Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 4. С. 22–35
doi:10.17759/pse.2019240402
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: моральное развитие, подростковый возраст, психологическое благополучие , когнитивная переработка информации, интернет-зависимость
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240402
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01080).
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI: 10.17759/pse.2019240402
Полный текст
К . Рифф [9] . Автор выделила шесть составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия
Задачей подросткового возраста является конструирование мировоззрения как картины мира в единстве представлений личности о природном мире, обществе, своем месте в нем и характере взаимоотношений с окружающими [5] . Психологическое благополучие подростков выражается в системе базисных убеждений личности, отражающей ее мировоззрение . Базисные представления (убеждения) о мире представляют собой личностные конструкты в виде системы иерархически организованных когнитивноэмоциональных имплицитных представлений, определяющих поведение и межличностные отношения человека [11] . В табл. 1 представлено соотношение компонентов психологического благополучия и концепции базисных убеждений
Таблица 1
Соотношение компонентов психологического благополучия и концепции базисных убеждений
Концепция психологического благополучия К. Рифф |
Концепция базисных убеждений Р. Янофф-Бульман |
Самопринятие — позитивная установка в отношении самого себя, осознание и принятие различных аспектов Я, позитивное отношение к своему прошлому |
Образ Я. Позитивный образ Я: высокое мнение о себе, включающее в себя уверенность, что другие видят в нем человека, достойного внимания, интересного и привлекательного |
Цели в жизни — наличие жизненных целей и чувство целеустремленности, значимость прошлого в жизни, наличие убеждений, придающих осмысленность жизни |
Справедливость окружающего мира . Убеждение в том, что происходящее осмысленно и справедливо . Убеждение в справедливом и рациональном устройстве мира в целом |
Способность управлять внешними обстоятельствами (контроль над жизнью) — чувство компетентности и способности управлять средой, выбор или создание личностно адекватного сообщества |
Контроль над жизнью. Чувство контроля над своей жизнью . Уверенность в том, что почти всегда можно добиться максимально благоприятных результатов и минимизировать неудачи Вера в удачу. Убежденность в том, что везет часто (и относительно, и абсолютно) . И вера в то, что так и будет продолжаться |
Автономия — самоопределение, независимость и внутренняя саморегуляция, сопротивление социальному давлению мыслить и действовать определенным образом, оценка себя по персональным стандартам |
Способность строить свое поведение и делать личностные выборы на основе системы позитивных базисных убеждений как личностном потенциале возможностей (Д . Леонтьев) |
Позитивные отношения с другими — теплые, приносящие удовлетворение, доверительные отношения, забота о благополучии окружающих, способность к эмпатии, привязанности и интимности (близости), понимание природы человеческих взаимоотношений |
Доброжелательность окружающего мира. Убеждение в том, что мир полон добра, вера в то, что людям можно доверять и они, если нужно, придут на помощь |
Как можно видеть, существует прямое соответствие содержания компонентов психологического благополучия и базисных убеждений личности, что позволяет предположить, что базисные убеждения как субъективно конструируемая человеком картина мира представляют собой основу психологического благополучия и личностный потенциал его развития . Личностный рост как одна из ведущих характеристик психологического благополучия, согласно К. Рифф, может быть определен как чувство непрерывного развития и своего потенциала, открытость к новому опыту, чувство все возрастающего знания и эффективности и, по сути, основывается на позитивной картине мира, интегрирующей убеждение в справедливости и доброжелательности мира, самопринятии и вере в контроль над жизнью и удачу [10] . Соответственно, «срез» системы базисных убеждений является основой и показателем психологического благополучия личности . Задачей развития подросткового возраста является конструирование мировоззрения как картины (Р . Хевигхерст) . Поэтому, приступая к нашему исследованию, мы предположили следующее:
— характер психологического благополучия, определяющий поведение и межличностные отношения подростков, находит свое отражение в системе моральных представлений подростка как регуляторах межличностных отношений;
— в условиях новой социальной ситуации развития и информационной социализации психологическое благополучие подростков связано с когнитивными способами обработки информации о мире, источником которой является Интернет .
