Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов

824

Аннотация

Представлен авторский взгляд на проблему взаимосвязи в системе «самоотношение—отношение к внешнему облику». Обращается внимание на то, что в современных исследованиях она рассматривается с различных сторон, но остается неясным ответ на вопрос о силе их влияния друг на друга. Проведенная работа была направлена на то, чтобы определить взаимосвязи между самоотношением и компонентами отношения к внешнему облику, сравнить силу их влияния друг на друга. В качестве компонента отношения к своему внешнему облику рассматривалась самооценка привлекательности внешнего облика, а в качестве показателя, подчеркивающего воздействие внешнего облика на жизнь человека, применялась оценка влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе. Материалы получены на студентах (180 человек): 43% юношей и 57% девушек в возрасте от 18 до 25 лет (Мвозраста=22 года).Были использованы следующие методические средства: 1) «Методика исследования самоотношения» (МИС), разработанная С.Р. Пантелеевым. Рассматриваются интегральные виды самоотношений: «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Внутренняя неустроенность/устроенность»; 2) шкалы: самооценка привлекательности внешнего облика; оценка влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе, разработанные В.А. Лабунской.С помощью сравнительного анализа силы влияния друг на друга самоотношения, самооценок привлекательности внешнего облика, оценок воздействия привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе было установлено, что самооценки привлекательности внешнего облика оказывают более сильное влияние на виды самоотношения студентов (p≤0,05; 0,00) по сравнению с силой воздействия самоотношения на самооценки студентов привлекательности внешнего облика, оценки влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе.

Общая информация

Ключевые слова: влияние, самоотношение, самооценка, привлекательный внешний облик, студенты

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240504

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-18-01260 «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в молодежной среде»).

Для цитаты: Лабунская В.А. Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 37–46. DOI: 10.17759/pse.2019240504

Полный текст

 

Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов

Введение

Несмотря на большой интерес к проблеме «самоотношение—отношение к внешнему облику», остаются неясными ответы на вопросы не только о взаимовлиянии особенностей отношения к своему внешнему облику и самоотношения, но и о направлении детерминации: влияют ли образ, представление, эмоциональное отношение к своему внешнему облику, оценка его функциональной значимости в жизни человека на его систему самоотношения, или, наоборот, система самоотношения личности, сложившаяся под воздействием разнообразных факторов, детерминирует отношение к своему внешнему облику (самооценки внешнего облика, обеспокоенность им, удовлетворенность внешним обликом и т .д. ) . Важно отметить тот факт, что в настоящее время выполнены работы, в которых фиксируется роль представлений о своем внешнем облике в формировании системы самоотношений [4], указывается на влияние физического образа Я на самоотношение [20], учитывается динамика самоотношения в связи с изменениями внешнего облика [18] . Кроме этого, проблема самоотношения изучается в связи с созданием психологического портрета, например, женщин с косметическими дефектами кожи лица [1] или психологического портрета девушек, отличающихся оценками красоты внешнего облика [8] В работах констатируется, что «вместе с конфликтным самоотношением и во взаимосвязи с ним развивается особое трансформированное, диссоциированное, конфликтное восприятие собственной внешности» [2, с. 111], а также рассматриваются психологические средства формирования личностью образа своего внешнего облика [5] .

