Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда

272

Аннотация

Представлены результаты исследования мнений участников рынка труда относительно содержания метапредметных компетенций как компонента современного образования. Работа проводилась Лабораторией управления проектами МГПУ в 2019—2020 годах и базировалась на методологии качественных исследований с применением глубинного интервью. Было опрошено сорок восемь респондентов, представляющих три группы: менеджеров, специалистов и университетских преподавателей. В каждой группе присутствовали респонденты, работающие в двух укрупненных областях — социальные науки и естественные науки. Им предлагались кейсы, описывающие основные функции управления персоналом, и уточняющие вопросы внутри каждого кейса. В качестве структуры для анализа метапредметных результатов обучения разработаны и предложены целенаправленные действия, представленные в виде действия, выраженного глаголом, и цели (предмета) действия. Шестиступенчатый анализ полученных в ходе исследования данных показал, что ожидания и представления различных участников рынка труда относительно метапредметных результатов обучения в современных школах можно описать девятью метапредметными компетенциями: 1) адаптироваться; 2) взаимодействовать; 3) говорить и писать; 4) достигать; 5) конкурировать; 6) презентовать; 7) проектировать; 8) управлять; 9) учиться. На практическом уровне описание структуры метапредметных компетенций в виде действий и предметных областей позволило предложить их в качестве сквозных структурных компонентов образовательных программ в системе основного общего и среднего общего образования и рекомендовать включить их в образовательные стандарты.

Общая информация

Ключевые слова: метапредметные компетенции, деятельностный подход, содержание образования, участники рынка труда, целенаправленные действия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250609

Для цитаты: Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 104–112. DOI: 10.17759/pse.2020250609

Фрагмент статьи

Содержание образования — ключевой компонент любого образовательного процесса. Под содержанием образования в индустриальной экономике ХХ в. чаще всего понимали только систему знаний, умений и навыков. При переходе к цифровой экономике на стыке ХХ и ХXI вв. в качестве нового содержания добавились компетенции.

Литература

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.2003.№ 10.С.8—14.
  2. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Источников В.В. Перспективы развития профессии учителя: от передачи знаний к современным образовательным технологиям // Вестник МГПУ.2019.№ 3 (49).С.52—60.
  3. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А., Шевченко П.В. Компетентностная модель педагога как инструмент оценки результатов его деятельности // Педагогика.2018.№ 1.С.14—21.
  4. Весманов С.В., Иванова М.А., Весманов Д.С. Исследование аспектов профессиональной деятельности и социальных перспектив участников образовательных отношений в контексте изменений и нововведений в системе московского образования.М., 2020.143 с.
  5. Жадько Н.В. Компетентностный подход в содержании и методике обучения // Тенденции развития образования: Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра.Материалы XII Международной научно- практической конференции.2016.С.193—202.
  6. Жадько Н.В. Обучение компетенциям возможно.Какие выбрать алгоритмы? // Вестник Московского городского педагогического университета.Серия: Экономика.2017.№ 1 (11).С.86—94.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос».2006.5 мая.URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения: 24.07.2020).
  8. Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2015.№ 10 (295).C.28—39.
  9. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации [Электронный ресурс].URL: https://ioe.hse.ru/ monitoring/4k (дата обращения: 14.07.2020).
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.М.: Нобель пресс, 2011.130 с.
  11. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования.М.: «Мир книги», 2001.102 с.
  12. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра.Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования [Электронный ресурс] / И.Д.Фрумин [и др.] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования.М.: НИУ ВШЭ, 2018.28 с.URL: https:// ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf (дата обращения: 24.07.2020).
  13. 33 ways Davos 2019 made an impact on the world.25.01.2019.[Электронный ресурс].URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/01/ (дата обращения: 24.07.2020).
  14. New Vision for Education.Unlocking the Potential of Technology (Prepared in collaboration with The Boston Consulting Group) [Электронный ресурс].URL: https://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 24.07.2020).
  15. The Economist.Driving the skills agenda: preparing children for the future.An Economic Intelligence Unit report sponsored by Google for education.2015.[Электронный ресурс].URL: http:// www&eiuperspectives&economist.com/sites/default/ files/Drivingtheskillsagenda.pdf.(дата обращения: 24.07.2020).
  16. Voogt J., Pareja-Roblin N. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies // Journal of Curriculum Studies.2012.Vol.44 (3).P.299—321.DO I:10.1080/00220272.2012.668938
  17. Joint dialog: how are schools developing real employability skills? 20.10.2018.[Электронный ресурс].URL: https://www.thecdi.net/write/JOINT-DIALOGUE-FINAL-REPORT-3.pdf (Accessed 26.10.2020).
  18. Pang E., Wong M., Leung C.H., Coombes J. Competencies for fresh graduates’ success at work: Perspectives of employers // Industry and Higher Education.2019.Vol.33 (1).P.55—65.DOI:10.1177/0 950422218792333journals.sagepub.com/home/ihe

Информация об авторах

Весманов Сергей Викторович, кандидат экономических наук, руководитель Лаборатории управления проектами, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0345-4254, e-mail: vesmanovsv@mgpu.ru

Жадько Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2425-6708, e-mail: JadkoNV@mgpu.ru

Весманов Дмитрий Сергеевич, директор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8838-6352, e-mail: VesmanovDS@mgpu.ru

Акопян Гурген Александрович, кандидат социологических наук, доцент, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-735X, e-mail: AkopyanG@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 619
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 272
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0