Частной гипотезой стало положение о том, что существует связь между нарушением психологического благополучия подростков и наличием у них интернет-зависимости
Организованное и проведенное нами исследование имело целью определение особенностей моральных суждений подростков, различающихся по характеру психологического благополучия . Его задачами стали: 1) выделение типов психологического благополучия на основании базисных убеждений подростков; 2) установление связи типов психологического благополучия и особенностей моральных суждений подростков; 3) выделение связи типов психологического благополучия и эффективности когнитивной переработки социальной информации подростками; 4) определение характера связи между типами психологического благополучия подростков и особенностями интернет-поведения (наличия отсутствия интернет-зависимости) .
Методики и выборка исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала базисных убеждений», при помощи которой изучались особенности мировосприятия [2]
2. Авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа [6; 12] .
3. Методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен
4. Методика «Справедливость-забота» Методика направлена на оценку уровня развития моральных суждений подростков через оценку уровня согласия с моральными суждениями, основанными на принципе справедливости и принципе заботы как базовых моральных идеях . Принцип справедливости как основы социального договора, определяющего моральную регуляцию отношений между людьми, лежит в основе теории Л Кольберга, принцип заботы — в концепции К . Гиллиган, Н . Айзенберг [3].
В исследовании приняли участие 175 подростков в возрасте от 13 до 18 лет (M=16,1; SD=1,0) . Из них 49,1% (86 человек) юношей и 50,9% (89 человек) девушек .
Результаты исследования
Типы психологического благополучия подростков
Особенности мировосприятия изучались при помощи методики «Шкала базисных убеждений». В этом опроснике, состоящем из пяти субшкал, операционализована когнитивная модель мира, включающая в себя набор представлений личности об окружающем мире, собственном «Я», а также способах взаимодействия «Я» с миром. Субшкалы: 1) доброжелательность окружающего мира; 2) справедливость окружающего мира; 3) образ Я; 4) вера в удачу; 5) уверенность в контроле .
В табл. 2 приведены средние и стандартные отклонения оценок (в стенах) базисных убеждений личности для всей выборки, отдельно для юношей, отдельно для девушек, результаты проверки значимости различий между ними (t-тест для независимых выборок)
Так как оценки представлены в стенах, то можно отметить, что справедливость окружающего мира оценивается подростками ниже всего, тогда как вера в свою удачу, напротив, в этом возрасте очень высока . Эти данные говорят об особенностях подросткового возраста . Значимых различий в оценках базисных убеждений у юношей и девушек нет .
При помощи кластерного анализа по результатам методики ШБУ подростки были разделены на 3 группы (кластера) . В табл. 3 — центры кластеров и количество респондентов в каждом из них, а на рис . 1 — графическое представление этих центров .
При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, что оценки всех базисных убеждений личности значимо различаются у респондентов разных кластеров (p<0,001) . Используя тест Тьюки (метод множественных сравнений), получили информацию о том, в оценках между какими конкретно кластерами есть значимые различия — результаты проведения ANOVA и теста Тьюки представлены в табл. 4 .
Почти все оценки базисных убеждений личности значимо различаются у респондентов разных кластеров, за исключением: 1) оценки справедливости окружающего мира и убежденности контроля над жизнью между 1 и 2 кластером; 2) оценки доброжелательности окружающего мира между 2 и 3 кластером .
Проведенный анализ позволяет нам говорить о полученных кластерах как о трех различных типах психологического благополучия подростков . Опишем их подробнее .
