Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия

1361

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей моральных суждений подростков, различающихся по характеру психологического благополучия. Задачами исследования стали выделение типов психологического благополучия на основании базисных убеждений и изучение их связи с моральными суждениями, эффективностью когнитивной переработки социальной информации и особенностями интернет-поведения. Для решения поставленных задач были использованы методики: шкала базисных убеждений, методика когнитивных способов оценивания социальной информации, методика интернет-зависимого поведения, методика «Справедливость-забота». В исследовании приняли участие 175 подростков. Полученные результаты позволили выделить три типа психологического благополучия — сбалансированный, эго-центрированный и «фортунный», выявлены различия в уровне моральных суждений и эффективности переработки социальной информации в пользу сбалансированного типа психологического благополучия. Для эго-центрированного типа характерны моральные суждения низкого уровня, ориентация на себя и собственные интересы, низкая эффективность переработки социальной информации и выраженность симптомов интернет-зависимого поведения.

Общая информация

Ключевые слова: моральное развитие, подростковый возраст, психологическое благополучие , когнитивная переработка информации, интернет-зависимость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240402

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01080).

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI: 10.17759/pse.2019240402

Полный текст

 

Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия

Категория «психологическое благополучие» является интегративной характеристикой потенциала личностного развития в современной психологии . Существуют различные представления о психологическом благополучии, так же как и смежные понятия, близкие по своему содержанию [8] . С одной стороны, развитие идей о психологическом благополучии основывалось на выделении эмоционально-оценочной составляющей состояния человека, часто связанной с переживанием удовольствия, в том числе и гедонистического характера [1; 7] . С другой стороны, повышение значимости идеи осмысленности жизни в рамках гуманистической и экзистенциальной традиции привело к появлению иного представления о психологическом благополучии, где в фокусе внимания выступает полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. В рамках данного подхода широкое распространение получила модель

К . Рифф [9] . Автор выделила шесть составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия

Задачей подросткового возраста является конструирование мировоззрения как картины мира в единстве представлений личности о природном мире, обществе, своем месте в нем и характере взаимоотношений с окружающими [5] . Психологическое благополучие подростков выражается в системе базисных убеждений личности, отражающей ее мировоззрение . Базисные представления (убеждения) о мире представляют собой личностные конструкты в виде системы иерархически организованных когнитивно­эмоциональных имплицитных представлений, определяющих поведение и межличностные отношения человека [11] . В табл. 1 представлено соотношение компонентов психологического благополучия и концепции базисных убеждений

Таблица 1 

Соотношение компонентов психологического благополучия и концепции базисных убеждений

Концепция психологического благополучия К. Рифф

Концепция базисных убеждений Р. Янофф-Бульман

Самопринятие — позитивная установка в отношении самого себя, осознание и принятие различных аспектов Я, позитивное отношение к своему прошлому

Образ Я. Позитивный образ Я: высокое мнение о себе, включающее в себя уверенность, что другие видят в нем человека, достойного внимания, интересного и привлекательного

Цели в жизни — наличие жизненных целей и чувство целеустремленности, значимость прошлого в жизни, наличие убеждений, придающих осмысленность жизни

Справедливость окружающего мира . Убеждение в том, что происходящее осмысленно и справедливо . Убеждение в справедливом и рациональном устройстве мира в целом

Способность управлять внешними обстоятельствами (контроль над жизнью) — чувство компетентности и способности управлять средой, выбор или создание личностно адекватного сообщества

Контроль над жизнью. Чувство контроля над своей жизнью . Уверенность в том, что почти всегда можно добиться максимально благоприятных результатов и минимизировать неудачи Вера в удачу. Убежденность в том, что везет часто (и относительно, и абсолютно) . И вера в то, что так и будет продолжаться

Автономия — самоопределение, независимость и внутренняя саморегуляция, сопротивление социальному давлению мыслить и действовать определенным образом, оценка себя по персональным стандартам

Способность строить свое поведение и делать личностные выборы на основе системы позитивных базисных убеждений как личностном потенциале возможностей (Д . Леонтьев)

Позитивные отношения с другими — теплые, приносящие удовлетворение, доверительные отношения, забота о благополучии окружающих, способность к эмпатии, привязанности и интимности (близости), понимание природы человеческих взаимоотношений

Доброжелательность окружающего мира. Убеждение в том, что мир полон добра, вера в то, что людям можно доверять и они, если нужно, придут на помощь

