Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями

341

Аннотация

Представленное в статье исследование было направлено на выявление совместного влияния семейных, школьных отношений и отношений с друзьями на общую удовлетворенность жизнью и уровень субъективного благополучия детей. Эксперимент реализован в рамках международной коллаборации по изучению благополучия детей Children’s Worlds (ISCWeB) («Детский мир»).В ходе исследования разработан инструментарий, позволяющий классифицировать детей в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями. Анализ сформированных кластеров позволяет учесть многомерность и неоднородность явления. Проведены адаптация и апробация предложенной методики на выборке из 1959 учащихся школ Тюменской области 10- и 12-летнего возраста. Согласно результатам, у детей 10 и 12 лет различаются как число сформированных кластеров, так и их качественный состав, что подтверждает возрастную динамику явления. Дети 10-и лет более категоричны в оценивании своего благополучия и удовлетворенности жизнью — они или удовлетворены жизнью, или не удовлетворены. Дети 12-и лет более детальны в оценивании удовлетворенности жизнью; они способны выделять различные сферы и аспекты своей жизни, осуществлять дифференцированную оценку.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие детей, удовлетворенность школой, удовлетворенность семьей, удовлетворенность друзьями, индикаторы благополучия, факторный анализ, кластерный анализ, деревья классификации

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260613

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки благополучия ребенка в Российской Федерации».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В. Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 164–175. DOI: 10.17759/pse.2021260613

Полный текст

Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями

 

Введение

Адаптация иностранных опросников на русскоязычных выборках является предметом многих исследований. Описание процесса, результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников Е. Хюбнера на выборке учащихся третьих классов представлены исследователями Т.Н. Канонир, И.Л. Углановой и Д.А. Фе- дерякиным [7]. О.А. Сычев и коллеги предложили свой вариант опросника Е. Хюбнера, апробированный для детей 9—11 лет. Методика позволяет получить оценку удовлетворенности жизнью по пяти шкалам: «Семья»,

«Школа», «Учителя», «Я сам», «Друзья», а также общий показатель удовлетворенности жизнью [12]. На российской выборке были также адаптированы наиболее широко применяемые в мире инструменты измерения субъективного благополучия (далее — СБ) в парадигме двухкомпонентной модели — Шкала позитивного и негативного аффекта [9] и Шкала удовлетворенности жизнью Динера [11]. Разрабатывается инструментарий для оценки СБ детей с особыми образовательными потребностями [10].

Рассматривая опыт адаптации «взрослых» методик измерения СБ для использования на выборках детей, Т.О. Арчакова с коллегами основным определяет постструк­туралистский подход к адаптации методик, который «переносит акцент с “внутреннего Я” на роль социального взаимодействия». Она обращает внимание на расхождения между пониманием детского благополучия взрослыми и пониманием самими детьми [2].

В структуре когнитивно-оценочного компонента благополучия ребенка Т.В. Архире­ева выделяет удовлетворенность отношениями с родителями, учителем, сверстниками и удовлетворенность успехами в школьной деятельности [1].

Семья и хорошие отношения с близкими являются ключевыми факторами, связанными с СБ детей. Благоприятная атмосфера в семье и положительный семейный опыт являются более сильными предикторами удовлетворенности жизнью, чем общение со сверстниками, и способствуют гармоничному развитию личности ребенка [8; 15; 17; 18]. Семья обеспечивает ребенку безопасную среду, в которой дети могут чувствовать заботу и защищенность.

Исследования благополучия детей за последние два десятилетия продемонстрировали важность переменных, связанных со школой [6; 13]. Удовлетворенность школой, отношениями с учителями и одноклассниками, безопасность и буллинг, успешность в обучении, школьные оценки и знания, полученные в школе, показали корреляции различной выраженности с общей удовлетворенностью жизнью и детским благополучием [5; 13; 16; 19; 20]. Согласно результатам нашего исследования, из всех сфер жизни (отношения с родными, семья, друзья, времяпровождение, материальное благополучие и др.) менее всего дети удовлетворены именно школьной жизнью [3; 15].

