Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков

3644

Аннотация

Статья посвящена описанию процесса разработки и апробации опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни». Опросник основан на адаптации методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 — Version 4.0 [32]. Особенностью модифицированного опросника является изменение вопросов для подростков из интернатных учреждений с учетом культурных особенностей их готовности к самостоятельной жизни. В основе опросника лежит концепция жизнестойкости, согласно которой жизненные навыки способствуют социализации подростков к миру «взрослости» и неопределенности. Исследование проводилось в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем выборки составил 179 респондентов, из них 76 юношей и 103 девушки, средний возраст респондентов 17 лет. Для анализа полученных данных использовался двухфакторный дисперсионный анализ. В качестве независимых дихотомических переменных были взяты пол подростков (мальчики или девочки) и место их проживания (в семье или интернате).Зависимыми переменными служили баллы по каждой шкале. Была продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность. В заключении сформулированы рекомендации исследователям, работающим или планирующим работать с подростковыми выборками.

Общая информация

Ключевые слова: неопределенность, подростковый возраст, жизнестойкость, шкала готовности к самостоятельной жизни

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240104

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования руководителя психологической службы МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» Ямальского района, села Яр-Сале Гончарук В.С.; директора Департамента молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа Тимергазину Э.Р. за поддержку инициативы проведения исследования; психологов Центра поддержки семьи и детства Северного административного округа города Москвы.

Для цитаты: Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 50–68. DOI: 10.17759/pse.2019240104

Полный текст

 

Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков

Введение

Вызовы сегодняшнего времени указывают на смещение возрастных границ и увеличение периода подросткового возраста [15; 17; 18; 21]. Подростки развиваются в новых реалиях, где взрослые не имеют четкого представления о том, каким сегодня должен быть подросток и что важнее всего у него развивать с учетом нового жизненного ландшафта [19]. Зарубежные исследователи отмечают важность развития жизненных навыков у подростков. «Life design» — это пожизненный, всесторонний, контекстуальный и превентивный процесс формирования подростка через становление жизненных навыков [27; 28; 29; 30; 31; 33; 34]. Современный ландшафт жизни меняется, и подросткам сегодняшнего дня важно быть готовым к новым темпам жизни в условиях неопределенности, затрагивающей все аспекты сегодняшней жизни «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1; 2].

Феномен неопределенности рассматривается отечественными и зарубежными исследователями; неопределенность становится определяющим элементом культуры, основным участником в построении психологических теорий и оказывает влияние на развитие личностных особенностей, саморегуляции и формирование эмоционально-волевой сферы. Т.Д. Марцинковская отмечает, что изменчивость и неопределенность связаны с нарушениями целостной идентичности, сложностями в выборе группы идентификации и развитием подростков в новой социальной среде [12].

Перед современными исследователями встает вопрос о поиске личностных характеристик подростков, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. В отечественной психологии представлено предположение, что важным индикатором развития личности может быть психологическая зрелость. Феномену психологической зрелости личности посвящено много отечественных исследований. Содержание личностной зрелости может рассматриваться в соотношении с личностным потенциалом, при котором последний выступает как интегральная характеристика первого и самодетерминации личности [4; 7; 9; 12].

Готовность к самостоятельной жизни позволяет обозначить предикты совпадающего поведения в ситуации неопределенности, когда подросток вступает во взрослую жизнь [10]. Важность самоактивации личности для подростка стимулирует его к активизации исследовательского поведения, самостоятельности, саморегуляции, что позволяет усилить устойчивость совладания с трудными жизненными ситуациями, а также в процессе его взаимодействия в социальных группах способствует творческому решению проблем, помогая получить доступ к альтернативным когнитивным актам, и генерирует творческие идеи [26]. В исследованиях Н.Н. Поскребы­шевой, О.А. Карабановой отмечается, что личностная автономия развивается в функциональном единстве эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, образующих ценностно-аффективную и операционально-техническую составляющие. Ценностная автономия, являясь центром устремлений подростка и формирования мотивационно-смысловой системы личности, создает условия для достижения эмоциональной автономии на основе принятия самоценности и самодостаточности [11].

В зарубежной психологии С. Мадди создал теорию о личностном качестве «hardiness», которое он определяет как особый паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения, происходящие с человеком, в его возможности. В русском языке это понятие трактуется как стойкость или, как перевел его Д.А. Леонтьев, жизнестойкость. «Hardiness», или жизнестойкость, содержащая аттитюды включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), позволяет подростку одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути. Данная концепция подчеркивает важность эмоционального опыта в процессе взаимодействия с окружающим миром. В рамках этой модели считается, что информация или эмоциональный опыт некоего определенного рода является наилучшим для человека и поэтому разовьет его личность и увеличит вероятность такого взаимодействия с миром, чтобы получить в результате искомый вид информации и эмоциональных переживаний [8].

Понятие жизнестойкости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

Социальный заказ ориентирует институты социализации на воспитание успешных подростков, которые могут поставить цель, принимать решения, нести ответственность и заниматься непрерывным образованием и личностным развитием. Анализируя жизненный путь подростков, можно говорить о влиянии различных негативных факторов на развитие его личностного потенциала, как отмечает Д.А. Леонтьев, «способности личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации» [8].

Готовность подростка к самостоятельной жизни невозможно рассматривать вне семьи, среды сверстников, вне анализа ситуации развития подростка. Отношения в современной семье конструируют пространство саморазвития личности, в котором отношения привязанности, создающие основу познания мира и конструирования его образа, трансформируются в отношения любви, заботы, доверия. Эти отношения представляют собой социокультурный, исторический феномен, имеющий историю своего развития, формируются в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-родительских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и влияют на формирование готовности к самостоятельной жизни подростка [5]. В своем исследовании, при изучении развития жизненных навыков подростка, мы опираемся на системный подход, который предполагает влияние на ребенка семьи как системы во взаимосвязи всех системообразующих компонентов и факторов, когда поведение одного члена семьи с неизбежностью порождает реакцию других ее членов [3; 5; 6; 14; 16; 20].