Таблица 2
Основные психометрические характеристики оценок базисных убеждений личности (в стенах)
Базисное убеждение/Характеристика |
Все |
Юноши |
Девушки |
Различия |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
t |
p |
|
Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1) |
6,49 |
2,65 |
6,48 |
2,77 |
6,51 |
2,54 |
-0,072 |
0,943 |
Справедливость окружающего мира (ШБУ 2) |
4,39 |
2,77 |
4,34 |
2,64 |
4,44 |
2,90 |
-0,241 |
0,810 |
Позитивность образа Я (ШБУ 3) |
6,39 |
3,17 |
6,49 |
3,04 |
6,30 |
3,32 |
0,385 |
0,701 |
Вера в удачу (ШБУ 4) |
7,95 |
2,57 |
7,72 |
2,77 |
8,18 |
2,35 |
-1,183 |
0,238 |
Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5) |
6,69 |
2,48 |
6,95 |
2,45 |
6,43 |
2,49 |
1,408 |
0,161 |
Таблица 3
Центры кластеров — распределения респондентов по оценкам базисных убеждений личности
Базисное убеждение/Характеристика |
Все |
Юноши |
Девушки |
Различия |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
t |
p |
|
Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1) |
6,49 |
2,65 |
6,48 |
2,77 |
6,51 |
2,54 |
-0,072 |
0,943 |
Справедливость окружающего мира (ШБУ 2) |
4,39 |
2,77 |
4,34 |
2,64 |
4,44 |
2,90 |
-0,241 |
0,810 |
Позитивность образа Я (ШБУ 3) |
6,39 |
3,17 |
6,49 |
3,04 |
6,30 |
3,32 |
0,385 |
0,701 |
Вера в удачу (ШБУ 4) |
7,95 |
2,57 |
7,72 |
2,77 |
8,18 |
2,35 |
-1,183 |
0,238 |
Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5) |
6,69 |
2,48 |
6,95 |
2,45 |
6,43 |
2,49 |
1,408 |
0,161 |
|
ANOVA |
Тест Тьюки |
||||||
все |
1 и 2 |
1 и 3 |
2 и 3 |
|||||
F |
p |
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1) |
41,582 |
<0,001 |
-2,745 |
<0,001 |
-3,527 |
<0,001 |
-0,782 |
0,145 |
Справедливость окружающего мира (ШБУ 2) |
39,003 |
<0,001 |
-0,713 |
0,305 |
-3,368 |
<0,001 |
-2,655 |
<0,001 |
Позитивность образа Я (ШБУ 3) |
128,691 |
<0,001 |
2,778 |
<0,001 |
-3,207 |
<0,001 |
-5,985 |
<0,001 |
Вера в удачу (ШБУ 4) |
58,341 |
<0,001 |
-2,619 |
<0,001 |
-3,849 |
<0,001 |
-1,230 |
<0,004 |
Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5) |
30,428 |
<0,001 |
-0,283 |
0,804 |
-2,652 |
<0,001 |
-2,368 |
<0,001 |
1 тип — эго-центрированный тип (29% респондентов) Представления о себе и возможности контроля жизни и удачи подростки оценивают умеренно позитивно, в то время как окружающий мир предстает недоброжелательным и несправедливым
2 тип — «фортунный» тип (24% респондентов) Его представители обнаруживают видение окружающего мира как доброжелательного, хотя и не справедливого При негативном образе себя подростки верят в удачу, полагая, что некоторые события своей жизни можно контролировать
3 тип — сбалансированный тип (47% респондентов) . Его представители отличаются видением мира как доброжелательного и вполне справедливого, у них нет сомнения в собственной значимости и ин- тересности для себя и других, они предполагают, что им везет по жизни и при этом они в состоянии контролировать события своей жизни
Не выявлено связи между полом и типом психологического благополучия (/“=2,201 при p=0,333) .
Особенности моральных суждений подростков с разными типами психологического благополучия
Уровень развития моральных суждений оценивался в соответствии с двумя базовыми периодизациями развития морального сознания: периодизации, ориентированной на принцип справедливости согласно модели Л . Кольберга, и периодизации, ориентированной на принцип заботы в соответствии с моделью К . Гиллиган, Н . Айзенберг [6] .