Как можно видеть, существует прямое соответствие содержания компонентов психологического благополучия и базисных убеждений личности, что позволяет предположить, что базисные убеждения как субъективно конструируемая человеком картина мира представляют собой основу психологического благополучия и личностный потенциал его развития . Личностный рост как одна из ведущих характеристик психологического благополучия, согласно К. Рифф, может быть определен как чувство непрерывного развития и своего потенциала, открытость к новому опыту, чувство все возрастающего знания и эффективности и, по сути, основывается на позитивной картине мира, интегрирующей убеждение в справедливости и доброжелательности мира, самопринятии и вере в контроль над жизнью и удачу [10] . Соответственно, «срез» системы базисных убеждений является основой и показателем психологического благополучия личности . Задачей развития подросткового возраста является конструирование мировоззрения как картины (Р . Хевигхерст) . Поэтому, приступая к нашему исследованию, мы предположили следующее:

—  характер психологического благополучия, определяющий поведение и межличностные отношения подростков, находит свое отражение в системе моральных представлений подростка как регуляторах межличностных отношений;

—  в условиях новой социальной ситуации развития и информационной социализации психологическое благополучие подростков связано с когнитивными способами обработки информации о мире, источником которой является Интернет .

Частной гипотезой стало положение о том, что существует связь между нарушением психологического благополучия подростков и наличием у них интернет-зависимости

Организованное и проведенное нами исследование имело целью определение особенностей моральных суждений подростков, различающихся по характеру психологического благополучия . Его задачами стали: 1) выделение типов психологического благополучия на основании базисных убеждений подростков; 2) установление связи типов психологического благополучия и особенностей моральных суждений подростков; 3) выделение связи типов психологического благополучия и эффективности когнитивной переработки социальной информации подростками; 4) определение характера связи между типами психологического благополучия подростков и особенностями интернет-поведения (наличия отсутствия интернет-зависимости) .

Методики и выборка исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1. Методика «Шкала базисных убеждений», при помощи которой изучались особенности мировосприятия [2]

2. Авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа [6; 12] .

3. Методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен

4. Методика «Справедливость-забота» Методика направлена на оценку уровня развития моральных суждений подростков через оценку уровня согласия с моральными суждениями, основанными на принципе справедливости и принципе заботы как базовых моральных идеях . Принцип справедливости как основы социального договора, определяющего моральную регуляцию отношений между людьми, лежит в основе теории Л Кольберга, принцип заботы — в концепции К . Гиллиган, Н . Айзенберг [3].

В исследовании приняли участие 175 подростков в возрасте от 13 до 18 лет (M=16,1; SD=1,0) . Из них 49,1% (86 человек) юношей и 50,9% (89 человек) девушек .

Результаты исследования

Типы психологического благополучия подростков

Особенности мировосприятия изучались при помощи методики «Шкала базисных убеждений». В этом опроснике, состоящем из пяти субшкал, операционализована когнитивная модель мира, включающая в себя набор представлений личности об окружающем мире, собственном «Я», а также способах взаимодействия «Я» с миром. Субшкалы: 1) доброжелательность окружающего мира; 2) справедливость окружающего мира; 3) образ Я; 4) вера в удачу; 5) уверенность в контроле .

В табл. 2 приведены средние и стандартные отклонения оценок (в стенах) базисных убеждений личности для всей выборки, отдельно для юношей, отдельно для девушек, результаты проверки значимости различий между ними (t-тест для независимых выборок)

Так как оценки представлены в стенах, то можно отметить, что справедливость окружающего мира оценивается подростками ниже всего, тогда как вера в свою удачу, напротив, в этом возрасте очень высока . Эти данные говорят об особенностях подросткового возраста . Значимых различий в оценках базисных убеждений у юношей и девушек нет .

При помощи кластерного анализа по результатам методики ШБУ подростки были разделены на 3 группы (кластера) . В табл. 3 — центры кластеров и количество респондентов в каждом из них, а на рис . 1 — графическое представление этих центров .

При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, что оценки всех базисных убеждений личности значимо различаются у респондентов разных кластеров (p<0,001) . Используя тест Тьюки (метод множественных сравнений), получили информацию о том, в оценках между какими конкретно кластерами есть значимые различия — результаты проведения ANOVA и теста Тьюки представлены в табл. 4 .