Анализ нынешнего состояния обсуждаемого вопроса показал, что существующие в настоящее время методические средства его исследования позволяют получать результаты, которые лишь косвенно указывают на самостоятельность подростков. Например, такие методики как «Шкала социальной компетентности», «Методика самоактивации личности», «Тест жизнестойкости», многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант), «Методика САН» и др. Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать дефицит специализированного диагностического инструментария, обеспечивающего получение объективных данных об уровне готовности подростков к самостоятельной жизни в условиях неопределенности. Поэтому разработка и апробация такого инструментария является нашей основной исследовательской задачей.

Методы исследования

Итак, в фокусе нашего внимания разработка авторского опросника, обеспечивающего определение готовности подростков к самостоятельной жизни в зависимости от среды воспитания.

Основная задача нашей работы состояла в апробации и валидизации методики, выявлении работающих и неработающих пунктов и подготовке в конечном итоге версии методики, обладающей валидностью и высокой надежностью—согласованностью шкал.

Была проведена адаптация методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA)

Youth 4 — Version 4.0 [32] и методики Independent Living Preparedness Questionnaire National Survey of Child and Adolescent Wellbeing. С целью повышения надежности— согласованности шкал методики мы сохранили конструкцию методики и пересмотрели вопросы (пункты) в каждой шкале [13]. Мы адаптировали по 9 утверждений в каждой шкале. Данные утверждения касались специфики культурно-исторического контекста: обучение подростков, место проживания, самостоятельный уход. Разработанный опросник «Готовность подростка к самостоятельной жизни» включал в себя структурированное наблюдение и прошел серию пилотных исследований [22; 23; 24; 35; 36; 37].

Продолжительность исследования составляет одну встречу (1 час—1 час 20 минут). В рамках данной статьи мы остановимся на результатах опросника «Готовность подростка к самостоятельной жизни», который содержит 7 шкал (63 вопроса):

1)         готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире;

2)         поведение в экстремальных ситуациях;

3)         финансовая грамотность;

4)         готовность вести здоровый образ жизни;

5)         социальные коммуникации;

6)         готовность к самообразованию;

7)         профессиональная ориентация.

Для каждого вопроса существует три категории ответа:

1)         «не про меня»;

2)         «немного про меня»;

3)         «полностью про меня».

Описание выборки

Эмпирическое исследование по оценке готовности подростков к самостоятельной жизни проводилось в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе. Общий объем выборки составил 179 респондентов, из них 76 юношей и 103 девушки.

Мы поставили исследовательский вопрос: Как влияет среда воспитания на готовность подростков к самостоятельной жизни?

В исследовании приняли участие три группы подростков:

1          группа — подростки, воспитывающиеся в семье;

2          группа — подростки, проживающие в школе-интернате и имеющие семью;

3          группа — подростки-сироты, выпускники интернатных учреждений.

 

 Таблица 1 

Распределение респондентов по группам

Социальная среда

Пол

Всего

девушки

юноши

В семье (ЯНАО)

42

32

74

В интернате (ЯНАО)

34

26

60

Сироты (Москва)

27

18

45

Всего

103

76

179

Исследовательский контекст

Респонденты первой группы — «в семье» — являются лидерами Ямало-Ненецкого автономного округа, проявляют активную жизненную позицию в мероприятиях округа, готовят проекты и реализовывают их на территории округа с привлечением сверстников и обсуждением полученных результатов на гражданских молодежных форумах, имеют принадлежность к общественным объединениям. Подростки воспитываются в семейной среде. Исследование проводилось в рамках образовательного молодежного форума «Я молод» в городе Ноябрьске; приняли участие 74 человека. Выборка была сбалансирована по возрасту и полу (42 девушки и 32 юноши). Параметры выборки данного исследования позволяют сравнивать полученные результаты.

Вторая группа — «в интернате». В исследовании приняли участие респонденты МБО «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» — самой большой Школы-интерната в России по количеству учеников и воспитанников. Данная школа-интернат находится в селе Яр-Сале Ямальского района за пределами Полярного круга ЯНАО оо сложными воздушными и наземными транспортными соединениями с ближайшими населенными пунктами. Подростки, воспитанники интерната — дети тундрови­ков. Особенность выборки заключается в том, что дети и подростки, проживающие в тундре с самого рождения, имеют свои обязанности по
ведению хозяйства в чуме и активно помогают родителям-ненцам в оленеводстве. Часто родители не хотят отдавать своих детей в школу- интернат, потому что они оказываются оторванными от семьи, от традиционной национальной культуры, попадают в совершенно чуждую для них обстановку. Также сложности заключаются в том, что дети и подростки имеют «сломанную» систему ценностей. В семье они воспитываются на основе формирования самостоятельности с раннего детства и четких трудовых функций, а при попадании в школу-интернат они кардинально меняют социальную ситуацию развития, попадая в обстановку, где за них все делают взрослые воспитатели, и они не имеют никаких трудовых обязательств, кроме обязательной образовательной деятельности. Данные «ценностные качели самостоятельности» послужили предметом для эмпирического исследования особенностей социализации. Выборка составила всего 60 человек (34 девушки и 26 юношей).

Респонденты третьей выборки — «сироты» — являются социальными сиротами, которые проживают в интернатных учреждениях города Москвы. Выборка составила 45 человек, из них 27 девушек и 18 юношей. Это девушки и юноши, которые на разных возрастных этапах столкнулись с трудной жизненной ситуацией в семье. Семья не смогла справиться с возникшими проблемами (алкоголизм, наркомания, попадание в секты), в результате чего и возникла ситуация, опасная для жизни и здоровья детей. При живых родителях детей помещают в стационарные социальные учреждения. Такие дети имеют очень высокий уровень тревожности, несформированную эмоциональную привязанность и настороженно относятся к воспитателям группы. Как правило, при выстраивании взаимоотношений с противоположным полом они имеют несформированные личностные границы и испытывают сложности при построении самостоятельной жизни. Надо отметить, что данная группа испытуемых была самой мало мотивированной на участие в исследовании.

