Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики

Аннотация

Одним из инновационных направлений современного человекознания является изучение рефлексии. В статье анализируется развитие проблематики рефлексии в европейской культуре, дифференцируются этапы и обобщаются достижения ее разработки в философии и психологии в русле взаимодействия основных методологических ориентаций научного познания: гуманитарно-культурологической, естественно-научной, технико-технологической. При этом презентируется опыт психотехнологического освоения рефлекивных процессов в контексте исследований индивидуальности человека и его экономического поведения, ведущихся на факультете психологии Высшей школы экономики.

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология. 2007. Том 4. № 3. С. 108–126.

Литература

  1. Абульханова К.А. Стратегии жизни. М., 1981.
  2. Абульханова К.А., Климов Е.А., Семенов И.Н. и др. Акмеология. Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2002.
  3. Алексеев Н.Г. Проектирование и развитие личности // Развитие личности. 2002. № 2. С. 92-116.
  4. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск: НГУ, 1991.
  5. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С., Семенов И.Н. и др. Мысли о мыслях. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч.2. Проблемы рефлексии в решении творческих задач. Новосибирск: НИИПК, 1996.
  6. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А, Семенов И.Н. Рефлексивная акмеология успешных управленцев. М.-Сочи: ИРПТиГО, 1998.
  7. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Экзистенциальная рефлексия в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: ТГУ, 2002.
  8. Анисимов О.С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавателя в новом учебном процессе. М.,1990.
  9. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионализма кадров управления / Под ред. А.А. Деркача, Э.А. Манушина. М.: РАГС, 1997.
  10. Бершацкий Г.Н., Семенов И.Н. Взаимодействие рефлексии и интуиции в процессе принятия управленческих решений // Рефлексивные процессы в управлении / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Изд-во ИП РАН, 2001.
  11. Бершацкий Г.Н., Семенов И.Н., Склизков Д.М, Эрнандес.Кастро Е.И. Каталог учебных и консалтинговых программ. М.: ММФБШ, 2002.
  12. Болотова А.К. Прикладная психология. М., 2006.
  13. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. М.: Изд.во МГУ, 2000.
  14. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Теоретические и прикладные аспекты рефлексивной диалого-психотерапии // Журнал практического психолога. 2004. № 1. С. 93-107.
  15. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Применение тренинговых технологий в рефлексивно-диалогическом подходе // Теория и практика помощи личности в психологическом консультировании и психотерапии. Киев: КГПУ, 2005. С. 28-30.
  16. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности // Мир психологии. 2006. № 4. С. 110-118.
  17. Давыдов В.В., Рубцов В.В. и др. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск: ПИ РАО, 1995.
  18. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.
  19. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998.
  20. Дюков В.М., Семенов И.Н. Адаптация и развитие методов игрорефлексики интенсивного обучения (для развития экономического и творческого мышления учащихся). Красноярск: КРЦРО, 1996.
  21. Дюков В.М., Семенов И.Н. Инновационная педагогика: модули инновационной компетентности и инновационной деятельности в образовательном учреждении. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Красноярск: Универс, 2007.
  22. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979.
  23. Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел: ОРАГС, 2005.
  24. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. Ярославль, 2002.
  25. Ладенко И.С., Семенов И.Н. Значение методологии Г.П.Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики // Интеллектуальные торпеды. Новосибирск: ИИИПК, 1996. С. 37-47.
  26. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические проблемы рефлексии. Новосибирск: НГУ, 1991.
  27. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагогов. Омск: ООИПКРО, 2003.
  28. Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.
  29. Лосев А.В., Семенов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии. М.: РАГС, 1998.
  30. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
  31. Похмелкина Г.Ф, Слободянюк И.А.,
  32. Семенов И.Н. и др. Рефлексивная психология на рынке образовательных услуг. Винница: ВГПИ, 1992. Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии и педагогики социального развития и профессионального образования / Под ред. Т.С. Болховитиной, И.Н. Семенова. Брянск: БФ ОРАГС, 2002. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова. М.: ФО, 1988.
  33. Психология индивидуальности / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
  34. Пэрна Н.Я. Жизнь, ритм, творчество. СПб.,1925.
  35. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  36. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Личностное самоопределение как смыслодинамический процесс // Развитие и саморазвитие личности / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004. С. 108-120.
  37. Рефлексия в психологическом обеспечении образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова, В.К. Солондаева. М.-Яр.: ИРПТиГО - ЯрРО ОПР, 2004.
  38. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будуших психологов. Сочи: НОЦ РАО, 2005.
  39. Семенов И.Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семенович. Душа. Кюльпе Освальд. Индивидуальность // БСЭ. М.: СЭ, 1970-1973.
  40. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию творческого мышления // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Вып. № 10 / Отв.ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1976.
  41. Семенов И.Н. Вюрцбургская школа // Философский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1983, 1989.
  42. Семенов И.Н. Проблемы психологии рефлексии в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т.10. № 4.
  43. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП, 1990.
