Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 5. С. 47–57
doi:10.17759/pse.2019240505
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: переживание в деятельности, качество мотивации, теория самодетерминации, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, академическая мотивация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240505
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».
Для цитаты: Клейн К.Г., Леонтьев Д.А., Костенко В.Ю., Осин Е.Н., Тараненко О.А., Кошелева Н.В. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 47–57. DOI: 10.17759/pse.2019240505
Полный текст
Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность
Конструкт переживаний в деятельности, или переживаний, сопровождающих деятельность, был введен в последние годы в связи с трехмерной моделью переживаний, описывающей критерии оптимальности текущей деятельности субъекта: удовольствие (положительные эмоции, сопровождающие процесс деятельности), смысл (ощущение связи деятельности с другими сторонами жизни самого субъекта и других людей) и усилия (ощущения контроля над процессом деятельности) [2; 3] На ее основе был создан и апробирован опросник переживаний в деятельности, выявляющий, в какой мере последняя сопровождается переживаниями удовольствия, смысла и усилия, а также пустоты (отсутствия всех трех параметров), которую М Чиксентмихайи описывает как психическую энтропию [7] Этот инструмент был успешно апробирован на материале разных видов деятельности В частности, было показано, что переживания различаются в разных видах деятельности, они отчасти связаны с характеристиками личности, с качеством мотивации и с психологическим благополучием, а также получены убедительные
доказательства валидности самой трехмерной структуры [1; 4; 5; 6] В двух новых исследованиях, вошедших в данную статью, мы задались целью более полноценной валидизации методики и поставили ряд задач преимущественно методологического характера
1. Первой основной задачей явилось дать более развернутое эмпирическое обоснование статуса переменных, описываемых трехмерной моделью и заложенных в структуру опросника. Конкретно речь идет о том, что переживания в деятельности не являются ни чертами, устойчиво присущими личности вне зависимости от ситуаций, ни состояниями, изменяющимися во времени Их мы рассматриваем как третью категорию, не сводимую к этим двум: они, как предполагает теоретическая модель, будут варьировать у одного и того же субъекта в разных видах деятельности, но не обязательно будут чувствительны к временной динамике состояний в рамках одной и той же деятельности . В предыдущем исследовании [5] были выявлены закономерные различия переживаний, сопровождавших два вида деятельности, учебную и досуговую, но не проверялась их устойчивость во времени в рамках одной и той же деятельности . Мы поставили задачу сопоставить переживания в трех видах деятельности по срезам в трех временных точках, отстоящих друг от друга на 10—15 дней .
2. Второй основной задачей был анализ предсказательной силы переживаний в учебной деятельности по отношению к внешнему критерию, а именно объективным показателям академической успеваемости, определяемой по количественным показателям сдачи двух сессий после тестирования .
3. Кроме этого, мы стремились привлечь более широкий спектр переменных личности, мотивации и эмоциональной сферы для конструктной валидизации полученной модели, а также улучшить одну из шкал опросника — шкалу усилия, которая, по данным предыдущих исследований, оказалась несколько избыточно нагружена отрицательными эмоциями . Для этого мы составили еще три альтернативных пункта в дополнение к трем имевшимся и использовали слегка увеличенный опросник, чтобы затем оптимизировать его психометрические качества
Таким образом, в соответствии с подставленными задачами нами были выдвинуты следующие гипотезы:
а) переживания в различных видах деятельности не будут зависеть от времени измерения;
б) агрегированные оценки переживания удовольствия, смысла и усилия в учебной деятельности будут положительно связаны с академической успеваемостью, в то время как переживания в других видах деятельности будут независимы от данного параметра;
в) психометрическое качество инструмента измерения переживаний в деятельности окажется на высоком уровне (надежность каждой из четырех шкал не менее а=0,70, предсказуемые умеренные связи с другими инструментами)
Исследование 1.