Стадия морального развития/ Базисное убеждение |
ШБУ 1 |
ШБУ 2 |
ШБУ 3 |
ШБУ 4 |
ШБУ 5 |
|
Справедливость 1. 1 |
r |
-0,272 |
0,099 |
-0,140 |
-0,140 |
-0,037 |
|
Р |
<0,001 |
0,191 |
0,064 |
0,064 |
0 . 626 |
Справедливость 1. 2 |
r |
-0,213 |
0,005 |
-0,096 |
-0,035 |
0,085 |
|
Р |
0,005 |
0,947 |
0,204 |
0,645 |
0,261 |
Справедливость 2 . 1 |
r |
-0,055 |
0,048 |
-0,117 |
-0,061 |
-0,008 |
|
Р |
0,466 |
0,528 |
0,122 |
0,423 |
0,914 |
Справедливость 2 . 2 |
r |
0 . 071 |
0,058 |
0,007 |
0,076 |
0,118 |
|
Р |
0,352 |
0,442 |
0,926 |
0,317 |
0,120 |
Справедливость 3 . 1 |
r |
-0,151 |
0,067 |
0,064 |
0,065 |
0,123 |
|
Р |
0,047 |
0,379 |
0,400 |
0 . 396 |
0,106 |
Справедливость 3 . 2 |
r |
0,075 |
0,096 |
0,016 |
0,110 |
0,076 |
|
Р |
0,327 |
0,205 |
0,831 |
0 . 146 |
0,316 |
Забота 1. 1 |
r |
-0,197 |
-0,038 |
-0,123 |
-0,054 |
0,029 |
|
Р |
0,009 |
0,613 |
0,104 |
0,480 |
0,708 |
Забота 1. 2 |
r |
0,079 |
0,198 |
-0,060 |
0,011 |
0,154 |
|
Р |
0,298 |
0,009 |
0,432 |
0,889 |
0,042 |
Забота 2 . 1 |
r |
0 . 082 |
0,255 |
0,163 |
0,132 |
0,117 |
|
Р |
0,281 |
0.001 |
0,032 |
0,081 |
0,122 |
Забота 2 . 2 |
r |
0,103 |
0,221 |
-0,017 |
-0,027 |
-0,003 |
|
Р |
0,175 |
0,003 |
0,823 |
0,724 |
0,973 |
Забота 3 . 1 |
r |
0,077 |
0,293 |
0,043 |
0.159 |
0,148 |
|
Р |
0,312 |
<0,001 |
0,574 |
0,035 |
0,051 |
Было проверено наличие связей между оценкой базисных убеждений личности и оценками выраженности разных стадий развития морального сознания . В табл. 5 представлены результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона) .
Оценки по всем стадиям ценности забота, кроме первой, прямо связаны со степенью ощущения мира как справедливого. Чем более выражено переживание мира как справедливого, тем большее согласие с необходимостью строить отношения с окружающими людьми на основе принципа заботы выражают респонденты
На основе однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и теста Тьюки (метод множественных сравнений) были выявлены различия моральных суждений для подростков с разным типом психологического благополучия (табл. 6, рис . 2) .
Подростки со сбалансированным типом психологического благополучия (позитивный образ себя и мира) менее ориентированы на себя и свои интересы (стадия 1 1, периодизация по принципу заботы), чем подростки с «фортунным» типом психологического благополучия (негативный образ себя и низкое самопринятие), и более ориентированы на суждения стадии рефлексивной эмпатической ориентации (стадия 2 1), чем подростки с эго-центрированным типом (негативный образ мира и умеренно-позитивный образ Я) .
Связь психологического благополучия подростков и эффективности переработки социальной информации
Таблица 6
Различия между оценками уровней морального развития у респондентов разных кластеров
|
ANOVA |
Тест Тьюки |
||||||
все |
1 и 2 |
1 и 3 |
2 и 3 |
|||||
F |
p |
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Справедливость 1. 1 |
0,437 |
0,647 |
0,059 |
0,925 |
0,124 |
0,626 |
0,065 |
0,891 |
Справедливость 1. 2 |
0,996 |
0,371 |
0,047 |
0,956 |
0,187 |
0,385 |
0,139 |
0,621 |
Справедливость 2 . 1 |
0,138 |
0,871 |
0,086 |
0,859 |
0,037 |
0,963 |
-0,049 |
0,941 |
Справедливость 2 . 2 |
0,759 |
0,470 |
-0,049 |
0,950 |
-0,162 |
0,471 |
-0,112 |
0,722 |
Справедливость 3. 1 |
1,030 |
0,359 |
0,214 |
0,458 |
-0,006 |
0,999 |
-0,219 |
0,367 |
Справедливость 3. 2 |
0,646 |
0,525 |
-0,021 |
0,992 |
-0,146 |
0,564 |
-0,125 |
0,686 |
Забота 1.1 |
2,485 |
0,086 |
0,189 |
0,492 |
0,317 |
0,069 |
0,128 |
0,673 |
Забота 1. 2 |
0,754 |
0,472 |
-0,160 |
0,622 |
-0,172 |
0,470 |
-0,013 |
0,996 |
Забота 2 .1 |
5,436 |
0,005 |
0,292 |
0,138 |
-0,163 |
0,425 |
-0,456 |
0,003 |
Забота 2 . 2 |
0,729 |
0,484 |
-0,056 |
0,947 |
-0,174 |
0,482 |
-0,118 |
0,739 |
Забота 3 .1 |
2,580 |
0,079 |
-0,028 |
0,970 |
-0,209 |
0,107 |
-0,181 |
0,221 |
В табл. 7 представлены результаты корреляционного анализа связи между оценкой базисных убеждений личности и эффективностью когнитивной переработки социальной информации (коэффициент корреляции Пирсона) .
