не имеют четкого представления о том, каким сегодня должен быть подросток и что важнее всего у него развивать с учетом нового жизненного ландшафта [19]. Зарубежные исследователи отмечают важность развития жизненных навыков у подростков. «Life design» — это пожизненный, всесторонний, контекстуальный и превентивный процесс формирования подростка через становление жизненных навыков [27; 28; 29; 30; 31; 33; 34]. Современный ландшафт жизни меняется, и подросткам сегодняшнего дня важно быть готовым к новым темпам жизни в условиях неопределенности, затрагивающей все аспекты сегодняшней жизни «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1; 2].

Феномен неопределенности рассматривается отечественными и зарубежными исследователями; неопределенность становится определяющим элементом культуры, основным участником в построении психологических теорий и оказывает влияние на развитие личностных особенностей, саморегуляции и формирование эмоционально-волевой сферы. Т.Д. Марцинковская отмечает, что изменчивость и неопределенность связаны с нарушениями целостной идентичности, сложностями в выборе группы идентификации и развитием подростков в новой социальной среде [12].

Перед современными исследователями встает вопрос о поиске личностных характеристик подростков, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. В отечественной психологии представлено предположение, что важным индикатором развития личности может быть психологическая зрелость. Феномену психологической зрелости личности посвящено много отечественных исследований. Содержание личностной зрелости может рассматриваться в соотношении с личностным потенциалом, при котором последний выступает как интегральная характеристика первого и самодетерминации личности [4; 7; 9; 12].

Готовность к самостоятельной жизни позволяет обозначить предикты совпадающего поведения в ситуации неопределенности, когда подросток вступает во взрослую жизнь [10]. Важность самоактивации личности для подростка стимулирует его к активизации исследовательского поведения, самостоятельности, саморегуляции, что позволяет усилить устойчивость совладания с трудными жизненными ситуациями, а также в процессе его взаимодействия в социальных группах способствует творческому решению проблем, помогая получить доступ к альтернативным когнитивным актам, и генерирует творческие идеи [26]. В исследованиях Н.Н. Поскребы­шевой, О.А. Карабановой отмечается, что личностная автономия развивается в функциональном единстве эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, образующих ценностно-аффективную и операционально-техническую составляющие. Ценностная автономия, являясь центром устремлений подростка и формирования мотивационно-смысловой системы личности, создает условия для достижения эмоциональной автономии на основе принятия самоценности и самодостаточности [11].

В зарубежной психологии С. Мадди создал теорию о личностном качестве «hardiness», которое он определяет как особый паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения, происходящие с человеком, в его возможности. В русском языке это понятие трактуется как стойкость или, как перевел его Д.А. Леонтьев, жизнестойкость. «Hardiness», или жизнестойкость, содержащая аттитюды включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), позволяет подростку одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути. Данная концепция подчеркивает важность эмоционального опыта в процессе взаимодействия с окружающим миром. В рамках этой модели считается, что информация или эмоциональный опыт некоего определенного рода является наилучшим для человека и поэтому разовьет его личность и увеличит вероятность такого взаимодействия с миром, чтобы получить в результате искомый вид информации и эмоциональных переживаний [8].

Понятие жизнестойкости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

Социальный заказ ориентирует институты социализации на воспитание успешных подростков, которые могут поставить цель, принимать решения, нести ответственность и заниматься непрерывным образованием и личностным развитием. Анализируя жизненный путь подростков, можно говорить о влиянии различных негативных факторов на развитие его личностного потенциала, как отмечает Д.А. Леонтьев, «способности личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации» [8].

Готовность подростка к самостоятельной жизни невозможно рассматривать вне семьи, среды сверстников, вне анализа ситуации развития подростка. Отношения в современной семье конструируют пространство саморазвития личности, в котором отношения привязанности, создающие основу познания мира и конструирования его образа, трансформируются в отношения любви, заботы, доверия. Эти отношения представляют собой социокультурный, исторический феномен, имеющий историю своего развития, формируются в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-родительских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и влияют на формирование готовности к самостоятельной жизни подростка [5]. В своем исследовании, при изучении развития жизненных навыков подростка, мы опираемся на системный подход, который предполагает влияние на ребенка семьи как системы во взаимосвязи всех системообразующих компонентов и факторов, когда поведение одного члена семьи с неизбежностью порождает реакцию других ее членов [3; 5; 6; 14; 16; 20].