Методы

Реализация представленного исследования включала в себя адаптацию шкал, позволяющих оценить удовлетворенность семьей, школьной жизнью и друзьями. Индикаторы удовлетворенности были заимствованы из опросника международного проекта по изучению СБ детей «Детский мир» (https://isciweb.org/; https://isciweb. org/the-questionnaire/). Уникальность проекта заключается в том, что исследователи «Детского мира», во-первых, работают с самими детьми и призывают широкую общественность услышать голоса детей. Во-вторых, задают детям вопросы не только об уходе, поддержке и безопасности, а также о том, насколько дети ощущают, что их слышат взрослые — родители, учителя; получают ли дети возможность участвовать в принятии решений, касающихся их собственной жизни [14; 22].

Индикаторы оценивались респондентами по пятибалльной шкале — от абсолютного несогласия (0) до абсолютного согласия (4) с предложенными утверждениями.

С целью снижения размерности пространства индикаторов рассматриваемого явления был выполнен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.

Факторный анализ позволил выявить трехфакторную структуру рассматриваемого явления. Суммарный процент дисперсии, объясняемый выделенными факторами, составил 65,63%.

Первый фактор «Удовлетворенность семьей» имеет наибольшую информативность и объясняет 24,09% суммарной дисперсии. Наибольшие факторные нагрузки имеют такие индикаторы, как: «Если у меня возникнет проблема, моя семья мне поможет», «Моя семья заботится обо мне», «Я чувствую себя дома в безопасности».

Второй фактор «Удовлетворенность школьной жизнью» объясняет 23,18% суммарной дисперсии. Наибольшие факторные нагрузки имеют такие индикаторы, как: «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю», «Если у меня возникнет проблема в школе, мои учителя мне помогут», «Мои учителя заботятся обо мне».

Третий фактор «Удовлетворенность друзьями» объясняет 18,34% суммарной дисперсии. Наибольшие факторные нагрузки имеют такие индикаторы, как: «Мы с друзьями хорошо ладим друг с другом», «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся», «Если у меня возникнет проблема, у меня есть друг, который меня поддержит».

Проверка надежности опросника по его внутренней согласованности с помощью расчета коэффициентов а-Кронбаха дала следующие результаты: удовлетворенность семьей (а=0,878), удовлетворенность школьной жизнью (а=0,783), удовлетворенность друзьями (а=0,843). Все шкалы показали оптимальную (достаточную) внутреннюю согласованность (а>0,75).

Между интегративным показателем СБ по шкале Базовых доменов субъективного благополучия, а также всеми шкалами удовлетворенности выявлены прямые корреляции на высоком уровне статистической значимости. Шкалы удовлетворенности семьей, школьной жизнью и друзьями имеют также прямые значимые корреляции с позитивными аффектами и обратные с отрицательными, что доказывает конвергентную валидность предлагаемой методики.

Анализ взаимосвязей между шкалами опросника показывает, что все корреляции между шкалами являются положительными и значимыми, что свидетельствует о высокой внутренней согласованности методики и подтверждает обоснованность объединения шкал в единый конструкт в рамках СБ личности.

Кластерный анализ в пространстве полученных факторов позволил выделить однородные (с точки зрения рассматриваемого явления) группы (кластеры) детей. Причем у детей 10 лет и 12 лет различаются как число сформированных кластеров, так и их качественный состав, что подтверждает возрастную динамику явления. Анализ сформированных кластеров позволяет учесть многомерность и неоднородность явления. Как инструментарий на этом этапе исследования используются деревья классификации. Метод деревьев классификации является одним из наиболее популярных методов решения задач классификации и прогнозирования. Дерево классификации, построенное в пространстве индикаторов удовлетворенности семьей, школой и друзьями, позволяет оценить дескриптивную способность индикаторов и прогнозировать распределение респондентов по соответствующим кластерным группам на основании простых правил.