В предыдущих наших исследованиях была зафиксирована динамика значимости для молодых людей—студентов привлекательного внешнего облика в различных сферах жизнедеятельности [7], а также была предпринята попытка определить место «ценности внешнего облика» в иерархии ценностных ориентаций современной молодежи [6; 10] . Выводы о привлекательном внешнем облике как «инструментальной ценности», о его значимости в молодежной среде подтверждаются в исследовании Г . В . Серикова [16] . Проблема валентности оценок внешнего облика и его значимости рассматривается в связи с вопросом о мере осознания внешнего облика, иными словами, с вопросом о включении отношения к своему внешнему облику в Я-концепцию личности [23] . Показатели значимости и валентности внешнего облика обсуждаются также в связи с вопросом о психосоциальной адаптации, в которую T . П . Мосс и Б . А . Россер (T . P . Moss, B . A . Rosser) [23] включают адаптацию к своему внешнему облику, а также в связи с проблемой повышения сензитивности к своему внешнему облику, приводящей к появлению уязвимостей различного вида Вывод о том, что негативная оценка внешнего облика в сочетании с его повышенной значимостью способствуют более высокому уровню дистресса, возникающего в связи со своим внешним обликом, разделяется многими исследователями [15; 19; 24; 25] . В нашей работе [9] также были получены данные, свидетельствующие о том, что составляющие отношения к внешнему облику имеют различное влияние на оценку субъективного благополучия . Так, повышение самооценок компонентов и характеристик внешнего облика во взаимосвязи с удовлетворенностью внешним обликом увеличивает оценки субъективного благополучия, а повышение ценности, значимости внешнего облика в жизни человека в сочетании с обеспокоенностью внешним обликом приводит к снижению оценок субъективного благополучия

Опросы молодых людей, в частности, студентов зарубежных университетов и колледжей свидетельствуют о том, что повышение значимости внешнего облика, приписывание ему «ответственности за многое из того, что случилось со мной в моей жизни» влияют на Я-концепцию, на самоотношение Результаты показывают [21], что самооценки внешнего облика являются решающей предпосылкой формирования образа о себе, особенно у девочек и студентов из специальных образовательных школ [25] . Ф . М . Чанг (F . M . Chang, 2019) [22], проведя серию исследований, пришла к выводу о том, что получение одобрения селфи, выражения любви к человеку, предъявившему в социальных сетях свой внешний облик, особенно в том случае, когда количество одобрений превышает ожидания, повышает самоуважение и общую самооценку. Ею высказывается точка зрения о том, что оценки внешнего облика являются модераторами изменения самоотношения

В монографических исследованиях [3; 13; 14; 47] постоянно подчеркивается влияние привлекательного/непривлекательного внешнего облика на различные аспекты жизнедеятельности человека (дружеские, романтические отношения, трудовая занятость, карьера, академическая успешность, детско-родительские отношения и т .д. ) . Мера влияния внешнего облика определяется фокусированием на различных компонентах внешнего облика и актуализирует стремление выглядеть лучше для того, чтобы жить лучше, быть счастливее . Сам вопрос о том, какой внешний облик можно считать привлекательным, остается дискуссионным . Ответы на этот вопрос, как правило, указывают на огромное количество факторов, которые влияют на оценку и самооценку привлекательности внешнего облика . Устойчивым остается вывод о том, что привлекательность/ непривлекательность внешнего облика оказывает влияние на положение человека в системе межличностных, социальных отношений .

Опираясь на результаты выполненных работ, в данном эмпирическом исследовании мы рассматриваем в качестве компонента отношения к своему внешнему облику самооценки привлекательности своего внешнего облика, в качестве показателя, подчеркивающего воздействие внешнего облика на жизнь человека, применяем оценку влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе

Проведенное эмпирическое исследование было направлено не только на то, чтобы определить взаимосвязи между самоотношением и отношением к внешнему облику, но и на то, чтобы сравнить силу их влияния друг на друга .

Основные предположения были сформулированы следующим образом: 1) между самооценками привлекательности внешнего облика, оценками его вклада в положение человека в обществе и самоотношениями студентов могут образовываться различные по интенсивности и знаку взаимосвязи; 2) сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика, оценок его вклада в положение человека в обществе на самоотношения студентов (и наоборот) может отличаться

Методы исследования

Для диагностики характера самоотношений участников исследования применялись следующие методические средства:

1) «Методика исследования самоотношения» (МИС), разработанная С . Р . Пантелеевым [11; 12] . Был сделан акцент на рассмотрении интегральных видов самоотношений, таких как «Самоуважение» (объединяет самоот- ношения: открытость (внутренняя честность); самоуверенность; саморуководство; зеркальное «Я» (отражение самоотношения), «Ауто­симпатия» (объединяет самоотношения: самоценность; самопринятие; самопривязанность), «Внутренняя неустроенность/устроенность» (объединяет самоотношения: внутренняя конфликтность; самообвинение) [12];

