Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы

582

Аннотация

Описываются основные этапы и переходы в развертывании Учебной Деятельности, рассматриваемой в рамках представлений Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о смысле и содержании обучения. Развертывание обучения описывается как развертывание совокупного действия учителя и учеников — как Посредническое Действие. Центральное для системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова представление об Учебной Задаче как основе построения общего способа действия понимается и как исток мотивации обучения. Она представляется как явственность противопоставления поиска способа действия (возможных опор действия) и непосредственного достижения результата, т.е. противопоставления рассмотрения (ситуации) и прямого достижения (результата), а тем самым противопоставления интригующего (интересного) и требуемого. Рассматривается эволюция действия моделирования как эволюция знакового опосредствования ученической активности. Модель эволюционирует от понимания и построения ее устройства к приданию ей функции средства выполнения действия. В функции средства она становится ресурсом возможного действия, и именно так опыт действования выступает для самого ученика. Развертывание учебной задачи и моделирования осмысливается как соотнесение функционального генеза и онтогенеза.

Общая информация

Ключевые слова: посредническое действие, учебная задача, мотив как вызов, моделирование, эволюция моделирования, соотношение функционального генеза и онтогенеза

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250403

Для цитаты: Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 28–39. DOI: 10.17759/pse.2020250403

Литература

  1. Бугрименко Е.А. Знак и позиция в экспериментально-генетическом методе // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 80—91.
  2. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по букварю Д.Б. Эльконина. Методическое пособие к букварю. М.: «Просвещение», 2003. 160 с.
  3. Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Д.Б. Эльконина— В.В. Давыдова // Концепция развивающего обучения в основной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. С. 11—34.
  4. Воронцов А.Б., Санина С.П. География // Концепция развивающего обучения в основной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. С. 411—445.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Издательство «Искусство», 1965. 379 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1983. 502 с.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. Пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  8. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 96—110.
  9. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика: учебник 1 класс. М.: Бином, 2019. 160 с.
  10. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. 142 с.
  11. Давыдов В.В. Последние выступления. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998. 88 с.
  12. Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // В сб. «Обучение и развитие». М.: Просвещение, 1966. С. 35—48.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1966. 542 с.
  14. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М.: Изд-во УРАО, 2000. 209 с.
  15. Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 18—44.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательство политической литературы, 1975. 304 с.
  17. Магкаев В.Х. Теоретические предпосылки построения метода исследования и объективно- нормативной диагностики развития основ рефлексивного мышления // В кн. «Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности». М.: Психологический институт имени Л.Г. Щукиной РАО, 1995. С. 8—29.
  18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербук, 1990. 292 с.
  19. Островерх О.С., Свиридова О.И., Мокроусова А.Г. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников // Сб. Педагогика развития. Красноярск, 2013. С. 13—41.
  20. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. 286 с.
  21. Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 105—116. DOI: 10. 17759/chp. 2019150311
  22. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 с.
  23. Чудинова Е.В. Учебная проба как проект и реальность в учебной деятельности подростков // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 24—30. DOI: 10.17759/chp.2017130203
  24. Чудинова Е.В. (составитель). Учим понимать биологию. М.: «Авторский клуб», 2019. 216 с.
  25. Шпет Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007. 711 с.
  26. Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Островерх О.С., Свиридова О.И. Современность и возраст. М.: «Авторский клуб», 2015. 60 с.
  27. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 35—49.
  28. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. № 3. С. 103—112. DOI: 10.17759/chp.2016120306
  29. Эльконин Б.Д. Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 116—122. DOI: 10.17759/2019150112
  30. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: Издательский дом «ERGO», 2010. 279 с.
  31. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. Тезисы всесоюзного симпозиума. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. С. 3—5.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
  33. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

Информация об авторах

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1211
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 582
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10