При анализе выделенных кластеров также были использованы:

—    Шкала субъективного благополучия проекта «Детский мир»;

—    Шкала общей удовлетворенности жизнью;

—    Шкала психологического субъективного благополучия детей;

— Шкала базовых доменов субъективного благополучия проекта «Детский мир».

Цель представленного исследования — изучить субъективное благополучие детей 10- и и 12-и лет и оценить вклад в него удовлетворенности семьей, школой и друзьями.

Задачи исследования:

—    выявить значимость факторов «семья», «школа», «друзья» для субъективного благополучия детей 10-и и 12-и лет;

—    выявить наиболее сильные индикаторы СБ и общей удовлетворенности жизнью для детей 10-и и 12-и лет в пространстве факторов «семья», «школа», «друзья»;

—    сравнить показатели СБ детей разных возрастных групп;

—    сравнить показатели СБ мальчиков и девочек;

—    описать полученные кластерные группы детей и сформулировать закономерности попадания ребенка в определенную кластерную группу.

Результаты и их обсуждение

Процедура. Исследование проводилось школьным психологом в классе. Необходимое согласие родителей было предварительно получено. Все дети и взрослые были ознакомлены с целями настоящего опроса и международного проекта.

Выборка. Всего в исследовании приняли участие 1959 учащихся из 24 школ Тюменской области. География исследования включала в себя 8 городов (Ханты-Мансийск, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Ишим, Тобольск, Надым, Тюмень) и 5 сельских поселений Тюменской области (Тазовский и Газ- Сале — Ямало-Ненецкий автономный округ; Салым — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра; Перевалово, Винзили — юг области). Группы были выравнены по возрасту: 977 учащихся 4-х классов (10 лет) и 982 ученика 6-х классов (12 лет). В общей выборке двух возрастных групп мальчики составляют 48,6% (952 человека), девочки — 51,4% (1007 человек).

Результаты апробации методики

Согласно критерию Стьюдента (t-test) статистически значимые различия между детьми 10 и 12 лет наблюдаются только в оценке удовлетворенности школой (t=11,346; р<0,001). Школьники 12 лет оценивают этот показатель ниже, чем школьники 10 лет (M10=2,94; M12=2,43). Удовлетворенность семьей и друзьями дети обеих возрастных групп оценивают выше, чем удовлетворенность школой, и в оценке этих показателей статистически значимых различий между детьми разного возраста не наблюдается. Между детьми разного пола внутри каждой из возрастных групп статистически значимых различий при оценке семьи, школы и друзей не наблюдается.

Между удовлетворенностью семьей, школой и друзьями наблюдаются прямые, статистически значимые корреляции средней силы. У детей 10 лет эти корреляции более тесные. Между удовлетворенностью семьей, школой, друзьями, с одной стороны, и общей удовлетворенностью жизнью, уровнем СБ, с другой стороны, наблюдаются прямые, значимые корреляции. Наиболее сильно на общую удовлетворенность жизнью влияет удовлетворенность семьей; на уровень СБ — удовлетворенность школой у детей 10 лет, удовлетворенность семьей у детей 12 лет. Таким образом, для 12-летнего подростка наиболее значимыми индикаторами СБ и общей удовлетворенности жизнью являются благополучие в семье и удовлетворенность семейными отношениями.

У детей 10 и 12 лет общая удовлетворенность жизнью и уровень СБ наиболее сильно коррелируют с таким индикатором удовлетворенности семьей, как «Мои родители слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю». Наблюдаемые связи прямые, статистически значимые, умеренные, у детей 12 лет более тесные. Для формирующейся личности важно ощущать свою значимость и принадлежность к семье, быть взрослым членом семьи, понимать, что его мнение учитывают.