Эффективность цикла «поиск способов реагирования, прояснение целей» когнитивной переработки социальной информации связана с оценками «доброжелательности окружающего мира», «позитивности образа Я» и «верой в удачу», «оценка реакции» — со «справедливостью окружающего мира» и «убежденностью в контроле над жизнью», «действия» — с «доброжелательностью окружающего мира», а «восприятие» — с «верой в удачу»
При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, эффективность каких циклов переработки информации значимо различается у респондентов с разными типами психологического благополучия, а используя тест Тьюки (метод множественных сравнений), получили данные о том, в оценках между какими конкретно типами есть значимые различия . Результаты проведения ANOVA и теста Тьюки представлены в табл . 8, а на рис . 3 — диаграммы размаха для полученных значимых различий Подростки эго-центрированного и сбалансированного типов психологического благополучия значимо различаются по эффективности переработки информации в циклах «поиск способов реагирования, прояснение целей» и «действия»: у респондентов сбалансированного типа (позитивный образ себя и мира) она значимо выше
Типы психологического благополучия подростков и особенности интернет-поведения Частной гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что низкий уровень психологического благополучия в условиях информационной социализации приве-
Таблица 7
Связи выраженности оценок КПИ и оценок базисных убеждений личности
Цикл переработки информации/ Базисное убеждение |
ШБУ 1 |
ШБУ 2 |
ШБУ 3 |
ШБУ 4 |
ШБУ 5 |
|
Восприятие (декодирование) (КПИ 1) |
r |
-0,056 |
-0,026 |
-0,061 |
0,171 |
0,046 |
|
Р |
0,429 |
0,729 |
0,424 |
0,023 |
0 . 543 |
Интерпретация (КПИ 2) |
r |
-0,028 |
-0,114 |
0,032 |
0,129 |
0,013 |
|
Р |
0,717 |
0,134 |
0,673 |
0,089 |
0,861 |
Поиск способов реагирования, про |
r |
0,169 |
0,044 |
0,175 |
0,239 |
0,142 |
яснение целей (КПИ 3) |
Р |
0,025 |
0,561 |
0,020 |
0,001 |
0,062 |
Оценка реакции (КПИ 4) |
r |
0,119 |
0,171 |
0,086 |
0,092 |
0,149 |
|
Р |
0,118 |
0,024 |
0,257 |
0,226 |
0,049 |
Действия (КПИ 5) |
r |
0,158 |
0,142 |
0,091 |
0,087 |
0,120 |
|
Р |
0,037 |
0,062 |
0,231 |
0,250 |
0,114 |
Таблица 8
Различия между оценками эффективности циклов переработки социальной информации у респондентов разных кластеров
|
ANOVA |
Тест Тьюки |
||||||
все |
1 и 2 |
1 и 3 |
2 и 3 |
|||||
F |
p |
MD |
P |
MD |
p |
MD |
p |
|
Восприятие (декодирование) (КПИ 1) |
1,406 |
0,248 |
-1,187 |
0,270 |
-0,189 |
0,955 |
0,998 |
0,322 |
Интерпретация (КПИ 2) |
0,511 |
0,601 |
0,605 |
0,639 |
0,055 |
0,995 |
-0,549 |
0,637 |
Поиск способов реагирования (КПИ 3) |
3,233 |
0,042 |
-0,293 |
0,899 |
-1,340 |
0,050 |
-1,046 |
0,194 |
Оценка реакции (КПИ 4) |
1,687 |
0,188 |
-0,387 |
0,832 |
-1,021 |
0,178 |
-0,635 |
0,548 |
Действия (КПИ 5) |
5,472 |
0,005 |
-1,122 |
0,274 |
-2,053 |
0,003 |
-0,931 |
0,336 |
дет к генезису нарушений поведения в форме интернет-зависимости .
