Практики оценки благополучия детей-инвалидов и молодых инвалидов: опыт работы Центра дневной занятости «Дом под солнцем»

7

Аннотация

В статье обобщены основные практики оценки уровня благополучия детей с инвалидностью и молодых инвалидов — подопечных Центра дневной занятости «Дом под солнцем», созданного при Благотворительном фонде «Образ жизни» (г. Москва) в 2021 г. Работа Центра осуществляется на основе модульного подхода, включает взаимодействие различных блоков, направленных на создание условий для продуктивной социально-культурной адаптации ребят, имеющих различные нарушения развития. В Центре обслуживаются 46 подопечных разного возраста — от 6 до 34 лет, включая детей, проживающих в семьях и получающих образование в различных образовательных организациях. Центр работает по авторским программам дополнительного образования. Важным компонентом деятельности является постоянный мониторинг педагогического и социального эффектов реализации программ.

Общая информация

Ключевые слова: дети с нарушениями развития, социо-культурная адаптация, дополнительное образование, мониторинг

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040402

Финансирование. Статья подготовлена на основе материалов, представленных на конференции, проведенной в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическое обеспечение оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства с позиции благополучия детей».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе и обработке данных для исследования научного консуль-танта программы В.П. Чемекова, кандидата психологических наук, эксперта программы Е.Ю. Левину, доктора педагогических наук.

Получена: 14.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Жгенти И.В., Стукалова О.В. Практики оценки благополучия детей-инвалидов и молодых инвалидов: опыт работы Центра дневной занятости «Дом под солнцем» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 4. С. 31–38. DOI: 10.17759/ssc.2023040402

Полный текст

Введение

Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» был создан в 2010 г. российским благотворителем и меценатом В.Л. Смирновым (https://obrazfund.ru).

Директор Фонда Елена Борисовна Береговая является членом Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере и активно осуществляет важнейшую задачу — соединять некоммерческие организации и государство, помогать социальной сфере страны стать более эффективной, целенаправленной и справедливой.

Главной идеей создания Фонда было желание развивать системную благотворительность в России, то есть не просто помогать людям в тяжелой жизненной ситуации, а с этой целью укреплять сотрудничество благотворительных организаций и государства. Именно поэтому Фонд в первую очередь помогает социальным учреждениям в разных регионах России; проводит обучение сотрудников и ребят с инвалидностью, которые живут в детских домах-интернатах или приходят на занятия из семей. Для этого в Фонде создан Учебный центр, открыт Дом дневной занятости для детей с инвалидностью и молодых инвалидов «Дом под солнцем», работающий на основе модульного подхода [1], оказывается поддержка таким центрам и тренировочным квартирам, где ребята с особенностями развития учатся самостоятельной жизни, в разных городах и областях — в Самаре, в Обнинске, в Полотняном Заводе Калужской области, в поселке Уваровка Московской области и др. Команда Фонда состоит из высококвалифицированных специалистов — многие из них кандидаты и доктора наук, имеют большой опыт работы в социальной сфере и образовании.

Важным проектом Фонда является и «Школа позитивных привычек». В этой школе учатся и дошкольники, и младшие школьники, и ребята из старших классов, и студенты. Они участвуют в занятиях, где больше узнают о благотворительности, о меценатстве, о возможностях социальных проектов. Ребята также бывают на сменах в лагерях «Добрые каникулы» и «В.С.Е.» (Взаимопонимание — Согласие — Единство), проявляют свои творческие способности на фестивале «Н.А.Ш. образ жизни» (Настоящая Активная Школа) и инклюзивном фестивале «Дома под солнцем», реализуют собственные проекты на конкурсе социальных проектов «Идем дорогою добра».

Деятельность Фонда охватывает практически всю Россию — от Москвы до Свердловской области.

Организация, методы и процедура оценки эффективности проектов Фонда

Целью программы Центра дневной занятости «Дом под солнцем» является системная организация групповой и индивидуальной работы с подопечными — детьми и молодыми инвалидами, имеющими нарушения интеллектуального развития. По итогам входной психолого-педагогической консультации с участием родителей для каждого ребенка и молодого человека разрабатывается индивидуальный маршрут социализации и социокультурной адаптации.

