Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе

2103

Аннотация

Приведены результаты исследования личностной готовности к школе детей 6—6,5 лет с различной длительностью подготовки к школе в условиях только дошкольного учреждения и в сочетании с дополнительными занятиями помимо детского сада. Предполагалось, что бóльшая длительность подготовки детей к школе сочетается с более низким уровнем школьной мотивации при поступлении в школу. В исследовании с участием 80 дошкольников из подготовительных групп ДОУ в возрасте 6—6,5 лет были применены беседа «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткиной, методика исследования мотивов учения у первоклассников М.Р. Гинзбурга, «Цветные прогрессивные матрицы» Дж.К. Равена, 1 субтест Теста школьной зрелости Керна—Йирасека (рисунок мужской фигуры) и авторская анкета по исследованию форм и длительности подготовки детей к школе (для родителей).Данные исследования показали, что дети, подготовка которых к школе началась достаточно рано и длилась существенно больше одного года, отличаются более низким уровнем школьной мотивации и за счет этого более низким уровнем личностной готовности к школе. Между ними и детьми с другой подготовкой к школе нет значимых различий по интеллектуальной готовности. Обсуждается практическое применение полученных результатов.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, длительность подготовки к школе, личностная готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240304

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования выпускницу магистерской программы «Школьная психология» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ А.Н. Кизунову.

Для цитаты: Лубовский Д.В. Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 43–51. DOI: 10.17759/pse.2019240304

Подкаст

Лубовский Д.В. Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе

Фрагмент статьи

Стремление родителей ко все более раннему началу подготовки их детей к школе было очевидно еще во второй половине 1970-х годов. Л.И. Божович объясняла этим снижение числа детей со сформированной внутренней позицией школьника среди поступающих в первый класс.

Литература

  1. Андреева А.Д.Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] // Научный диалог.2018.№ 7.С.292—307.doi: 10.24224/2227-1295-2018-7-292-307
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2009.400 с.
  3. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет // Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред.Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.М.: Педагогика, 1988.С.36—45.
  4.  Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2011.23 с.
  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению: методическое руководство.М.: МГППУ, 2002.68 с.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование.2010.№ 3.С.106—115.
  7. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе.Киев: Педагогічна преса, 2000.94 с.
  8. Лубовский Д.В. Сравнительно-исторический подход в психологических исследованиях познавательного и личностного развития детей // Новое слово в науке: стратегии развития / Под ред.О.Н.Широкова.Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.С.135—142.
  9. Нежнова Т.А.Общая характеристика внутренней позиции школьника // Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред.Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.М.: Педагогика, 1988.С.25—36.
  10. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник.2016.№ 5.С. 216—223.
  11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.2-е изд., дораб.М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.352 с.
  12. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2015.Т. 7.№ 3.С.1—11.doi:10.17759/psyedu.2015070301
  13. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / Сост.и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В.Шрейбер.Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.70 с.
  14. Шадриков В.Д.Деятельность и способности.М.: Логос, 1994.320 с.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2909
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 2103
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13