Результаты

Ниже представлены результаты описательной статистики ответов респондентов в соответствии с выборками: подростки, воспитывающиеся в семье («семья»), в школе- интернате («интернат»), подростки-сироты («сироты») по шкалам опросника.

Таблица 2

Описательная статистика ответов пункты опросника в разных выборках 

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

Шкала 1. Готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире

1. Я часто ем фастфуд (чипсы, сухарики, булка с сосиской и т.д.)*1

семья

0,45

0,45

0,10

0,69

0,25

0,06

0,235

0,129

интернат

0,35

0,50

0,15

0,50

0,42

0,08

0,162

0,455

сироты

0,56

0,37

0,07

0,35

0,53

0,12

0,198

0,422

2. Я глажу одежду

семья

0,07

0,10

0,83

0,06

0,34

0,59

0,307

0,030

интернат

0,00

0,29

0,71

0,15

0,31

0,54

0,313

0,053

сироты

0,00

0,37

0,63

0,12

0,47

0,41

0,314

0,114

3. Я обычно готовлю по рецептам

семья

0,17

0,55

0,29

0,28

0,56

0,16

0,181

0,296

интернат

0,12

0,59

0,29

0,46

0,38

0,15

0,387

0,011

сироты

0,04

0,67

0,30

0,31

0,50

0,19

0,385

0,041

4. Я умею ремонтировать одежду (пришить пуговицы, зашить дырку и т.д.)

семья

0,02

0,19

0,79

0,06

0,16

0,78

0,103

0,673

интернат

0,00

0,09

0,91

0,15

0,46

0,38

0,569

0,000

сироты

0,11

0,22

0,67

0,12

0,41

0,47

0,211

0,377

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

5. Я умею создавать уют в доме, комнате

семья

0,00

0,14

0,86

0,00

0,38

0,63

-0,268

0,021

интернат

0,03

0,15

0,82

0,00

0,46

0,54

0,356

0,022

сироты

0,04

0,26

0,70

0,06

0,47

0,47

0,234

0,301

6. Я мою тарелки после еды

семья

0,02

0,21

0,76

0,00

0,31

0,69

0,146

0,453

интернат

0,00

0,12

0,88

0,27

0,35

0,38

0,550

0,000

сироты

0,00

0,11

0,89

0,00

0,18

0,82

-0,093

0,538

7. Я умею поддерживать порядок в своей квартире, комнате

семья

0,05

0,14

0,81

0,06

0,28

0,66

0,179

0,307

интернат

0,03

0,00

0,97

0,04

0,23

0,73

0,384

0,012

сироты

0,00

0,19

0,81

0,06

0,18

0,76

0,192

0,444

8. Я стираю одежду сам

семья

0,05

0,21

0,74

0,13

0,38

0,50

0,250

0,099

интернат

0,03

0,12

0,85

0,27

0,46

0,27

0,595

0,000

сироты

0,07

0,15

0,78

0,12

0,24

0,65

0,143

0,638

9. Я готовлю горячее питание

семья

0,02

0,19

0,79

0,03

0,41

0,56

0,242

0,115

интернат

0,03

0,35

0,62

0,42

0,35

0,23

0,522

0,000

сироты

0,04

0,19

0,78

0,12

0,41

0,47

0,318

0,108

Шкала 2. Поведение в экстремальных ситуациях

1. Я умею оказать первую медицинскую помощь себе и другим

семья

0,10

0,52

0,38

0,13

0,38

0,50

0,148

0,445

интернат

0,09

0,32

0,59

0,12

0,73

0,15

0,446

0,003

сироты

0,07

0,48

0,44

0,20

0,40

0,40

0,187

0,479

2. Я умею вызвать скорую помощь

семья

0,00

0,10

0,90

0,03

0,06

0,91

0,145

0,460

интернат

0,06

0,18

0,76

0,08

0,15

0,77

0,044

0,943

сироты

0,04

0,11

0,85

0,07

0,33

0,60

0,288

0,175

3. Я знаю, что делать в случае пожара

семья

0,00

0,21

0,79

0,00

0,06

0,94

0,211

0,069

интернат

0,03

0,18

0,79

0,08

0,15

0,77

0,110

0,697

сироты

0,00

0,04

0,96

0,00

0,27

0,73

-0,340

0,028

4. Я могу помочь другу, когда у него беда

семья

0,00

0,05

0,95

0,00

0,06

0,94

-0,033

0,779

интернат

0,00

0,12

0,88

0,00

0,19

0,81

-0,104

0,422

сироты

0,00

0,19

0,81

0,00

0,33

0,67

-0,167

0,280

5. Если у меня захлопнется дверь комнаты, я буду искать решение самостоятельно

семья

0,07

0,33

0,60

0,00

0,31

0,69

0,186

0,2795.

