Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 2 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Рубцов, В.В., Алехина, С.В. (2024). Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития. Психологическая наука и образование, 29(5), 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n5/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Рубцов В.В., Алехина С.В., 2024

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

 Развитие инклюзивного образования остается очень сложной задачей, несмотря на то, что после его законодательного закрепления прошло более 10 лет. Пришло время сформировать научную рефлексию этого начального этапа и определить дальнейшие задачи развития инклюзивного процесса. Государственная образовательная политика ориентирована на стратегию изменений в этой сфере до 2030 года, что закреплено правительственным документом и позволяет сформировать видение этого динамического процесса. Уверены, что системный научный взгляд будет интересен зарубежным коллегам, которые интересуются российской моделью развития инклюзивного образования и проводят сравнительный анализ с моделями других стран.

Несмотря на уверенность государственной политики, практика инклюзии развивается, преодолевая системные барьеры. Эти барьеры связаны как с мышлением педагогов и недостаточностью компетенций, так и с трудностями нормативного и финансового регулирования процесса развития инклюзивной практики. Основной вектор государственной политики, который обрамляет и организует понимание системного процесса по развитию инклюзии, основан на поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Эта фокусировка рождает напряжение внутри научного и педагогического сообщества, которое не стихает уже десяток лет и требует выхода за границы медицинского подхода.

Основываясь на результатах исследований и авторских размышлениях, этот специальный выпуск представляет собой экспертные взгляды на проблемы и возможности развития инклюзивного образования в сложных проекциях разных научных позиций и интересов. Авторы обсуждают противоречия между глобальными трендами инклюзивного образования и ситуацией развития российского образования и государства, препятствия и ресурсы для реализации принципа непрерывности инклюзивного процесса на разных уровнях образования, цели и возможности инклюзии в образовании детей с различными нарушениями развития. Особой темой данного номера стали подготовка будущего учителя и формирование профессиональных компетенций педагогов. Источником для зарождения новых задач становится научный дискурс ученых разных стран, которые делятся своими решениями в подготовке будущего учителя, владеющего инклюзивными компетенциями. Важная стратегическая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит профессиональным педагогическим сообществам, она заключается в выявлении профессиональных дефицитов педагогов и потребностей профессионального развития.

Мы надеемся, что этот номер даст материал для размышлений, станет предметом профессиональных дискуссий и послужит формированию новых гипотез в психолого-педагогических исследованиях образования, и уверены, что целью любого образования является инклюзия.

Информация об авторах

Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), президент, Федерация психологов образования России, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: alehinasv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 359
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 205
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 564
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 11