Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушками

593

Аннотация

Представлена часть исследования, посвященного наблюдению за свободной игрой дошкольников с разными видами материала для сюжетно-ролевой игры.Показаны результаты наблюдений игры с образными игрушками.Обнаружено, что в данной предметной среде есть существенные гендерные различия: мальчики либо не играют, либо играют в режиссерской позиции; в то же время, если они берут на себя роль, то не опираются на образные игрушки.Обращено внимание на то, что количество ролевых имен достаточно высокое в игре с образными игрушками, что, возможно, отражает специфическую функцию этого вида материала в игре.Среди разворачиваемых тем особое место занимают семейные, бытовые, игры в животных и в целом — мотивы заботы и опеки.Возрастной анализ показал «скачок» в количестве детей с ролью в 6 лет, в то время как в 5 лет — возраст наибольшего расцвета игры — ролевое замещение в игре с образными игрушками, скорее, игнорируется детьми.

Общая информация

Ключевые слова: свободная игра, сюжетно-ролевая игра, ролевое замещение, предметное замещение, игрушки, полифункциональные материалы, образные игрушки, куклы

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260102

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-01226.

Для цитаты: Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушками // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2021260102

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966.№ 6.С.62—77.
  2. Доронов С.Г. Педагогические условия активизации самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников в детском саду: Автореф.дисc....канд.пед.наук.М., 2012.22 с.
  3. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой.М.: Элти- Кудиц, 2003.
  4. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников.М.: ЛИНКА-пресс, 2016.256 с.
  5. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание.1997.№ 6.С.9—16.
  6. Крыжов П.А.Герой-монстр как нормальный персонаж произведений, адресованных детям [Электронный ресурс] // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы.Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно- практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф.Обуховой.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.С.150—153.URL: https://psyjournals.ru/ obukovoi_2018/issue/ (дата обращения: 11.08.2020).
  7. Нельсон А. Игра как опосредованное действие.Гендерный аспект // Психологическая наука и образование.2011.Том 16.№ 2.С.93—101.
  8. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Смирнова Е.О.[и др.] // Вопросы психологии.2008.№ 1.C.16—25.
  9. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 3.С.12—19.DOI:10.17759/psyedu.2018100302
  10. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.С.5—15.DOI:10.17759/pse.2019240501
  11. Рябкова И.А., Шеина Е.Г.Игрушка как условный объект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.№ 4.С.75—81.DOI:10.17759/jmfp.2018070408
  12. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование.2008.Том 13.№ 3.С.62—71.
  13. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай / Смирнова Е.О.[и др.] // Современное дошкольное образование: Теория и практика.2016.№ 2.С.34—43.
  14. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.2002.№ 4.С.38—52.
  15. Berg L.-E. Toys and play in identity construction for preschool children; a pilot study of older preschool children // Toys as communication: Toy research in the late twentieth century.Part 2 / Anders Nelson, Lars-Erik Berg & Kristen Svensson (eds.).SITREC, 2003.P. 193—208.
  16. Cherney I.D. et al. The effects of stereotyped toys and gender on play assessment in children aged 18—47 months // Educational Psychology.2003.Vol. 23.№ 1.P.95—106.DOI:10.1080/01443410303222
  17. Fulcher M., Hayes A.R. Building a Pink Dinosaur: the Effects of Gendered Construction Toys on Girls’ and Boys’ Play // Sex Roles.2018.Vol.79.P.273—284.DOI:10.1007/s11199-017-0806-3
  18. Gulden T. Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics // International Journal of Play.2016.Vol.5.№ P.77—92.DOI:10.1080/21594937.2016.1147289
  19. Hashmi S., et al.Exploring the benefits of doll play through neuroscience // Frontiers in Human Neuroscience.2020.Vol.14.DOI:10.3389/ fnhum.2020.560176
  20. Kalkusch I., et al.Promoting social pretend play in preschool age: Is providing roleplay material enough? // Early Education and Development.2020.DOI:10.1080/ 10409289.2020.1830248
  21. Møller S.J.Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play.2015.Vol.7.№ P.322—346.
  22. Parsons A., Howe N. Superhero toys and boys’ physically active and imaginative play // Journal of Research in Childhood Education.2006.Vol.20.№ P.287—300.DOI:10.1080/02568540609594568
  23. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children // Early Child Development and Care.2011.Vol.181.№ P.909—927.DOI:10.1080/03004430.2010.503 892

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1133
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 593
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3