Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века

414

Аннотация

В статье описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было сравнение умственных способностей современных детей и их сверстников, живших в доцифровую эпоху. Предполагалось, что уровень развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей со- временных старших дошкольников отличается от уровня развития тех же способностей у детей, воспитывавшихся в последней трети ХХ в. Сравнивался уровень развития сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников 6—7 лет (N=156) (исследования 1990-х гг.), дошкольников 5—6 лет (N=100) (исследования 1970-х гг.), воспитывавшихся в последней трети ХХ в. с уровнем развития способностей детей в возрасте 5—6 лет (N=184) и детей в возрасте 6—7 лет (N=236), посещавших дошкольные от- деления г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015—2020 гг. В исследовании применялись методики, направленные на диагностику уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей («Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация»), а также методы статистической обработки данных с использованием методов описательной статистики, критерия Фишера, критерия Стьюдента для выборок с равными дисперсиями и выборок с различными дисперсиями. Результаты исследования позволили говорить о том, что уровень развития некоторых сенсорных способностей (отнесения объекта к эталону) у старших дошкольников, воспитывающихся в начале ХХI в. ниже, чем у их сверстников, воспитывавшихся в последней трети ХХ в., а уровень развития их интеллектуальных способностей выше.

Общая информация

Ключевые слова: умственные способности, интеллектуальные способности, сенсорные способности, способности, диагностика, диагностика способностей, старший дошкольный возраст, цифровизация детства

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260302

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета (проект «Специфика развития умственных способностей до- школьников 5—7 лет в эпоху цифровой социализации»).

Для цитаты: Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302

Литература

  1. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет). М.: Серия «Психологическая диагностика», 1996. 113 с.
  2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
  3. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 82— 92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224— 269.
  6. Денисенкова Н.С. Эрозия норм развития современного ребенка. Из опыта психологической консультации // Л.С. Выготский и современное детство: сб. тезисов Международного симпозиума / Отв.   ред.   К.Н.   Поливанова;   Нац.   исслед.   ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 37—39.
  7. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 22—29. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058
  8. Диагностика     умственного     развития дошкольников   /   Под   ред.    Л.А.    Венгера    и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 296 с.
  9. Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3—7 лет) // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2. С. 20—27.
  10. Дьяченко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. С. 78—96.
  11. Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017» [Электронный ресурс] / Институт современных медиа. 2018. URL: http:// momri.org/portfolio/ ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 15.04.2021).
  12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. І. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  13. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы. М. : Per Se, 2003. 144 с.
  14. Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования              электронных    гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 144— 158. DOI: 10.17759/sps.2020110109
  15. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
  16. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение. Психолого-педагогическое             исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36—45.
  17. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201
  18. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире // Новое детство. Материалы научно-экспертного семинара. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201
  19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под   ред. Л.А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
  20. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 120 с.
  21. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. 128 с.
  22. Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25—35. DOI:10.17759/ cpp.2015230403
  23. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Виртуальная реальность современного детства. Семинар // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 71—76. DOI: 10.17759/chp.2017130208
  24. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15—23.
  25. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 56—67.
  26. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. DOI:10.17759/sps.2018090308
  27. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97—118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307
  28. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  29. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78—85.
  30. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24. DOI:10.17759/cpp.2015230402
  31. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 98—104.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  33. Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and Screens: A Survey by French Pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. № 2. P. 84—88. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366
  34. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon // Perseus Publishing (first published 1981): 3rd Edition. Perseus Publishing, Massachusetts, 2001. 210 p.
  35. Elkind D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World // Journ. Phi Delta Kappah March. 1997. Vol. 79. № 3. Р. 241—245.
  36. Gjelaj M., Buza K., Shatri K., Zabeli N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. № 1. P. 165—184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a
  37. Horowitz-Kraus T., Hutton J.S. Brain Connectivity in Children is Increased by the Time They Spend Reading Books and Decreased by the Length of Exposure to Screen-based Media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. № 4. P. 685—693. DOI: 10.1111/apa.14176
  38. Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The Effects of Screen Media Content on Young Children’s Executive Functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 170. P. 72— 85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006
  39. Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The Relationship between Television Exposure and Children’s Cognition and Behaviour: A Systematic Review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19— 58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002
  40. Lee D.Y., Roh H.W., Kim S.J., Park E.J., Yoo H., Suh S., Shin Y. Trends in Digital Media Use in Korean Preschool Children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. № 41. P. 87—94. DOI: 10.3346/ jkms.2019.34.e263
  41. Palfrey J.,Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Perseus Book Group, 2010. 375 p.
  42. Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90. № 1. P. 56—65. DOI: 10.1111/cdev.13007
  43. Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63. № 5. P. 827—839. DOI: 10.1016/ j.pcl.2016.06.006
  44. Ronald E., Walpole I. Probability & statistics for engineers & scientists / E. Ronald, I. Walpole [et al.] — 9th ed., 2012. P. 344-345.
  45. Tandon P.S., Zhou C., Lozano P., Christakis D.A. Preschoolers’ Total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. № 2. P. 297—300. DOI:10.1016/ j.jpeds.2010.08.005
  46. The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight, 2017 [Электронный ресурс] // Common Sense Media. 2017. URL: https://www. commonsensemedia.org/research/the-common-sense- census-media-use-by-kidsage-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 15.04.2021).

Информация об авторах

Денисенкова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1740-3995, e-mail: nataliya-denisenkova@yandex.ru

Федоров Валерий Владимирович, старший преподаватель факультета социальной псхологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8289-3775, e-mail: val.vl.fed@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1014
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 414
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1