Связь переживаний в деятельности с академической успешностью
Участники и процедура исследования
Выборку исследования составили 104 респондента, студенты 1 курса факультета социальных наук одного из московских вузов в возрасте от 17 до 28 лет (M=18,30; SD=1,40), из которых 82% были женского пола . Участники заполняли психологические опросники в онлайн-форме . Респонденты не получали вознаграждения за участие в исследовании
Методы исследования
Для измерения переживаний в деятельности использовался обновленный вариант методики «Диагностика переживаний в деятельности» (ДПД) [2; 6] . Методика состоит из 12 пунктов, измеряющих 3 компонента «оптимального переживания»: удовольствие («это занятие доставляет мне удовольствие»), смысл («это занятие связано с тем, что для меня важно»), усилие («занимаясь этим, я прилагаю немало сил»), а также переживание пустоты («мне скучно этим заниматься») . От предшествующей версии она отличается модификацией одного утверждения в шкале «усилие» (формулировка «Это дело требует от меня усердия» заменена на более нейтральную «Я вкладываю в это много энергии») . Пункты оцениваются по 6-балльной шкале Респондентам было предложено оценить свои переживания в учебной деятельности, при проведении свободного времени (досуга, отдыха) и в поездке в университет
Для диагностики качества мотивации [15] использовалась «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности» (UPLOC) [9; 12] . Методика содержит 24 утверждения, каждое из которых измеряет различные уровни мотивационной регуляции [10; 11]: нерегулируемой (например, «раньше я понимал, зачем хожу на занятия, а теперь — нет»), экстернальной («потому что если я буду ходить на занятия, то важные для меня люди (например, родители, преподаватели) будут лучше относиться ко мне»), интроецированной негативной («потому что я бы испытывал чувство стыда, если бы не ходил на занятия»), интроецированной позитивной («потому что я хочу быть хорошего мнения о себе»), идентифицированной («потому что ходить на занятия — это мое личное решение (мой личный выбор)») и внутренней («потому что ходить на занятия интересно») . Утверждения предлагается оценить по 5-балльной шкале . Методика не включает в себя утверждения на интегрированный тип мотивационной регуляции, поскольку ее достаточно сложно измерить эмпирически [8] .
Переживания в деятельности |
M |
SD |
а Кронбаха |
Обучение — Удовольствие |
3. 89 |
0 . 93 |
0 . 88 |
Обучение — Смысл |
4 . 60 |
0 . 90 |
0 . 81 |
Обучение — Усилие |
4 . 60 |
0 . 78 |
0 . 72 |
Обучение — Пустота |
2 . 63 |
0 . 93 |
0 . 67 |
Отдых — Удовольствие |
5 . 54 |
0 . 68 |
0 . 88 |
Отдых — Смысл |
4 . 90 |
1. 15 |
0 . 83 |
Отдых — Усилие |
3. 56 |
1. 35 |
0 . 82 |
Отдых — Пустота |
1. 57 |
0 . 68 |
0 . 57 |
Дорога — Удовольствие |
2 . 54 |
1. 22 |
0 . 89 |
Дорога — Смысл |
4 . 28 |
1. 20 |
0 . 80 |
Дорога — Усилие |
3. 68 |
1. 38 |
0 . 83 |
Дорога — Пустота |
3. 60 |
1. 22 |
0 . 64 |
В конце учебного года для каждого респондента фиксировалась общая академическая успеваемость, выраженная в среднем значении баллов по всем пройденным за учебный год курсам
Результаты исследования
Описательные статистики и анализ надежности
