Апробация методики определения готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов

19

Аннотация

В статье описана методика определения готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования. Методика включает сбор мнений разных субъектов деятельности площадки для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в педагогических университетах: руководителя площадки, заведующих выпускающими кафедрами, студентов бакалавриата (будущих педагогов-психологов). Анкеты содержат два блока вопросов: условия практической подготовки педагогов-психологов системы образования, готовность педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов. Представлены результаты апробации методики в МГППУ, в которой приняли участие: руководитель площадки, три заведующих выпускающими кафедрами, 61 студент бакалавриата четвертого курса очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в университете созданы организационно-методические, кадровые и материально-технические условия организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников бакалавриата, будущих педагогов-психологов. Студенты освоили каждое изученное направление деятельности (трудовую функцию) педагога-психолога как отдельно по элементам профессионально ориентированного модуля (дисциплины, практика), так и в целом по модулю, имеют опыт сдачи промежуточной аттестации в форме профессионального (демонстрационного) экзамена.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог (психолог образования), практическая подготовка, деятельностный подход, профессиональный экзамен, психолого-педагогическое образование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160309

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00037-24-01 от 09.02.2024 г. «Мониторинг готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных Л.М. Прокопьеву, начальника отдела мониторинга качества профессионального образования ФГБОУ ВО МГППУ

Получена: 26.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Сафронова М.А., Лисицына А.А. Апробация методики определения готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 3. С. 141–155. DOI: 10.17759/psyedu.2024160309

Полный текст

Введение

В данной статье авторами предложена методика определения готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования (далее – Методика). Методика опирается на деятельностный подход в психологии, применяемый ранее в системе высшего педагогического образования в ходе реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) [5-8]. Методика включает сбор мнений разных субъектов деятельности площадки для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в педагогических университетах: руководителя площадки, заведующих выпускающими кафедрами, осуществляющих подготовку по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [11], студентов бакалавриата (будущих педагогов-психологов).

Мониторинг готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования направлен на изучение соответствия опыта вузов в практико-ориентированной подготовке будущих специалистов педагогов-психологов требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [10]. Мониторинг опирается на положения таких документов, как Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017) [3], Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р) [4], Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки Министерства просвещения Российской Федерации [9], направления совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в современных условиях развития системы образования [12].

Проведение мониторинга позволяет получить информацию о том, как в подготовку педагогов-психологов системы образования встроена процедура проведения профессионального (демонстрационного) экзамена как формы промежуточной аттестации по дисциплине/модулю или практике в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена.

В рамках комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) [8] была разработана и апробирована концепция профессионально ориентированного модуля как единицы основной профессиональной образовательной программы. «Концептуальной “клеточкой” (в понимании В.В. Давыдова) <…> такой деятельностной программы, играющей роль основной образовательной единицы в рамках разрабатываемого нами подхода, является понятие “Профессионально ориентированного модуля” <…> каждый модуль оказывается интегрированной практико-теоретической единицей, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих Профессиональному стандарту педагога» [8, с. 13]. В рамках обучения студентов по новым модульным образовательным программам дважды была проведена независимая оценка сформированности компетенций студентов [5; 7]. Вместе с тем на момент завершения проекта А.А. Марголис писал, что «ключевой нерешенной проблемой, связанной с итогами проекта, на наш взгляд, является отсутствие введения профессионального экзамена для выпускников программ педагогического образования» [8, с. 22].

В настоящее время в педагогических университетах Министерства просвещения Российской Федерации созданы площадки для проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов, изданы Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки Министерства просвещения Российской Федерации [9], начат процесс внедрения профессиональных (демонстрационных) экзаменов как формы промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Программа исследования

Мониторинговое исследование запланировано в целях описания готовности педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов и анализа условий практической подготовки педагогов-психологов системы образования с позиций разных субъектов деятельности.

В апреле 2024 года была проведена апробация методики определения готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников педагогов-психологов в Центре проведения демонстрационного экзамена МГППУ и на трех факультетах МГППУ: «Психология образования», «Клиническая и специальная психология», «Социальная психология».

В анкетировании приняли участие руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников МГППУ, три заведующих выпускающими кафедрами, студенты бакалавриата, обучающиеся на четвертом курсе очной формы обучения по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, общей численностью 61 человек.

Анкета для руководителя площадки проведения профессионального (демонстрационного) экзамена включала один блок вопросов: готовность педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов. Анкеты для заведующих выпускающими кафедрами и студентов бакалавриата – будущих педагогов-психологов включали два блока вопросов: условия практической подготовки педагогов-психологов системы образования и готовность педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов.

