Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК

371

Аннотация

Представлено описание создания и апробации Теста ситуационных суждений ТСС-МКК, предназначенного для измерения межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений в профессиональной области взаимодействия с учащимися и их родителями. Примененный подход позволяет более эффективно, чем опросные методы, диагностировать поведенческие аспекты межкультурной компетентности в определенной профессиональной сфере. ТСС-МКК состоит из 18 ситуаций-кейсов из педагогической практики и четырех возможных вариантов поведения педагога, из которых тестируемый должен выбрать один правильный ответ. Сами ситуации выделены на основе качественного исследования в формате глубинного интервью, посвященного трудным, критическим ситуациям, которые встречаются педагогу в работе с детьми и родителями из других культур (n=53). Оценка межкультурной компетентности вариантов ответов произведена на основе экспертного опроса 23 специалистов. В исследовании для валидизации и проверки согласованности ТСС-МКК приняли участие 1367 учителей. В результате использования категориального метода главных компонент (CatPCA) обнаружена одношкальная структура ТСС- МКК, которая подтверждена конфирматорным факторным анализом. Взаимосвязи результатов ТСС-МКК и шкал, используемых для валидизации, носят предсказуемый характер: межкультурная компетентность связана с показателями профессиональной успешности педагога, работающего с учениками других культур. Сделан вывод о том, что ТСС-МКК может быть эффективно использован для оценки предпосылок межкультурной успешности у российских педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: межкультурная компетентность, учитель, тест ситуационных суждений, межкультурная коммуникация, мигранты

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260603

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего проекта МГППУ «Измерения межкультурной компетентности педагога».

Получена: 29.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А. Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 46–57. DOI: 10.17759/pse.2021260603

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование; пер.с англ.и общ.науч.ред.А.А.Алексеева.СПб.: Питер, 2001.688 с.
  2. Григорьев Д.С. Дискриминация мигрантов в социоэкономической сфере: роль межгрупповых установок принимающего населения // Социальная психология и общество.2017.Том 8.№ 3.С.63—84.DOI:10.17759/sps.2017080306
  3. Григорьев Д.С., Батхина А.А., Дубров Д.И.Ассимиляционизм, мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском контексте // Культурно-историческая психология.2018.Т.14.№ 2.С.53—65.DOI:10.17759/ chp.2018140206
  4. Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии [Электронный ресурс] // Психология и Психотехника.2017.№ 3.С. 1—9. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=23962 (дата обращения: 13.09.2020).
  5. Личутина Э.И. Тест ситуативных суждений как метод диагностики решений профессиональных проблем [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий.2017.№ 1.URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13784 (дата обращения: 13.09.2020).
  6. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии.2008.№ 2.С.3—16.
  7. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред.Е.Ленской, М.Пинской; Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования.Современная аналитика образования.Вып.1.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2015.36 с.
  8. Хухлаев О.Е., Ткаченко Н.В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета.Новая серия.Акмеология образования.Психология развития.2021 (в печати).
  9. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Павлова О.С. и др.Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование // Вестник Российского университета дружбы народов.Серия: Психология и педагогика.2020.Т. 17.№ 1.C.13—28.DOI:10.22363/2313-1683-2020- 17-1-13-28
  10. Bartel-Radic A., Giannelloni J.L. A Renewed Perspective on the Measurement of Cross-Cultural Competence: An Approach Through Personality Traits and Cross-Cultural Knowledge // European Management Journal.2017.Vol.35.№ 5.P.632—644.DOI:10.1016/j.emj.2017.02.003
  11. Bennett J.M., Bennett M.J. Developing intercultural sensitivity: An integrative approach to global and domestic diversity / In D.Landis, J.Bennett, M.Bennett (Eds.) // Handbook of intercultural training.3rd ed.Thousand Oaks: Sage, 2004.Р.147—165.
  12. Bledow R., Frese M. A situational judgment test of personal initiative and its relationship to performance // Personnel Psychology.2009.№ 62.Р.229—258.
  13. Comrey A. A first course on factor analysis. London, UK: Academic Press, 1973.429 р.
  14. Examining psychometric properties, measurement invariance, and construct validity of a short version of the Test to Measure Intercultural Competence (TMIC-S) in Germany and Brazil / Schnabel D.B.L.[et al.] // International Journal of Intercultural Relations.2015.Vol.49.P.137—155.
  15. Hammer M.R., Bennett M.J. The Intercultural Development Inventory (IDI) manual.Portland, OR, Intercultural Communication Institute, 1999.174 р.
  16. Hernandez F., Kose B.W. The Developmental Model of Intercultural Sensitivity: A Tool for Understanding Principals’ Cultural Competence // Education and Urban Society.2012.№ 4(44).Р.512—530.
  17. Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal.1999.№ 6(1).Р.1—55.DOI:10.1080/10705519909540118
  18. Leung K., Ang S., Tan M.L. Intercultural Competence // Annual Review of Organizational Psychology & Organizational Behavior.2014.Vol.1.P. 489—519.
  19. Linting M., van der Kooij A. Nonlinear Principal Components Analysis with CATPCA: A Tutorial, Journal of Personality Assessment.2012.Vol.94.№ 1.Р.12— 25.DOI:10.1080/00223891.2011.627965
  20. McAllister G., Irvine J.J. Cross Cultural Competency and Multicultural Teacher Education // Review of Educational Research.2000.Vol.70.№ 1.Р.3—24.
  21. Rissanen I., Kuusisto E., Kuusisto A. Developing teachers’ intercultural sensitivity: Case study on a pilot course in Finnish teacher education // Teaching and Teacher Education.2016.№ 59.Р.446—456.DOI:10.1016/j.tate.2016.07.018
  22. Rosenthal L., Levy S.R. The relation between polyculturalism and intergroup attitudes among racially and ethnically diverse adults // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology.2012.Vol.18.P.1—16.
  23. Schwarzer R., Jerusalem M. Generalized Self- Efficacy scale / Weinman J., Wright S., Johnston M.// Measures in health psychology: A user’s portfolio.UK: NFER-NELSON, 2015.P.35—37.
  24. Tatar M., Horenczyk G. Diversity-related burnout among teachers // Teaching and Teacher Education.2003.№ 19.Р.397—408.
  25. Tatar M., Ben-Uri I., Horenczyk G. Assimilation attitudes predict lower immigration-related self-efficacy among Israeli immigrant teachers // European Journal of Psychology of Education.2011.№ 26.Р.247—255.
  26. Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational Judgment Test: theory, measurement and application (ed.) / International Situational Judgment Tests Filip Lievens.2006.Р.279—300.
  27. Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: a complementary perspective // American Psychologist. 2007.№ 62. Р.563—574.

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550, e-mail: os_pavlova@mail.ru

Хакимов Эдуард Рафаилович, кандидат педагогических наук, директор, образовательно-культурный центр Сиппола, Сиппола, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5745-815X, e-mail: eduard.khakimov@yahoo.com

Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742, e-mail: ovc54@yandex.ru

Александрова Елена Андреевна, кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6675-6965, e-mail: aleksandrovaae@gmail.com

Кривцова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, педагог-психолог АНО ШКОЛА ПРЕЗИДЕНТ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3297-8500, e-mail: edmond21@yandex.ru

Лейбман Ирина Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихологии и проблем поликультурного образования», доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0851-5186, e-mail: irina.leybman@gmail.com

Усубян Шушаник Араевна, специалист по УМР отдела по международным связям МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), аспирант Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4427-6677, e-mail: usubyansha@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 944
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 371
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0