Средние значения и стандартные отклонения представлены в табл. 1. Показатели надежности для шкал удовольствия, смысла и усилия оказались в пределах допустимых значений
Связь переживаний в деятельности с академической успешностью и учебной мотивацией Академическая успешность (GPA) и переживания в деятельности оказались связаны только для переживаний удовольствия и смысла, возникающих по дороге на учебу Показатели корреляций переживаний в деятельности и учебной мотивации оказались предсказуемыми, демонстрируя континуум (переход от отрицательных связей к положительным, и наоборот) практически по всем видам деятельности и переживаниям
Обсуждение результатов исследования 1
Методика «Диагностика переживаний в деятельности» продемонстрировала приемлемые показатели надежности, а данные о связях инструмента с параметрами учебной мотивации свидетельствуют в пользу ее конструктной валидности . Так, например, удовольствие оказывается наиболее ярко связанным с внутренней мотивацией во время учебы, а во время отдыха или по дороге на учебу эта связь становится слабее или пропадает . Амотивация (нерегулируемая мотивация) положительно связана с переживанием пустоты во всех трех видах деятельности
Переживания в деятельности |
GPA |
UPLOC AMO |
UPLOC EXT |
UPLOC IJN |
UPLOC IJP |
UPLOC IDE |
UPLOC INT |
Обучение — Удовольствие |
0 . 096 |
-0 . 50** |
-0 . 27** |
-0 . 20* |
0 . 20* |
0 . 56** |
0 . 66** |
Обучение — Смысл |
0 . 041 |
-0 . 55** |
-0 .29** |
-0 . 05 |
0 . 40** |
0 . 65** |
0 . 54** |
Обучение — Усилие |
-0 . 114 |
-0 . 02 |
0 . 18 |
0 . 20* |
0 . 21* |
0 .19 |
-0 . 020 |
Обучение — Пустота |
0 . 076 |
0 . 58** |
0 . 30** |
0 .15 |
-0 . 30** |
-0 . 54** |
-0 . 56** |
Отдых — Удовольствие |
-0 . 145 |
-0 . 07 |
0 . 02 |
0 .06 |
0 . 17 |
0 . 20* |
0 . 10 |
Отдых — Смысл |
0 . 038 |
-0 . 09 |
-0 . 01 |
-0 . 02 |
0 . 28** |
0 . 22* |
0 . 15 |
Отдых — Усилие |
0 . 010 |
-0 . 02 |
-0 . 01 |
0 . 005 |
0 . 08 |
0 .09 |
0 . 02 |
Отдых — Пустота |
0 . 183 |
0 . 24* |
0 . 04 |
0 . 04 |
-0 . 18 |
-0 . 24* |
-0 . 18 |
Дорога — Удовольствие |
0.239* |
-0 . 18 |
-0 . 05 |
0 .08 |
0 . 19 |
0 . 24* |
0 . 19* |
Дорога — Смысл |
0.225* |
-0 .44** |
-0 . 20* |
0 .01 |
0 . 21* |
0 .47** |
0 . 26** |
Дорога — Усилие |
-0 . 207 |
0 . 28** |
0 . 14 |
0 . 001 |
-0 . 13 |
-0 . 16 |
-0 . 11 |
Дорога — Пустота |
-0 . 129 |
0 . 29** |
0 . 13 |
-0 . 03 |
-0 .19* |
-0 . 20* |
-0 .23* |
Меру академической успешности лучше предсказывали не те переживания, которые проявлялись во время учебы, а те, которые возникали по дороге на нее Такой, на первый взгляд, парадоксальный результат может иметь по меньшей мере одно возможное объяснение: дорога на учебу на первом курсе, вероятно, занята подготовкой к занятиям . Эта подготовка и связанные с ней переживания осмысленности и удовольствия действительно могли лучше предсказывать академические результаты за год, чем переживания, возникающие в самом процессе обучения, еще не связанные с результатом самим по себе . Однако исследование не предполагало вопроса, чем именно занят респондент во время поездки на учебу, и такая интерпретация остается лишь предположением .