2) для определения самооценок привлекательности внешнего облика и величины меры согласия с утверждениями о вкладе внешнего облика в положение человека в обществе были разработаны две шкалы . Первая шкала имеет десять градаций: от «совсем непривлекательный мой внешний облик» до «очень привлекательный мой внешний облик». Участнику исследования предлагалось поставить отметку на шкале в соответствии с тем, как он оценивает степень привлекательности своего внешнего облика в настоящий момент . Вторая шкала имеет четыре градации . Они соответствуют различным величинам мер согласия с тем, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику . Градация величин мер согласия следующая: 4 балла — выбор меры согласия «Да, определенно можно»; 3 балла — выбор меры согласия «Скорее можно, чем нельзя»; 2 балла — выбор меры согласия «Скорее нельзя, чем можно»; 1 балл — выбор меры согласия «Нет, этого явно недостаточно»;

3) математические процедуры: частотный и корреляционный анализ (непараметрические корреляции Спирмена), однофакторный дисперсионный анализ ANOVA .

В исследовании приняли участие студенты: 180 человек, 43% юношей и 57% девушек в возрасте от 18 до 25 лет (М =22 года) .

Результаты и обсуждение

Прежде чем перейти к анализу влияния названных факторов на систему самоотношения студентов, рассмотрим корреляционные взаимосвязи между самооценками привлекательности внешнего облика, мерой согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, и системой самоотношения молодых людей В табл 1 представлены коэффициенты корреляций .

Таблица 1 

Корреляционные взаимосвязи между видами отношений и самооценками привлекательности внешнего облика, оценками влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе

 

ПОКАЗАТЕЛИ

Самоуважение

Аутосимпатия

Внутренняя неустроенность

СОЦ Пр. ВО

ОЦ Пр. ВО на ПО

САМОУВАЖЕНИЕ

1,000

,604**

-,593**

,382**

-,285*

АУТОСИМПАТИЯ

,604**

1,000

-,576**

,555**

 

ВНУТРЕННЯЯ

НЕУСТРОЕННОСТЬ

-,593**

-,576**

1,000

-,402**

 

СОЦ Пр . ВО

,382**

,555**

-,402**

1,000

 

ОЦ Пр. ВО на ПО

-,285*

 

 

 

1,000

 

Из показателей коэффициентов корреляций следует, что существуют значимые взаимосвязи между самооценками привлекательности внешнего облика и выраженностью видов отношений . Если учесть особенности обработки шкал, презентирующих виды самоотношений, то можно сделать следующий вывод: чем выше самооценка привлекательности внешнего облика, тем более закрытым является молодой человек, тем в большей степени он уверен в себе, полагает, что управляет событиями своей жизни, что другие люди уважают, одобряют и понимают его, тем выше у него ощущение ценности собственной личности, принятие себя и выраженность нежелания меняться

Важной является взаимосвязь между самооценками привлекательности внешнего облика и таким обобщенным показателем самоотношения, как «внутренняя неустроенность» . Данная взаимосвязь носит обратно пропорциональный характер (r=-,402**): чем выше самооценка привлекательности внешнего облика, тем ниже показатели внутренней неустроенности . Это означает, что чем выше самооценка привлекательности внешнего облика, тем ниже выраженность конфликтности, выше уровень симпатии к себе в целом, сглаживание внутренних проблем и противоречий Заслуживает внимания и тот факт, что выбор величины меры согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, вступает в обратно пропорциональные взаимосвязи с самоуважением и не имеет значимых корреляционных связей с аутосимпатией, с внутренней неустроенностью человека. Частотный анализ показал, что 60% студентов-участников исследования считают, что «скорее можно, чем нельзя» и «определенно можно» сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику. Одновременно, чем ниже показатели выраженности самоотношений («внутренняя честность-открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение—зеркальное Я»), интегрированные в обобщенное самоотношение «Самоуважение», тем выше осознание своего Я, но вместе с этим выше неудовлетворенность собой, тем сильнее выражено ожидание неуважения, неодобрения и т. д. Исходя из такой психологической трактовки взаимосвязей между величиной меры согласия с утверждением о том, что можно сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, и самоуважением, можно предположить, что студенты приписывают внешнему облику «инвестиционную силу» и определенную «ответственность» за происходящее в их жизни