У детей 12 лет наиболее тесная связь с общей удовлетворенностью жизнью и уровнем СБ наблюдается с таким индикатором удовлетворенности школьной жизнью, как «Если у меня возникнет проблема в школе, мои учителя мне помогут». У детей 10 лет таким индикатором является «Я чувствую себя в школе в безопасности». Все связи прямые, значимые, умеренные, у детей 12 лет более сильные. У детей 10 лет с общей удовлетворенностью жизнью наиболее сильная связь наблюдается с таким индикатором удовлетворенности друзьями, как «Если у меня возникнет проблема, у меня есть друг, который меня поддержит», у детей 12 лет — «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся». Уровень СБ у детей 10 и 12 лет наиболее тесно связан с индикатором «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся».

Все индикаторы удовлетворенности школой дети 10 лет оценивают гораздо выше, чем дети 12 лет, и эти различия статистически значимы (t-test for Equality of Means, Sig.<0,05). Такие результаты вполне ожидаемы и могут быть объяснены с позиции возрастной психологии несколькими факторами: особенностями перехода из начальной школы в основную школу, ведущей деятельностью младшего школьника и младшего подростка, социальной ситуацией развития и новообразованиями младшего школьного и подросткового возрастов, динамикой мотивации школьников. Максимально высоко, по сравнению с другими индикаторами, 12-летние подростки оценили ощущение безопасности в школе (2.67 из 4). Только 2.14 из возможных 4 получил индикатор «Мои учителя заботятся обо мне».

Кластерный анализ позволил разделить респондентов 10-и лет на 2 группы, кардинально отличающихся по уровню удовлетворенности жизнью. Респондентов первой группы условно можно назвать «В общем благополучными» — удовлетворенность «людьми, с которыми ты живешь», «своей школьной жизнью», «своими друзьями» они оценивают выше, чем в среднем по совокупности. Более всего эти дети удовлетворены своей школьной жизнью и отношениями с учителем, менее всего дети удовлетворены отношениями с друзьями. Респонденты второй группы — условно «Скорее неблагополучные» — демонстрируют уровень удовлетворенности «людьми, с которыми ты живешь», «своей школьной жизнью», «своими друзьями» гораздо ниже, чем в среднем по совокупности. При этом более всего дети не удовлетворены людьми, с которыми они проживают — семьей, родными, а также друзьями.

Из 16 индикаторов удовлетворенности семьей, школой и друзьями наибольшей дис­криминантной способностью при распределении по кластерам детей 10 лет обладают:

—     «Мои учителя заботятся обо мне»;

—    «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю»;

—    «Если у меня возникнет проблема в школе, мои учителя мне помогут»;

— «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся».

Анализируя дерево классификации, построенное в пространстве индикаторов удовлетворенности семьей, школой, друзьями, у детей 10 лет можно сформулировать правила, позволяющие прогнозировать попадание респондентов в кластерные группы, на основании количественных показателей соответствующих индикаторов:

— 95,5% (467 детей), которые «согласны» или «полностью согласны» с утверждениями «Мои учителя заботятся обо мне», «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю», «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся», попадают в первый кластер;

— 93,5% (174 ребенка), которые «не со- гласны/согласны в некоторой степени/немно- го согласны» с утверждениями «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся», «Если у меня возникнет проблема в школе, мои учителя мне помогут», попадают во второй кластер.

Согласно результатам анализа средних значений индикаторов шкал позитивных и негативных аффектов, дети первой группы — «В общем благополучные» — демонстрируют очень высокий уровень счастья (средний 9,24 из 10), полны энергии (средний 8,23 из 10), чувствуют себя спокойно, уравновешенно (средний 8,29 из 10), редко грустят — уровень ниже среднего, имеют низкий уровень выраженности стресса. Стоит отметить, что и представители второй кластерной группы — «Скорее неблагополучные» — имеют достаточно позитивные результаты. Уровень счастья и энергичность, спокойствие — выше среднего уровня; выраженность стресса и грусть — чуть ниже среднего уровня; ощущают скуку — средний уровень. Таким образом, у детей этой возрастной группы возникает противоречие между эмоциональным ощущением и субъективным оцениванием своего благополучия, между позитивными и негативными аффектами по шкале субъективного благополучия [4].