Почти все оценки базисных убеждений личности значимо различаются у респондентов разных кластеров, за исключением: 1) оценки справедливости окружающего мира и убежденности контроля над жизнью между 1 и 2 кластером; 2) оценки доброжелательности окружающего мира между 2 и 3 кластером .

Проведенный анализ позволяет нам говорить о полученных кластерах как о трех различных типах психологического благополучия подростков . Опишем их подробнее .

Таблица 2 

Основные психометрические характеристики оценок базисных убеждений личности (в стенах) 

Базисное убеждение/Характеристика

Все

Юноши

Девушки

Различия

M

SD

M

SD

M

SD

t

p

Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1)

6,49

2,65

6,48

2,77

6,51

2,54

-0,072

0,943

Справедливость окружающего мира (ШБУ 2)

4,39

2,77

4,34

2,64

4,44

2,90

-0,241

0,810

Позитивность образа Я (ШБУ 3)

6,39

3,17

6,49

3,04

6,30

3,32

0,385

0,701

Вера в удачу (ШБУ 4)

7,95

2,57

7,72

2,77

8,18

2,35

-1,183

0,238

Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5)

6,69

2,48

6,95

2,45

6,43

2,49

1,408

0,161

Таблица 3 

Центры кластеров — распределения респондентов по оценкам базисных убеждений личности

 
 

Базисное убеждение/Характеристика

Все

Юноши

Девушки

Различия

M

SD

M

SD

M

SD

t

p

Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1)

6,49

2,65

6,48

2,77

6,51

2,54

-0,072

0,943

Справедливость окружающего мира (ШБУ 2)

4,39

2,77

4,34

2,64

4,44

2,90

-0,241

0,810

Позитивность образа Я (ШБУ 3)

6,39

3,17

6,49

3,04

6,30

3,32

0,385

0,701

Вера в удачу (ШБУ 4)

7,95

2,57

7,72

2,77

8,18

2,35

-1,183

0,238

Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5)

6,69

2,48

6,95

2,45

6,43

2,49

1,408

0,161


 
 

 

 
Таблица 4 
 
Различия между оценками базисных убеждений личности у респондентов разных кластеров
 

 

ANOVA

Тест Тьюки

все

1 и 2

1 и 3

2 и 3

F

p

MD

p

MD

p

MD

p

Доброжелательность окружающего мира (ШБУ 1)

41,582

<0,001

-2,745

<0,001

-3,527

<0,001

-0,782

0,145

Справедливость окружающего мира (ШБУ 2)

39,003

<0,001

-0,713

0,305

-3,368

<0,001

-2,655

<0,001

Позитивность образа Я (ШБУ 3)

128,691

<0,001

2,778

<0,001

-3,207

<0,001

-5,985

<0,001

Вера в удачу (ШБУ 4)

58,341

<0,001

-2,619

<0,001

-3,849

<0,001

-1,230

<0,004

Убежденность в контроле над жизнью (ШБУ 5)

30,428

<0,001

-0,283

0,804

-2,652

<0,001

-2,368

<0,001


1  тип — эго-центрированный тип (29% респондентов) Представления о себе и возможности контроля жизни и удачи подростки оценивают умеренно позитивно, в то время как окружающий мир предстает недоброжелательным и несправедливым

2  тип — «фортунный» тип (24% респондентов) Его представители обнаруживают видение окружающего мира как доброжелательного, хотя и не справедливого При негативном образе себя подростки верят в удачу, полагая, что некоторые события своей жизни можно контролировать

3 тип — сбалансированный тип (47% респондентов) . Его представители отличаются видением мира как доброжелательного и вполне справедливого, у них нет сомнения в собственной значимости и ин- тересности для себя и других, они предполагают, что им везет по жизни и при этом они в состоянии контролировать события своей жизни

Не выявлено связи между полом и типом психологического благополучия (/“=2,201 при p=0,333) .

Особенности моральных суждений подростков с разными типами психологического благополучия

Уровень развития моральных суждений оценивался в соответствии с двумя базовыми периодизациями развития морального сознания: периодизации, ориентированной на принцип справедливости согласно модели Л . Кольберга, и периодизации, ориентированной на принцип заботы в соответствии с моделью К . Гиллиган, Н . Айзенберг [6] .