Исследование 2. Устойчивость переживаний в деятельности во времени и уточнение конструкта
Участники и процедура исследования
Выборку исследования составили 93 респондента, студенты 1 курса факультета социальных наук московского вуза в возрасте от 17 до 20 лет (M=18,02; SD=0,61), из которых 55% женского пола . Участники заполняли онлайн-форму, содержащую все используемые инструменты, после чего с промежутком в 10—15 дней дважды отвечали на вопросы методики «Переживание в деятельности». Доля выбывших к третьему этапу респондентов составила 17% (77 человек участвовали во всех трех этапах) . Респонденты не получали вознаграждения за участие в исследовании .
Методы исследования
Для диагностики переживаний в деятельности и учебной мотивации использовались
инструменты Исследования 1 — методика «Диагностика переживаний в деятельности» и «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности» (UPLOC) . В целях проверки конструктной валидности учебная мотивация по методике UPLOC изучалась только с помощью более крупных индексов автономной и контролируемой мотивации, представляющих собой суммы соответствующих субшкал Для более детальной картины относительно конструктной валидности разрабатываемого инструмента также привлекались одномерная методика принятия ответственности [13], состоящая из 8 пунктов (например, «Для меня важно выполнять данные мною обещания»), а также краткая версия Континуума психологического здоровья (MSC-SF) [15] .
Результаты исследования 2
Таблица 3
Описательные статистики и показатели надежности методики
«Диагностика переживаний в деятельности»
Переживания в деятельности |
M |
SD |
а Кронбаха |
Обучение — Удовольствие |
3. 59 |
0 . 97 |
0 .90 |
Обучение — Смысл |
4 . 68 |
0 . 92 |
0 . 84 |
Обучение — Усилие |
4 . 94 |
0 . 69 |
0 .71 |
Обучение — Пустота |
2 . 70 |
0 . 87 |
0 .66 |
Отдых — Удовольствие |
5 . 58 |
0 . 51 |
0 . 79 |
Отдых — Смысл |
5 . 00 |
0 . 88 |
0 .80 |
Отдых — Усилие |
3. 62 |
1. 32 |
0 .87 |
Отдых — Пустота |
1. 58 |
0 . 68 |
0 .65 |
Дорога — Удовольствие |
2 . 39 |
1. 06 |
0 .90 |
Дорога — Смысл |
4 .49 |
1. 07 |
0 . 75 |
Дорога — Усилие |
3. 96 |
1. 14 |
0 . 84 |
Дорога — Пустота |
3. 55 |
1. 19 |
0 .66 |
Описательные статистики и анализ надежности Распределение средних значений и величина стандартного отклонения предсказуемо распределились в зависимости от вида деятельности, отмечая дорогу на учебу/с учебы в качестве наименее приятной деятельности с наибольшим значением переживания пустоты (см . табл . 3) . Для отдыха характерны противоположные значения . Надежность инструмента оказалась в пределах допустимых значений, за исключением сниженных показателей «Пустоты» в деятельности обучения .
Влияние времени и вида деятельности на переживания в деятельности Для проверки гипотезы о влиянии времени и вида деятельности на переживания в деятельности был применен метод двухфакторного дисперсионного анализа с повторными измерениями . Результаты однозначно определяют зависимость переживаний от вида деятельности, но не от времени (см табл 4) Наблюдался небольшой эффект влияния времени на меру усилия Эффекты взаимодействия независимых переменных оказались незначимыми для всех видов переживаний
Связь переживаний в деятельности и других личностных переменных Для уточнения конструкта и меры валидности разрабатываемого инструмента были измерены связи параметров методики «Диагностика переживаний в деятельности» и других личностных переменных . При подсчете использовали усредненные данные всех трех замеров методики «Диагностика переживаний в деятельности»
Как видно из табл 5, получены ожидаемые умеренные связи методики «Диагностика переживаний в деятельности» с измерением
мотивации и принятия ответственности . При этом корреляции с параметром психологического здоровья (методика MHC-SF) оказались неожиданными, но объяснимыми: в учебной деятельности здоровье положительно связано с удовольствием и смыслом, в досуговой деятельности — со смыслом и усилием, а в дороге до университета — только со смыслом .