Анкетирование проводилось с использованием AnketologBox в онлайн-формате. Доступ респондентов к анкетам осуществлялся по ссылкам. Опрос студентов осуществлялся анонимно.

Результаты

  1. Готовность педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов

Рассмотрим вопрос готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена с позиции руководителя Площадки. В МГППУ создана Площадка, информация о ней размещена на официальном сайте университета, утвержден «Порядок организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным профессиональным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки». В порядок включены примерные критерии оценивания психолого-педагогического занятия: научная грамотность, психолого-педагогическая грамотность, инструментальная грамотность, коммуникативно-цифровая грамотность (согласно Методическим рекомендациям [9]). Создано отдельное структурное подразделение для проведения демонстрационного экзамена, назначен его руководитель. Созданы дополнительные демонстрационные кабинеты для педагога-психолога: индивидуального консультирования; тренинговой и проектной работы; профилактической, диагностической и коррекционно-развивающей работы. Закуплено специальное оборудование и учебно-методическое обеспечение.

Заведующие выпускающими кафедрами отметили, что разработаны оценочные материалы профессионального (демонстрационного) экзамена для педагога-психолога. Демонстрационная версия оценочных материалов размещена в открытом доступе на сайте МГППУ. В 2024 году в МГППУ для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, с января по июнь были проведены профессиональные (демонстрационные) экзамены как форма промежуточной аттестации по 8 модулям (166 чел.), 3 профессиональных (демонстрационных) экзамена как форма государственного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации (65 чел.). Всего было проведено 11 профессиональных (демонстрационных) экзаменов для 231[1] студента. Заведующие выпускающими кафедрами указали, что эти экзамены в целом у разных групп студентов охватили все семь трудовых функций обобщенной трудовой функции А «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» профессионального стандарта педагога-психолога. Дополнительно был задан вопрос о том, проводился ли профессиональный экзамен для выпускников программ магистратуры. Заведующие выпускающими кафедрами сообщили, что добровольный профессиональный экзамен выпускники программ магистратуры, будущие педагоги-психологи, сдавали в традиционной для МГППУ форме тестирования и решения кейс-заданий [2].

Таким образом, с позиции руководителя Площадки и заведующих выпускающими кафедрами в МГППУ созданы организационно-методические, кадровые и материально-технические условия организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников бакалавриата – будущих педагогов-психологов.

Рассмотрим вопрос готовности университета к проведению демонстрационного экзамена с позиции студентов. Большинство опрошенных студентов (69%) считают полностью достаточной свою осведомленность о проведении профессионального (демонстрационного) экзамена для педагога-психолога и 31% – частичной.

98% опрошенных студентов отметили, что ознакомлены с оборудованием для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена.

90% опрошенных студентов ответили, что сдавали профессиональный (демонстрационный) экзамен в ходе освоения образовательной программы. Из них 87% студентов ответили, что сдавали профессиональный (демонстрационный) экзамен как форму промежуточной аттестации по модулю, 11% – как форму промежуточной аттестации по дисциплине, 9% – как форму промежуточной аттестации по практике (множественный выбор).

На вопрос «На сайте университета размещена информация о проведении профессионального (демонстрационного) экзамена, которая была использована Вами при подготовке к профессиональному (демонстрационному) экзамену для педагога-психолога» 69% студентов дали положительный ответ.

Большинство опрошенных студентов (84%), отвечая на вопрос: «Вам выдается отдельный сертификат о сдаче профессионального (демонстрационного) экзамена в Центре проведения демонстрационных экзаменов Вашего университета?», дали положительный ответ.

66% опрошенных студентов отметили, что сертификат о сдаче профессионального (демонстрационного) экзамена загружен в цифровое портфолио на ресурсах МГППУ.

91% опрошенных студентов отметили, что демонстрировали владение навыками разработки и применения цифровых учебных, воспитательных, развивающих материалов в ходе сдачи профессионального (демонстрационного) экзамена.

Таким образом, студенты четвертого курса бакалавриата, будущие педагоги-психологи, подтвердили, что знакомы с процедурой сдачи профессионального (демонстрационного) экзамена, имеют опыт сдачи такого экзамена как формы промежуточной аттестации в преддверии государственного экзамена.

После анкетирования, в ходе рефлексии по результатам сдачи профессионального (демонстрационного) экзамена как формы государственного экзамена студенты отметили, что профессиональный (демонстрационный) экзамен им позволил: «Строить выступление в ограниченный отрезок времени, наполняя его максимальным смыслом. Смотреть на ситуацию с различных сторон (разные роли). Выступать перед комиссией с учетом определенных критериев», «Глобально подходить к ситуации, рассматривая все ее возможные грани».