 
Таблица 5 
 
Связи выраженности оценок разных уровней моральных суждений справедливости и заботы и базисных убеждений личности

 

Стадия морального развития/ Базисное убеждение

ШБУ 1

ШБУ 2

ШБУ 3

ШБУ 4

ШБУ 5

Справедливость 1. 1

r

-0,272

0,099

-0,140

-0,140

-0,037

 

Р

<0,001

0,191

0,064

0,064

0 . 626

Справедливость 1. 2

r

-0,213

0,005

-0,096

-0,035

0,085

 

Р

0,005

0,947

0,204

0,645

0,261

Справедливость 2 . 1

r

-0,055

0,048

-0,117

-0,061

-0,008

 

Р

0,466

0,528

0,122

0,423

0,914

Справедливость 2 . 2

r

0 . 071

0,058

0,007

0,076

0,118

 

Р

0,352

0,442

0,926

0,317

0,120

Справедливость 3 . 1

r

-0,151

0,067

0,064

0,065

0,123

 

Р

0,047

0,379

0,400

0 . 396

0,106

Справедливость 3 . 2

r

0,075

0,096

0,016

0,110

0,076

 

Р

0,327

0,205

0,831

0 . 146

0,316

Забота 1. 1

r

-0,197

-0,038

-0,123

-0,054

0,029

 

Р

0,009

0,613

0,104

0,480

0,708

Забота 1. 2

r

0,079

0,198

-0,060

0,011

0,154

 

Р

0,298

0,009

0,432

0,889

0,042

Забота 2 . 1

r

0 . 082

0,255

0,163

0,132

0,117

 

Р

0,281

0.001

0,032

0,081

0,122

Забота 2 . 2

r

0,103

0,221

-0,017

-0,027

-0,003

 

Р

0,175

0,003

0,823

0,724

0,973

Забота 3 . 1

r

0,077

0,293

0,043

0.159

0,148

 

Р

0,312

<0,001

0,574

0,035

0,051

Было проверено наличие связей между оценкой базисных убеждений личности и оценками выраженности разных стадий развития морального сознания . В табл. 5 представлены результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона) .

Оценки по всем стадиям ценности забота, кроме первой, прямо связаны со степенью ощущения мира как справедливого. Чем более выражено переживание мира как справедливого, тем большее согласие с необходимостью строить отношения с окружающими людьми на основе принципа заботы выражают респонденты

На основе однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и теста Тьюки (метод множественных сравнений) были выявлены различия моральных суждений для подростков с разным типом психологического благополучия (табл. 6, рис . 2) .

Подростки со сбалансированным типом психологического благополучия (позитивный образ себя и мира) менее ориентированы на себя и свои интересы (стадия 1 1, периодизация по принципу заботы), чем подростки с «фортунным» типом психологического благополучия (негативный образ себя и низкое самопринятие), и более ориентированы на суждения стадии рефлексивной эмпатической ориентации (стадия 2 1), чем подростки с эго-центрированным типом (негативный образ мира и умеренно-позитивный образ Я) .

Связь психологического благополучия подростков и эффективности переработки социальной информации

Таблица 6 

Различия между оценками уровней морального развития у респондентов разных кластеров

 

 

ANOVA

Тест Тьюки

все

1 и 2

1 и 3

2 и 3

F

p

MD

p

MD

p

MD

p

Справедливость 1. 1

0,437

0,647

0,059

0,925

0,124

0,626

0,065

0,891

Справедливость 1. 2

0,996

0,371

0,047

0,956

0,187

0,385

0,139

0,621

Справедливость 2 . 1

0,138

0,871

0,086

0,859

0,037

0,963

-0,049

0,941

Справедливость 2 . 2

0,759

0,470

-0,049

0,950

-0,162

0,471

-0,112

0,722

Справедливость 3. 1

1,030

0,359

0,214

0,458

-0,006

0,999

-0,219

0,367

Справедливость 3. 2

0,646

0,525

-0,021

0,992

-0,146

0,564

-0,125

0,686

Забота 1.1

2,485

0,086

0,189

0,492

0,317

0,069

0,128

0,673

Забота 1. 2

0,754

0,472

-0,160

0,622

-0,172

0,470

-0,013

0,996

Забота 2 .1

5,436

0,005

0,292

0,138

-0,163

0,425

-0,456

0,003

Забота 2 . 2

0,729

0,484

-0,056

0,947

-0,174

0,482

-0,118

0,739

Забота 3 .1

2,580

0,079

-0,028

0,970

-0,209

0,107

-0,181

0,221

 
 

В табл. 7 представлены результаты корреляционного анализа связи между оценкой базисных убеждений личности и эффективностью когнитивной переработки социальной информации (коэффициент корреляции Пирсона) .