интернат

0,00

0,24

0,76

0,04

0,15

0,81

0,175

0,400

сироты

0,11

0,48

0,41

0,00

0,47

0,53

0,219

0,366

6. Я знаю, что делать, когда потерян кошелек

семья

0,12

0,33

0,55

0,06

0,31

0,63

0,106

0,662

интернат

0,12

0,38

0,50

0,08

0,31

0,62

0,118

0,658

сироты

0,15

0,22

0,63

0,20

0,40

0,40

0,226

0,341

7. Я знаю, что делать, когда начнется ураган, пурга

семья

0,12

0,33

0,55

0,06

0,22

0,72

0,177

0,315

интернат

0,12

0,35

0,53

0,15

0,27

0,58

0,094

0,767

сироты

0,07

0,41

0,52

0,20

0,20

0,60

0,251

0,266

8. Я знаю, что делать, когда нужно позвать помощь, а у меня нет телефона

семья

0,12

0,26

0,62

0,00

0,22

0,78

0,250

0,098

интернат

0,21

0,38

0,41

0,15

0,27

0,58

0,164

0,446

сироты

0,11

0,15

0,74

0,07

0,33

0,60

0,219

0,364


 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

9. Я знаю, что делать, когда потерян паспорт

семья

0,05

0,07

0,88

0,06

0,13

0,81

0,099

0,696

интернат

0,03

0,29

0,68

0,08

0,12

0,81

0,230

0,204

сироты

0,12

0,08

0,81

0,07

0,13

0,80

0,115

0,762

Шкала 3. Финансовая грамотность

1. Я умею планировать свой ежедневный бюджет

семья

0,19

0,38

0,43

0,13

0,59

0,28

0,211

0,192

интернат

0,09

0,53

0,38

0,27

0,46

0,27

0,245

0,166

сироты

0,11

0,48

0,41

0,12

0,53

0,35

0,055

0,936

2. Я откладываю деньги

семья

0,14

0,52

0,33

0,16

0,31

0,53

0,220

0,166

интернат

0,09

0,24

0,68

0,12

0,46

0,42

0,260

0,133

сироты

0,19

0,44

0,37

0,12

0,35

0,53

0,160

0,570

3. Я знаю, где можно купить продукты по наиболее выгодной цене

семья

0,12

0,33

0,55

0,16

0,38

0,47

0,082

0,780

интернат

0,03

0,35

0,62

0,08

0,42

0,50

0,142

0,545

сироты

0,07

0,30

0,63

0,06

0,71

0,24

0,407

0,026

4. Я пользуюсь скидками, купонами

семья

0,14

0,38

0,48

0,22

0,44

0,34

0,142

0,473

интернат

0,32

0,41

0,26

0,54

0,35

0,12

0,239

0,179

сироты

0,04

0,54

0,42

0,35

0,47

0,18

0,438

0,016

5. Я могу сравнивать цены и покупать по выгодной цене

семья

0,14

0,26

0,60

0,13

0,38

0,50

0,121

0,581

интернат

0,06

0,38

0,56

0,15

0,42

0,42

0,180

0,380

сироты

0,04

0,26

0,70

0,12

0,53

0,35

0,349

0,069

6. У меня есть кредитная карта

семья

0,60

0,05

0,36

0,59

0,03

0,38

0,043

0,934

интернат

0,79

0,09

0,12

0,73

0,08

0,19

0,104

0,724

сироты

0,70

0,15

0,15

0,88

0,12

0,00

0,262

0,221

7. Я экономлю электроэнергию и воду

семья

0,26

0,38

0,36

0,25

0,50

0,25

0,131

0,528

интернат

0,09

0,35

0,56

0,08

0,50

0,42

0,149

0,514

сироты

0,11

0,52

0,37

0,06

0,47

0,47

0,118

0,734

8. Я знаю, где и когда платить за коммунальные услуги

семья

0,14

0,33

0,52

0,13

0,25

0,63

0,104

0,672

интернат

0,38

0,32

0,29

0,50

0,27

0,23

0,118

0,658

сироты

0,07

0,19

0,74

0,29

0,18

0,53

0,297

0,143

9. Я пишу список продуктов, когда иду в магазин

семья

0,21

0,45

0,33

0,47

0,34

0,19

0,275

0,061

интернат

0,24

0,32

0,44

0,58

0,19

0,23

0,349

0,026

сироты

0,26

0,26

0,48

0,47

0,35

0,18

0,314

0,114

Шкала 4. Готовность вести здоровый образ жизни

1. Я знаю два признака беременности

семья

0,05

0,31

0,64

0,28

0,19

0,53

0,331

0,017

интернат

0,26

0,47

0,26

0,81

0,08

0,12

0,547

0,000

сироты

0,15

0,19

0,67

0,47

0,29

0,24

0,437

0,015

2. Я знаю, где находится поликлиника

семья

0,00

0,00

1,00

0,03

0,03

0,94

0,191

0,260

интернат

0,00

0,03

0,97

0,00

0,08

0,92

-0,108

0,403

сироты

0,00

0,11

0,89

0,00

0,29

0,71

-0,231

0,125

3. Я могу определить признаки употребления наркотиков у своих ровесников

семья

0,12

0,38

0,50

0,13

0,25

0,63

0,141

0,478

интернат

0,62

0,18

0,21

0,62

0,15

0,23

0,038

0,957

сироты

0,15

0,41

0,44

0,29

0,41

0,29

0,196

0,428

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

4. Я каждый день хожу в душ

семья

0,05

0,05

0,90

0,03

0,22

0,75

0,260

0,082

интернат

0,03

0,44

0,53

0,19

0,58

0,23

0,359

0,021

сироты

0,00

0,11

0,89

0,06

0,31

0,63

0,333

0,092

5. Я каждое утро и вечер чищу зубы

семья

0,02

0,24

0,74

0,03

0,25

0,72

0,028

0,972

интернат

0,00

0,15

0,85

0,00

0,23

0,77

-0,107

0,406

сироты

0,00

0,04

0,96

0,06

0,31

0,63

0,445

0,014

6. Я думаю о том, как влияет питание на мое здоровье

семья

0,05

0,38

0,57

0,13

0,22

0,66

0,204

0,213

интернат

0,00

0,41

0,59

0,15

0,38

0,46

0,308

0,058

сироты

0,07

0,26

0,67

0,18

0,41

0,41

0,258

0,232

7. Я занимаюсь спортом

семья

0,07

0,38

0,55

0,03

0,22

0,75

0,210

0,197

интернат

0,06

0,26

0,68

0,00

0,19

0,81

0,192

0,332

сироты

0,19

0,52

0,30

0,12

0,47

0,41

0,131

0,686

8. Я высыпаюсь

семья

0,21

0,52

0,26

0,28

0,47

0,25

0,078

0,797

интернат

0,21

0,47

0,32

0,19

0,35

0,46

0,147

0,524

сироты

0,37

0,44

0,19

0,24

0,35

0,41

0,251

0,250

9. Я пользуюсь разнообразными средствами личной гигиены

семья

0,02

0,10

0,88

0,03

0,13

0,84

0,054

0,898

интернат

0,09

0,29

0,62

0,23

0,54

0,23

0,389

0,011

сироты

0,00

0,04

0,96

0,00

0,18

0,82

-0,236

0,117

Шкала 5. Социальные коммуникации (общение)

