От экрана к сцене: снижение зависимости подростков от смартфона средствами театральной деятельности при работе с зоной ближайшего развития

56

Резюме

Контекст и актуальность.  Зависимость подростков от смартфонов является одной из самых сложных технологических зависимостей, приводящей к увеличению экранного времени, снижению школьной успеваемости, ухудшению коммуникации и социального взаимодействия офлайн. Фиксируется тенденция к разработке методов замещения времени, проводимого за смартфоном, офлайн развивающими и социализирующими практиками.  Теоретической основой для исследования стали положения культурно-исторической теории о Зоне ближайшего развития (ЗБР) и роли переживания в развитии подростка.  Цель. Установить связь между участием подростков в театральном проекте с применением деятельностной технологии «Мультимедиа-театр» и снижением зависимости от смартфона. Гипотеза. Театральная деятельность, организованная в проектной форме и основанная на ролевом экспериментировании, может выступать активной и развивающей офлайн практикой, способствующей снижению зависимости от смартфонов за счет работы с ЗБР подростков и создания условий для увеличения социальных контактов и развития межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Методы и материалы. Участники исследования (81 подросток 14-15 лет) составили две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) и контрольную группы. Было осуществлено пре- и пост- тестирование по «Шкале зависимости от смартфона» в адаптации В.П. Шейнова, 2020 г., а также проведено интервью с подростками по окончании исследования.  Результаты. Статистический анализ показал снижение уровня зависимости от смартфонов у подростков с высоким уровнем зависимости после 24-х театральных сессий. Внутригрупповой анализ выявил в ЭГ2 значимое снижение показателя «толерантность» и тенденцию к снижению показателя «нарушение повседневной жизни».  В ЭГ1 выявлена тенденция к снижению интегрального показателя «зависимость» и показателя «чрезмерное использование».  Выводы. Деятельностная технология «Мультимедиа-театр» может снижать зависимость от смартфонов у подростков за счет экспериментирования с новыми видами деятельности, расширения социальных горизонтальных и вертикальных контактов, значимых переживаний, продвижения по ЗБР.

Общая информация

Ключевые слова: театральная деятельность, подростки, зависимость от смартфона, зона ближайшего развития, ролевое экспериментирование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025000003

Финансирование. Исследование "Организация и психолого-педагогическое сопровождение театральной деятельности подростков в школе: научно-методический комплекс" выполнено при финансовой поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета в рамках внутреннего конкурса по реализации научно-исследовательских работ.

Поступила в редакцию 30.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Поскакалова, Т.А., Хуснутдинова, М.Р., Саломатова, О.В. (2025). От экрана к сцене: снижение зависимости подростков от смартфона средствами театральной деятельности при работе с зоной ближайшего развития. Психологическая наука и образование. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/pse.2025000003