Анализ нынешнего состояния обсуждаемого вопроса показал, что существующие в настоящее время методические средства его исследования позволяют получать результаты, которые лишь косвенно указывают на самостоятельность подростков. Например, такие методики как «Шкала социальной компетентности», «Методика самоактивации личности», «Тест жизнестойкости», многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант), «Методика САН» и др. Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать дефицит специализированного диагностического инструментария, обеспечивающего получение объективных данных об уровне готовности подростков к самостоятельной жизни в условиях неопределенности. Поэтому разработка и апробация такого инструментария является нашей основной исследовательской задачей.

Методы исследования

Итак, в фокусе нашего внимания разработка авторского опросника, обеспечивающего определение готовности подростков к самостоятельной жизни в зависимости от среды воспитания.

Основная задача нашей работы состояла в апробации и валидизации методики, выявлении работающих и неработающих пунктов и подготовке в конечном итоге версии методики, обладающей валидностью и высокой надежностью—согласованностью шкал.

Была проведена адаптация методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA)

Youth 4 — Version 4.0 [32] и методики Independent Living Preparedness Questionnaire National Survey of Child and Adolescent Wellbeing. С целью повышения надежности— согласованности шкал методики мы сохранили конструкцию методики и пересмотрели вопросы (пункты) в каждой шкале [13]. Мы адаптировали по 9 утверждений в каждой шкале. Данные утверждения касались специфики культурно-исторического контекста: обучение подростков, место проживания, самостоятельный уход. Разработанный опросник «Готовность подростка к самостоятельной жизни» включал в себя структурированное наблюдение и прошел серию пилотных исследований [22; 23; 24; 35; 36; 37].

Продолжительность исследования составляет одну встречу (1 час—1 час 20 минут). В рамках данной статьи мы остановимся на результатах опросника «Готовность подростка к самостоятельной жизни», который содержит 7 шкал (63 вопроса):

1)         готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире;

2)         поведение в экстремальных ситуациях;

3)         финансовая грамотность;

4)         готовность вести здоровый образ жизни;

5)         социальные коммуникации;

6)         готовность к самообразованию;

7)         профессиональная ориентация.

Для каждого вопроса существует три категории ответа:

1)         «не про меня»;

2)         «немного про меня»;

3)         «полностью про меня».

Описание выборки

Эмпирическое исследование по оценке готовности подростков к самостоятельной жизни проводилось в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем выборки составил 179 респондентов, из них 76 юношей и 103 девушки.

Мы поставили исследовательский вопрос: Как влияет среда воспитания на готовность подростков к самостоятельной жизни?

В исследовании приняли участие три группы подростков:

1          группа — подростки, воспитывающиеся в семье;

2          группа — подростки, проживающие в школе-интернате и имеющие семью;

3          группа — подростки-сироты, выпускники интернатных учреждений.

 

 Таблица 1 

Распределение респондентов по группам

Социальная среда

Пол

Всего

девушки

юноши

В семье (ЯНАО)

42

32

74

В интернате (ЯНАО)

34

26

60

Сироты (Москва)

27

18

45

Всего

103

76

179

Исследовательский контекст

Респонденты первой группы — «в семье» — являются лидерами Ямало-Ненецкого автономного округа, проявляют активную жизненную позицию в мероприятиях округа, готовят проекты и реализовывают их на территории округа с привлечением сверстников и обсуждением полученных результатов на гражданских молодежных форумах, имеют принадлежность к общественным объединениям. Подростки воспитываются в семейной среде. Исследование проводилось в рамках образовательного молодежного форума «Я молод» в городе Ноябрьске; приняли участие 74 человека. Выборка была сбалансирована по возрасту и полу (42 девушки и 32 юноши). Параметры выборки данного исследования позволяют сравнивать полученные результаты.