Иначе распределились по кластерным группам респонденты 12-и лет. В первую кластерную группу вошли ученики, уровень удовлетворенности которых «людьми, с которыми ты живешь», «своей школьной жизнью», «своими друзьями» выше среднего. Этих детей условно можно назвать «В общем благополучными». В большей степени респонденты этой группы удовлетворены своей школьной жизнью и отношениями с учителем; менее всего дети удовлетворены отношениями с близкими и родными. Можно предположить, что ученики этой группы имеют хорошие академические показатели успеваемости, ощущают внимание и заботу учителя.

Представителей второй кластерной группы можно назвать «Счастливы с друзьями». Они демонстрируют уровень выраженности двух факторов (удовлетворенность «людьми, с которыми ты живешь», «своими друзьями») из трех гораздо выше среднего. Однако эти дети совершенно не довольны своей школьной жизнью (уровень удовлетворенности гораздо ниже среднего) и отношениями с учителем. Дети счастливы с друзьями и в семье, но не находят взаимопонимания с учителями. Положительный момент в том, что неудовлетворенность школьной жизнью не омрачает отношения этих подростков с родителями.

Респонденты третьей кластерной группы демонстрируют средний уровень удовлетворенности семьей и отношениями с близкими; менее всего удовлетворены количеством друзей и отношениями со сверстниками. Уровень удовлетворенности школьной жизнью ниже среднего. Представителей этой кластерной группы можно условно назвать «Неблагополучные в школе». Скорее всего, именно нереализованность в ведущей деятельности подросткового возраста — общении со сверстниками — дает ребенку ощущение неудовлетворенности жизнью.

Представители четвертой кластерной группы высоко удовлетворены количеством друзей и общением с ними. Уровень удовлетворенности семьей ниже среднего. Недовольны эти подростки и своей школьной жизнью, и отношениями с учителями. Представителей этой кластерной группы можно условно назвать «Неблагополучные». Можно предположить, что эту группу детей образовывают и воспитывают в основном среда, улица и друзья — там они чувствуют себя благополучно. Недостаточное влияние на формирование личности оказывают семья и учителя, контакт с ними практически отсутствует.

Таким образом, представители трех из четырех выделенных кластерных групп имеют уровень удовлетворенности друзьями выше среднего, что объясняется возрастными особенностями подростков и ведущей деятельностью. И так же представители трех из четырех выделенных кластерных групп имеют уровень удовлетворенности школьной жизнью гораздо ниже среднего, т.е. совершенно не удовлетворены отношениями с учителями: не ощущают со стороны учителя поддержки, готовности помочь, прийти на помощь; считают, что учителя их не слышат. Частично такие результаты можно объяснить переходом школьников из начальной школы в основную.

Респонденты двух групп имеют уровень удовлетворенности семьей выше среднего, представители одной группы демонстрируют средний уровень удовлетворенности отношениями с родными, подростки одной группы совершенно не удовлетворены отношениями в семье — полагают, что родители их не слышат, не проявляют заботу, не считаются с их мнением. Вероятно, эти дети более подвержены стрессу, так как у детей 12 лет общая удовлетворенность жизнью и уровень СБ наиболее сильно коррелируют с таким индикатором удовлетворенности семьей, как «Мои родители слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю». Эти связи статистически значимые и более тесные именно у детей 12-и лет.

Из 16 индикаторов удовлетворенности семьей, школой и друзьями наибольшей дис­криминантной способностью при распределении по кластерам детей 12 лет обладают:

—    «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся»;

—    «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю»;

—          «Мои учителя заботятся обо мне».

