Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования

883

Аннотация

Статья является частью цикла исследований, посвященных наблюдению за свободной игрой дошкольников с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. Здесь представлены результаты наблюдений игры с предметами оперирования. Показана динамика игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет). Отмечается, что в двух младших группах ролевые переименования встречаются крайне редко и сопровождаются игровыми действиями, в то время как внешность в связи с ролью дети не изменяют. После 5 лет число переименований резко увеличивается — две трети детей называют себя ролевым именем, многие наряжаются, и подавляющее большинство играет в роли. В возрасте 6 лет наблюдается незначительный спад количества детей с ролевыми переименованиями и незначительное увеличение числа детей, изменяющих внешность, по сравнению с детьми 5 лет. В среде с предметами оперирования роль возникает в ответ на игрушки, что существенно отличается от того, как появляется роль в среде с полифункциональными материалами. Авторами перечисляются роли, которые звучали в игре с предметами оперирования.

Общая информация

Ключевые слова: свободная игра, сюжетно-ролевая игра, ролевое замещение, предметное замещение, игрушки, полифункциональные материалы, предметы оперирования, открытая предметная среда

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240501

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01226).

Для цитаты: Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2019240501

Фрагмент статьи

В статье представлены очередные данные, полученные в цикле исследований с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. В отечественной традиции за единицу сюжетно-ролевой игры принимается роль.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.416 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966.№ 6.С.62—77.
  3. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой.М.: Элти- Кудиц, 2003.
  4. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников.М.: ЛИНКА-пресс, 2016.256 с.
  5. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.96 с.
  6. Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред.Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко.М.: Педагогика, 1987.
  7. Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет.М.: Высшая школа психологии, 2005.141 с.
  8. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 3.С.12—19.doi:10.17759/psyedu.2018100302.
  9. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.75—84.doi:10.17759/pse.2018230607
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.
  11. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.
  12. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого- педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии.2008.№ 1.C.16—25.
  13. Трифонова Е.А. Режиссерские игры дошкольников.Часть 1.Организация в условиях детского сада.М.: Национальный книжный центр, 2017.256 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.300 c.
  15. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.М.: Просвещение, 1976.96 c.

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2000
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 883
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0