Вторая группа — «в интернате». В исследовании приняли участие респонденты МБО «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» — самой большой Школы-интерната в России по количеству учеников и воспитанников. Данная школа-интернат находится в селе Яр-Сале Ямальского района за пределами Полярного круга ЯНАО оо сложными воздушными и наземными транспортными соединениями с ближайшими населенными пунктами. Подростки, воспитанники интерната — дети тундрови­ков. Особенность выборки заключается в том, что дети и подростки, проживающие в тундре с самого рождения, имеют свои обязанности по
ведению хозяйства в чуме и активно помогают родителям-ненцам в оленеводстве. Часто родители не хотят отдавать своих детей в школу- интернат, потому что они оказываются оторванными от семьи, от традиционной национальной культуры, попадают в совершенно чуждую для них обстановку. Также сложности заключаются в том, что дети и подростки имеют «сломанную» систему ценностей. В семье они воспитываются на основе формирования самостоятельности с раннего детства и четких трудовых функций, а при попадании в школу-интернат они кардинально меняют социальную ситуацию развития, попадая в обстановку, где за них все делают взрослые воспитатели, и они не имеют никаких трудовых обязательств, кроме обязательной образовательной деятельности. Данные «ценностные качели самостоятельности» послужили предметом для эмпирического исследования особенностей социализации. Выборка составила всего 60 человек (34 девушки и 26 юношей).

Респонденты третьей выборки — «сироты» — являются социальными сиротами, которые проживают в интернатных учреждениях города Москвы. Выборка составила 45 человек, из них 27 девушек и 18 юношей. Это девушки и юноши, которые на разных возрастных этапах столкнулись с трудной жизненной ситуацией в семье. Семья не смогла справиться с возникшими проблемами (алкоголизм, наркомания, попадание в секты), в результате чего и возникла ситуация, опасная для жизни и здоровья детей. При живых родителях детей помещают в стационарные социальные учреждения. Такие дети имеют очень высокий уровень тревожности, несформированную эмоциональную привязанность и настороженно относятся к воспитателям группы. Как правило, при выстраивании взаимоотношений с противоположным полом они имеют несформированные личностные границы и испытывают сложности при построении самостоятельной жизни. Надо отметить, что данная группа испытуемых была самой мало мотивированной на участие в исследовании.

Результаты

Ниже представлены результаты описательной статистики ответов респондентов в соответствии с выборками: подростки, воспитывающиеся в семье («семья»), в школе- интернате («интернат»), подростки-сироты («сироты») по шкалам опросника.

Таблица 2

Описательная статистика ответов пункты опросника в разных выборках 

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

Шкала 1. Готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире

1. Я часто ем фастфуд (чипсы, сухарики, булка с сосиской и т.д.)*1

семья

0,45

0,45

0,10

0,69

0,25

0,06

0,235

0,129

интернат

0,35

0,50

0,15

0,50

0,42

0,08

0,162

0,455

сироты

0,56

0,37

0,07

0,35

0,53

0,12

0,198

0,422

2. Я глажу одежду

семья

0,07

0,10

0,83

0,06

0,34

0,59

0,307

0,030

интернат

0,00

0,29

0,71

0,15

0,31

0,54

0,313

0,053

сироты

0,00

0,37

0,63

0,12

0,47

0,41

0,314

0,114

3. Я обычно готовлю по рецептам

семья

0,17

0,55

0,29

0,28

0,56

0,16

0,181

0,296

интернат

0,12

0,59

0,29

0,46

0,38

0,15

0,387

0,011

сироты

0,04

0,67

0,30

0,31

0,50

0,19

0,385

0,041

4. Я умею ремонтировать одежду (пришить пуговицы, зашить дырку и т.д.)