1. Я делюсь своими мыслями, чувствами с окружающими в социальных сетях

семья

0,31

0,55

0,14

0,44

0,50

0,06

0,164

0,372

интернат

0,29

0,50

0,21

0,38

0,38

0,23

0,118

0,657

сироты

0,48

0,37

0,15

0,27

0,53

0,20

0,210

0,396

2. Я обращаюсь за помощью к двум и более взрослым людям

семья

0,17

0,45

0,38

0,22

0,47

0,31

0,083

0,774

интернат

0,09

0,38

0,53

0,23

0,42

0,35

0,229

0,206

сироты

0,11

0,56

0,33

0,13

0,60

0,27

0,071

0,900

3. Друзья могут обратиться ко мне за помощью

семья

0,00

0,05

0,95

0,00

0,16

0,84

-0,184

0,114

интернат

0,03

0,26

0,71

0,04

0,27

0,69

0,026

0,980

сироты

0,04

0,15

0,81

0,00

0,40

0,60

0,298

0,155

4. Я доволен количеством друзей

семья

0,10

0,12

0,79

0,09

0,19

0,72

0,096

0,712

интернат

0,03

0,09

0,88

0,04

0,08

0,88

0,031

0,971

сироты

0,00

0,26

0,74

0,07

0,27

0,67

0,211

0,391

5. У меня друзей больше в интернете, чем в реальной жизни*

семья

0,60

0,19

0,21

0,63

0,19

0,19

0,035

0,955

интернат

0,29

0,38

0,32

0,54

0,23

0,23

0,249

0,156

сироты

0,56

0,33

0,11

0,67

0,20

0,13

0,141

0,657

6. Я умею знакомиться и дружить

семья

0,00

0,29

0,71

0,00

0,19

0,81

0,113

0,329

интернат

0,09

0,18

0,74

0,08

0,54

0,38

0,386

0,012

сироты

0,11

0,33

0,56

0,13

0,40

0,47

0,085

0,858

7. Я могу получать обратную связь от взрослого человека без раздражения

семья

0,05

0,19

0,76

0,00

0,22

0,78

0,147

0,448

интернат

0,09

0,53

0,38

0,19

0,38

0,42

0,179

0,383

сироты

0,00

0,26

0,74

0,07

0,53

0,40

0,366

0,060


 

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

8. Я знаю, как безопасно строить общение в социальных сетях

семья

0,05

0,36

0,60

0,00

0,31

0,69

0,159

0,392

интернат

0,12

0,47

0,41

0,19

0,46

0,35

0,109

0,699

сироты

0,04

0,42

0,54

0,07

0,40

0,53

0,064

0,920

9. В моей реальной жизни есть взрослый человек, на которого я хотел бы быть похожим

семья

0,17

0,26

0,57

0,19

0,16

0,66

0,127

0,550

интернат

0,12

0,24

0,65

0,19

0,35

0,46

0,186

0,353

сироты

0,30

0,30

0,41

0,53

0,20

0,27

0,234

0,317

Шкала 6. Готовность к самообразованию

1. Я умею демонстрировать нужное поведение в классе

семья

0,00

0,19

0,81

0,06

0,25

0,69

0,211

0,194

интернат

0,06

0,41

0,53

0,08

0,54

0,38

0,144

0,538

сироты

0,04

0,37

0,59

0,00

0,53

0,47

0,185

0,489

2. Я понимаю, как нужно себя вести во время экзамена

семья

0,02

0,07

0,90

0,00

0,19

0,81

0,200

0,228

интернат

0,00

0,00

1,00

0,00

0,15

0,85

-0,306

0,018

сироты

0,00

0,11

0,89

0,00

0,20

0,80

-0,122

0,430

3. Я могу получить консультации у своих учителей по интересным мне вопросам

семья

0,07

0,33

0,60

0,13

0,31

0,56

0,091

0,738

интернат

0,09

0,12

0,79

0,04

0,31

0,65

0,245

0,165

сироты

0,26

0,33

0,41

0,27

0,53

0,20

0,229

0,333

4. Я благодарю учителей за помощь в школе

семья

0,00

0,02

0,98

0,03

0,09

0,88

0,207

0,206

интернат

0,03

0,12

0,85

0,04

0,23

0,73

0,155

0,486

сироты

0,11

0,07

0,81

0,00

0,40

0,60

0,427

0,022

5. Я умею работать в команде

семья

0,00

0,12

0,88

0,03

0,16

0,81

0,147

0,450

интернат

0,03

0,32

0,65

0,04

0,27

0,69

0,061

0,893

сироты

0,11

0,44

0,44

0,00

0,40

0,60

0,228

0,337

6. Я могу попросить о помощи своего учителя

семья

0,07

0,21

0,71

0,03

0,16

0,81

0,122

0,578

интернат

0,09

0,18

0,74

0,08

0,54

0,38

0,386

0,012

сироты

0,11

0,19

0,70

0,20

0,20

0,60

0,129

0,705

7. Мне нравится то, чем я занимаюсь в школе

семья

0,02

0,31

0,67

0,03

0,16

0,81

0,177

0,313

интернат

0,06

0,21

0,74

0,08

0,46

0,46

0,286

0,086

сироты

0,19

0,44

0,37

0,08

0,54

0,38

0,146

0,653

8. Я чувствую свою нужность в классе

семья

0,02

0,31

0,67

0,03

0,19

0,78

0,139

0,491

интернат

0,09

0,47

0,44

0,15

0,54

0,31

0,151

0,506

сироты

0,12

0,62

0,27

0,23

0,31

0,46

0,291

0,191

9.Я дисциплинированный ученик

семья

0,00

0,19

0,81

0,03

0,28

0,69

0,177

0,313

интернат

0,03

0,29

0,68

0,08

0,50

0,42

0,257

0,138

сироты

0,08

0,46

0,46

0,15

0,38

0,46

0,126

0,734

Шкала 7. Профессиональная ориентация

1. У меня есть школьные знания, которые позволят дальше выбрать место работы

семья

0,14

0,48

0,38

0,22

0,41

0,38

0,104

0,672

интернат

0,09

0,59

0,32

0,08

0,46

0,46

0,141

0,549

сироты

0,11

0,52

0,37

0,29

0,53

0,18

0,272

0,197

2. У меня есть возможность обсуждать свои планы по дальнейшему обучению с учителями, работодателями и т.д.