Эффективность цикла «поиск способов реагирования, прояснение целей» когнитивной переработки социальной информации связана с оценками «доброжелательности окружающего мира», «позитивности образа Я» и «верой в удачу», «оценка реакции» — со «справедливостью окружающего мира» и «убежденностью в контроле над жизнью», «действия» — с «доброжелательностью окружающего мира», а «восприятие» — с «верой в удачу»

При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) было выявлено, эффективность каких циклов переработки информации значимо различается у респондентов с разными типами психологического благополучия, а используя тест Тьюки (метод множественных сравнений), получили данные о том, в оценках между какими конкретно типами есть значимые различия . Результаты проведения ANOVA и теста Тьюки представлены в табл . 8, а на рис . 3 — диаграммы размаха для полученных значимых различий Подростки эго-центрированного и сбалансированного типов психологического благополучия значимо различаются по эффективности переработки информации в циклах «поиск способов реагирования, прояснение целей» и «действия»: у респондентов сбалансированного типа (позитивный образ себя и мира) она значимо выше

Типы психологического благополучия подростков и особенности интернет-поведения Частной гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что низкий уровень психологического благополучия в условиях информационной социализации приве-

Таблица 7 

Связи выраженности оценок КПИ и оценок базисных убеждений личности 

Цикл переработки информации/ Базисное убеждение

ШБУ 1

ШБУ 2

ШБУ 3

ШБУ 4

ШБУ 5

Восприятие (декодирование) (КПИ 1)

r

-0,056

-0,026

-0,061

0,171

0,046

 

Р

0,429

0,729

0,424

0,023

0 . 543

Интерпретация (КПИ 2)

r

-0,028

-0,114

0,032

0,129

0,013

 

Р

0,717

0,134

0,673

0,089

0,861

Поиск способов реагирования, про­

r

0,169

0,044

0,175

0,239

0,142

яснение целей (КПИ 3)

Р

0,025

0,561

0,020

0,001

0,062

Оценка реакции (КПИ 4)

r

0,119

0,171

0,086

0,092

0,149

 

Р

0,118

0,024

0,257

0,226

0,049

Действия (КПИ 5)

r

0,158

0,142

0,091

0,087

0,120

 

Р

0,037

0,062

0,231

0,250

0,114

Таблица 8 

Различия между оценками эффективности циклов переработки социальной информации у респондентов разных кластеров

 

 

ANOVA

Тест Тьюки

все

1 и 2

1 и 3

2 и 3

F

p

MD

P

MD

p

MD

p

Восприятие (декодирование) (КПИ 1)

1,406

0,248

-1,187

0,270

-0,189

0,955

0,998

0,322

Интерпретация (КПИ 2)

0,511

0,601

0,605

0,639

0,055

0,995

-0,549

0,637

Поиск способов реагирования (КПИ 3)

3,233

0,042

-0,293

0,899

-1,340

0,050

-1,046

0,194

Оценка реакции (КПИ 4)

1,687

0,188

-0,387

0,832

-1,021

0,178

-0,635

0,548

Действия (КПИ 5)

5,472

0,005

-1,122

0,274

-2,053

0,003

-0,931

0,336


дет к генезису нарушений поведения в форме интернет-зависимости .

При помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и теста Тьюки были выявлены значимые различия в выраженности симптомов интернет-зависимости у подростков с разными типами психологического благополучия (табл. 9, рис . 4 — диаграммы размаха для одного из полученных значимых различий (остальные аналогичные)) .

