Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика

Аннотация

В статье представлено такое новое направление в изучении творчества, как рефлексивная психология: анализируются ее историко-научные предпосылки и концептуально-методические основы, характеризуются основные экспериментальные достижения и опыт применения в практике образования и управления. Специально рассматривается типология психолого-педагогических воздействий на творчество в целях его активизации и развития с помощью оригинальных психотехнологий игрорефлексики. Показана конструктивность рефлексивно-психологического подхода для прикладных исследований и разработок в таких смежных областях современного человекознания, как рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика творчества

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. 2005. Том 2. № 4. С. 65–73.

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск: НГУ, 1991.
  2.   Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной акмеологии. М.; Сочи, 1998.
  3.   Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: ТГУ, 2001.
  4.   Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Отв. ред. А.А. Деркач, Э.А. Манушин. М.: РАГС, 1997.
  5.   Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования / Под ред. Г.А. Берулавы., И.Н. Семенова. Бийск: БиГПИ, 1995.
  6.   Васютин Р.Н., Семенов И.Н. Игрорефлексика профессионального роста менеджеров в рефлексивном видеотренинге. М.; Сочи: ИРПТ и ГО, 2000.
  7.   Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: СибАГС, 2001.
  8.   Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Применение рефлексивно-тренинговых технологий в профессиональном образовании // Рефлексивный подход в обеспечении образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. Ярославль, 2004.
  9.   Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.
  10.   Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998.
  11.   Дмитриев С.В., Кузнецов С.В., Семенов И.Н. Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов. Н. Новгород, 1992.
  12.   Дюков В.М., Семенов И.Н. Адаптация и развитие методов игрорефлексики интенсивного обучения (для развития экономического и творческого мышления учащихся). Красноярск: КРЦРО, 1996.
  13.   Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагога. Омск: ОПИ, 2003.
  14.   Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2000.
  15.   Оржековский П.А. Рефлексивно-педагогический анализ затруднений учащихся при решении экспериментальных творческих задач по химии // Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии профессионального образования / Отв. ред.-сост. И.Н. Семенов. М., 2000.
  16.   Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  17.   Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
  18.   Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЭРСЭ, 2002.
  19.   Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов. Сочи: НОЦ РАО, 2005.
  20.   Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990.
  21.   Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.; Воронеж, 2000.
  22.   Рефлексивно-организационные проблемыформирования мышления и личности в образовании и управлении / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: Факультет психологии ГУ ВШЭ, 2003.
  23.   Семенов И.Н., Ковшуро О.Д. Акмеологический критерий самореализации личности в сфере муниципальной службы // Акмеология. 2002. № 3.
  24.   Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992.
  25.   Степанов С.Ю, Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.; Петро- заводск: РАГС, 1996.
  26.   Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
  27.   Шадриков В.Д. Введение в психологию: интеллект и творчество. М.: МОСУ, 2001.
  28.   Kholmogorova A.B., Zaretsky V.K., Semjonov I.N. Reflexive-personаlity regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology. N.Y., 1983. 21. № 2.
  29.   Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gцttingen; Toronto; Zurich: Verlagfur Psychologie, 1988.
  30.   Semenov I.N. An empirical psychological study of thou processes in creative problem-solving from the perspective of theory of activity // Soviet Psycology. N.Y., 1978. 16. № 4. Р. 3-46.
  31.   Semenov I.N. The Psychology of Reflexion in the Scientific Work of S.L. Rubinshtein // The Psychology Journаl. Bos- ton, 1989. № 4.
  32.   Semyonov I.N. Philosophy of Humanization of Education and Reflexivеness of Dialogue // Reflexive Processes and Control. 2002. Vol. 1. № 1.

Информация об авторах

Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО города Москвы МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5823-2918, e-mail: i_samenov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1982
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3