Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи

4507

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования представлений юношества о социальной успешности. Представление об успешности личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом; успешность выступает одним из наиболее желаемых и провозглашаемых ценностей на уровне общества. Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре и современного российского общества, «успешная личность», «жизненный успех», «успешность» как характеристика деятельности. Однако его наполнение сегодня весьма противоречиво. Как известно, успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. На основе эмпирического исследования выявляются ядерные и периферийные компоненты представлений, их различия у юношей и девушек, а также субъективно оцениваемые связи с другими явлениями. Выявляются различия в представлениях и самоопределении юношей и девушек, оцениваемых как «успешные» и «неуспешные». Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи социальной успешности и стратегиями самоопределения.

Общая информация

Ключевые слова: личность, успешность, жизненное планирование, система представлений

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Шамионов Р.М., Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n3/Shamionov_Tugusheva (дата обращения: 19.07.2024)

Полный текст

В ситуации нестабильности общественного сознания, когда нет приемлемых идеалов, вынесенных из прошлого, и не найдены новые, которые были бы адекватны происходящим переменам в России, а также находясь в процессе профессионального и личностного самоопределения, современная молодежь пытается выделить и усвоить нормы взрослой жизни. В данном контексте изучение особенностей представления об успехе и самоопределении необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия ее потенциала, формирования конструктивного отношения к действительности, позитивного подхода к решению стоящих перед нею задач.
Социальные представления определяются как специфическая форма познания социальной действительности. В работах С. Московичи они представляются как «тип социальной реальности», сквозь призму которой человек воспринимает окружающий мир [4]. К социальным представлениям относят идеологические и религиозные воззрения, социальные мнения, мифы, системы убеждений; это особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельным индивидом.
Однако социальные представления - то, что находится в постоянном движении, хотя и призвано упрочивать психологическую стабильность социального субъекта. Было бы неверно полагать, что социальные представления находятся вне личности, и она вынуждена принимать их такими, какие они есть. Люди и группы конструируют стабильный и предсказуемый мир из набора различных феноменов, что предполагает, применительно к нашему вопросу обсуждения, наличие различий (и порой существенных) в содержании социальных представлений различных групп. В той или иной степени все, что входит в поле социальной перцепции конкретного человека, не только селектируется и категоризируется, но и атрибутируется, налагается определенными ценностями и, очевидно, значениями. В этом смысле модели социального успеха становятся значимыми и реально действующими лишь в рамках тех референтных групп, которые эти модели принимают и активно используют. Общественные отношения, представленные в сознании человека, подвергаются постоянной субъективной модификации в зависимости от общей их структуры, уровня развития, эмоционального отражения и пр. Поэтому нельзя полагать, что это есть статическое и вместе с тем всеобъемлющее, отражаемое сходным образом у разных людей образование. Естественно, оно имеет определенную инвариантную структуру, но с очевидностью можно констатировать и наличие индивидуальных вариаций относительно различных аспектов представления. Иначе говоря, социальные представления об одном и том же объекте могут значительно расходиться у разных групп. В этом смысле представления молодежи о социальной успешности могут помочь в определении тенденций социализации, которые становятся критериями их целей и достижений.
Представление об успешности личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом; успешность выступает одной из наиболее желаемых и провозглашаемых ценностей на уровне обществ. Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре и современного российского общества, «успешная личность», «жизненный успех», «успешность» как характеристика деятельности. Однако его наполнение сегодня весьма противоречиво.
Как известно, успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Нормальное психологическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: «включенность» в социум и «обособление» от него. Это значит совмещение двух позиций: слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические характеристики проблемы успеха личности [1].
Следует отметить, что проблема психологии успеха и успешности не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления: механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах (Д. МакКлелланд), поведение, направленное на успех как частный вид человеческой деятельности (В. Фридрих, А. Хофман), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Дж. Аткинсон), потребность в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (Ю. М. Орлова), четыре основные формы успеха (Г. А. Тульчинский) [2]. Практически отсутствует комплексное исследование взаимосвязи представления об успехе с особенностями личностного самоопределения.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления представлений молодежи о социальной успешности, выявление связей с самоопределением личности в юношеском возрасте. Поскольку современная социокультурная обстановка ориентирует молодежь к мобильности, социальной успешности, очевидно, что от представления об успешности зависят направленность средств ее достижения и особенности самоопределения.
