Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем интеллекта и креативности в условиях межличностного взаимодействия. Автор предлагает новое понимание интеллектуальной деятельности, по сути, расширяя его до рамок целостной концепции, показывает его связь с традиционным представлением об интеллекте и креативности, с одной стороны, и о мыслительной и творческой деятельности - с другой. Интеллектуальная деятельность, по мнению автора,- деятельность совместная, осуществляемая во взаимодействии с другими людьми и значимо влияющая на изменение их интеллекта и креативности. В работе на эмпирическом материале показано, как личностные особенности и межличностные отношения между учителем и учениками влияют на развитие интеллекта и креативности последних.

Общая информация

Для цитаты: Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. 2006. Том 3. № 3. С. 35–58.

Литература

  1. Боно Э. де. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.
  2.   Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17-29.
  3.   Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1970.
  4.   Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 200.
  5.   Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики. Вып. 1. М., 1993.
  6.   Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние соответствия личностных черт учителя и ученика на развитие креативности ученика // Интеллект и креативность в условиях межличностного взаимодействия. М., 2001. С. 234-250.
  7.   Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние сходства/контраста личностных особенностей учителя и ученика на изменение уровня различных компонентов креативности учащихся // Психологический журнал. 2002. № 6.
  8.   Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1950.
  9.   Гаджиев Ч.М. Огранизация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 266-279.
  10.   Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 128-135.
  11.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  12.   Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
  13.   Елисеев В.А. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения набора комбинаторных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1979.
  14.   Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.
  15.   Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психология исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд­во МГУ, 1979. С. 22-28.
  16.   Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
  17.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политическая литература, 1975.
  18.   Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.). М., 1953.
  19.   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1981.
  20.   Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция поведения // Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
  21.   Матюшкин А.М. Действие и процесс мышления // IV Всесоюзный съезд психологов СССР. Тбилиси, 1971. С. 373.
  22.   Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления // Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. С. 4-8.
  23.   Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  24.   Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 225-233.
  25.   Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  26.   Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
  27.   Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967.
  28.   Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд­во АН СССР, 1958.
  29.   Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  30.   Стернберг Р. Дж. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61.
  31.   Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. С. 41-95.
  32.   Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд­во МГУ, 1984.
  33.   Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  34.   Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.;Томск, 1997.
  35.   Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд­во Современного гуманитарного университета, 2004.
  36.   Энгельмейер П.К. Эврилогия или всеобщая теория творчества // Проблемы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. Т. 7.
  37.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  38.   Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-26.
  39.   Nickerson R.S., Perkins D.N., Smith E.E. The teaching of thinking. Hillsdale, N.J.; Erlbaum, 1985.
  40.   Wallas G. The art of thought. N.J., 1926.

Информация об авторах

Воронин Анатолий Николаевич, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБОУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6612-9726, e-mail: voroninan@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1966
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1