Предисловие тематических редакторов

33

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Сорокова М.Г., Рубцова О.В. Предисловие тематических редакторов // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 4.

Полный текст

Цифровая трансформация экономики, образования и повседневной жизни стала реальностью. Цифровые технологии активно применяются в образовательном процессе, в деятельности педагогов и обучающихся на разных уровнях образования. В психолого-педагогических исследованиях все чаще используется понятие цифровой образовательной среды (ЦОС), изучается ее влияние на способы взаимодействия педагогов и обучающихся, а также на их академические достижения; обсуждаются особенности восприятия ЦОС участниками образовательного процесса; рассматриваются предикторы принятия ЦОС и «барьеры первого и второго порядка», мешающие ее освоению и эффективному использованию. На смену первому «шоку» от внезапного и массированного перехода системы образования «на цифровые рельсы» в период пандемии COVID-19 приходит понимание новых возможностей цифровых технологий, необходимости и удобства их применения в современной профессиональной и повседневной жизни. Как следствие, в последнее время появляется все больше исследований конструктивного характера, примеры которых мы выбрали для настоящего тематического номера.

Профессиональное сообщество постепенно приходит к пониманию, что ЦОС – это не только и не столько онлайн-обучение, сколько вся совокупность современных цифровых платформ, LMS, инструментов и сервисов для управления процессом обучения и самообучения, реализации новых возможностей осуществления взаимодействия между преподавателем и студентами или школьниками. Например, в работе [Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 25–39. DOI: 10.17759/pse.2023280101] цифровая образовательная среда (ЦОС) вуза понимается как совокупность цифровых технологий, методов и средств, предназначенных для поддержки учебного процесса и осуществления научной деятельности студентов и преподавателей, для содействия обучению и самообучению, развитию современных общекультурных, профессиональных и цифровых компетенций обучающихся, с которыми они будут востребованы на рынке труда в условиях цифровой экономики.

ЦОС может включать различные компоненты в разных сочетаниях, в том числе: электронные учебные курсы (ЭУК), размещенные на цифровых платформах на основе систем управления учением (Moodle, Coursera, Stepik и др.); вебинарные оболочки для коммуникации участников образовательного процесса в дистанционном формате (Mirapolis, Zoom, Cisco Webex, Google Meet и др.); платформы вуза для независимого тестирования академических достижений студентов (HT-Line и др.); электронную библиотеку вуза; цифровые инструменты и статистические пакеты для количественного анализа данных эмпирических исследований (SPSS, Statistica, Mathcad и др.); инструменты проверки оригинальности текстов (Антиплагиат и др.) и другие компоненты. Активно разрабатываются цифровые геймифицированные диагностические инструменты и сервисы.  

Обозначенные тенденции хорошо просматриваются в статьях настоящего тематического номера «Цифровая социализация и обучение в цифровой образовательной среде». Мы разделили эти статьи по содержанию на несколько рубрик: «Роль цифровых игр в развития детей и подростков», «Цифровые инструменты оценки развития, компетенций, поведения», «Цифровая образовательная среда в современном процессе обучения и воспитания». В первой рубрике собраны статьи, включающие анализ взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве; оценку вклада социального интеллекта в успешность совместного решения игровых компьютерных задач, а также исследование взаимосвязи предпочитаемых типов цифровых игр и регуляторных функций у детей 6-7 лет. Вторая рубрика объединяет статьи, посвященные оценке креативности, цифровой грамотности, когнитивного контроля с помощью цифровых инструментов, а также киберлафинга у школьников и студентов. Третья рубрика охватывает работы по анализу готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании; исследованию механизмов «виртуального медицинского образования» в ЦОС в Виртуальном колледже медицинского образования и менеджмента Университета медицинских наук г. Тегерана; исследование «техностресса» и особенностей взаимодействия преподавателей и студентов в ЦОС авторами из Индонезии;   формированию методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в условиях смешанного обучения; а также изучению метода цифрового сторителлинга как средства воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте.

Информация об авторах

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 67
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 33
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0