Правила, позволяющие прогнозировать попадание респондентов в выделенные кластерные группы:

—    86,5% (167 детей), которые «полностью согласны» с утверждением «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся» и при этом «согласны» или «полностью согласны» с утверждением «Мои учителя заботятся обо мне», попадают в первый из выделенных кластеров;

—    к первому кластеру относятся также 71% (96 детей), которые «согласны в некоторой степени/согласны» с утверждением «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся» и при этом «согласны» или «полностью согласны» с утверждением «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю»;

—    69,9% (186 детей), которые «не соглас- ны/согласны в некоторой степени/немного согласны» с утверждением «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся», попадают в третий из выделенных кластеров;

— 56,1% (129 детей), которые «абсолютно согласны» с утверждением «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся» и при этом «не согласны/согласны в некоторой степени/ немного согласны» с утверждением «Мои учителя заботятся обо мне», попадают в первый из выделенных кластеров;

— ко второму кластеру относятся 49,1% (78 детей), которые «согласны/согласны в некоторой степени» с утверждением «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся» и при этом «не согласны/согласны в некоторой степени/немного согласны» с утверждением «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю».

Из перечня всех людей, которые могут проживать с ребенком в одном доме (мама, папа, бабушка, дедушка, отчим, мачеха, сестра, брат, другие взрослые, другие дети...), значимым для СБ ребенка, согласно нашему исследованию, оказалось только наличие отца, и только для детей 12-летнего возраста. 40% респондентов четвертой и 27,67% респондентов третьей кластерных групп отметили отсутствие в семье отца. При том что именно для 12-летнего подростка наиболее значимыми предикторами СБ и общей удовлетворенности жизнью являются благополучие в семье и удовлетворенность семейными отношениями.

Анализ средних значений индикаторов шкал позитивных и негативных аффектов показывает, что дети 12-и лет (все 4 кластерные группы) чувствуют себя достаточно счастливо, спокойно, ощущают прилив энергии — уровень выраженности — выше среднего и высокий. Уровень стресса (а также ощущение скуки, грусти) у респондентов первых двух групп — «В общем благополучных» и «Счастливы с друзьями» — ниже среднего, у представителей третьей группы — «Неблагополучные в школе» — средний, только у подростков четвертой группы — «Неблагополучные» — чуть выше среднего. Как и у детей 10-и лет наблюдается противоречие между эмоциональным ощущением и субъективным оцениванием своего благополучия, между показателями позитивные и негативные аффекты шкалы субъективного благополучия.

Заключение

На основании результатов исследования, осуществления факторного и кластерного анализа можно констатировать, что важными факторами, определяющими субъективное благополучие и общую удовлетворенность жизнью детей 10-и и 12-и лет, являются удовлетворенность: «людьми, с которыми ты живешь», «школьной жизнью», «своими друзьями».

Статистически значимые различия между детьми 10 и 12 лет наблюдаются только в оценке удовлетворенности школой: школьники 12 лет оценивают все индикаторы этого показателя гораздо ниже, чем школьники 10 лет.

При оценке индикаторов удовлетворенности друзьями статистически значимых различий между детьми 10 и 12 лет не наблюдается.

Удовлетворенность семьей и друзьями дети обеих возрастных групп оценивают выше, чем удовлетворенность школой; и в оценке этих показателей статистически значимых различий между детьми разного возраста не выявлено. Между детьми разного пола внутри каждой из возрастных групп статистически значимых различий при оценке ими семьи, школы и друзей не наблюдается.

Между удовлетворенностью семьей, школой и друзьями наблюдаются прямые, статистически значимые корреляции средней силы. У детей 10 лет эти корреляции более тесные.

Между удовлетворенностью семьей, школой, друзьями, с одной стороны, и общей удовлетворенностью жизнью, уровнем СБ, с другой стороны, наблюдаются прямые, значимые корреляции. Наиболее сильно на общую удовлетворенность жизнью влияет удовлетворенность семьей, на уровень субъективного благополучия — удовлетворенность школой у детей 10 лет и удовлетворенность семьей у детей 12 лет.