 
 
Таблица 2 
 
Интенсивность влияния изучаемых показателей друг на друга
 

Влияние самооценки привлекательности внешнего облика, оценки влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе (независимые переменные) на систему самоотношения (зависимые переменные)

Показатели

СОЦ Пр. ВО

ОЦ Пр. ВО на ПО

F

P

F

P

Самоуважение

3,026

,006

2,023

,121

Аутосимпатия

7,382

,000

,962

,417

Внутренняя неустроенность

2,652

,014

,114

,952

Влияние видов самоотношения (независимые переменные) на самооценки привлекательности внешнего облика, оценки влияния привлекательного внешнего облика на положение человека в обществе (зависимые переменные)

Показатели

Влияние

самоуважения

Влияние

аутосимпатии

Влияние внутренней неустроенности

F

P

F

P

F

P

СОЦ Пр . ВО

2,391

,011

1,791

,061

2,212

,022

ОЦ Пр . ВО на ПО

1,985

,035

1,251

,269

,410

,964


Корреляционный анализ показал также отсутствие значимых взаимосвязей между самооценками привлекательности внешнего облика и величиной мер согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику. Данный факт может указывать на то, что молодые люди с различными самооценками привлекательности внешнего облика могут выбирать одни и те же величины мер согласия с данным утверждением . Этот результат свидетельствует, на наш взгляд, также о том, что самооценка привлекательности внешнего облика и представление о значимости внешнего облика могут рассматриваться в качестве относительно независимых факторов самоотношения .

Как известно, корреляционный анализ дает представление о взаимосвязях между изучаемыми показателями, но не указывает на то, какой из изучаемых показателей оказывает более сильное влияние . В этой связи, применив метод ANOVA, постараемся получить ответ на два вопроса: 1) о силе детерминации системы самоотношения, сложившейся у молодых людей, самооценок внешнего облика, величин мер согласия с утверждениями о влиянии привлекательного внешнего облика на положение личности в обществе; 2) о силе детерминации самооценок внешнего облика, величин мер согласия с утверждениями о влиянии привлекательного внешнего облика на положение личности в обществе системы самоотношения, сложившейся у молодых людей . Показатели F — интенсивности влияния независимого фактора на зависимые переменные приведены в табл. 2 .

Сравнивая показатели F и Р, приведенные в табл. 2, можно сделать вывод о том, что сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика на систему самоотношения («Самоуважение», «Аутосимпатия», «Внутренняя неустроенность») намного выше, чем сила воздействия сложившейся системы самоотношения на самооценки привлекательности внешнего облика . При этом, учитывая коэффициенты корреляций и интерпретацию видов самоотношений, мы можем обозначить направление влияния самооценок привлекательности внешнего облика на систему самоотношения: повышение      самооценок привлекательности внешнего облика детерминирует снижение открытости и повышение закрытости, увеличивает самоуверенность, самоценность, принятие себя, уровень симпатии к себе, снижает конфликтность и выраженность стремления к изменениям Иными словами, чем выше студенты оценивают привлекательность своего внешнего облика, тем более позитивно они относятся к себе, ценят себя . У них более устойчивая система само- отношения Вместе с этим зафиксированные противоречия в системе самоотношения студентов позволяют высказать предположение о том, что повышение самооценок привлекательности внешнего облика может выполнять компенсаторные, защитные функции, что неизбежно будет приводить к внутреннему напряжению и затруднениям во взаимодействии с другими людьми

Определенным подтверждением высказанному предположению является зафиксированная нами сила влияния на систему самоотношения величины меры согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику Следует сразу отметить, что сила воздействия данного фактора на систему самоотношений ниже, чем сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика . Кроме этого, данный фактор оказывает значимое влияние только на такой вид самоотношения, как «Самоуважение» В свою очередь, этот вид само- отношения детерминирует только выбор величины меры согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, но интенсивность его воздействия несколько ниже . Исходя из наших данных, можно обозначить направление воздействия данного фактора: чем выше мера согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, тем выше осознание своего Я, но вместе с этим выше неудовлетворенность собой, тем сильнее выражено ожидание неуважения, неодобрения и т . д.