У респондентов со сбалансированным типом психологического благополучия (позитивный образ себя и окружающего мира) значимо меньше, чем у участников исследования с эго-центрическим типом психологического благополучия (негативный образ окружающего мира), выражены такие симптомы интернет-зависимости, как компульсивные (на уровне тенденции), внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (тенденция), проблемы, связанные с интернет-зависимостью, и общий балл интернет-зависимости

Обсуждение результатов

Основываясь на сравнительном анализе положений концепции психологического благо-

 Таблица 9 

Различия между выраженностью симптомов интернет-зависимости у респондентов разных кластеров

 

ANOVA

Тест Тьюки

Все

1 и 2

1 и 3

2 и 3

F

P

MD

p

MD

p

MD

p

Компульсивные симптомы

2,867

0,060

0,313

0,862

1,156

0,065

0,842

0,273

Симптомы отмены

2,974

0,054

0,020

0,999

1,140

0,096

1,120

0,136

Симптомы толерантности

0,539

0,584

0,004

1,000

0,366

0,650

0,361

0,691

Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем

3,686

0,027

0,013

1,000

1,494

0,057

1,481

0,083

Проблемы с управлением временем

2,432

0,091

0,170

0,960

1,054

0,115

0,884

0,260

Ключевые симптомы интернет-зависимости

2,848

0,061

0,338

0,971

2,662

0,086

2,324

0,190

Проблемы, связанные с интернет-зависимостью

3,719

0,026

0,183

0,988

2,548

0,047

2,365

0,098

Общий балл интернет-зависимости

3,713

0,026

0,520

0,977

5,210

0,044

4,689

0,107

 
получия К . Рифф и концепции базисных убеждений личности Р . Янофф-Бульман, мы выделили три типа психологического благополучия подростков — сбалансированный (высокий уровень психологического благополучия), эго- центрированный (низкий уровень психологического благополучия, выражаемый в переживании враждебности и несправедливости мира при фокусировании на собственных интересах) и «фортунный» (вера в удачу — фортуну при восприятии мира как несправедливого и достаточно низком самопринятии) . Поскольку базисные убеждения личности отражают ценностно­смысловые установки личности в отношении мира, самого себя и социального окружения, выделенные эмпирические типы являются подтверждением того, что ядром психологического благополучия человека является система ценностей, определяющая цели и смыслы его жизнедеятельности Признавая ограничения любой эмпирической классификации/типологии, отметим, что выделенные типы достаточно реалистично и адекватно описывают стратегии жизни современной подростковой когорты: есть группа, ориентированная на себя и удовлетворение собственных интересов и потребностей; группа, реализующая позицию пассивного бездействия в «ожидании чуда», удачи, счастливого случая; есть группа с адекватным восприятием мира и себя в нем и реализующая стратегию активного самоопределения и самостроительства. Очевидно, что каждая из групп имеет свой личностный потенциал развития, что полностью отвечает положению К Рифф о том, что личностный рост является ключевой характеристикой психологического благополучия . Моральная регуляция отношений с окружающими людьми осуществляется личностью на основе ценностного отношения к людям и самому себе, определяющим установку заботы и справедливости, т е на основе переживания психологического благополучия Мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что характер психологического благополучия, определяющий поведение и межличностные отношения подростков, найдет отражение в уровне моральных суждений подростка Подростки со сбалансированным

типом психологического благополучия обнаружили самый высокий уровень развития моральных суждений и более выраженную ориентацию на заботу о благополучии окружающих, в то время как для эго-центрированного типа характерна моральная ориентация на удовлетворение своих потребностей и интересов и низкий уровень моральных суждений . В целом это соответствует идеям Л . Кольберга и коллег, положенным в основу программы целенаправленного формирования морального сознания в рамках модели «справедливого сообщества» . Повышение уровня морального развития, выражаемое в изменении моральных суждений, в программе было обеспечено организацией активного взаимодействия с социальным окружением на основе равных прав и ответственности, что предполагало восприятие сообщества как справедливого, переживание социального принятия, а также оценку подростком себя как значимого члена сообщества при принятии групповых решений . Иначе говоря, переживание психологического благополучия в его базовых компонентах создавало основу перехода к более высокому уровню моральных суждений В когнитивном подходе (Ж . Пиаже, Л . Коль- берг) развитие моральных суждений связывалось с развитием интеллекта, создающим возможности формирования зрелых форм морального сознания на основе построения когнитивного образа общества, в котором идея справедливости выступает как основа социальной практики . Это побудило нас обратиться к исследованию взаимосвязи психологического благополучия, моральных суждений и когнитивных способностей подростков

