Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 3. С. 40–53
doi:10.17759/pse.2021260302
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: умственные способности, интеллектуальные способности, сенсорные способности, способности, диагностика, диагностика способностей, старший дошкольный возраст, цифровизация детства
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260302
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета (проект «Специфика развития умственных способностей до- школьников 5—7 лет в эпоху цифровой социализации»).
Для цитаты: Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302
Литература
- Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет). М.: Серия «Психологическая диагностика», 1996. 113 с.
- Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 82— 92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224— 269.
- Денисенкова Н.С. Эрозия норм развития современного ребенка. Из опыта психологической консультации // Л.С. Выготский и современное детство: сб. тезисов Международного симпозиума / Отв. ред. К.Н. Поливанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 37—39.
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 22—29. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 296 с.
- Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3—7 лет) // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2. С. 20—27.
- Дьяченко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. С. 78—96.
- Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017» [Электронный ресурс] / Институт современных медиа. 2018. URL: http:// momri.org/portfolio/ ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 15.04.2021).
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. І. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
- Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы. М. : Per Se, 2003. 144 с.
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 144— 158. DOI: 10.17759/sps.2020110109
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
- Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение. Психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36—45.
- Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201
- Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире // Новое детство. Материалы научно-экспертного семинара. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
- Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 120 с.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. 128 с.
- Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25—35. DOI:10.17759/ cpp.2015230403
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Виртуальная реальность современного детства. Семинар // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 71—76. DOI: 10.17759/chp.2017130208
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15—23.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 56—67.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. DOI:10.17759/sps.2018090308
- Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97—118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78—85.
- Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24. DOI:10.17759/cpp.2015230402
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 98—104.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and Screens: A Survey by French Pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. № 2. P. 84—88. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366
- Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon // Perseus Publishing (first published 1981): 3rd Edition. Perseus Publishing, Massachusetts, 2001. 210 p.
- Elkind D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World // Journ. Phi Delta Kappah March. 1997. Vol. 79. № 3. Р. 241—245.
- Gjelaj M., Buza K., Shatri K., Zabeli N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. № 1. P. 165—184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a
- Horowitz-Kraus T., Hutton J.S. Brain Connectivity in Children is Increased by the Time They Spend Reading Books and Decreased by the Length of Exposure to Screen-based Media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. № 4. P. 685—693. DOI: 10.1111/apa.14176
- Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The Effects of Screen Media Content on Young Children’s Executive Functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 170. P. 72— 85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006
- Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The Relationship between Television Exposure and Children’s Cognition and Behaviour: A Systematic Review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19— 58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002
- Lee D.Y., Roh H.W., Kim S.J., Park E.J., Yoo H., Suh S., Shin Y. Trends in Digital Media Use in Korean Preschool Children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. № 41. P. 87—94. DOI: 10.3346/ jkms.2019.34.e263
- Palfrey J.,Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Perseus Book Group, 2010. 375 p.
- Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90. № 1. P. 56—65. DOI: 10.1111/cdev.13007
- Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63. № 5. P. 827—839. DOI: 10.1016/ j.pcl.2016.06.006
- Ronald E., Walpole I. Probability & statistics for engineers & scientists / E. Ronald, I. Walpole [et al.] — 9th ed., 2012. P. 344-345.
- Tandon P.S., Zhou C., Lozano P., Christakis D.A. Preschoolers’ Total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. № 2. P. 297—300. DOI:10.1016/ j.jpeds.2010.08.005
- The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight, 2017 [Электронный ресурс] // Common Sense Media. 2017. URL: https://www. commonsensemedia.org/research/the-common-sense- census-media-use-by-kidsage-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 15.04.2021).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1062
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 444
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4