Цель данного исследования заключается в анализе структуры представлений юношества о социальной успешности и их связи с самоопределением.
В нашем исследовании приняли участие 200 учащихся 10-ых и 11-ых классов (100 юношей и 100 девушек). Выбор данной возрастной группы обусловлен наличием активно реализующихся процессов профессионального и личностного самоопределения, критерии которых черпаются в немалой степени из представлений об успешности.
Для решения задач исследования нами использованы следующие методы и методики. Основным методом исследования стал опрос. В качестве инструмента использовалась разработанная нами анкета, в которой предлагалось ответить на вопросы, касающиеся различных аспектов данного явления. Общая идея, объединяющая представления о социальном успехе, состоит в понимании разносторонности категории успешности, определяющей отношение человека к обществу и общества к нему. Это могут быть внешние оценки успешности (благополучия), с другой стороны, социальная успешность определяется преследованием целей, одобряемых референтной группой. На следующем этапе мы использовали тест «Изучение самооценки личности» Н. М. Пейсахова. Испытуемым предлагалось из набора качеств, относящихся к различным сферам (межличностных отношений, поведению, деятельности, переживаниям и чувствам) выбрать те, которые характеризуют личность социально успешного человека. При обработке данных, полученных в результате опроса, подсчитывались средние значения по всей выборке, а также выводились отдельные цифры для групп с высокой и низкой социальной успешностью. Стратегия самоопределения учащихся выявлялась на основе анализа жизненных планов с использованием разработанной нами анкеты (вопросы направлены на выявление образовательных и профессиональных планов, а также возрастных ожиданий продолжительности жизни и насыщенности её событиями на различных этапах в прошлом и будущем).
Анализ результатов анкетирования позволил выделить ряд характеристик успешности. В представлении юношества успешность ассоциируется, прежде всего, с личностью. Так, в описаниях, во-первых, подчеркиваются особенности личности (целеустремленность как стремление достичь цель, несмотря на трудности, уверенность, коммуникабельность, желание развивать себя); во-вторых, профессиональные категории (наличие «любимой работы», стремление сделать карьеру); в-третьих, характеристики социальных отношений (положение в обществе, способность оказывать влияние, а также роль близких людей, их поддержка (семья, друзья). Необходимо также отметить такую тенденцию в представлениях, как желание преодолевать трудности, не сдаваться, причем обнаруживается осознание того, что решение проблем приносит чувство удовлетворения, стремление к самостоятельному решению, оптимизм.
Неуспешность связывается респондентами с личностными характеристиками. Ими отмечается отсутствие целеустремленности, боязнь трудностей, зачастую избегание, страх, неуверенность в общении (замкнутость), общий пониженный эмоциональный фон, завистливость неуспешных. Социальные отношения неуспешных характеризуются респондентами отсутствием поддержки близких, «веса в обществе», «у них нет друзей» и пр. Таким образом, неуспешные люди, по мнению опрошенных, не обладают качествами, способствующими достижению успеха, они сами изолируют себя от общества, проявляя равнодушие к окружающим. Обращает на себя внимание факт отрицания возможности дружбы между «успешными» и «неуспешными» в силу различия взглядов, ценностей, интересов.
Анализ результатов опроса позволил изучить взгляды относительно связи социальной успешности со счастьем человека. Учащиеся предполагают, что такая взаимосвязь есть и объясняют её достижениями человека, удовлетворением потребностей, воплощением своей мечты, наличием хорошей работы и семьи. Иначе говоря, результативность деятельности и оцениваемая благодаря ей успешность позволяют человеку быть счастливым. Однако девушки, в отличие от юношей, склонны считать, что в стремлении к социальной успешности можно испытать отсутствие таких важных элементов в жизни как семья, близкие отношения, поскольку работа и карьера, постоянное стремление к новым достижениям делают жизнь более ограниченной. Для девушек вопрос о соотношении «счастья» и «успеха» неоднозначен: для одних успешность - это признание и успех в профессиональном росте, карьере, семейной жизни, а для других достаточно чего-то одного - либо карьеры, либо семьи. Возможно, это связано с изменениями общественной оценки «женского успеха», которая все в большей степени отрывается от традиционного его понимания.
Степень взаимосвязи между судьбой человека и социальной успешностью также различна в представлениях юношей и девушек. Если юноши определяют успешность как целиком зависящую от судьбы, которая играет главенствующую роль и определяет дальнейшее благополучие, то девушки полагают, что социально успешный человек целиком несет ответственность за свою судьбу, способен самостоятельно строить свою жизнь, своё будущее.
Интересна точка зрения молодежи на возможные пути достижения социального успеха. Обращает внимание акцентирование целенаправленного развития волевых качеств личности, помогающих проявлять целеустремленность и уверенность. Кроме того, подчеркивается необходимость людей, которые могут разделить успех, оценить его - это семья, друзья, успешное окружение. Достижению успеха способствует также наличие хорошего образования и любимой работы.
Из вышесказанного можно заключить, что представления о социальной успешности человека характеризуются определенными чертами характера (многократно подчеркивается целеустремленность), желанием проявлять себя, стремлением к лидерству, одобряемыми поведением и деятельностью.
Представления о социальной успешности нами конкретизированы в различных характеристиках, которые в итоге составляют искомый нами образ. Анализ полученных данных позволил установить особенности и предпочтения молодежи, черты сходства и отличия в представлениях о личности социально успешного человека (таблица.).
 