семья

0,31

0,26

0,43

0,19

0,44

0,38

0,196

0,242

интернат

0,21

0,44

0,35

0,42

0,35

0,23

0,237

0,184

сироты

0,15

0,48

0,37

0,35

0,18

0,47

0,332

0,088

 

Пункт

Выборка

Девушки

Юноши

Ф

Значи­

мость

варианты ответов

1

2

3

1

2

3

3. У меня есть куратор (учитель, тьютор), к которому я могу обратиться по жизненному вопросу

семья

0,29

0,38

0,33

0,38

0,22

0,41

0,174

0,325

интернат

0,56

0,35

0,09

0,85

0,12

0,04

0,307

0,059

сироты

0,23

0,35

0,42

0,29

0,41

0,29

0,131

0,691

4. У меня есть опыт работы (вожатым летом, на работе родителя)

семья

0,12

0,31

0,57

0,03

0,22

0,75

0,207

0,205

интернат

0,53

0,38

0,09

0,54

0,15

0,31

0,331

0,037

сироты

0,38

0,31

0,31

0,35

0,47

0,18

0,184

0,484

5. Я читаю литературу, которая мне интересна для выбранной профессии

семья

0,02

0,48

0,50

0,06

0,41

0,53

0,111

0,636

интернат

0,18

0,41

0,41

0,38

0,35

0,27

0,239

0,181

сироты

0,19

0,37

0,44

0,41

0,41

0,18

0,309

0,122

6. Я знаком с требованиями к работе, которая меня интересует

семья

0,02

0,19

0,79

0,06

0,13

0,81

0,126

0,558

интернат

0,15

0,38

0,47

0,31

0,23

0,46

0,217

0,243

сироты

0,11

0,37

0,52

0,19

0,25

0,56

0,145

0,636

7. У меня есть свой план карьеры

семья

0,17

0,38

0,45

0,16

0,34

0,50

0,048

0,919

интернат

0,24

0,41

0,35

0,35

0,35

0,31

0,122

0,639

сироты

0,33

0,30

0,37

0,06

0,53

0,41

0,336

0,083

8. Я умею составлять резюме

семья

0,17

0,29

0,55

0,13

0,25

0,63

0,081

0,785

интернат

0,26

0,53

0,21

0,54

0,31

0,15

0,282

0,092

сироты

0,12

0,62

0,27

0,18

0,53

0,29

0,100

0,807

9. Я могу назвать 2-х человек, контакты которых очень важны для меня в поиске работы

семья

0,29

0,33

0,38

0,19

0,44

0,38

0,130

0,537

интернат

0,15

0,35

0,50

0,46

0,27

0,27

0,352

0,024

сироты

0,46

0,35

0,19

0,59

0,29

0,12

0,133

0,684

 

 Каждая шкала включает 9 вопросов. В таблице 2 указаны частоты выборов каждой из возможных категорий. Также приведены сопоставления по кросс-табуляционному критерию различий между юношами и девушками в каждой подвыборке. Значимые различия указаны серым цветом. Подобным образом проведен анализ по всем шкалам опросника. Показано, что между юношами и девушками, проживающими в семьях, только по одному пункту выявлено значимое различие: это вопрос про беременность, что, собственно, вполне понятно. По всем остальным пунктам в структуре ответов значимых различий нет. Проживание в интернате или детском доме приводит к большим различиям в ответах. Ответы девушек свидетельствуют об их большей готовности к самостоятельной жизни.

Для проверки утверждений опросника на согласованность проведена статистическая обработка с применением альфа Кронбаха.

Некоторые утверждения, снижающие уровень согласованности, были исключены. В таблице 2 они указаны курсивом. В таблице 3 приведены показатели надежности после удаления пунктов.

Для дальнейшего анализа был использован двухфакторный дисперсионный анализ. В качестве независимых дихотомических переменных были взяты пол (юноши и девушки) и место проживания (в семье или интернате). Зависимыми переменными служили баллы по каждой шкале. Мы сравнивали только две выборки между собой, исключив московских респондентов, т.к. полученные различия можно было бы интерпретировать не только на основе социального статуса, но и исходя из того, что респонденты живут в другом регионе, значимо отличающемся в социальном аспекте.

Ниже на рисунках представлены графики с указанием значимости различий по одному из факторов при фиксации значения второго фактора.

График выраженности показателя «Готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире» отдельно для юношей и девушек в зависимости от места проживания показывает, что такая готовность ниже у подростков обоего пола, проживающих в интернате, по сравнению с подростками, живущими в семье (рис. 1). Причем, если для девушек разница не значима, то для юношей на уровне р-значения = 0,07 можно говорить о значимости этих различий.

Таблица 3 

Показатели согласованности шкал 

 

Шкалы

Кронбах

Число пунктов

Готовность к самостоятельному

проживанию в своей квартире

0,718

9

Поведение в экстремальных ситуациях

0,775

7

Финансовая грамотность

0,730

8

Готовность вести здоровый образ жизни

0,679

5

Социальные коммуникации (общение)

0,604

8

Готовность к самообразованию

0, 764

9

Профессиональная ориентация

0,752

8

 


 
График выраженности показателя «Поведение в экстремальных ситуациях» отдельно для мальчиков и девочек в зависимости от места проживания показывает, что для девочек место проживания существенной роли не играет, а вот у мальчиков готовность к экстремальным ситуациям значимо падает при проживании в интернате (рис. 2). При этом надо отметить, что у мальчиков этот показатель значимо ниже, чем у девочек, даже у тех, кто живет в семье.

Ситуация с выраженностью показателя «Финансовая грамотность» аналогична предыдущему случаю (рис. 2). Для девочек место проживания существенной роли не играет, а вот у мальчиков грамотность падает при проживании в интернате (рис. 3). Так что если девочки и мальчики, живущие в семьях, по показателю финансовой грамотности значимо не различаются, то мальчики из интерната гораздо менее финансово грамотны нежели девочки, оказавшиеся в такой же ситуации.