Целевая группа программы — дети и молодые инвалиды (6–23 года), имеющие нарушения интеллектуального развития, проживающие в семьях или в социальных учреждениях г. Москвы.

Показатели благополучия

В своей работе Фонд ориентируется на следующие показатели благополучия:

  1. Творческая активность является важным индикатором благополучия ребенка [2] и включает в себя такие компоненты, как оценку ребенком своего желания созидать, общаться с другими детьми и педагогами, его включенность в занятия, интерес к предлагаемым заданиям. Учитываются проявления радости от участия детей в индивидуальной и групповой деятельности по разным модулям.
  2. Образовательная среда организации — комфортная, постоянно развивающаяся, доброжелательная, заботливая среда способствует организации безопасного и предсказуемого пространства, что, в свою очередь, создает условия для поддержки и стимула к творческим проявлениям и позитивному общению.
  3. Соблюдение прав каждого подопечного — четкость выполнения правил, соблюдение права на участие в дополнительных образовательных программах и мероприятиях Центра, соблюдение права на получение профессионального психолого-педагогического сопровождения направлено на защиту прав и интересов детей, а также поддержку семей с детьми.

Инструменты и способы оценки показателя

В процессе мониторинга в Центре «Дом под солнцем» применяются количественные и качественные критерии оценки.

Для оценки количественных критериев используются:

  • изучение педагогической документации (проводится сбор статистических данных, например, посещаемость занятий, результативность участия в занятиях и выполнения заданий);
  • оценка уровня творческой активности (проводилась в том числе балльная оценка: в частности, использовалась адаптированная методика Н.В. Шайдуровой по выявлению уровня художественно-творческого развития): посредством наблюдения проводится фиксация таких проявлений, как включенность в мероприятия и конкурсы, разнообразие используемых навыков, инициативность;
  • оценка материально-технического состояния среды Центра с применением таких методик, как экспертная оценка и сравнительный анализ; используется анкета с критериями оснащенности, качества и соответствия требованиям программы оборудования и материалов для занятий, оценивается готовность педагогов к использованию наличествующего оборудования и др.;
  • оценка информационной среды Центра (изучается эффективность, доступность и открытость информационного пространства путем контент-анализа применяемой навигации, а также сравнительного анализа педагогического воздействия). Применяются опросы подопечных и педагогов, оцениваются наглядность и содержательность навигации, проводится сравнительный анализ педагогического наблюдения за подопечными и др.

Для оценки качественных критериев используются:

  • педагогическое наблюдение (включает оценку эмоционального состояния подопечного; сравнительный анализ роста человеческого капитала Центра, субъектов его образовательной среды; изучение индивидуальных траекторий развития подопечных: образовательные, социально-бытовые, трудовые, коммуникативные навыки, уровень экологического сознания);
  • лонгитюдные исследования (оцениваются портфолио подопечного; качество творческих работ по критериям дополнительной образовательной программы; уровень развития самостоятельности подопечного на основе изучения творческих, коммуникативных, социально-бытовых проявлений);
  • анализ взаимодействия со средой Центра (с использованием таких методов, как беседа и интервью, изучаются включенность подопечных в улучшение среды);
  • исследования уровня социально-культурной адаптации подопечных (отслеживается при помощи оценки уровня адаптации по критериям дополнительных образовательных программ Центра).

Значимой в мониторинге уровня детского благополучия подопечных Центра является и общая оценка социального эффекта деятельности организации, она предполагает несколько этапов:

  • определение проблемных зон;
  • этап разработки и корректировки критериев социального эффекта того или иного проекта, их уточнения;
  • выработка экспертной позиции, выбор модельных групп, определение достаточной выборки;
  • диагностические процедуры;
  • завершающий срез диагностики по выработанным и утвержденным критериям;
  • составление экспертного заключения и рекомендаций;
  • проведение супервизии и консультаций.

Результаты, полученные по оценке показателей

На основании полученных данных сотрудники Центра составляют краткие обобщенные доклады, анализ фиксируется в таблицах (см. таблицу как пример) и диаграммах. Очень важно показывать сравнительные результаты, это стимулирует представления о направлениях развития подопечного, среды, взаимодействия педагогов.