Таблица. Выраженность качеств социально успешной личности в представлениях юношей и девушек (в %)

Сфера

межличностных

отношений

Юноши

Девушки

Сфера деятельности

Юноши

Девушки

Вежливость

84

67

Мастерство

66

70

Тактичность

76

84

Собранность

68

68

Общительность

70

86

Аккуратность

61

66

Ответственность

64

77

Внимательность

62

69

Коллективизм

 

76

Находчивость

69

81

Отзывчивость

 

72

Работоспособность

72

83

Терпимость

 

79

Трудолюбие

64

 

Обаятельность

 

72

Вдумчивость

 

66

Справедливость

 

66

Деловитость

 

66

 

 

 

Понятливость

 

79

Сфера поведения

Сфера переживания и чувств

Активность

69

85

Бодрость

65

79

Порядочность

63

87

Оптимистичность

67

70

Смелость

65

75

Нежность

63

 

Твердость

68

65

Хладнокровие

72

 

Целеустремленность

94

88

Душевность

 

70

Гордость

 

64

Свободолюбие

 

68

Уверенность

 

86

Жизнерадостность

 

74

Настойчивость

 

61

 

 

 

Самостоятельность

 

72

 

 

 

Как можно заметить, представления юношей более конкретны. В сфере деятельности выражены качества, характеризующие общие профессиональные способности, т. е. это активный субъект, успешный в профессиональной сфере. Это также отражено и в поведении, которое отличается энергичностью и напористостью. Коммуникативные навыки проявляются в вежливости и открытости для общения. Позитивный настрой, имеющий немаловажное значение для успешности, объясняется бодрым духом, оптимизмом. Интересно, казалось бы, парадоксальное сочетание нежности и хладнокровия, т. е. готовности делиться эмоциями и умение их сдерживать в зависимости от ситуации. На наш взгляд, это связано с противоречивыми ожиданиями в эмоциональном плане от лиц, достигших социального успеха; им приписывается сдержанность и одобряется проявление хладнокровия, однако зачастую окружающим важна эмоциональная поддержка, душевный отклик от успешного человека.
У девушек представления о коммуникативной стороне успешной личности описаны с помощью черт, которые подчеркивают значимость обратной связи с другими в общении (отзывчивость, тактичность, терпимость), а также в умении себя проявить (обаятельность). Поведенческие характеристики делают акцент на уверенность, смелость. Очевидно, что в представлениях девушек социальная успешность в женском исполнении не самая легкая и требует проявления главным образом жесткости (маскулинности). Характеристики в сфере деятельности более размыты, однако выражена степень погружения в нее - вдумчивость, деловитость, понятливость (эти качества не отмечаются юношами), выше готовность к вариативному видению ситуации. В переживаниях отмечен общий оптимистичный настрой и расположенность к людям.
Таким образом, можно выделить ядерную структуру представлений юношества о социально успешной личности, которая включает в себя умение общаться, знание норм этикета, уверенность в собственных силах, значимость и ценность доверия людям,
профессиональное мастерство как высшее проявление своей успешности, возможность максимально раскрыть и проявить себя, умение сопереживать окружающим, энергичность. Различие заключается в том, что у девушек более выражены характеристики, описывающие сферы межличностного общения, поведения и деятельности, которые свидетельствуют о большей значимости публичной успешности, ее оценки, настойчивом поведении, желании проникнуть в суть дела, узнать его тонкости. Кроме того, необходимо отметить и выделение гендерных характеристик в оценке социальной успешности, которая связывается с выраженностью маскулинных черт личности. Очевидно, социальные установки относительно успешности включают маскулинные черты как важные для ее достижения.
Далее на основании комплексных экспертных оценок (учащихся, учителей) были составлены две группы юношей и девушек с высокими и низкими показателями успешности.
Для выявления особенностей жизненного планирования успешными и неуспешными респондентами мы использовали анкету, в которой внимание учащихся было сконцентрировано на образовательных и профессиональных планах, а также возрастных ожиданиях продолжительности жизни и насыщенности её событиями на различных этапах в прошлом и будущем.