семья

0,02

0,19

0,79

0,06

0,16

0,78

0,103

0,673

интернат

0,00

0,09

0,91

0,15

0,46

0,38

0,569

0,000

сироты

0,11

0,22

0,67

0,12

0,41

0,47

0,211

0,377

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

5. Я умею создавать уют в доме, комнате

семья

0,00

0,14

0,86

0,00

0,38

0,63

-0,268

0,021

интернат

0,03

0,15

0,82

0,00

0,46

0,54

0,356

0,022

сироты

0,04

0,26

0,70

0,06

0,47

0,47

0,234

0,301

6. Я мою тарелки после еды

семья

0,02

0,21

0,76

0,00

0,31

0,69

0,146

0,453

интернат

0,00

0,12

0,88

0,27

0,35

0,38

0,550

0,000

сироты

0,00

0,11

0,89

0,00

0,18

0,82

-0,093

0,538

7. Я умею поддерживать порядок в своей квартире, комнате

семья

0,05

0,14

0,81

0,06

0,28

0,66

0,179

0,307

интернат

0,03

0,00

0,97

0,04

0,23

0,73

0,384

0,012

сироты

0,00

0,19

0,81

0,06

0,18

0,76

0,192

0,444

8. Я стираю одежду сам

семья

0,05

0,21

0,74

0,13

0,38

0,50

0,250

0,099

интернат

0,03

0,12

0,85

0,27

0,46

0,27

0,595

0,000

сироты

0,07

0,15

0,78

0,12

0,24

0,65

0,143

0,638

9. Я готовлю горячее питание

семья

0,02

0,19

0,79

0,03

0,41

0,56

0,242

0,115

интернат

0,03

0,35

0,62

0,42

0,35

0,23

0,522

0,000

сироты

0,04

0,19

0,78

0,12

0,41

0,47

0,318

0,108

Шкала 2. Поведение в экстремальных ситуациях

1. Я умею оказать первую медицинскую помощь себе и другим

семья

0,10

0,52

0,38

0,13

0,38

0,50

0,148

0,445

интернат

0,09

0,32

0,59

0,12

0,73

0,15

0,446

0,003

сироты

0,07

0,48

0,44

0,20

0,40

0,40

0,187

0,479

2. Я умею вызвать скорую помощь

семья

0,00

0,10

0,90

0,03

0,06

0,91

0,145

0,460

интернат

0,06

0,18

0,76

0,08

0,15

0,77

0,044

0,943

сироты

0,04

0,11

0,85

0,07

0,33

0,60

0,288

0,175

3. Я знаю, что делать в случае пожара

семья

0,00

0,21

0,79

0,00

0,06

0,94

0,211

0,069

интернат

0,03

0,18

0,79

0,08

0,15

0,77

0,110

0,697

сироты

0,00

0,04

0,96

0,00

0,27

0,73

-0,340

0,028

4. Я могу помочь другу, когда у него беда

семья

0,00

0,05

0,95

0,00

0,06

0,94

-0,033

0,779

интернат

0,00

0,12

0,88

0,00

0,19

0,81

-0,104

0,422

сироты

0,00

0,19

0,81

0,00

0,33

0,67

-0,167

0,280

5. Если у меня захлопнется дверь комнаты, я буду искать решение самостоятельно

семья

0,07

0,33

0,60

0,00

0,31

0,69

0,186

0,2795.