Обсуждение результатов исследования 2
(Двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями)
Переживание
|
Независимые переменные
|
Df
|
F
|
p
|
Удовольствие
|
Время |
2; 150 |
1. 12 |
0 33 |
Вид деятельности |
2; 150 |
345. 21 |
<0.001
|
|
Время * Вид деятельности |
4; 300 |
1.16 |
0.33 |
|
Смысл
|
Время |
2; 150 |
1.30 |
0.28 |
Вид деятельности |
2; 150 |
8.42 |
<0.001
|
|
Время * Вид деятельности |
4; 300 |
0.16 |
0.96
|
|
Усилие
|
Время |
2; 150 |
3.17 |
0.05 |
Вид деятельности |
2; 150 |
28.15 |
<0.001
|
|
Время * Вид деятельности |
4; 300 |
0.83 |
0.51 |
|
Пустота
|
Время |
2; 150 |
2.42 |
0.09 |
Вид деятельности |
2; 150 |
167.49 |
<0.001
|
|
Время * Вид деятельности |
4; 300 |
1.08 |
0.37 |
Таблица 5
Переживания в деятельности |
MHC-SF |
Ответственность |
UPLOC AUT |
UPLOC CONTR |
Обучение — Удовольствие |
0 . 39** |
0 . 39** |
0 .68** |
-0 . 21* |
Обучение — Смысл |
0 . 30** |
0 . 10 |
0 .49** |
-0 . 29** |
Обучение — Усилие |
-0 . 05 |
0 . 08 |
-0 . 094 |
0 . 13 |
Обучение — Пустота |
-0 . 13 |
-0 . 24* |
-0 . 58** |
0 . 18 |
Отдых — Удовольствие |
0 . 17 |
0 . 20* |
0 . 01 |
-0 . 08 |
Отдых — Смысл |
0 . 21* |
0 . 31** |
0 . 12 |
-0 . 33** |
Отдых — Усилие |
0 . 29** |
0 . 16 |
0 .23* |
0 . 06 |
Отдых — Пустота |
-0 . 06 |
-0 . 09 |
-0 . 06 |
0 . 19 |
Дорога — Удовольствие |
0 . 08 |
0 . 18 |
0 .24* |
-0 . 05 |
Дорога — Смысл |
0 . 21* |
-0 . 03 |
0 . 34** |
-0 . 14 |
Дорога — Усилие |
-0 . 08 |
-0 . 002 |
0 . 04 |
0 . 21* |
Дорога — Пустота |
-0 . 10 |
-0 . 30** |
-0 . 38** |
0 . 11 |
Надежность измерения в Исследовании 2 оказалась в пределах нормы, а показатели связей разрабатываемого инструмента с другими личностными переменными свидетельствуют в пользу его конструктной валидности
Общее обсуждение результатов
В исследовании, включившем три замера переживаний в деятельности с интервалом в 10—15 дней, продемонстрировано, что переживания в деятельности не являются ни чертами, устойчиво присущими личности вне зависимости от ситуаций, ни состояниями, изменяющимися во времени Переживания удовольствия, смысла, усилия и пустоты оказываются предсказуемо связанными с характеристиками мотивации, ответственности и психологического благополучия, демонстрируя высокую конструктную валидность инструмента «Диагностика переживаний в деятельности» Внутренняя согласованность шкал методики в двух исследованиях соответствует требуемому уровню, за исключением наиболее сложной мишени — переживания пустоты, продемонстрировавшей несколько сниженную, но все же приемлемую надежность
Критериальная валидность инструмента, проверку которой обеспечили данные о связях интенсивности переживаний с академической успешностью, требует более детального прояснения в последующих исследованиях: общий балл успеваемости за учебный год был связан не с переживаниями в учебной деятельности, а с таковыми по дороге на учебу
[1] Клейн Константин Георгиевич, аспирант, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ . E-mail: kleinme@mail . ru
[2] Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии МГУ им . М . В . Ломоносова . E-mail: dleontiev@hse . ru
[3] Костенко Василий Юрьевич, кандидат психологических наук, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ, Москва, Россия . E-mail: vasily . kostenko@gmail . com
[4] Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ, Москва, Россия . E-mail: eosin@hse . ru
[5] Тараненко Ольга Анатольевна, аспирант, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ . E-mail: otaranenko@hse . ru
[6] Klein Kostantin Georgievich, PhD Student, Research Assistant, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia . E-mail: kleinme@mail . ru
