Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями

250

Аннотация

Представленное в статье исследование было направлено на выявление совместного влияния семейных, школьных отношений и отношений с друзьями на общую удовлетворенность жизнью и уровень субъективного благополучия детей. Эксперимент реализован в рамках международной коллаборации по изучению благополучия детей Children’s Worlds (ISCWeB) («Детский мир»).В ходе исследования разработан инструментарий, позволяющий классифицировать детей в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями. Анализ сформированных кластеров позволяет учесть многомерность и неоднородность явления. Проведены адаптация и апробация предложенной методики на выборке из 1959 учащихся школ Тюменской области 10- и 12-летнего возраста. Согласно результатам, у детей 10 и 12 лет различаются как число сформированных кластеров, так и их качественный состав, что подтверждает возрастную динамику явления. Дети 10-и лет более категоричны в оценивании своего благополучия и удовлетворенности жизнью — они или удовлетворены жизнью, или не удовлетворены. Дети 12-и лет более детальны в оценивании удовлетворенности жизнью; они способны выделять различные сферы и аспекты своей жизни, осуществлять дифференцированную оценку.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие детей, удовлетворенность школой, удовлетворенность семьей, удовлетворенность друзьями, индикаторы благополучия, факторный анализ, кластерный анализ, деревья классификации

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260613

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки благополучия ребенка в Российской Федерации».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В. Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 164–175. DOI: 10.17759/pse.2021260613

Литература

  1. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого.2017.№ 4(102).С.13—16.URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=29876050 (дата обращения: 20.10.2021).
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.C.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
  3. Брук Ж.Ю. Вызовы современной школе: хотят ли дети учиться? [Электронный ресурс] // Мир, открытый детству.Материалы II Всероссийской научно- практической конференции (с международным участием) (г.Екатеринбург, 17 июня 2021 г.).Отв.ред.Е.В.Коротаева.С.14—19.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46517080 (дата обращения: 20.10.2021).
  4. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В., Волосникова Л.М., Семеновских Т.В.Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 5.С.85—100.DOI:10.17759/pse.2021260507
  5. Зинченко T.O., Грушина И.A. Представления о счастье у младших школьников // Известия Воронежского государственного университета.2015.№ 1.С.263—266.
  6. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.С.16—26.DOI:10.17759/pse.2019240502
  7. Канонир Т.Н., Угланова И.Л., Федерякин Д.А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.3.С.64—74.DOI:10.17759/jmfp.2018070306
  8. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов [Электронный ресурс] // Психологический журнал.2019.Том 40.№ 6.С.18—30.DOI:10.31857/ S020595920007311-8
  9. Осин Е.Н.Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS [Электронный ресурс] // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Том 9.4.URL: https://psy-journal.hse.ru/ data/2013/10/31/1283206420/Osin_9-04pp91-110.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
  10. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.C.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
  11. Рассказова Е.И., Лебедева А.А. Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э.Динера: апробация русскоязычной версии // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2020.Том 17.№ 2.С.250—263.DOI:10.17323/1813- 8918-2020-2-250-263
  12. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 6.C.5—15.DOI:10.17759/pse.2018230601
  13. Фомина Т.Г., Моросанова В.И.Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология.2019.Том 12.№ 3.С.164—175.DOI:10.17759/exppsy.2019120313
  14. Ben-Arieh А., Rees G., Dinisman Т.Children’s Well-being around the world: Findings from the Children’s Worlds (ISCWeB) project [Электронный ресурс] // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80.P. 1—180.URL: https://www.sciencedirect.com/journal/ children-and-youth-services-review/vol/80?sdc=1 (дата обращения: 30.10.2021).
  15. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N., Volosnikova L.Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well- Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review.2021.Vol.60(1).Р.75—96.DOI:10.1353/prv.2021.0004
  16. Casas F., González M. School: One world or two worlds? Children’s perspectives // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80(9).Р.157—170.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.054
  17. Dinisman Т., Andresen S., Montserrat С., Strozik D. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review.2017.№ 80(9).Р.105—115.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.064
  18. Goswami H. Social relationships and children’s subjective well-being // Social Indicators Research.2012.№ 107(3).P.575—588.DOI:10.1007/s11205- 011-9864-z
  19. Huebner E.S., Hills K.J., Jiang X., Long R.F., Kelly R., Lyons M.D. (ed.).Schooling and children’s subjective well-being // Handbook of child well-being: Theories, methods and policies in global perspective.2014.P. 797—819.DOI:10.1007/978-90-481-9063-8_26
  20. Kutsar D., Kesearu K. Do children like school — Crowding in or out? International comparison of children’s perspectives // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80(9).Р.140—148.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.052
  21. Rees G., Bradshow J., Goswami H., Keung A.Understanding Children’s Well-being: A National Survey of Young People’s Well-being [Электронный ресурс].London: The Children’s Society.2010.URL: https:// www.york.ac.uk/inst/spru/research/pdf/Understanding.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
  22. Rees G., Savahl S., Lee B.J., Casas F. (eds.).Children’s views on their lives and well-being in 35 countries: A report on the Children’s Worlds project, 2016-19 [Электронный ресурс].Jerusalem, Israel: Children’s Worlds Project (ISCWeB).2020.URL: https://isciweb.org/wp-content/uploads/2020/07/ Childrens-Worlds-Comparative-Report2020.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

Информация об авторах

Брук Жанна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Исследователь международного проекта по изучению субъективного благополучия детей — Детский Мир — Children’s Worlds: The International Survey of Children’s Well-Being (ISCWeB), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2806-2513, e-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Игнатжева Светлана Валентиновна, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой компьютерных наук, Университет Даугавпилс, профессор кафедры психологии и педагогики детства Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ),, г. Тюмень, Российская Федерация, Даугавпилс, Латвия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3608-8409, e-mail: svetlana.ignatjeva@du.lv

Метрики

Просмотров

Всего: 553
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 250
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3