интернат

0,00

0,24

0,76

0,04

0,15

0,81

0,175

0,400

сироты

0,11

0,48

0,41

0,00

0,47

0,53

0,219

0,366

6. Я знаю, что делать, когда потерян кошелек

семья

0,12

0,33

0,55

0,06

0,31

0,63

0,106

0,662

интернат

0,12

0,38

0,50

0,08

0,31

0,62

0,118

0,658

сироты

0,15

0,22

0,63

0,20

0,40

0,40

0,226

0,341

7. Я знаю, что делать, когда начнется ураган, пурга

семья

0,12

0,33

0,55

0,06

0,22

0,72

0,177

0,315

интернат

0,12

0,35

0,53

0,15

0,27

0,58

0,094

0,767

сироты

0,07

0,41

0,52

0,20

0,20

0,60

0,251

0,266

8. Я знаю, что делать, когда нужно позвать помощь, а у меня нет телефона

семья

0,12

0,26

0,62

0,00

0,22

0,78

0,250

0,098

интернат

0,21

0,38

0,41

0,15

0,27

0,58

0,164

0,446

сироты

0,11

0,15

0,74

0,07

0,33

0,60

0,219

0,364


 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

9. Я знаю, что делать, когда потерян паспорт

семья

0,05

0,07

0,88

0,06

0,13

0,81

0,099

0,696

интернат

0,03

0,29

0,68

0,08

0,12

0,81

0,230

0,204

сироты

0,12

0,08

0,81

0,07

0,13

0,80

0,115

0,762

Шкала 3. Финансовая грамотность

1. Я умею планировать свой ежедневный бюджет

семья

0,19

0,38

0,43

0,13

0,59

0,28

0,211

0,192

интернат

0,09

0,53

0,38

0,27

0,46

0,27

0,245

0,166

сироты

0,11

0,48

0,41

0,12

0,53

0,35

0,055

0,936

2. Я откладываю деньги

семья

0,14

0,52

0,33

0,16

0,31

0,53

0,220

0,166

интернат

0,09

0,24

0,68

0,12

0,46

0,42

0,260

0,133

сироты

0,19

0,44

0,37

0,12

0,35

0,53

0,160

0,570

3. Я знаю, где можно купить продукты по наиболее выгодной цене

семья

0,12

0,33

0,55

0,16

0,38

0,47

0,082

0,780

интернат

0,03

0,35

0,62

0,08

0,42

0,50

0,142

0,545

сироты

0,07

0,30

0,63

0,06

0,71

0,24

0,407

0,026

4. Я пользуюсь скидками, купонами

семья

0,14

0,38

0,48

0,22

0,44

0,34

0,142

0,473

интернат

0,32

0,41

0,26

0,54

0,35

0,12

0,239

0,179

сироты

0,04

0,54

0,42

0,35

0,47

0,18

0,438

0,016

5. Я могу сравнивать цены и покупать по выгодной цене

семья

0,14

0,26

0,60

0,13

0,38

0,50

0,121

0,581

интернат

0,06

0,38

0,56

0,15

0,42

0,42

0,180

0,380

сироты

0,04

0,26

0,70

0,12

0,53

0,35

0,349

0,069

6. У меня есть кредитная карта

семья

0,60

0,05

0,36

0,59

0,03

0,38

0,043

0,934

интернат

0,79

0,09

0,12

0,73

0,08

0,19

0,104

0,724

сироты

0,70

0,15

0,15

0,88

0,12

0,00

0,262

0,221

7. Я экономлю электроэнергию и воду

семья

0,26

0,38

0,36

0,25

0,50

0,25

0,131

0,528

интернат

0,09

0,35

0,56

0,08

0,50

0,42

0,149

0,514

сироты

0,11

0,52

0,37

0,06

0,47

0,47

0,118

0,734

8. Я знаю, где и когда платить за коммунальные услуги

семья

0,14

0,33

0,52

0,13

0,25

0,63

0,104

0,672

интернат

0,38

0,32

0,29

0,50

0,27

0,23

0,118

0,658

сироты

0,07

0,19

0,74

0,29

0,18

0,53

0,297

0,143

9. Я пишу список продуктов, когда иду в магазин

семья

0,21

0,45

0,33

0,47

0,34

0,19

0,275

0,061

интернат

0,24

0,32

0,44

0,58

0,19

0,23

0,349

0,026

сироты

0,26

0,26

0,48

0,47

0,35

0,18

0,314

0,114

Шкала 4. Готовность вести здоровый образ жизни

1. Я знаю два признака беременности

семья

0,05

0,31

0,64

0,28

0,19

0,53

0,331

0,017

интернат

0,26

0,47

0,26

0,81

0,08

0,12

0,547

0,000

сироты

0,15

0,19

0,67

0,47

0,29

0,24

0,437

0,015