График выраженности показателя «Готовность вести здоровый образ жизни» показывает, что такая готовность значимо ниже у подростков обоего пола, проживающих в интернате, по сравнению с подростками, живущими в семье (рис. 4). При этом у юношей снижение показателя значимо сильнее. Так, если у подростков, живущих в семьях, разница между юношами и девушками по показателю значимо не выражена, то юноши, живущие в
интернате, показывают значимо более низкие показатели, чем девушки в той же ситуации.

Результаты по шкалам «Социальные коммуникации» (рис. 5) и «Готовность к самообразованию» (рис. 6) идентичны результатам, описанным выше (рис. 4). Этот показатель ниже у подростков обоего пола, проживающих в интернате, по сравнению с подростками, живущими в семье. При этом у юношей снижение показателя значимо сильнее. Так, если для подростков, живущих в семьях, разница между юношами и девушками по показателю значимо не выражена, то юноши, живущие в интернате, показывают значимо более низкие показатели, чем девушки в той же ситуации.

Профессиональная ориентация показывает, что такая готовность значимо ниже у де-

 
 
 
тей обоего пола, проживающих в интернате, по сравнению с детьми, живущими в семье. При этом у мальчиков снижение показателя значимо сильнее. Если для детей, живущих в семьях, разница между мальчиками и девочками по показателю значимо не выражена, то мальчики, живущие в интернате, показывают значимо более низкие показатели, чем девочки в той же ситуации.

При сравнении ответов группы подростков, проживающих в интернатах, с ответами тех, кто проживает в семье, выявлено, что у девочек существенно меньше отличий по сравнению с мальчиками. Можно предположить, что девочек даже в интернате приучают к обслуживанию себя и других, а вот для мальчиков пребывание в интернате наносит больший ущерб становлению самостоятельности и фор­


мированию индивидуального стиля социализации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что особенности социальной ситуации развития и социальный статус участников исследования (подростки, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, и подростки, воспитывающиеся в семье) влияют на готовность подростка к самостоятельной жизни.

Дети, проживающие вне семьи, в интернат­ных учреждениях, показали меньшие баллы по сравнению с подростками, проживающими в семье, что может являться свидетельством критериальной валидности. Подростки, проживающие в интернате, существенно меньше обучаются самостоятельности. Их «обслуживает» персонал учреждения: повара, уборщицы, помощники воспитателей и т.д. Данная особенность подчеркивает необходимость внедрения программы «Готовности к самостоятельной жизни подростка» в интернатных учреждениях на раннем этапе, начиная с 10 лет.

Ограничения исследования

Для качественного исследования необходима мотивация подростков для участия. В программе и в оценке участвовали 179 подростков и молодых людей (3 подростка отказались от участия в исследовании по причине того, что «не было времени для встречи и заполнения опросников»; 4 подростка не приняли участие в связи с низкой мотивацией к участию).

Важным ограничением данного исследования является гендерный состав выборки (большинство респондентов были девушки), а также неравномерный возрастной состав от 15 до 20 лет, что говорит о необходимости уравновешивания выборки.

Этические аспекты

Исследование следовало следующим этическим принципам:

1) информирование подростков в простой доступной форме о целях, задачах и предстоящих процедурах исследования и получение письменного информированного согласия на участие в исследовании;

2) конфиденциальность сведений (вся информация, полученная от подростков в ходе оценки, являлась анонимной).

Заключение

Проведенное нами исследование готовности подрастающего поколения к самостоятельной жизни с помощью опросника «Готовность подростка к самостоятельной жизни» позволило выделить некоторые особенности этого процесса в зависимости от среды воспитания. Показано, что готовность к самостоятельной жизни подростков и молодых людей в большей степени выражена у первой выборки, в которую вошли респонденты, проживающие в семье. Эти результаты были вполне ожидаемы.

Особо интересным является то, что подростки из двух выборок («семья», «интернат») имеют родителей, в отличие от третьей выборки («сироты»). Разница между ними лишь в том, что одни проживают в интернате, а другие живут дома. При этом готовность к самостоятельной жизни тех, кто проживает в интернате, значительно ниже тех, кто проживает в семье. Более того, мальчики оказались менее готовы, чем девочки. Возникает вопрос: «Как будут юноши создавать свои собственные семьи, и как они будут готовить новое поколение к самостоятельной жизни?». В связи с этим нам представляется важным говорить о необходимости разработки и внедрения в работу интернатов специальных программ. Их наполнение может быть основано на содержании апробированных нами в процессе исследования диагностических шкал: 1) готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире; 2) поведение в экстремальных ситуациях; 3) финансовая грамотность; 4) готовность вести здоровый образ жизни; 5) социальные коммуникации; 6) готовность к самообразованию; 7) профессиональная ориентация. Каждая из предложенных шкал может стать содержанием программы развития жизненных навыков подростков. По нашему мнению, разработанный опросник представляет структуру учебных программ для подготовки подростков к самостоятельной жизни.

Основной задачей нашего исследования являлось улучшение психометрических показателей методики измерения готовности подростков к самостоятельной жизни путем формулирования пунктов в каждую шкалу. В итоге в новую версию методики были включены 63 утверждения, посвященных семи сферам жизни: 1) готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире; 2) поведение в экстремальных ситуациях; 3) финансовая грамотность; 4) готовность вести здоровый образ жизни; 5) социальные коммуникации; 6) готовность к самообразованию; 7) профессиональная ориентация. По итогам апробации в адаптированной версии методики осталось 54 утверждения.

Валидизация опросника проходила в двух городах, что может сказаться на ее психометрических показателях при применении в малых городах, поэтому требуется более широкая апробация данного опросника и оценка его валидности в разных социальных ситуациях развития подростков. В результате апробации опросника «Готовность к самостоятельной жизни» стало очевидным, что шкалы достаточно согласованы и могут быть использованы специалистами в различных социальных и образовательных организациях с возможностью проведения групповых ин- тервизий для подростков.