У детей 10 и 12 лет общая удовлетворенность жизнью и уровень СБ наиболее сильно коррелируют с таким индикатором удовлетворенности семьей, как «Мои родители слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю». Наблюдаемые связи прямые, статистически значимые, у детей 12 лет более тесные.

Наиболее низко дети оценивают индикатор «Мы с родителями вместе принимаем решения относительно моей жизни», значимых различий между детьми 10 и 12 лет при оценке этого индикатора не наблюдается.

Таким образом, для 12-летнего подростка наиболее значимыми предикторами СБ и общей удовлетворенности жизнью являются благополучие в семье и удовлетворенность семейными отношениями. При этом все индикаторы удовлетворенности семьей дети 12 лет оценивают значимо ниже, чем дети 10 лет.

Кластерный анализ в пространстве полученных факторов позволил выделить однородные группы детей. У детей 10 лет и 12 лет различаются как число сформированных кластеров, так и их качественный состав, что подтверждает возрастную динамику явления: различные аспекты жизни могут быть более или менее важными для детей разных возрастных групп.

Из 16 индикаторов удовлетворенности семьей, школой и друзьями наибольшей дискри­минантной способностью при распределении детей по кластерам обладают: «Мои учителя заботятся обо мне»; «Мои учителя слышат меня и с вниманием относятся к тому, что я говорю»; «Если у меня возникнет проблема в школе, мои учителя мне помогут»; «Мои друзья обычно хорошо ко мне относятся».

Анализируя построенное дерево классификации, можно сформулировать правила,

позволяющие прогнозировать попадание респондентов в кластерные группы, выделенные в пространстве факторов удовлетворенности семьей, школой и друзьями, на основании количественных показателей соответствующих индикаторов.

Дети 10-и лет более категоричны в оце­нивании своего благополучия и удовлетворенности жизнью — они или удовлетворены жизнью («В общем благополучные»), или не удовлетворены («Скорее неблагополучные»). Дети 12-и лет более детальны в оценивании удовлетворенности жизнью, они способны вычленять различные сферы и аспекты своей жизни, осуществлять дифференцированную оценку. К аналогичным выводам пришли исследователи Великобритании, указывая на различия в общем благополучии детей среднего школьного возраста по сравнению с детьми младшего школьного возраста [21]. При этом как у детей 10-и, так и у детей 12-и лет наблюдается противоречие между эмоциональным ощущением и когнитивным оцениванием своего благополучия [4], между показателями шкал позитивные и негативные аффекты СБ.

Перспективы исследования. Авторы продолжают исследование благополучия детей, изучая влияние других факторов и увеличивая количество вовлеченных. Одним из направлений дальнейшей работы является исследование СБ детей в условиях инклюзив­ной трансформации школы.

 

 

Информация об авторах

Брук Жанна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), г. Тюмень, Российская Федерация, исследователь международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детский Мир» — Children’s Worlds: The International Survey of Children’s Well-Being (ISCWeB), Wave 3, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2806-2513, e-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Игнатжева Светлана Валентиновна, кандидат физико-математических наук, доктор физики, заведующий кафедрой информатики Даугавпилсского университета, г. Даугавпилс, Латвия; профессор кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), г. Тюмень, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3608-8409, e-mail: svetlana.ignatjeva@du.lv

 

 

 