2. Я знаю, где находится поликлиника

семья

0,00

0,00

1,00

0,03

0,03

0,94

0,191

0,260

интернат

0,00

0,03

0,97

0,00

0,08

0,92

-0,108

0,403

сироты

0,00

0,11

0,89

0,00

0,29

0,71

-0,231

0,125

3. Я могу определить признаки употребления наркотиков у своих ровесников

семья

0,12

0,38

0,50

0,13

0,25

0,63

0,141

0,478

интернат

0,62

0,18

0,21

0,62

0,15

0,23

0,038

0,957

сироты

0,15

0,41

0,44

0,29

0,41

0,29

0,196

0,428

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

4. Я каждый день хожу в душ

семья

0,05

0,05

0,90

0,03

0,22

0,75

0,260

0,082

интернат

0,03

0,44

0,53

0,19

0,58

0,23

0,359

0,021

сироты

0,00

0,11

0,89

0,06

0,31

0,63

0,333

0,092

5. Я каждое утро и вечер чищу зубы

семья

0,02

0,24

0,74

0,03

0,25

0,72

0,028

0,972

интернат

0,00

0,15

0,85

0,00

0,23

0,77

-0,107

0,406

сироты

0,00

0,04

0,96

0,06

0,31

0,63

0,445

0,014

6. Я думаю о том, как влияет питание на мое здоровье

семья

0,05

0,38

0,57

0,13

0,22

0,66

0,204

0,213

интернат

0,00

0,41

0,59

0,15

0,38

0,46

0,308

0,058

сироты

0,07

0,26

0,67

0,18

0,41

0,41

0,258

0,232

7. Я занимаюсь спортом

семья

0,07

0,38

0,55

0,03

0,22

0,75

0,210

0,197

интернат

0,06

0,26

0,68

0,00

0,19

0,81

0,192

0,332

сироты

0,19

0,52

0,30

0,12

0,47

0,41

0,131

0,686

8. Я высыпаюсь

семья

0,21

0,52

0,26

0,28

0,47

0,25

0,078

0,797

интернат

0,21

0,47

0,32

0,19

0,35

0,46

0,147

0,524

сироты

0,37

0,44

0,19

0,24

0,35

0,41

0,251

0,250

9. Я пользуюсь разнообразными средствами личной гигиены

семья

0,02

0,10

0,88

0,03

0,13

0,84

0,054

0,898

интернат

0,09

0,29

0,62

0,23

0,54

0,23

0,389

0,011

сироты

0,00

0,04

0,96

0,00

0,18

0,82

-0,236

0,117

Шкала 5. Социальные коммуникации (общение)

1. Я делюсь своими мыслями, чувствами с окружающими в социальных сетях

семья

0,31

0,55

0,14

0,44

0,50

0,06

0,164

0,372

интернат

0,29

0,50

0,21

0,38

0,38

0,23

0,118

0,657

сироты

0,48

0,37

0,15

0,27

0,53

0,20

0,210

0,396

2. Я обращаюсь за помощью к двум и более взрослым людям

семья

0,17

0,45

0,38

0,22

0,47

0,31

0,083

0,774

интернат

0,09

0,38

0,53

0,23

0,42

0,35

0,229

0,206

сироты

0,11

0,56

0,33

0,13

0,60

0,27

0,071

0,900

3. Друзья могут обратиться ко мне за помощью

семья

0,00

0,05

0,95

0,00

0,16

0,84

-0,184

0,114

интернат

0,03

0,26

0,71

0,04

0,27

0,69

0,026

0,980

сироты

0,04

0,15

0,81

0,00

0,40

0,60

0,298

0,155

4. Я доволен количеством друзей

семья

0,10

0,12

0,79

0,09

0,19

0,72

0,096

0,712

интернат

0,03

0,09

0,88

0,04

0,08

0,88

0,031

0,971

сироты

0,00

0,26

0,74

0,07

0,27

0,67

0,211

0,391

5. У меня друзей больше в интернете, чем в реальной жизни*

семья

0,60

0,19

0,21

0,63

0,19

0,19

0,035

0,955

интернат

0,29

0,38

0,32

0,54

0,23

0,23

0,249

0,156

сироты

0,56

0,33

0,11

0,67

0,20

0,13

0,141

0,657

6. Я умею знакомиться и дружить

семья

0,00

0,29

0,71

0,00

0,19

0,81

0,113

0,329

интернат

0,09

0,18

0,74

0,08

0,54

0,38

0,386

0,012

сироты

0,11

0,33

0,56

0,13

0,40

0,47

0,085

0,858

7. Я могу получать обратную связь от взрослого человека без раздражения

семья

0,05

0,19

0,76

0,00

0,22

0,78

0,147

0,448

интернат

0,09

0,53

0,38

0,19

0,38

0,42

0,179

0,383

сироты

0,00

0,26

0,74