Выводы

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились .

1. Между самооценками привлекательности внешнего облика, оценками его вклада в положение человека в обществе и самоотношениями студентов существуют различные по интенсивности и знаку взаимосвязи

2. Самооценки привлекательности внешнего облика образуют значимые прямо пропорциональные взаимосвязи с такими интегральными видами самоотношений, как «Самоуважение» и «Аутосимпатия», и обратно пропорциональную связь с таким видом сомоотношения, как «Внутренняя неустроенность»

3. 60% студентов-участников исследования считают, что «скорее можно, чем нельзя» и «определенно можно» сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику Студенты приписывают внешнему облику «инвестиционную силу» и определенную «ответственность» за происходящее в их жизни

4. Сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика, оценок его вклада в положение человека в обществе на самоотношения студентов (и наоборот) существенно отличается Сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика на систему само- отношения «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Внутренняя неустроенность» намного выше, чем сила воздействия сложившейся системы самоотношения на самооценки привлекательности внешнего облика

5. Направление влияния самооценок привлекательности внешнего облика на систему самоотношения таково: повышение самооценок привлекательности внешнего облика детерминирует снижение открытости и повышение закрытости, увеличивает самоуверенность, самоценность, принятие себя, уровень симпатии к себе, снижает конфликтность и выраженность стремления к изменениям 6 Сила влияния на систему самоотношения величины меры согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, на систему самоотношений ниже, чем сила влияния самооценок привлекательности внешнего облика Данный фактор оказывает значимое влияние только на такой вид самоотношения, как «Самоуважение». Направление воздействия данного фактора таково: чем выше величина меры согласия с утверждением о том, что сегодня можно достичь высокого положения в обществе благодаря привлекательному внешнему облику, тем выше осознание своего Я, но вместе с этим выше неудовлетворенность собой, тем сильнее выражено ожидание неуважения, неодобрения и т д

Подводя итог, мы можем с определенной долей уверенности заявить, что не столько система самоотношения студентов оказывает влияние на самооценки привлекательности внешнего облика, на выбор величины меры согласия с утверждениями, касающимися «инвестиционной силы» внешнего облика, сколько самооценки студентов привлекательности внешнего облика обусловливают выраженность различных характеристик самоотношения При всей взаимозависимости системы самоотношения и самооценок привлекательности внешнего облика прослеживается более сильная детерминация самооценок привлекательности внешнего облика самоотношения студентов Вместе с этим система самоотношения молодых людей может не так интенсивно, но все-таки заметно определять самооценки привлекательности внешнего облика, выбор величины меры согласия с утверждениями об «инвестиционной силе» внешнего облика

Зафиксированные противоречия в системе самоотношения студентов позволяют высказать предположение о том, что повышение самооценок привлекательности внешнего облика может выполнять компенсаторные, защитные функции, что неизбежно будет приводить к внутреннему напряжению и затруднениям во взаимодействии с другими людьми Следовательно, не только необходимо позитивно оценивать привлекательность своего внешнего облика, понимать и принимать функциональную значимость, «инвестиционную силу» внешнего облика, но и формировать позитивную систему самоотно- шения, выступающую в качестве фундамента Я-концепции, управляющей различными аспектами бытия молодых людей 

 

[1] Лабунская Вера Александровна, доктор психологических наук, профессор, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия . E-mail: vlab@aaanet. ru