 

  1. Условия практической подготовки педагогов-психологов системы образования

Второй блок вопросов анкет касался изучения условий практической подготовки педагогов-психологов системы образования. Поскольку в ходе профессионального (демонстрационного) экзамена студент показывает фрагмент профессиональной деятельности в модельных условиях при помощи волонтеров, то практический опыт и его рефлексия могут помочь студенту приблизить свои действия к реальной деятельности в заданной ситуации.

Участники исследования обучаются по модульным практико-ориентированным образовательным программам бакалавриата [8]. Профессионально ориентированные модули включают: теоретические дисциплины, распределенные практики, экзамен по модулю. Объем подготовки по модулю составляет в среднем 12 з.е., включая 3 з.е. распределенной практики, 1 з.е. отводится на экзамен по модулю. Ответы студентов на вопрос: «Какие направления деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) Вы освоили в процессе обучения?» представлены в таблице (множественный выбор).

Таблица. Ответы студентов о направлениях деятельности педагога-психолога, которые ими освоены в ходе обучения по элементам модуля и в целом по модулю

Трудовая функция профессионального стандарта педагога-психолога

Дисциплины (%)

Практика (%)

Профессионально ориентированный модуль (%)

Сдан профессиональный (демонстрационный) экзамен* (%)

Трудовая функция 1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

85,2

63,9

72,1

36,1

Трудовая функция 2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

86,9

54,1

65,6

24,6

Трудовая функция 3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

83,6

60,7

65,6

29,5

Трудовая функция 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

88,5

57,4

70,5

29,5

Трудовая функция 5. Психологическая диагностика детей и обучающихся

83,6

73,8

73,8

29,5

Трудовая функция 6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

83,6

65,6

68,9

21,3

Трудовая функция 7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

86,9

62,3

68,9

24,6

 

Рассмотрим ответы студентов по каждому направлению деятельности педагога-психолога. Студенты ответили, что освоили каждое изученное направление деятельности (трудовую функцию) педагога-психолога как по элементам профессионально ориентированного модуля (дисциплины, практика), так и в целом по модулю. Для сравнения освоения трудовых функций по элементам модуля и модулю в целом был использован непараметрический критерий Фридмана, который показал, что статистически значимых различий не обнаружено (р>0,005). Сдачу профессионального (демонстрационного) экзамена по модулям в соответствии с трудовыми функциями отметили около 30% студентов, поскольку данный экзамен начал внедряться в МГППУ с апреля 2023 года (на 3 курсе обучения студентов). При подготовке к профессиональному (демонстрационному) экзамену для педагога-психолога 36% опрошенных студентов использовали видеокейсы, записанные на базе Центра проведения демонстрационных экзаменов.

Обсуждение результатов

Ограничением исследования является то, что в нем принимали участие студенты трех программ бакалавриата направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование разных направленностей, студенты одной программы учатся по профилю «Психология образования (педагог-психолог)», поэтому разработчики образовательных программ не планировали охват всех трудовых функций по каждому из элементов профессионально ориентированного модуля.

Ответы студентов также говорят о том, что освоение такой сложной трудовой функции, как психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций [1], может являться пространством для дальнейшего профессионального роста молодого педагога-психолога, например, на уровне магистратуры.

Результаты данного исследования носят предварительный характер, поскольку охватывают обучающихся бакалавриата по одному направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в отношении их готовности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-психолога. Проведение мониторинга готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования по результатам апробации данной методики является перспективой дальнейшего исследования.

Вместе с тем исследователи разных стран поднимают вопрос о том, что инструмент оценки готовности к профессиональной деятельности может быть как инструментом развития будущего специалиста, так и ориентировать всех участников на требование «соответствия». Оценка эффективности педагогической деятельности учителей (the Educative Teacher Performance Assessment (edTPA)) внедрялась в качестве инструмента для укрепления профессионализации учителей в США. Исследователи отмечают, что как разработка образовательной политики, так и программные различия влияют на то, как заинтересованные стороны воспринимали и внедряли edTPA – либо как основу для исследования, либо как «соответствие» [15]. Исследователи поднимают вопрос среды обучения, в частности, данные свидетельствуют о том, что кандидаты получают более высокие баллы, когда их наставляет сотрудничающий учитель, который лучше знаком с оценками эффективности [13]. Исследователи также отмечают организационную сложность, связанную с различными интерпретациями требований в системе оценке edTPA преподавателями и будущими учителями [14]. Исследование оценки эффективности преподавания будущих учителей в Австралии (the Teaching Performance Assessment (TPA)), которое включает анализ видеоэпизодов преподавания, показывает, что такая система оценки может способствовать образовательному росту будущих учителей, но также несет риски перенаправления цели на тактику соответствия [16].

