Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 5. С. 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Рубцов В.В., Алехина С.В. Инклюзивное образование: актуальный дискурс и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 4.
Полный текст
Развитие инклюзивного образования остается очень сложной задачей, несмотря на то, что после его законодательного закрепления прошло более 10 лет. Пришло время сформировать научную рефлексию этого начального этапа и определить дальнейшие задачи развития инклюзивного процесса. Государственная образовательная политика ориентирована на стратегию изменений в этой сфере до 2030 года, что закреплено правительственным документом и позволяет сформировать видение этого динамического процесса. Уверены, что системный научный взгляд будет интересен зарубежным коллегам, которые интересуются российской моделью развития инклюзивного образования и проводят сравнительный анализ с моделями других стран.
Несмотря на уверенность государственной политики, практика инклюзии развивается, преодолевая системные барьеры. Эти барьеры связаны как с мышлением педагогов и недостаточностью компетенций, так и с трудностями нормативного и финансового регулирования процесса развития инклюзивной практики. Основной вектор государственной политики, который обрамляет и организует понимание системного процесса по развитию инклюзии, основан на поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Эта фокусировка рождает напряжение внутри научного и педагогического сообщества, которое не стихает уже десяток лет и требует выхода за границы медицинского подхода.
Основываясь на результатах исследований и авторских размышлениях, этот специальный выпуск представляет собой экспертные взгляды на проблемы и возможности развития инклюзивного образования в сложных проекциях разных научных позиций и интересов. Авторы обсуждают противоречия между глобальными трендами инклюзивного образования и ситуацией развития российского образования и государства, препятствия и ресурсы для реализации принципа непрерывности инклюзивного процесса на разных уровнях образования, цели и возможности инклюзии в образовании детей с различными нарушениями развития. Особой темой данного номера стали подготовка будущего учителя и формирование профессиональных компетенций педагогов. Источником для зарождения новых задач становится научный дискурс ученых разных стран, которые делятся своими решениями в подготовке будущего учителя, владеющего инклюзивными компетенциями. Важная стратегическая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит профессиональным педагогическим сообществам, она заключается в выявлении профессиональных дефицитов педагогов и потребностей профессионального развития.
Мы надеемся, что этот номер даст материал для размышлений, станет предметом профессиональных дискуссий и послужит формированию новых гипотез в психолого-педагогических исследованиях образования, и уверены, что целью любого образования является инклюзия.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 36
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17