Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников

810

Аннотация

Приводятся результаты исследования влияния неблагоприятных социально-экономических факторов предшкольного периода развития на характеристики школьной адаптации первоклассников г.Архангельска. В исследовании приняли участие 193 первоклассника в возрасте 7—8 лет. В работе применен комплекс из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию основных компонентов школьной адаптации: когнитивного, эмоционального, эмоционально-поведенческого, поведенческого. Для обнаружения социально- экономических факторов риска был использован анализ результатов, полученных с помощью методики «Социальный паспорт семьи». Статистический анализ проводился с применением методов описательной статистики, корреляционного и пошагового дискриминантного анализа. Выделены следующие наиболее часто встречаемые факторы социально-экономического неблагополучия: резкие перемены в жизни ребенка, несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания семьи, злоупотребление родителями алкоголем и курением, неполные семьи. Показано, что неблагоприятные социально-экономические факторы предшкольного периода развития ребенка оказывают неоднозначное влияние на характеристики школьной адаптации, однако, являются существенным риском для проявления всех ее компонентов.

Общая информация

Ключевые слова: школьная адаптация, социально-экономические факторы риска, дезадаптация, первоклассники

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240206

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00348).

Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ № 50 и № 9 г.Архангельска.

Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 59–71. DOI: 10.17759/pse.2019240206

Фрагмент статьи

В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества. Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации).

Литература

  1. Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др.Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель.Серия «Здоровье в школе».Вып.4.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат 2013.№ 9.93 с.
  2. Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. и др.Бедность и развитие ребенка / Под ред.Д.А. Александрова, В.А.Иванюшиной, К.А. Маслинского.М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.392 с.
  3. Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С.М.Громбаха.М.: Медицина, 1988.С.35—37.
  4. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения.2015.№ 19.С.342—345.
  5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум.Красноярск: Литера-принт, 2009.237 с.
  6. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.2016.Т.2.№ 1 (12).С.7—10.
  7. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов.М.: Новая школа, 1996.48 с.
  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.214 с.
  9. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска — актуальная проблема современного общества // Вестник Казанского технологического университета.2007.№ 5.С.195—198.
  10. Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов.2016.Т.16.№ 2.С.285—294.
  11. Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека.2011.№ 7.С.38—47.
  12. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 3.С.59—65.doi: 10.17759/ jmfp.2016050307
  13. Желтобрюх С.А.Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема.Гжель: Гжельский государственный университет, 2016.С.333—336.
  14. Иовлева Н.Н., Сороко С.И. Влияние социальных факторов на личностно-психологическую адаптацию и функциональную адаптацию, и функциональное состояние ЦНС детей—северян // Российский физиологический журнал им.И.М. Сеченова.2015.Т.101.№ 6.С.731—744.
  15. Конева Е.В., Русанова Л.С., Сарымсакова Д.И. и др.Семейная среда и речевое развитие // Вестник Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.Серия Гуманитарные науки.2018.№ 4 (46).С.81—85.
  16. Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования.2017.Т. 52.№ 3.С.77—82.
  17. Литвиненко Н.В., Солнышкина И.В. Диагностика факторов социальной дезадаптации младших школьников к образовательной среде школы // Успехи современной науки и образования.2017.Т. 9.№ 4.С.128—130.
  18. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., Загуменнова Л.В. Структура эмоциогенной среды в процессе перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию // Воспитание и обучение детей младшего возраста.2016.№ 5.С.718—719.
  19. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа.2009.№ 1.С.39—44.
  20. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций.Типология развития: монография.СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.176 с.
  21. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико- социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод.рекомендации (утв.Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31- 17) [Электронный ресурс] // URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
  22. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов.Томск: «Пеленг», 1993.61 с.
  23. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты.Методика «Дом — Дерево — Человек».М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.190 с.
  24. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии.2012.№ 4.С.23—31.
  25. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка.105 психологических тестов.СПб.: Речь, 2007.304 с.
  26. Шерина И.О., Адашкевич Т.А. Семья как фактор социально-психологической адаптации в условиях новой концепции стандартов начального общего образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики».Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.С.282—284.
  27. Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе.Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.184 с.
  28. Fan F., Su L., Gill M.K., Birmaher B. Emotional and behavioral problems of Chinese left-behind children: a preliminary study // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol.2010 45(6):655—64.doi: 10.1007/s00127-009-0107-4.
  29. Hosokawa R., Katsura T. Effect of socioeconomic status on behavioral problems from preschool to early elementary school — A Japanese longitudinal study // PLoS One.2018.24;13(5):e0197961.doi: 10.1371/ journal.pone.0197961.
  30. Lima J.I., Caughy M., Nettles S.M., O’Campo P.J. Effects of cumulative risk on behavioral and psychological well-being in first grade: moderation by neighborhood context // Soc Sci Med.2010.71(8):1447-54.

Информация об авторах

Казакова Елена Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, e-mail: kaz-elena10@yandex.ru

Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: sluida@yandex.ru