Таким образом, мониторинг оценки профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» важен как для системы высшего образования, так и для практической службы психологии образования [12].

Выводы

  1. Разработана методика определения готовности университета к проведению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования, которая включает сбор мнений разных субъектов деятельности: руководителя площадки, заведующих выпускающими кафедрами, студентов бакалавриата (будущих педагогов-психологов). Анкеты содержат два блока вопросов: условия практической подготовки педагогов-психологов системы образования, готовность педагогических университетов к введению профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников педагогов-психологов.
  2. Анкетирование руководителя Площадки и заведующих выпускающими кафедрами показало, что в МГППУ созданы организационно-методические, кадровые и материально-технические условия организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена для выпускников бакалавриата, будущих педагогов-психологов. Студенты четвертого курса бакалавриата, будущие педагоги-психологи, также подтвердили, что знакомы с процедурой сдачи профессионального (демонстрационного) экзамена, имеют опыт сдачи такого экзамена в форме промежуточной аттестации в преддверии государственного экзамена.
  3. Студенты ответили, что освоили каждое изученное направление деятельности (трудовую функцию) педагога-психолога как отдельно по элементам профессионально ориентированного модуля (дисциплины, практика), так и в целом по модулю. Подготовка по такой сложной трудовой функции, как психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций, может являться пространством для дальнейшего профессионального роста молодого педагога-психолога, например, на уровне магистратуры.
  4. Полагаем, что разработка и внедрение в подготовку психолого-педагогических кадров видеокейсов (в том числе подготовленных в профильных организациях – базах практики и на площадке проведения профессионального (демонстрационного) экзамена) по направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога является перспективой дальнейшего развития и послужит повышению качества подготовки студентов по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в университете.

[1] Группа студентов могла принимать участие и в промежуточной, и в государственной итоговой аттестации. Указано общее число сданных профессиональных (демонстрационных) экзаменов студентами.

Литература

  1. Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 48–60. DOI:10.17759/psyedu.2017090306
  2. Захарова И.М. Кейс-задания как инструмент оценки профессиональной компетенции будущего педагога / И.М. Захарова, С.И. Грахова, Н.Г. Хакимова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 98–101.
  3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287411&cacheid=9511C3BCAF1959AF40151097F80E4088&mode=splus&rnd=tQTkEGUbYyDIAWwF#VuokEGUyD1eXxDQp2 (дата обращения: 18.06.2024).
  4. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=420869&cacheid=4916C3971E5C843F6ACD59FDC2BB3344&mode=splus&rnd=tQTkEGUbYyDIAWwF#XG5lEGUoRPV3sLyp (дата обращения: 18.06.2024).
  5. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 77–92. DOI:10.17759/pse.2015200507
  6. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014–2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101
  7. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 64–81. DOI:10.17759/pse.2018230106
  8. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 5–39. DOI:10.17759/pse.2021260301
  9. Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки: приложение к письму Минпросвещения России № 08-1265 от 04.08.2022. М., 2022.
  10. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 18.06.2024).
  11. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50364) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=440854#LvFd3GUU2c8ZD6nR (дата обращения: 18.06.2024).
  12. Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2024_n1/Rubtsov_Leonova (дата обращения: 18.06.2024).
  13. Bastian K.C., Lys D.B., Whisenant W.R.L. Does Placement Predict Performance? Associations Between Student Teaching Environments and Candidates’ Performance Assessment Scores // Journal of Teacher Education. 2023. Vol. 74. № 1. P. 40–54. DOI:10.1177/00224871221105814
  14. Cohen J., Hutt E., Berlin R.L., Mathews H.M., McGraw J.P., Gottlieb J. Sense Making and Professional Identity in the Implementation of edTPA // Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 71. № 1. P. 9–23. DOI:10.1177/0022487118783183
  15. De Voto C., Olson J.D., Gottlieb J.J. Examining Diverse Perspectives of edTPA Policy Implementation Across States: The Good, the Bad, and the Ugly // Journal of Teacher Education. 2021. Vol. 72. № 1. P. 42–55. DOI:10.1177/0022487120909390
  16. Kriewaldt J., Ziebell N., Tan K., Crane N. Insights into an Australian practice-oriented teaching performance assessment for prospective teachers: benefits and complexities // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2023. Vol. 52. № 1. P. 101–116. DOI:10.1080/1359866X.2023.2231861

Информация об авторах

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Лисицына Александра Андреевна, кандидат психологических наук, и.о. проректора по профессиональному образованию, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-7907-2327, e-mail: lisitsynaaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 74
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 19
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8