Литература

  1. Вересов, Н.Н. (2016). Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации. Культурно-историческая психология, 12(3), 129–148. https://doi.org/10.17759/chp.2016120308.
    Veresov, N. N. (2016). Perezhivanie as a Phenomenon and a Concept: Questions on Clarification and Methodological Meditations. Cultural-historical psychology, 12(3), 129–148. https://doi.org/10.17759/chp.2016120308.
  2. Зарецкий, В.К. (2024). Зона ближайшего развития: эволюция понятия. Культурно-историческая психология, 20(3), 45–57. https://doi.org/10.17759/chp.2024200305
    Zaretsky, V.K. (2024). Zone of Proximal Development: Evolution of the Concept. Cultural-Historical Psychology, 20(3), 45—57. DOI: : https://doi.org/10.17759/ chp.2024200305
  3. Котляр, И.А. (2002). Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 2. Психологическая наука и образование, 7(2), 53–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002_n2/Korepanova (дата обращения: 24.07.2025).
    Kotlyar, I.A. (2002). The Zone of Proximal Development as a Problem of Modern Psychology. Message 2. Psychological Science and Education, 7(2), 53–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002_n2/Korepanova (viewed 24.07.2025) (In Russ.).
  4. Нагорнова, А.Ю. (2024). Проблема зависимости от смартфонов учащихся старших школ в Японии. В: Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. с. 666–674. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2024/contents/dhte2024_Nagornova.pdf (дата обращения: 24.07.2025).
    Nagornova, A.Y. (2024). The problem of smartphone addiction of high school students in Japan. In: Digital Humanities and Technologies in Education (DHTE 2024): Collection of scientific works of the V international scientific and practical conference. November 14-15. pp. 666-674. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2024/contents/dhte2024_Nagornova.pdf (viewed 24.07.2025) (in Russ.).
  5. Осипов, М.Е. (2022). Вновь о понятии «переживание» у Л.С. Выготского. Новые психологические исследования, 2(1), 56-70.  https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_01_03
    Osipov, M.E. (2022). Once again on the concept of "experience" in L.S. Vygotsky. New Psychological Research, 2(1), 56-70. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_01_03 (In Russ.)
  6. Поскакалова, Т.А., Хуснутдинова, М.Р. (2024). Роль школьного театра в развитии коммуникации подростков: результаты лонгитюдного исследования. Психологическая наука и образование, 29(6), 164–177. https://doi.org/10.17759/pse.2024290611.
    Poskakalova, T.A., Husnutdinova, M.R. (2024). The Role of a School Theater in the Development of Communication of Adolescents: Results of a Longitudinal Study. Psychological Science and Education, 29(6), 164–177. https://doi.org/10.17759/pse.2024290611.
  7. Рубцова, О.В. (2021). Ролевое экспериментирование в подростковом возрасте: применение драмы для конструирования зоны ближайшего развития. Культурно-историческая психология, 17(2), 105–113. https://doi.org/10.17759/chp.2021170210.
    Rubtsova, O.V. (2021). Experimenting with Roles in Adolescence: Applying Drama for Constructing the Zone of Proximal Development. Cultural-Historical Psychology, 17(2), 105–113. https://doi.org/10.17759/chp.2021170210.
  8. Рубцова, О.В. (2023). Ролевое экспериментирование подростков в контексте идей Л.С. Выготского: деятельностная технология «Мультимедиа-театр». Культурно-историческая психология, 19(2), 61–69. https://doi.org/10.17759/chp.2023190208
    Rubtsova, O.V (2023). Adolescents’ Experimenting with Roles in the context of L.S. Vygotsky’s ideas: an Activity-Based Technology “Digital Storytelling Theater”. Cultural-Historical Psychology, 19(2), 61–69. https://doi.org/10.17759/chp.2023190208.
  9. Рубцова О.В., Шпагина Е.М., Шведовская А.А., Дворянчиков Н.В. (ред.) (2024) Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция. М: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».
    Rubtsova O.V., Shpagina E.M., Shvedovskaya A.A., Dvoryanchikov N.V. (Ed.) (2024) Risks in the digital environment: diagnostics, prevention, correction. M: ANO "Center for Global IT Cooperation" (In Russ.).
  10. Суджади, Э., Сулистийо, У. (2025). Зависимость от смартфонов, религиозность и академическая прокрастинация среди студентов колледжей: посредническая роль самооценки и саморегулируемого обучения. Психологическая наука и образование, 30(1), 67–80. https://doi.org/10.17759/pse.2025300105
    Sujadi E., Sulistiyo U. (2025). Smartphone Addiction, Religiosity, and Academic Procrastination among College Students: The Mediating Role of Self-esteem and Self-regulated Learning. Psychological Science and Education, 30(1), 67–80. https://doi.org/10.17759/pse.2025300105 (In Russ.).
  11. Шейнов, В.П. (2020). Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума. Системная психология и социология, 35(3), 75-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wzziza (дата обращения: 24.07.2025).
    Sheynov, V.P. Adaptation and validation of the questionnaire "Smartphone Addiction Scale" for Russian-speaking society. Systemic Psychology and Sociology, 35 (3), 75-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wzziza (viewed 24.07.2025) (in Russ.).
  12. Шейнов, В.П., Низовских, Н.А., Ермак, В.О. (2024). Зависимость от смартфона и ее связи c академической мотивацией, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусов и россиян. Социальная психология и общество, 15(2), 100–116. https://doi.org/10.17759/sps.2024150207
    Sheynov, V.P., Nizovskikh, N.A., Ermak, V.O. (2024). Smartphone addiction and its relationships with academic motivation, procrastination, and self-control in communication among Belarusians and Russians. Social Psychology and Society, 15(2), 100–116. https://doi.org/10.17759/sps.2024150207
  13. Achterhof, R., Kirtley, O.J., Schneider, M., Hagemann, N., Hermans, K., Hiekkaranta, A.P., Lecei, A., Lafit, G., Myin-Germeys, I. (2022). Adolescents’ real-time social and affective experiences of online and face-to-face interactions. Computers in Human Behavior, 129:107159. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.107159.
