Взаимосвязь социального статуса и этнонациональных установок (на материале изучения московских школьников)

1084

Аннотация

Целью проведенного нами исследования было выявление взаимосвязи между статусом индивида и индивидуальными особенностями этнонациональных установок. Для анализа данной проблематики мы использовали шесть методик, условно разбитых на два блока. Методики первого блока применялись для выявления параметров межличностной значимости, которые отразили социально-статусные особенности каждого конкретного индивида в группе; методики второго блока использовались для определения специфики этнонациональных установок у каждого конкретного участника исследования. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов общеобразовательных школ г. Москвы (133 человека) и учащиеся I курса профессионального колледжа (68 человек). С помощью непараметрического аналогового метода многофакторного анализа – Н-критерия Краскела–Уоллеса было установлено, что параметры межличностной значимости, взятые как в целом, так и каждый по отдельности, за исключением референтности, взаимосвязаны с этнонациональными установками. По результатам одномерных сравнений с использованием U-критерия Манна–Уитни полученные закономерности конкретизировались, что позволило выявить качественные различия во взаимосвязи этнонациональных установок и социально-статусных особенностей участников.

Общая информация

Ключевые слова: социальный статус, этнонациональные установки, этническое меньшинство, этническое большинство, отношение к культурному многообразию, социальное равенство, дискриминация

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чирков А.С. Взаимосвязь социального статуса и этнонациональных установок (на материале изучения московских школьников) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Chirkov (дата обращения: 06.12.2023)

Фрагмент статьи

Актуальность изучения этнонациональных установок у школьников продиктована в первую очередь тем, что современные российские школы являются таким институтом социализации, где взаимодействие учащихся происходит в поликультурной среде. При этом этнонациональный фактор может являться как фактором развития, так и причиной недопонимания или конфликтов.

В частности действия, предпринимаемые мигрантами для поддержания собственной этнической идентичности, для ощущения связи с собственной культурой, зачастую могут восприниматься принимающим обществом как угроза, со всеми вытекающими негативными последствиями. Этот феномен находит свое отражение и в среде учащихся. Так, по данным исследований Института социологии РАН, ксенофобские, националистические идеологемы крайнего толка не вызывают отторжения у значительного количества московских школьников. «Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: “Некоторые люди говорят, что для Москвы было бы лучше, если бы в ней не проживали люди определенных национальностей. Ты поддерживаешь или не поддерживаешь такую точку зрения?”. Среди русских подростков 2/5 согласны с таким утверждением, и только 1/4 – занимают противоположную позицию» [8, с.38].

В этой связи изучение психологических предпосылок возникновения тех или иных установок, связанных с контекстом национальности, является крайне необходимым.

Литература

  1. Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
  3. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М., 2008.
  4. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология межличностной значимости. М., 2006.
  5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2007.
  7. Нельсон Т. Психология предубеждения. М.,2003
  8. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений // Информационно-аналитический бюллетень Института Социологии РАН. 2007. №3.
  9. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  10. Хухлаев О.Е. Националистические аттитюды современной российской молодежи: опыт эмпирического исследования // 5 Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, факторы». Москва, 20–22 ноября 2009 г.: Тезисы докладов. М., 2009.
  11. Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки московских старшеклассников в условиях совместного обучения с мигрантами // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  12. Dekker H., Malová D., Hoogendoorn S. Nationalism and Its Explanations // Political Psychology. 2003. Vol. 24.
  13. Henry P.J. & Sears D.O. The Symbolic Racism 2000 Scale // Political Psychology. 2002. № 23.
  14. Judith A. Grffiths & Drew Nesdale. In-group and Aut-group Attitudes of Ethnic Majority and Minority Children // International Journal of Intercultural Relations. 2006. Vol. 30.
  15. Kosterman R., Feshbach S. Toward a Measure of Patriotic and Nationalistic Attitudes // Political Psychology. 1989. Vol. 10.
  16. McConahay J.B. Modern Racism, Ambivalence and the Modern Racism Scale // Prejudice, Discrimination and Racism / J.F.Dovidio & S.L.Gaertner (Eds.). Orlando, 1986.
  17. Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge and Paris, 1982.

Информация об авторах

Чирков Александр Сергеевич, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aprelltiwini@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1782
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1084
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0