Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 5. С. 16–26
doi:10.17759/pse.2019240502
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое благополучие , психологическая адаптация к школе, внутренняя позиция школьника, самопринятие, учебная деятельность, младший школьный возраст, тип семейного воспитания
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240502
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI: 10.17759/pse.2019240502
Фрагмент статьи
В концепции К. Рифф (С. Ryff) психологическое благополучие рассматривается как направленность человека на позитивную реализацию своего личностного потенциала и возможностей и удовлетворенность собственной жизнью. Структуру психологического благополучия образуют шесть личностных факторов, прямо определяющих как субъективное эмоциональное благополучие, так и личностное развитие.
Литература
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред.Д.И.Фельдштейна.3-е изд.М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001.352 с.
-
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии.2007.Том 2.№ 4.С.40—56.
-
Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности // Психологическая наука и образование.2009.№ 2.С.33—40.
-
Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации: дисс….канд.психол.наук.М., 1994.201 с.
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.М.: Просвещение, 1983.96 с.
-
Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе // Сборник научных трудов / Под ред.И.В.Дубровиной.М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.С.59—71.
-
Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь.М.: Генезис, 2003.104 с.
-
Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д. и др. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность.Творчество.Образование.Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина) // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 3.С. 5—30.doi: 10.17759/chp.2018140302
-
Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология.2006.№ 4.С. 61—73.
-
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.224 с.
-
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск: Пеленг, 1993.268 с.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.560 с.
-
Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология.2016.Том 12.№ 3.С.93—112.doi: 10.17759/ chp.2016120306
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.СПб.: Питер, 2008.672 с.
-
Ashby F.G., Isen A.M. & Turken A.U. A neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition // Psychological Review.1999.№ 106.P.529—550.
-
Bryant F.B., Veroff J. The structure of psychological well-being: A socio-historical analysis // Journal of Personality and Social Psychology.1982.№ 43.P. 653—673.
-
Fredrickson B.L., Joiner T. Positive emotions trigger upward spirals toward emotional well-being // Psychological Science.2002.№ 13.P.172—175.
-
Isen A.M., Daubman K.A., Nowicki G.P. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology.1987.№ 17.P. 107—112.
-
Lucas R.E., Diener E., Suh E. Discriminant validity of well-being measures // Journal of Personality and Social Psychology.1996.№ 71.P.616—628.
-
Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.№ 50.P. 1192—1198.
-
Shmotkin D. (1998). Happiness in the face of adversity: Reformulating the dynamic and modular bases of subjective well-being // General Psychology Review.1998.№ 9.P.291—325.