[7] Leontiev Dmitry Alekseevich, Doctor of Psychology, Professor, Head of International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia E-mail: dleontiev@hse ru
[8] Kostenko Vasily Yuryevich, PhD in Psychology, Research Fellow, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia. E-mail: vasily . kostenko@gmail . com
[9] Osin Evgeny Nikolayevich, PhD in Psychology, Deputy Head of International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia . E-mail: eosin@hse . ru
[10] Taranenko Olga Anatolievna, PhD Student, Research Assistant, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia. E-mail: otaranenko@hse . ru
****** Kosheleva Natalia Valerievna, PhD Student, Research Fellow, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia . E-mail: nkocheleva@hse . ru
Литература
- Гервиц А.Е., Леонтьев Д.А. Переживания в одиночестве и в компании в зависимости от отношения к одиночеству // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики.Сборник научных работ / Отв.ред.О.В.Соловьева, Т.Г.Стефаненко.М.: МГУ, 2017.С.409—414.
- Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т.Т.1./ Отв.ред.Н.Батурин.Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.С.175—179.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал.2016.№ 62.С.18—37.
- Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского университета.Серия 14: Психология.2018.№ 4.С.106—119.doi: 10.11621/vsp.2018.04.106
- Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 6.С.55—66.doi: 10.17759/pse.2018230605
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики [Электронный ресурс] // Организационная психология.2017.Т.7.№ 2.С.30—51.URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 01.10.2019).
- Чиксентмихайи М.Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл; Альпина Нон-Фикшн, 2011.460 c.
- Gagné M., Forest J., Vansteenkiste M., Crevier- Braud L., Van den Broeck A., Aspeli A.K., Westbye K. The Multidimensional Work Motivation Scale: Validation evidence in seven languages and nine countries // European Journal of Work & Organizational Psychology.2015.№ 24.P.178—196.doi: 10.1080/1359432X.2013.877892
- Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57.P.749—761.
- Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic de nitions and new direction // Contemporary Educational Psychology.2000.Vol.25.№ 1.P.54—67.doi:10.1006/ceps.1999.1020
- Ryan R.M., Deci E.L.Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // The American psychologist.2000.Vol.55.P.68—78.doi:10.1037/0003-066X.55.1.68
- Sheldon K.M., Osin E.N., Gordeeva T.O., Suchkov D., Sychev O. Evaluating the dimensionality of Self-Determination Theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin.2017.Vol.43.№ 9.P.1215—1238.doi: 10.1177/0146167217711915
- Sheldon K.M., Gordeeva T.O., Leontiev D., Osin E.N., Rasskazova E., Dementiy L., Lynch M.F. Freedom and Responsibility Go Together: Personality, Experimental, and Cultural Demonstrations // Journal of Research in Personality.2018.Vol.73.№ 1.P.63—74.
- Vansteenkiste M., Lens W., Deci E.Intrinsic versus extrinsic goal contents in self-determination theory: Another look at the quality of academic motivation // Educational Psychologist.2006.Vol.41.№ 1.P.19— 31.doi:10.1207/s15326985ep4101_4
- Żemojtel-Piotrowska M., Piotrowski J.P., Osin E.N. et al. The Mental Health Continuum — Short Form: The structure and application for cross-cultural studies — a 38 nation study // Journal of Clinical Psychology.2018.Vol.74.№ 6.P.1034—1052.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1542
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1202
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1