Кроме того, результаты нашего исследования могут быть полезны родителям, которые воспитывают подростков, а также специалистам, работающим с родителями и подростками. Нет сомнений в том, что это исследование требует расширения выборки и выявления дополнительных факторов, влияющих на развитие личностного потенциала подростков в процессе формирования готовности к самостоятельной жизни.


[1] Shinina Tatyana Valeryvna, Ph.D. in Psychology, Assistant Professor, Department of the Neuro and Patho­psychology of Development, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: ShininaTV78@gmail.com

[2] Mitina Olga Valentinovna, Ph.D. in Psychology, Leading scientific fellow, Department of psychology, Lo­monosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: omitina@inbox.ru

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С.1.URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 08.02.2019).
  2. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д, Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии.2017.№ 4.С. 3—26.
  3. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С.12 URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 06.02.2019).
  4. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии.2007.№ 6.С. 3—20.
  5. Карабанова О.А. Семья как пространство личности // Мир психологии.2018.№ 1 (93).С.37— 45.
  6. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ- интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество.2012.№ 2.С. 143—153.
  7. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека.М.: Смысл, 2010.334 с.
  8. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии.2013.№ 3.С.67—80.
  9. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред.Д.А. Леонтьева.М.: Смысл, 2011.С.511—546.
  10. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.С 4.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.02.2019).
  11. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал.2005.№ 26 (6).С.87—101.
  12. Марцинковская Т.Д. Теоретико- методологические основания культурно- исторической парадигмы в современном транзитивном мире // В сборнике: культурно- исторический подход от Л.С.Выготского — к XXI веку.Коллективная монография.М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)».2018.С.9—22.
  13. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников: учебное пособие.М.: Смысл, 2011.235 с.
  14. Мухина В.С. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях // Проблемы, обсуждаемые на международном научно-практическом симпозиуме 23—24 мая 2016 года, Развитие личности.2016.№ 3.С.12—14.
  15. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Нисская А.К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования.2017.№ 2.С.185—205.doi: 10.17323/1814-9545-2017-2-185-205
  16. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал.2014.№ 4 (16).С.34—41.doi: 10.11621/npj.2014.0404
  17. Рубцова О.В., Панфилова А.С., СмирноваВ.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 3.С.54—66.doi: 10.17759/pse.2018230305
  18. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2017.Т.10.№ 55.С.5.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.02.2019).doi: 10.24411/1813-145X- 2018-10253
  19. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Оборотная сторона» цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн // Вопросы психологии.2017.№ 3.С.3—15.
  20. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия.2015.№ 4 (88).С.7—24.doi:10.17759/cpp.2015230402
  21. Шамне А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2014.Т.7.№ 35.С.9.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.02.2019).doi: 10.17759/pse.2015200203
  22. Шинина Т.В., Митина О.В. Влияние семейной среды на готовность подростков к самостоятельной жизни // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под редакцией О.А.Карабановой, Н.Н.Васягиной.Екатеринбург, 2018.С.589—596.
  23. Шинина Т.В. Готовность подростков к самостоятельной жизни: ресурс в изменяющемся мире // Социальный мир человека.Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», 5—7 апреля 2018 года, г. Ижевск / Под ред.Н.И.Леонова.Ижевск: ERGO, 2018.С.270—273.
  24. Шинина Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5-10 лет // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.2010.№ 2.С.61—71.
  25. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл, 2011.461 с.
  26. Cable D., Lee J.J., Gino F., Staats B.R.How Best- Self Activation Influences Emotions, Physiology and Employment Relationships.SSRN Electronic Journal, 2015, 61 р.doi: 10.2139/ssrn.2662057
  27. Ginzberg E., Ginsburg S.Axelrad S., & Herma J.Occupational choice: An approach to a general theory.New York, NY: Columbia University Press, 1951 VIII p.271 p.
  28. Gottfredson, L.S.Gottfredson’s theory of circumscription and compromise.In D.Brown & L. Brooks (Eds.), Career choice and development: Applying contemporary theories to practice.San Francisco, CA: Jossey Bass, 1996.P.179—232.
  29. Guichard J.Life-long self-construction.International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2005.P.111—124.http://doi.org/10.1007/s10775-005-8789-y
  30. Hartung P.J.Career construction counseling.In A.Di Fabio & K.Maree (Eds.), Psychology of career counseling: New challenges for a new era, 2013.P. 15—28.
  31. Hartung P.J., Porfeli E.J., & Vondracek F.W.Vocational development in childhood.A review and reconsideration.Journal of Vocational Behavior, 2005.Vol.66.P.385—419.http://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.05.006
  32. Nollan K.A., Horn M., Downs A.C., Pecora P.J., & Bressani R.V.Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) and life skills guidebook manual.Seattle, WA: Casey Family Programs.2001.Vol.41 (8).P.1442— 1458.doi: 10.1093/bjsw/bcr034
  33. Proulх T., Heine S.J., Vohs K.D.When is the unfamiliar the uncanny? Measuring affirmation after exposure to absurdist literature, humor and art.Personality and Social Psychology Bulletin, 2010.Vol. 36 (6).P.817— 829.doi: 10.1177/0146167210369896
  34. Savickas M.L.Career construction theory and practice.In S.D.Brown & R.W.Lent (Eds.), Career development and counseling: Putting theory and research to work, 2013.P.147—183.
  35. Shpiegel S., Cascardi M.Adolescent parents in the first wave of the National Youth in Transition Database.Journal of Public Child Welf. 2015.Vol.9 (3).P.227— 298.
  36. Stott T.Placement instability and risky behaviors of youth aging-out of foster care.Child and Adolescent Social Work Journal. 2011.Vol.29 (1).P.61—83.doi: 10.1007/s10560-011-0247-8
  37. Svoboda D.V., Shaw T.V., Barth R.P., Bright C.L.Pregnancy and parenting among youth in foster care: a review. Children and Youth Services Review. 2012.Vol. 34.P.867—875.doi: 10.1016/j.childyouth.2012.01.023

Информация об авторах

Шинина Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5572-9104, e-mail: shininatv@mgppu.ru

Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404, e-mail: omitina@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4559
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 48

Скачиваний

Всего: 3644
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 24