Социальная ситуация развития современных подростков во многом связана с активной деятельностью в рамках цифрового сообщества, а информационная социализация определяет особую чувствительность подростков к социальной информации, источником которой является Интернет. Практически неограниченная свобода доступа подростков к разнообразной, часто противоречивой и «фейковой» информации при низкой критичности выступает фактором риска для достижения психологического благополучия Наши результаты свидетельствуют в пользу большей эффективности способов когнитивной переработки информации у подростков со сбалансированным типом психологического благополучия, по сравнению с низким уровнем психологического благополучия, что позволяет предположить, что когнитивная переработка информации как механизм конструирования картины мира обуславливает психологическое благополучие подростков В пользу подобного предположения, верификация которого составляет перспективу дальнейшего исследования, свидетельствует установленный в работе факт того, что выраженность симптомов интернет-зависимости выше у подростков с низким уровнем психологического благополучия

Выводы

1. Психологическое благополучие в его ценностной составляющей выступает как система базисных убеждений личности Эмпирически были выделены три типа психологического благополучия — сбалансированный (высокий уровень психологического благополучия, находящий отражение в восприятии мира как доброжелательного и справедливого, позитивный образ я и уверенность в контроле над жизнью), эго-центрированный (восприятие мира как враждебного и несправедливого при позитивном образе Я) и «фортунный» (восприятие мира как доброжелательного, но не справедливого, вера в удачу и везение)

2. Выявлены различия в уровне моральных суждений в зависимости от типа психологического благополучия . Для сбалансированного типа психологического благополучия характерен высокий уровень моральных суждений, для эго-центрированного типа — моральные суждения низкого уровня, ориентация на себя и собственные интересы

3. Низкий уровень психологического благополучия подростков соотносится с низкой эффективностью когнитивных способов переработки социальной информации при выраженности симптомов интернет-зависимого поведения

Заключение

Проведенное исследование показывает, что параметры базисных убеждений могут выступать важным диагностическим критерием для оценки психологического благополучия как интегративной характеристики потенциала личностного развития в подростковом возрасте в его ценностно-смысловой составляющей . Не претендуя в рамках используемой модели исследования на установление причинно-следственных связей между параметрами психологического благополучия, уровнем моральных суждений, особенностями используемых способов когнитивной переработки социальной информации, интернет- зависимостью, отметим, что установленные взаимосвязи отражают роль психологического благополучия как условия позитивного взросления современных подростков. Перспективой дальнейших исследований выступает выделение возрастно-психологической специфики психологического благополучия для подросткового возраста и взаимосвязи компонентов психологического благополучия и морального развития личности


[1] Molchanov Sergey Vladimirovich, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lo­monosov Moscow State University, Moscow, Russia . E-mail: s-molch2001@mail . ru

[2] Almazova Olga Viktorovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: almaz . arg@gmail . com

[3] Poskrebysheva Natalia Nikolayevna, PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia . E-mail: pskr@inbox . ru

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья.СПб.: Питер, 2003.
  2. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы // Психологический журнал.2002.T.23.№ 5.С.88— 99.
  3. Молчанов С.В.Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология.2007.№ 1.С. 73—80.
  4. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.C.59—72.
  5. Молчанов С.В.Психология подросткового и юношеского возраста.М.: Юрайт, 2016.351 с.
  6. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование, 2018.№ 5 (23).С.77—86.doi: 10.17759/pse .2018230508
  7. Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал.2017.№ 1.С.80—104.
  8. Рикель А.М., Туниянц А.А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник Московского университета.Серия 14, Психология.2017.№ 2.С.64—82.doi: 10.11621/vsp.2017.02.64
  9. Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.Vol.50.P. 1192—1198.
  10. Ryff C., Singer B. Know thyself and become what you are: A eudaimonicap- proach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies.2008.Vol.9 (1).P.13—39.doi: 10.1007/s10902-006-9019-0
  11. Janoff-Bulman R. The aftermath of victimisation: Rebuilding shattered assumption // Trauma and its wake / In C.R.Figley (ed.).N.Y.: Brunner/Mazel, 1985.P.15—35.
  12.  Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children´s social adjustment // Psychological Bulletin.1994.№ 115.P.74—101.doi: 10.1037/0033- 2909.115.1.74
  13.  Lansford J.E. et al. A 12-Year Prospective Study of Patterns of Social Information Processing Problems and Externalizing Behaviors // Journal Abnormal Child Psychology.2006.№ 34 (5).P.715—724.doi: https:// doi.org/10.1007/s10802-006-9057-4

Информация об авторах

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Поскребышева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9124-530X, e-mail: pskr@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1841
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1361
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2