Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности психологов образования

1467

Аннотация

Статья посвящена проблеме индивидуализации профессиональной деятельности психологов в системе образования. Целью данного исследования является изучение особенностей профессиональной самооценки и ее влияния на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности практического психолога. Автор статьи предполагает, что самооценка профессионально-важных качеств на ранних этапах становления профессионала будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности. В исследовании принимали участие специалисты дошкольных образовательных учреждений Москвы с опытом работы от одного года до восьми лет. Выборка пилотажного исследования составляла 24 человека. В эмпирическом исследовании для изучения профессиональной самооценки использовалась авторская шкала, отражающая профессионально важные качества практического психолога по различным позициям. Для изучения стилевых особенностей профессиональной деятельности практических психологов проводилось наблюдение по авторской схеме. Результаты исследования показали, что половина опрошенных обладают средним и выше среднего уровнем подготовки и положительной самооценкой профессионально важных качеств, другая половина выборки оценивает развитие собственных профессиональных качеств недостаточным; профессиональная самооценка не зависит от опыта работы; самооценка профессионально важных качеств способствует осознанию содержания профессии и таким образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: профессионально важные качества, профессионализм педагога, индивидуальный стиль деятельности, эффективность профессиональной деятельности, индивидуальность, профессиональное соответствие

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Герасименко Н.А. Влияние самооценки профессионально важных качеств на индивидуальное своеобразие профессиональной деятельности психологов образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26653 (дата обращения: 02.12.2023)

Литература

1.     Бачманова Н. В., Стафурин Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5.

2.     Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога. Автореф. Дисс. … канд. псих. наук. М., 2006.

3.     Григорович Л. А. Введение в профессию психолог. М., 2004.

4.     Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998.

5.     Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

6.     Казанцева Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов. Дисс… канд. психол. наук. М., 2000.

7.     Казначеева Н. Б. Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов: Автореф. диссертации КПН. М., 2001.

8.     Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.

9.     Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины. Автореф. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.

10.  Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

11.  Молоканов М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 1.

12.  Пятинин А. Э. Психолог – теоретизирующий практик и практикующий теоретик // Журнал  практического  психолога. 1999. №4.

13.  Щукин М. Р. Индивидуальный стиль деятельности и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн., 1995.    № 2.

14.  Щукин М. Р. Влияние индивидуальных рекомендаций на типологически обусловленные различия в усвоении трудовых умений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970. №1.

Информация об авторах

Герасименко Наталья Александровна, аспирант кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии Московского Государственного Педагогического Университета, Москва, Россия, e-mail: zharova.natasha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1988
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1467
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0