На основе полученных результатов были выявлены две отличные стратегии жизненного планирования. Рассмотрим особенности жизненного планирования в сочетании с событиями будущего в группах успешных и неуспешных учащихся, последовательно рассмотрев каждую выделенную нами сторону.
Анализ продолжительности жизненной перспективы в группе «успешных» девушек, показал, что осознанное отношение к жизненному планированию от 20 до 70 лет проявили 68 % опрошенных. В эти планы включены самые главные, по мнению респондентов, цели, к достижению которых они стремятся в определенные периоды времени. Так, в планах до 30 лет у респондентов на первом месте устройство личной жизни («выйти замуж»), к этому стремится одна часть испытуемых, вторая отдаёт предпочтение работе и карьере («найти высокооплачиваемую работу», «работа заграницей», «создать свою фирму»). В дальнейшем планы отличаются более значительно. Учащиеся, которые первоначально выбрали семью, планируют совмещать работу и воспитание детей, а вторая группа - работать и только начинает думать об устройстве личной жизни. До 50 лет, в группе изначально выбравшей семейные ценности как приоритетные, забота о детях становится главной задачей, в отличие от второй, планы которой более разнообразны («путешествие заграницу», «работа заграницей», «работа»), т. е. очень активный период в жизни. С достижением пенсионного возраста первая группа планирует воспитание внуков, а вторая ещё работать и отдыхать, позднее проводить время с внуками. Жизненные планы отличаются по степени интенсивности - количеством и качеством событий. Можно отследить как минимум две стратегии жизненного планирования девушками, в которых предполагается реализация себя либо в семейной жизни или в работе - карьера, собственное дело.
Рассмотрим жизненные планы успешных юношей, которые составлены полностью 80 % учащихся и включают временной промежуток от 20 до 70 лет. В планы до 30 лет у 56% юношей входит «найти работу», «иметь устойчивое положение на работе», «открыть дело». В дальнейшем 70 % планируют (до 40 лет) «зарабатывать» и, обретя устойчивое положение, заботиться о детях («дать образование», «дело передать детям»). В период до 60 лет предполагается активная работа и отдых за границей, «путешествия». Остальные обращают внимание на устройство своей личной жизни - «жениться», «создать семью» (до 30 лет), работу и воспитание ребенка (до 40 лет), а в последующем также путешествия, «работу и отдых». Таким образом, в планировании отмечены самые важные моменты, много внимания уделено самоутверждению, самореализации в работе, обеспечению семьи, достижению как можно раньше материальной независимости, сохранению активности творческой и физической до 70 лет.
Как видно из полученных данных, успешные юноши и девушки в занимаемой ими жизненной позиции демонстрируют сходство по многим параметрам самоопределения. Так, в жизненном планировании они отмечают необходимость получения образования («поступление в вуз»), девушки склоняются либо к устройству личной жизни, либо карьеры. Важной является способность данных учащихся оценивать и планировать результативность своей будущей деятельности, опираясь в большей степени на самостоятельную оценку событий, умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Необходимо также отметить, что стремления связываются с достижением наибольшей автономии и независимости, как материальной, так и личностной, от родителей, оценок окружающих. Если говорить о жизни в целом, по степени её насыщенности событиями, то она воспринимается ими сообразно этапам проявления максимальной активности (у девушек в возрасте от 20 - 40 лет, у юношей в два этапа: в возрасте от 20 - 40 и 55 - 70 лет), то есть возрастным промежуткам, наиболее
продуктивным в представлениях респондентов, что в немалой степени согласуется и с данными психологии развития. Таким образом, жизненная активность успешных учащихся в данной возрастной группе соразмерна тем ожиданиям, которые накладываются обществом на преуспевающих людей. Общество с помощью СМИ, институтов социализации задает критерии успешности (высшее образование, способность сделать карьеру, совмещение активной работы и устройство личной жизни, рождение и воспитание детей, обеспечение для них возможности получения образования, активность в зрелом возрасти и старости).