  44. Семенов И.Н. Методологические основы московской школы рефлексивногуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР. Вып. 1. Новосибирск: НГУ. 1992. С. 35-56.
  45. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж: МПСИ, 2000.
  46. Семенов И.Н. Рефлексивная психотерапия К. Роджерса в интерьере рефлексивной психологии // Психология искренности. Винница: ВГПИ, 2002.
  47. Семенов И.Н. Значение теории ориентировки П.Я. Гальперина для возникновения рефлексивной психологии и рефлексивной педагогики // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО-ГУ ВШЭ, 2003. С. 33-38.
  48. Семенов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 2004. № 34. С. 35-38.
  49. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №4. С. 65-73.
  50. Семенов И.Н. Значение творчества Ф.И.Тютчева для развития поэзии акмеизма и науки акмеологии в культуре Серебряного века // Россия и Европа: потенциал и перспективы развития в контексте наследия идей Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютче. ва. Брянск.: БФ ОРАГС, 2006. С. 90-96.
  51. Семенов И.Н. Психологические и социальные аспекты развития человеческого капитала и модернизации внутрифирменного образования // Человек как капитал. Новый этап в управлении человеческими ресурсами. М.: РМК, 2006. С. 62-70.
  52. Семенов И.Н. Принцип дополнительности: реализация рефлексивно-гуманитарного подхода в модернизации основного и дополнительного образования // Новые ценности образования. 2006. № 1. С. 7-23.
  53. Семенов И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А. Пономарева // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / Отв. ред. Д.В. Ушаков. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 438-454.
  54. Семенов И.Н. Здравоохранение и человеческий капитал: рефлексивная психология обеспечения человеческого фактора // Главный врач: хозяйство и право. 2007. № 3.
  55. Семенов И.Н. Роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в научном изучении рефлексии и становлении рефлексивной психологии // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1.
  56. Семенов И.Н. Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности // Психология индивидуальности / Отв.ред. В.Д. Шадриков. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 469-471.
  57. Семенов И.Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед выбором будущего. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 61-64.
  58. Семенов И.Н. Личностно-профессиональный рост и его рефлексивно-творческий потенциал как системообразующие факторы развития человеческого капитала // Психология личностного роста специалиста / Под ред. Н.А. Коваль. Тамбов: ТГУ, 2007. С. 52-58.
  59. Семенов И.Н. Рефлексивность развития творческой индивидуальности в поликультурном образовательном пространстве // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века» / Под ред. И.Н. Семенова. Кисловодск, 2007. С. 239-248.
  60. Семенов И.Н. Алексеев Никита Глебович. Ладенко Иосаф Семенович. Пономарев Яков Александрович. Шеварев Петр Алексеевич // ММК в лицах (Московский методологический кружок, методологическое и игровое движение в лицах). М.: ФИР, 2006-2007. Т. 1, 2.
  61. Семенов И.Н. Фундаментальная роль методологии и логики Г.П.Щедровицкого в развитии психологии и педагогики рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. 2007. № 1.
  62. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992.
  63. Склизков Д.М., Эрнандес.Кастро Е.И., Семенов И.Н. Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя // Психология индивидуальности / Отв.ред. В.Д. Шадриков. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 556-559.
  64. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско.психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С. 26-37.
  65. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.-Петрозаводск, 1996.
  66. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. C. 31-40. Человек в изменяющемся мире (Ежегодник) / Под ред. Т.Г. Болдиной, И.Н. Семенова. М.: МДО, 2004-2007.
  67. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2003.
  68. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: ФИР, 2006.
  69. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М.: Три квадрата, 2005.
  70. Dorner P. Self.reflection and problemsolving. //Human and artificial intelligence. Berlin Science Press, 1978. Р. 101-107.
  71. Kholmogorova A.B., Zaretcky V.K., Semenov I.N. Reflexive-personality regulation of the goal-development process in norm and pathology // Soviet Psychology (Boston, USA ). 1982. 21. 2.
  72. Lefebvre V.A. A Formal method of investigating of Reflective process // General System. 1972. 17.
  73. Мatthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gotingen-Toronto-Zurich. 1988.
  74. Mezirow J. and ass. Fostering critical reflection end adulthood // A guide to human resourcse development / R.L. Crag (ed). N.Y., St. Louis: Mc Grane Hillbook Company, 1887.
  75. Piaget J. Recherches sur l'abstraction reflechissantes. Paris, PUF, 1977. V. 1, 2.
  76. Raither F. Selfreflective Cognitive Processes: its characteristiscs and Effekts. 1980.
  77. Semenov I.N. An ampirical pshychological study of thought processes in creative problem-solving from the theory of activity // Soviet Psychology (Boston, USA). 1978. 16. 4 (1976, USSR).
  78. Semionov I.N. Creative role of reflection in the self development // Proceedings of the First Finnish-Soviet Symposyum on Creativiti. Helsinki. 1985.
  79. Semyonov I.N. Philosophy of humanization of education and reflexiveness of dialog // Humanization of education. 2006. 3. 20-24.
  80. Stepanov S.Yu. Personality-reflexive aspect of creative thinking. // Proceedings of the First Finnish-Soviet Symposium on Creativiti. Helsinki. 1985
  81. Thope K., Barsky J. Healing through self-reflection // J. of advanced Nursing. 2001. 35. 760-771.

Информация об авторах

Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО города Москвы МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5823-2918, e-mail: i_samenov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1912
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1