При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и теста Тьюки были выявлены значимые различия в выраженности симптомов интернет-зависимости у подростков с разными типами психологического благополучия (табл. 9, рис . 4 — диаграммы размаха для одного из полученных значимых различий (остальные аналогичные)) .
У респондентов со сбалансированным типом психологического благополучия (позитивный образ себя и окружающего мира) значимо меньше, чем у участников исследования с эго-центрическим типом психологического благополучия (негативный образ окружающего мира), выражены такие симптомы интернет-зависимости, как компульсивные (на уровне тенденции), внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (тенденция), проблемы, связанные с интернет-зависимостью, и общий балл интернет-зависимости
Обсуждение результатов
Основываясь на сравнительном анализе положений концепции психологического благо-
Таблица 9
Различия между выраженностью симптомов интернет-зависимости у респондентов разных кластеров
|
ANOVA |
Тест Тьюки |
||||||
Все |
1 и 2 |
1 и 3 |
2 и 3 |
|||||
F |
P |
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Компульсивные симптомы |
2,867 |
0,060 |
0,313 |
0,862 |
1,156 |
0,065 |
0,842 |
0,273 |
Симптомы отмены |
2,974 |
0,054 |
0,020 |
0,999 |
1,140 |
0,096 |
1,120 |
0,136 |
Симптомы толерантности |
0,539 |
0,584 |
0,004 |
1,000 |
0,366 |
0,650 |
0,361 |
0,691 |
Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем |
3,686 |
0,027 |
0,013 |
1,000 |
1,494 |
0,057 |
1,481 |
0,083 |
Проблемы с управлением временем |
2,432 |
0,091 |
0,170 |
0,960 |
1,054 |
0,115 |
0,884 |
0,260 |
Ключевые симптомы интернет-зависимости |
2,848 |
0,061 |
0,338 |
0,971 |
2,662 |
0,086 |
2,324 |
0,190 |
Проблемы, связанные с интернет-зависимостью |
3,719 |
0,026 |
0,183 |
0,988 |
2,548 |
0,047 |
2,365 |
0,098 |
Общий балл интернет-зависимости |
3,713 |
0,026 |
0,520 |
0,977 |
5,210 |
0,044 |
4,689 |
0,107 |
типом психологического благополучия обнаружили самый высокий уровень развития моральных суждений и более выраженную ориентацию на заботу о благополучии окружающих, в то время как для эго-центрированного типа характерна моральная ориентация на удовлетворение своих потребностей и интересов и низкий уровень моральных суждений . В целом это соответствует идеям Л . Кольберга и коллег, положенным в основу программы целенаправленного формирования морального сознания в рамках модели «справедливого сообщества» . Повышение уровня морального развития, выражаемое в изменении моральных суждений, в программе было обеспечено организацией активного взаимодействия с социальным окружением на основе равных прав и ответственности, что предполагало восприятие сообщества как справедливого, переживание социального принятия, а также оценку подростком себя как значимого члена сообщества при принятии групповых решений . Иначе говоря, переживание психологического благополучия в его базовых компонентах создавало основу перехода к более высокому уровню моральных суждений В когнитивном подходе (Ж . Пиаже, Л . Коль- берг) развитие моральных суждений связывалось с развитием интеллекта, создающим возможности формирования зрелых форм морального сознания на основе построения когнитивного образа общества, в котором идея справедливости выступает как основа социальной практики . Это побудило нас обратиться к исследованию взаимосвязи психологического благополучия, моральных суждений и когнитивных способностей подростков
Социальная ситуация развития современных подростков во многом связана с активной деятельностью в рамках цифрового сообщества, а информационная социализация определяет особую чувствительность подростков к социальной информации, источником которой является Интернет. Практически неограниченная свобода доступа подростков к разнообразной, часто противоречивой и «фейковой» информации при низкой критичности выступает фактором риска для достижения психологического благополучия Наши результаты свидетельствуют в пользу большей эффективности способов когнитивной переработки информации у подростков со сбалансированным типом психологического благополучия, по сравнению с низким уровнем психологического благополучия, что позволяет предположить, что когнитивная переработка информации как механизм конструирования картины мира обуславливает психологическое благополучие подростков В пользу подобного предположения, верификация которого составляет перспективу дальнейшего исследования, свидетельствует установленный в работе факт того, что выраженность симптомов интернет-зависимости выше у подростков с низким уровнем психологического благополучия
