Динамика интеллекта у студентов, различающихся типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы

837

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики интеллекта у студентов, раз-личающихся типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы. В исследовании приняли участие 77 студентов-юношей 17–19 лет Сибирской государст-венной автомобильно-дорожной академии. Умственные способности изучались с помо-щью теста IST Р. Амтхауэра. Проявления типологических свойств нервной системы иссле-довались посредством использования произвольных двигательных методик. Экспери-ментально установлено, что у лиц 18-19 лет, характеризующихся большей силой нервной системы, высокой подвижностью процесса возбуждения и преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансам, динамика интеллекта выше. Поскольку у этих же студентов в возрасте 17–18 лет существенное преобладание в проявлении умственных способностей демонстрировали лица с противоположными типологическими особенно-стями (слабой нервной системой, низкой подвижностью возбуждения, преобладанием торможения по «внутреннему» балансу), это свидетельствует о тенденции возрастного изменения связей свойств нервной системы с проявлениями умственных способностей,. Выявленный факт свидетельствует, что динамика интеллекта связана с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы, роль которых в умственном разви-тии в ходе онтогенеза изменяется. Полагаем, что выявленная неравномерность возрас-тного умственного развития, различные темп и ритм приближения к уровням «зрелости» функций в некоторой степени связаны с различным сочетанием возрастных и индивиду-альных предпосылок развития

Общая информация

Ключевые слова: умственные способности, общий уровень интеллекта, динамика интеллекта, типологические особенности проявлений свойств нервной системы, типологиче-ский комплекс

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Ревенко Е.М., Сальников В.А. Динамика интеллекта у студентов, различающихся типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Revenko_Salnikov (дата обращения: 29.11.2023)

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  2. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  3. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
  5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.- Во-ронеж, 1997.
  6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
  7. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. М.- Воронеж, 2000.
  8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
  9. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М., 2004.
  10. Шадриков В. Д. Способности человека. М-Воронеж, 1997.
  11. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): Методическое руководство. СПб., 2002.

Информация об авторах

Ревенко Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Омск, Россия, e-mail: revenko.76@mail.ru

Сальников Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения (ФГКВОУ ВПО Омский филиал ВА МТО), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2984-4226, e-mail: viktor.salnikov1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1479
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 837
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3