Литература

  1. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого.2017.№ 4(102).С.13—16.URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=29876050 (дата обращения: 20.10.2021).
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.C.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
  3. Брук Ж.Ю. Вызовы современной школе: хотят ли дети учиться? [Электронный ресурс] // Мир, открытый детству.Материалы II Всероссийской научно- практической конференции (с международным участием) (г.Екатеринбург, 17 июня 2021 г.).Отв.ред.Е.В.Коротаева.С.14—19.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46517080 (дата обращения: 20.10.2021).
  4. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В., Волосникова Л.М., Семеновских Т.В.Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 5.С.85—100.DOI:10.17759/pse.2021260507
  5. Зинченко T.O., Грушина И.A. Представления о счастье у младших школьников // Известия Воронежского государственного университета.2015.№ 1.С.263—266.
  6. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.С.16—26.DOI:10.17759/pse.2019240502
  7. Канонир Т.Н., Угланова И.Л., Федерякин Д.А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.3.С.64—74.DOI:10.17759/jmfp.2018070306
  8. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов [Электронный ресурс] // Психологический журнал.2019.Том 40.№ 6.С.18—30.DOI:10.31857/ S020595920007311-8
  9. Осин Е.Н.Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS [Электронный ресурс] // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Том 9.4.URL: https://psy-journal.hse.ru/ data/2013/10/31/1283206420/Osin_9-04pp91-110.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
  10. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.C.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
  11. Рассказова Е.И., Лебедева А.А. Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э.Динера: апробация русскоязычной версии // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2020.Том 17.№ 2.С.250—263.DOI:10.17323/1813- 8918-2020-2-250-263
  12. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 6.C.5—15.DOI:10.17759/pse.2018230601
  13. Фомина Т.Г., Моросанова В.И.Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология.2019.Том 12.№ 3.С.164—175.DOI:10.17759/exppsy.2019120313
  14. Ben-Arieh А., Rees G., Dinisman Т.Children’s Well-being around the world: Findings from the Children’s Worlds (ISCWeB) project [Электронный ресурс] // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80.P. 1—180.URL: https://www.sciencedirect.com/journal/ children-and-youth-services-review/vol/80?sdc=1 (дата обращения: 30.10.2021).
  15. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N., Volosnikova L.Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well- Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review.2021.Vol.60(1).Р.75—96.DOI:10.1353/prv.2021.0004
  16. Casas F., González M. School: One world or two worlds? Children’s perspectives // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80(9).Р.157—170.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.054
  17. Dinisman Т., Andresen S., Montserrat С., Strozik D. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review.2017.№ 80(9).Р.105—115.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.064
  18. Goswami H. Social relationships and children’s subjective well-being // Social Indicators Research.2012.№ 107(3).P.575—588.DOI:10.1007/s11205- 011-9864-z
  19. Huebner E.S., Hills K.J., Jiang X., Long R.F., Kelly R., Lyons M.D. (ed.).Schooling and children’s subjective well-being // Handbook of child well-being: Theories, methods and policies in global perspective.2014.P. 797—819.DOI:10.1007/978-90-481-9063-8_26
  20. Kutsar D., Kesearu K. Do children like school — Crowding in or out? International comparison of children’s perspectives // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80(9).Р.140—148.DOI:10.1016/j.childyouth.2017.06.052
  21. Rees G., Bradshow J., Goswami H., Keung A.Understanding Children’s Well-being: A National Survey of Young People’s Well-being [Электронный ресурс].London: The Children’s Society.2010.URL: https:// www.york.ac.uk/inst/spru/research/pdf/Understanding.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
  22. Rees G., Savahl S., Lee B.J., Casas F. (eds.).Children’s views on their lives and well-being in 35 countries: A report on the Children’s Worlds project, 2016-19 [Электронный ресурс].Jerusalem, Israel: Children’s Worlds Project (ISCWeB).2020.URL: https://isciweb.org/wp-content/uploads/2020/07/ Childrens-Worlds-Comparative-Report2020.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

Информация об авторах

Брук Жанна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Школы образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2806-2513, e-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Игнатжева Светлана Валентиновна, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой компьютерных наук, Университет Даугавпилс, профессор кафедры психологии и педагогики детства Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ),, г. Тюмень, Российская Федерация, Даугавпилс, Латвия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3608-8409, e-mail: svetlana.ignatjeva@du.lv

Метрики

Просмотров

Всего: 780
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 341
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3