Выводы
1. Психологическое благополучие в его ценностной составляющей выступает как система базисных убеждений личности Эмпирически были выделены три типа психологического благополучия — сбалансированный (высокий уровень психологического благополучия, находящий отражение в восприятии мира как доброжелательного и справедливого, позитивный образ я и уверенность в контроле над жизнью), эго-центрированный (восприятие мира как враждебного и несправедливого при позитивном образе Я) и «фортунный» (восприятие мира как доброжелательного, но не справедливого, вера в удачу и везение)
2. Выявлены различия в уровне моральных суждений в зависимости от типа психологического благополучия . Для сбалансированного типа психологического благополучия характерен высокий уровень моральных суждений, для эго-центрированного типа — моральные суждения низкого уровня, ориентация на себя и собственные интересы
3. Низкий уровень психологического благополучия подростков соотносится с низкой эффективностью когнитивных способов переработки социальной информации при выраженности симптомов интернет-зависимого поведения
Заключение
Проведенное исследование показывает, что параметры базисных убеждений могут выступать важным диагностическим критерием для оценки психологического благополучия как интегративной характеристики потенциала личностного развития в подростковом возрасте в его ценностно-смысловой составляющей . Не претендуя в рамках используемой модели исследования на установление причинно-следственных связей между параметрами психологического благополучия, уровнем моральных суждений, особенностями используемых способов когнитивной переработки социальной информации, интернет- зависимостью, отметим, что установленные взаимосвязи отражают роль психологического благополучия как условия позитивного взросления современных подростков. Перспективой дальнейших исследований выступает выделение возрастно-психологической специфики психологического благополучия для подросткового возраста и взаимосвязи компонентов психологического благополучия и морального развития личности
[1] Molchanov Sergey Vladimirovich, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia . E-mail: s-molch2001@mail . ru
[2] Almazova Olga Viktorovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: almaz . arg@gmail . com
[3] Poskrebysheva Natalia Nikolayevna, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia . E-mail: pskr@inbox . ru
Литература
- Аргайл М. Психология счастья.СПб.: Питер, 2003.
- Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы // Психологический журнал.2002.T.23.№ 5.С.88— 99.
- Молчанов С.В.Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология.2007.№ 1.С. 73—80.
- Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.C.59—72.
- Молчанов С.В.Психология подросткового и юношеского возраста.М.: Юрайт, 2016.351 с.
- Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование, 2018.№ 5 (23).С.77—86.doi: 10.17759/pse .2018230508
- Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал.2017.№ 1.С.80—104.
- Рикель А.М., Туниянц А.А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник Московского университета.Серия 14, Психология.2017.№ 2.С.64—82.doi: 10.11621/vsp.2017.02.64
- Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.Vol.50.P. 1192—1198.
- Ryff C., Singer B. Know thyself and become what you are: A eudaimonicap- proach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies.2008.Vol.9 (1).P.13—39.doi: 10.1007/s10902-006-9019-0
- Janoff-Bulman R. The aftermath of victimisation: Rebuilding shattered assumption // Trauma and its wake / In C.R.Figley (ed.).N.Y.: Brunner/Mazel, 1985.P.15—35.
- Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children´s social adjustment // Psychological Bulletin.1994.№ 115.P.74—101.doi: 10.1037/0033- 2909.115.1.74
- Lansford J.E. et al. A 12-Year Prospective Study of Patterns of Social Information Processing Problems and Externalizing Behaviors // Journal Abnormal Child Psychology.2006.№ 34 (5).P.715—724.doi: https:// doi.org/10.1007/s10802-006-9057-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1841
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1361
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2