Рассмотрим особенности будущих жизненных перспектив в представлении социально неуспешных учащихся юношей и девушек. Можно отметить ряд отличий в их жизненном планировании, целях и мотивах.
Жизненные планы до 70 лет неуспешными девушками составлены в 50 % случаев, остальные смогли описать свои планы лишь до 50 - 60 лет. Как и в группе успешных, в планах до 30 лет отмечено расхождение: после окончания вуза следует устройство на «хорошую», «подходящую», «престижную» работу (40 %), в дальнейших планах «открыть собственное дело» (25 %), «продвижение по служебной лестнице», активная работа предполагается и до 50 лет, здесь же появляется забота о детях. Большинство девушек (60 %) отдают предпочтение устройству семейной жизни до 30 лет («обзавестись домом, семьей», «выйти замуж, родить ребенка»), после утверждения себя в роли матери планируется активное продвижение по службе - до 40 лет («добьюсь успеха в карьере»), или же работа как способ обеспечить семью («зарабатывать деньги»). До 50 лет предполагается совмещение работы с заботой о детях - «помогать детям, работать».
Таким образом, девушки, оцениваемые как «неуспешные», стремятся получить образование, отличаются узостью планов, их слабой проработкой, а в настоящем испытывают неудовлетворенность жизнью.
«Неуспешными» юношами жизненные планы составлены полностью у 61 %, получение образования считают необходимым 83 % учащихся. До 30 лет юноши (62 %) планируют «устройство на работу», «работу по профессии»; до 40 лет собираются завести семью и детей (39 %), далее внимание уделяется вновь работе и воспитанию детей. Дальнейшие планы (после 60 лет) очень расплывчаты и бедны событиями (ограничены общением с внуками, «пенсией»).
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Феномен успеха изучается многими исследователями в качестве категории социальной психологии. Ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения может осуществляться в разных формах успеха. Однако для формирования и развития личности важен не только успех, но и пути его достижения, которые взаимосвязаны с процессами самоопределения личности.
В представлениях юношества о социальной успешности выявлена ядерная структура, которая состоит из таких качеств, как умение общаться, знание норм этикета, уверенность в собственных силах, значимости и ценности доверия, профессиональное мастерство как высшее проявление своей успешности, возможность максимально раскрыть и проявить себя, умение переживать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии.
Важной является способность успешных юношей и девушек оценивать и планировать результативность своей будущей деятельности, опираясь в большей степени на самостоятельную оценку событий, умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.
Социально неуспешные юноши/девушки отличаются недостаточной способностью планировать своё будущее, переоценкой значимости уже произошедших событий. Стремление к благополучию связывается не с желанием проявлять себя исходя из собственных сил, а с тем, как переложить ответственность за происходящее с ними на стечение обстоятельств и не зависимые от их воли события. Другая позиция состоит в том, что успех по определению не воспринимается как самостоятельное достижение человека, обусловлен чьей-то помощью и поддержкой. В этом проявляется низкий уровень субъектности личности.

 

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология М., 2002. 
  2. Лабунская В. А. Социальная психология личности (в вопросах и ответах) М., 2000.
  3. Колмогорова Л. С. Практическое. Пособие для школьных психологов. М., 2002.
  4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Тугушева Альфия Равильевна, кандидат социологических наук, преподаватель факультета педагогики, психологии и начального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: al_fiya@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2211
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 4507
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0