  14. Armakolas, S., Lora, C., Waligóra, A. (2024). Increased mobile phone use in high school students as a social problem under the dimension of addiction. Advances in Mobile Learning Educational Research4(1), 911-919. https://doi.org/10.25082/AMLER.2024.01.002
  15. Cha, J.H., Choi Y.J., Ryu, S., Moon, J.H. (2023). Association between smartphone usage and health outcomes of adolescents: A propensity analysis using the Korea youth risk behavior survey. PLoS One,18(12):e0294553. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0294553.
  16. Chen, G.; Lyu, C. (2024). The relationship between smartphone addiction and procrastination among students: A systematic review and meta-analysis. Personality and Individual Differences, 224(16):112652. https://doi.org/10.1016/j.paid.2024.112652.
  17. Dawson, K.,  Lee, B.K. (2018). Drama-based Pedagogy: Activating Learning Across the Curriculum (Theatre in Education), Intellect Ltd, 260 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv36xw0wt
  18. Erdem, E., Sezer, Y. (2021). The smartphone addiction, peer relationships and loneliness in adolescents, L Encéphale, 48(8). https://doi.org/10.1016/j.encep.2021.06.009
  19. Green, L., Dudek, D., Lynne, C., Ólafsson, K., Staksrud, E., Jacques, C. L., & Jaunzems, K. (2022). Tox and Detox: Are Teens’ Smartphone Use and Non-Use Practices Fully Fungible. M/C Journal, 25(2). https://doi.org/10.5204/mcj.2888
  20. Ihm, J. (2018). Social implications of children's smartphone addiction: The role of support networks and social engagement. Journal of Behavioral Addictions, 7(2), 473-481. https://doi.org/10.1556/2006.7.2018.48
  21. Jo, J., Bang, K.-S. (2022). The effect of peer relationship enhancement programs on the prevention of smartphone addiction among late school-age children in South Korea. Journal of Pediatric Nursing, 63, 127-135.https://doi.org/10.1016/j.pedn.2021.09.025
  22. Kafetsios, K., Chatzakou, D., Tsigilis, N., Vakali, A. (2017) Experience of emotion in face to face and computer-mediated social interactions: An event sampling study. Computers in Human Behavior, 76, 287-293. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.07.033.
  23. Koçak, O., Çevik, O., Şimşek, O.M. (2025). Flourishing through Social Development Activities and Social Support: A Holistic Strategy for Problematic Smartphone Use. Psychiatric Quarterly, 96, 257–287. https://doi.org/10.1007/s11126-025-10126-w
  24. Kwon, M., Lee, J.Y., Won, W.Y., Park, J.W., Min, J.A., Hahn, C. (2013) Development and Validation of a Smartphone Addiction Scale (SAS). PLoS One. 8 (2):P. e56936. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0056936
  25. Li, Z.K., Shi, L.J., Cai, X.L. (2022). Smartphone addiction is more harmful to adolescents than Internet gaming disorder: Divergence in the impact of parenting styles. Frontiers in Psychology, 14;13:1044190. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1044190.
  26. Li, Z., Xia, X., Sun, Q., Li, Y. (2023) Exercise intervention to reduce mobile phone addiction in adolescents: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Frontiers in Psychology, 14:1294116. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1294116
  27. Liu, Q., Huang, J., Zhou, Z. (2020). Self-expansion via smartphone and smartphone addiction tendency among adolescents: A moderated mediation model. Children and Youth Services Review, 119, https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105590.
  28. Łuczyński, A., Pietruszka, L. (2025). Teachers faced with students’ addiction to mobile phones – educational recommendations for creating an ‘offline culture.’ International Studies in Catholic Education, 1–23. https://doi.org/10.1080/19422539.2025.2476977
  29. Macy, L. (2016). Bridging Pedagogies: Drama, Multiliteracies, and the Zone of Proximal Development. The Educational Forum,  80(3), 310–323. https://doi.org/10.1080/00131725.2016.1173750
  30. Mona, M., Kumari, S., Anand, N., Sharma, M. (2024). Safe Use of Screen Time Among Adolescents: A Randomized Controlled Study of the Efficacy of Yoga. Cureus, 16(10):e71335. https://doi.org/10.7759/cureus.71335.
  31. Nawaz, S. (2023). Rethinking classifications and metrics for problematic smartphone use and dependence: Addressing the call for reassessment. Computers in Human Behavior Reports12(4):100327. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100327
  32. Putchavayala, K., Singh D., Sashidharan, R. (2022). A perspective of yoga on smartphone addiction: A narrative review. Journal of Family Medicine and Primary Care, 11(6):2284. https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_1765_21
  33. Rudolf, R., Kim, N. (2024). Smartphone use, gender, and adolescent mental health: Longitudinal evidence from South Korea. SSM - Population Health, 28. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2024.101722
  34. Salepaki, A., Zerva, A., Kourkouridis, D., AngelouI,. (2025). Unplugging Youth: Mobile Phone Addiction, Social Impact, and the Call for Digital Detox. Psychiatry International, 6(1), 1-21. https://doi.org/10.3390/psychiatryint6010004
  35. Theopilus, Y., Al Mahmud, A., Davis, H., Octavia, J.R. (2025). Persuasive strategies in digital interventions to combat internet addiction: A systematic review. International Journal of Medical Infomatics, 195. https://doi.org/10.1016/j.ijmedinf.2024.105725

Информация об авторах

Татьяна Анатольевна Поскакалова, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Маргарита Рафаильевна Хуснутдинова, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7688-0230, e-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Ольга Викторовна Саломатова, Младший научный сотрудник, "Центр междисциплинарных исследований современного детства", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1723-9697, e-mail: salomatovaov@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 131
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 56
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 187
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 9