Литература

  1. Александров А.А., Багненко Е.С. Психологические характеристики женщин с косметическими дефектами кожи лица // Вестник психотерапии.2012.№ 41.С.52—66.
  2. Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология.2009.№ 4.С.105—114.
  3. Вульф Н. Миф о красоте.Стереотипы против женщин.М.: Альпина нон-фикшен, 2018.576 с.
  4. Жиляев А.Г., Полянина М.А. Роль представления о собственной внешности в проблемах самоотношения женщин-студенток // Казанский педагогический журнал.2010.№ 5—6.С.126—134.
  5. Каминская Н.А. Психологические средства формирования личностью образа своего внешнего облика: качественное исследование // Национальный психологический журнал.2017.№ 1 (25).С.72—83.doi: 10.11621/npj.2017.0109
  6. Лабунская В.А. «Ценность внешнего облика» в иерархии ценностных ориентаций современной студенческой молодежи / Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности.М.: «Институт психологии РАН», 2018.С.742—748.
  7. Лабунская В.А. Динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика // Социодинамика.2018.№ 11.С.11—19.doi: 10.25136/2409-7144.2018.11.27887
  8. Лабунская В.А. Особенности самоотношения девушек-участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика // Психолог.2017.№ 5.С.33—45.doi: 10.25136/2409- 8701.2017.5.24249
  9. Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество.2019.Т.10.№ 3.С.51—66.doi:10.17759/sps.2019100304
  10. Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 3.С.91—103.doi: 10.17759/sps.
  11. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.М.: МГУ, 1991.108 с.
  12. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.М.: Смысл, 1993.32 с.
  13. Психология красоты / пер.с немец.А.В. Коченгина; под ред.А.Херговича.Харьков: Гуманитарный Центр, 2014.380 с.
  14. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности.СПб.: Питер, 2009.256 с.
  15. Сац Е.А., Слободчиков И.М. Особенности самосознания у женщин-клиентов косметологических услуг // Современные проблемы науки и образования.2015.№ 1—1.С.1563.doi: 10.17513/spno.121-18589.
  16. Сериков Г.В. Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде // Психолог.2018.№ 6.С.21— 31.doi: 10.25136/2409-8701.2018.6.27934
  17. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности.СПб.: Питер, 2009.240 с.
  18. Фаустова А.Г. Динамика самоотношения при изменениях внешности: дисс....канд.психол.наук.М., 2017.225 с.
  19. Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического «Я» в зависимости от реальности телесного восприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии.Серия «Психология».2012.№ 1 (11).С.75—91.
  20. Шутова Н.В., Суворова О.В., Куасси А.П. Влияние физического образа «я» на самоотношение формирующейся личности [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии.2015.№ 12—1.С.169—174.URL: http:// www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35233 (дата обращения: 31.07.2019).
  21. Baudson T.G., Weber K.E., Freund P.A. More Than Only Skin Deep: Appearance Self-Concept Predicts Most of Secondary School Students’ Self- Esteem // Front Psychol.2016.№ 7.1568.doi: 10.3389/ fpsyg.2016.01568
  22. Chang F.M. Selfies on social media: the role of appearance contingent self-worth and impact on self-esteem.Dis… for the Degree of Doctor of Philosophy.Windsor, Ontario, Canada, 2019.248 р.
  23. Moss T.P., Rosser B.A. The Moderated Relationship of Appearance Valence on Appearance Self Consciousness: Development and Testing of NewMeasures of Appearance Schema Components // PLoS-Public Library of Science ONE.2012.November 30.doi.10.1371/journal.pone.0050605
  24. O’Barr J.F., Roberts T. Bringing back the body: a retrospective on the development of objectification theory // Psychol.Women Q.2011.№ 35.Р.689— 696.
  25. Schmidt Jen., Martin A. Appearance Teasing and Mental Health: Gender Differences and Mediation Effects of Appearance-Based Rejection Sensitivity and Dysmorphic Concerns // Front Psychol.2019.№ 10.Р. 579.doi: 10.3389/fpsyg.2019.00579

Информация об авторах

Лабунская Вера Александровна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" (ФГАОУ ВО ЮФУ), Научный руководитель научно-образовательной лаборатории «Социальная психология внешнего облика» АПП ЮФУ. Заместитель председателя диссертационного совета при ЮФУ., Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8901-8773, e-mail: vlab@aaanet.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1505
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 824
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1