Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса

892

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования социальных представлений о школе и учебе у основных участников современного образовательного процесса: самих школьников, их учителей и родителей.В работе, проведенной в 2018/2019 учебном году, приняли участие 480 подростков, учеников 5—11 классов нескольких московских общеобразовательных школ, их родители (145 человек) и учителя (147 человек).Для выявления социальных представлений респондентам предлагалось написать последовательно по пять ассоциаций на следующие слова: «школа» (для подростков), «школа моего детства» и «современная школа» (для учителей и родителей), «учеба» и «ЕГЭ» (для всех групп участников).В логике теории «ядра и периферии» полученные по каждой из групп участников исследования ассоциации были подвергнуты прототипическому анализу (по П. Вержесу).Проверялась гипотеза о различии социальных представлений о школе и учебе в разных группах участников образовательного процесса.Социальные представления исследованных групп, так или иначе различающиеся, когда речь идет о школе или учебе, оказались близкими, когда были проанализированы ассоциации к слову «ЕГЭ»: кроме часто встречающейся констатирующей (и в этом смысле эмоционально нейтральной) ассоциации «тест», остальные имели отрицательную эмоциональную, оценочную окраску.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, школа, учеба, ЕГЭ, подростки, учителя, родители

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240601

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта «Разработка методического арсенала для мониторинга учебной мотивации».

Для цитаты: Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2019240601

Литература

  1. Баранова В.А., Донцов А.И. Коллективные воспоминания и культурная травма разных поколенческих групп // Социальная психология и общество.2019.Т.10.№ 2.С.29—46.doi:10.17759/ sps.2019100204
  2. Воловикова И.М., Мустафина Л.Ш.Структура социальных представлений российской молодежи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв.редактор А.Л. Журавлев и др.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.575 с.
  3. Воробьева Е.В., Горохов С.В. Школа как институт социализации // Социальная психология развития: в 2 ч.Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред.Н.Н.Толстых.М.: Издательство Юрайт.2017.С.148—168.
  4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии.М.: Изд-во МГУ, 1987.128 с.
  5. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.476 с.
  6. Емельянова Т.П.Разработка понятия социального представления — новый этап в развитии концептуального аппарата социальной психологии // Разработка понятий современной психологии / Отв.ред.А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.С.379—400.
  7. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Коллективные чувства в отношении значимых социальных явлений: сравнительный анализ групп студентов православных и светских вузов [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2017.Т.10.№ 53.URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2017v10n53/1427-emelyanova53.html (дата обращения: 06.11.2019).
  8. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем: количественные и качественные методы // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 3.С.166—175.doi:10.17759/ sps.2018090316.
  9. Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество.2017.Т.8.№ 2.С.116—130.doi:10.17759/ sps.2017080208.
  10. Кузнецова А.В. Коллективные воспоминания о политической власти в различные исторические периоды у представителей разных поколенческих групп россиян // Социальная психология и общество.2013.Т.4.№ 3.С.102—115.
  11. Тимошина И.Н. Структура социальных представлений студентов о статусе в современном обществе // Социальная психология и общество.2016.Том 7.№ 2.С.51—64.doi:10.17759/ sps.2016070204
  12. Федотова С.В.Структура социальных представлений молодежи о социальном статусе // Вестник Российского нового университета.Серия «Человек в современном мире».2015.№ 4.С.37—45.
  13. Abric J.-Cl. Experimental study of group creativity: Task representation, group structure and performance // European Journal of Social Psychology.1971.№ 1 (3).P.311—326.
  14. Moscovici S. Etude de representation social de la psychanalyse.These pour le Doctorates Lettres.Paris: PUF, 1960.
  15. Moscovici S. The phenomenon of social representation // Social representations / In R.M.Farr, S.Moscovici (eds).Cambridge: CUP, 1984.P.3—69.
  16. Verges P. Noyau central, sailanceet proprieties structurales // Textessur les representations sociales.1994.№ 3 (1).P.3—12.

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Тер-Аванесова Наталья Владимировна, магистрант факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: 79262271531@yandex.ru

Черняк Наталия Андреевна, магистрант факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: vipgood@rambler.ru