Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития

34

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Рубцов В.В., Алехина С.В. Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 4.

Полный текст

 Развитие инклюзивного образования остается очень сложной задачей, несмотря на то, что после его законодательного закрепления прошло более 10 лет. Пришло время сформировать научную рефлексию этого начального этапа и определить дальнейшие задачи развития инклюзивного процесса. Государственная образовательная политика ориентирована на стратегию изменений в этой сфере до 2030 года, что закреплено правительственным документом и позволяет сформировать видение этого динамического процесса. Уверены, что системный научный взгляд будет интересен зарубежным коллегам, которые интересуются российской моделью развития инклюзивного образования и проводят сравнительный анализ с моделями других стран.

Несмотря на уверенность государственной политики, практика инклюзии развивается, преодолевая системные барьеры. Эти барьеры связаны как с мышлением педагогов и недостаточностью компетенций, так и с трудностями нормативного и финансового регулирования процесса развития инклюзивной практики. Основной вектор государственной политики, который обрамляет и организует понимание системного процесса по развитию инклюзии, основан на поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Эта фокусировка рождает напряжение внутри научного и педагогического сообщества, которое не стихает уже десяток лет и требует выхода за границы медицинского подхода.

Основываясь на результатах исследований и авторских размышлениях, этот специальный выпуск представляет собой экспертные взгляды на проблемы и возможности развития инклюзивного образования в сложных проекциях разных научных позиций и интересов. Авторы обсуждают противоречия между глобальными трендами инклюзивного образования и ситуацией развития российского образования и государства, препятствия и ресурсы для реализации принципа непрерывности инклюзивного процесса на разных уровнях образования, цели и возможности инклюзии в образовании детей с различными нарушениями развития. Особой темой данного номера стали подготовка будущего учителя и формирование профессиональных компетенций педагогов. Источником для зарождения новых задач становится научный дискурс ученых разных стран, которые делятся своими решениями в подготовке будущего учителя, владеющего инклюзивными компетенциями. Важная стратегическая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит профессиональным педагогическим сообществам, она заключается в выявлении профессиональных дефицитов педагогов и потребностей профессионального развития.

Мы надеемся, что этот номер даст материал для размышлений, станет предметом профессиональных дискуссий и послужит формированию новых гипотез в психолого-педагогических исследованиях образования, и уверены, что целью любого образования является инклюзия.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 71
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 5