Таблица. Качественные показатели оценки роста уровня детского благополучия подопечных Центра

Качественные показатели

Комментарии

1

Развитие коммуникативных навыков у подопечных

Оценка проводится по итогам опросов и ежемесячных отчетов педагогов, на основе педагогического наблюдения специалистами, взаимодействующими с благополучателями проекта. Положительная динамика отмечается более чем в 85% случаев

2

Улучшение качества жизни подопечных за счет приобретения навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков

Оценка проводится по итогам тестирования подопечных по принципу «было-стало». Оценка навыков самообслуживания проводится в начале года и в конце. Положительная динамика отмечается более чем в 60% случаев

3

Улучшение эмоционального состояния участников, посещающих занятия в рамках проекта

Оценка проводится на основе опроса родителей и анкетирования. Положительная динамика отмечается более чем в 87% случаев

4

Улучшение качества жизни семей подопечных

Оценка проводится на основании опроса родителей и членов семей подопечных, учитываются отзывы родителей. В 3% семей сложно оценить динамику в силу сложного диагноза

Анализ анкет и опросных листов (используется при оценке показателей № 1, 3, 4), регулярно заполняемых родителями и молодыми взрослыми, позволил выявить высокую востребованность программ Центра. Чем сложнее диагноз у ребенка, тем меньше у родителей возможностей найти учреждения для дневной занятости своего ребенка, и тем большую значимость приобретает участие в программах Центра.

Одним из самых востребованных направлений остается учебно-тренировочный модуль, который могут посещать благополучатели старше 14 лет. Согласно опросу родителей, порядка 60% посещающих занятия социально-бытовой направленности становятся более самостоятельными, готовят дома элементарные блюда или помогают родителям на кухне, моют посуду, разогревают еду. Это очень важно для родителей, которые сами становятся старше и все чаще задумываются о дальнейшей судьбе своего ребенка.

Также в Центре проводится контент-анализ содержательных отчетов педагогов. Он позволяет выделить основные показатели развития и благополучия детей/молодых взрослых и соотнести запланированные результаты с фактически достигнутыми за определенный период.

Важно отметить и выявление косвенных/опосредованных социальных эффектов. Так, например, выявлено снижение заболеваемости у благополучателей.

Решения, которые принимаются на основании полученных результатов по благополучию

После обсуждения вырабатываются решения о реализации индивидуального маршрута каждого подопечного, о типе заданий, которые более интенсивно могут ему предлагаться, о корректировке поведенческих и творческих стратегий, которые складываются у подопечного.

Особое внимание обращается на вовлечение ребенка в художественную, творческую деятельность, на стимулирование творческой активности. Средства искусства, включение в активную творческую деятельность предоставляют особому ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью.

Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению острых эмоциональных проблем у таких детей. Они переживают страх, тревожность и т. д. Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.

Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка [3]. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка на основе индивидуального подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей (исходя из возможностей, а не ограничений — и это особенно важно) навыкам изобразительной грамоты, восприятию искусства, различным технологиям декоративно-прикладного творчества, терпению, ответственности, вниманию, открывать таланты детей к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Литература

  1. Береговая Е.Б., Стукалова О.В. Проект профессионального совершенствования сотрудников детских домов-интернатов и центров содействия семейному воспитанию в контексте требований к модернизации социальной сферы // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Инклюзивное профессиональное образование», 26 ноября 2015 г. М.: Издательство Российского государственного социального университета, 2015. С. 88–98.
  2. Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей (видеозапись 23 ноября 2023 г.) [Электронный ресурс] // YouTube. 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yRvsqYEDEzU (дата обращения: 02.03.2024).
  3. Иовчук Н., Морозова Е., Щербакова А. Поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Социальная педагогика. № 2. С. 82–86.

Информация об авторах

Жгенти Инга Вахтанговна, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (Благотворительный фонд «Образ жизни»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7393-8898, e-mail: info@obrazfund.ru

Стукалова Ольга Вадимовна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), заместитель директора по образовательным программам, Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (Благотворительный фонд «Образ жизни»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, e-mail: stukalova@obrazfund.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 45
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 7
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0