Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интересы ребенка, склонности, призвание
Рубрика издания: Штудии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Scheduhina (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э.Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л.И.Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка [14].
Дети в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития, по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями обусловливается их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается. Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя [1].
Обучение старшеклассников имеет следующие особенности.
Во-первых, изменяется характер учебной деятельности:
приходится изучать много новых предметов;
содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;
предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
Во-вторых, изменяются требования со стороны учителей — исчезает единство этих требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда у подростка возникает необходимость формировать собственную позицию, свободную от непосредственного влияния взрослых [12].
Подростково-юношеский возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. Подростки начинают задумываться о своей будущей профессии. В учебной деятельности их интересы перестраиваются с учетом способностей, практических навыков профессиональной деятельности [2].
Доказано, что именно возраст ранней юности (15—17 лет) является периодом жизни, когда личностно значимой деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации развития на этом этапе является профессиональное самоопределение (Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, И.С.Кон, Е.А.Климов). Юношеский возраст — это период самоопределения в мире, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив. Именно в это время осуществляется выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений в системе «Человек — Мир».
В зарубежной и отечественной психологии успешность профессионального самоопределения связывается, прежде всего, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. В профессиональном выборе находят отражение как смыслы, ценностные ориентации, обобщенные жизненные планы, так и мотивы, потребности и неосознаваемые побуждения субъекта. Д.Н.Мисиров утверждает, что содержание мотивационной основы выбора профессии существенно изменяется от поколения к поколению. Поэтому целесообразно исследовать трансформацию мотивов выбора профессии в юношеском возрасте [1].
В этот период изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес к определенному предмету, к его содержанию [3].
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности [14].
Изменяется также и отношение к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Отсюда ярко проявляющаяся избирательность по отношению к учебным предметам: какие-то из них начинают изучаться тщательно и с азартом, другие вызывают раздражение [4].
Учебная деятельность старшеклассников определяется сложным комплексом мотивов:
широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
идущих от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы, интеллектуального труда);
прямо не связанных с учением, но имеющих к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками) [12].
По данным опросов, проведенных нами в 2006—2009 гг., иерархия мотивов учения выглядит следующим образом (процент опрошенных, упомянувших данный мотив при ответе на вопрос: «Почему ты вообще учишься?»).
Хочу быть грамотным 54
Для расширения кругозора 44
Хочу быть умным и эрудированным 38
Это мой долг 37
Хочу научиться самостоятельно работать 37
Хочу получить полные и глубокие знания 31
Хочу учиться 20
Нравится получать хорошие оценки 19
Хочу быть полезным гражданином 15
Все учатся, и я — тоже 14
Родители заставляют 14
Классный руководитель заставляет 5
Чтобы похвалил учитель 4
Не хочу подводить свой класс 3
Чтобы товарищи со мной дружили 1
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится учебная деятельность, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь [16].
В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель — необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения [7].
Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, считая ее ключом ко всей проблеме психологического развития подростка. Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» [6, с. 26].
Каждый учебный предмет в школе фактически как бы окружен некоторым незримым (умопостигаемым) профессионально-трудовым ореолом. Но набор школьных учебных предметов не является очевидным для детей отображением мира профессий. Соотношения содержания школьного образования и мира разнообразных профессий, трудовых занятий сложны, опосредствованы многими связями [8].
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности: например, внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком [9].
У подростка появляется дифференцированное отношение к школьным предметам: интересующим предметам он может отдавать все свое свободное время. В то же самое время интересы подростка могут быть и неустойчивыми, часто меняться. Однако это не следует рассматривать как отрицательное явление [11].
Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов: изменчивые, ситуативные (так называемые аморфные); захватывающие широкий круг учебных предметов (широкие); стержневые. Характер интересов подростков тесно связан с их учением [17].
С течением времени происходит становление именно стержневых, избирательных интересов. Косвенным следствием этого является отрицательное отношение старших подростков к некоторым учебным предметам («Неинтересно»; «Зачем это нужно?»; «Надо много зубрить») [10].
Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий [16].
Конечно, желательно, чтобы у подростка, в конце концов, складывались избирательные интересы, которые могли бы, в частности, лечь в основу профессиональной ориентации. Одновременно важно поощрять в известной степени и широту интересов школьника, которая необходима для пробы сил в разных ситуациях [5].
Об избирательном отношении к школьным дисциплинам учащихся разных возрастных и половых групп имеются достаточно обобщенные материалы, в том числе данные конкретно-социологических исследований, проведенных в разное время, что позволяет судить об основных тенденциях в развитии учебных интересов (табл. 1).
Т а б л и ц а 1. Рейтинг популярности учебных предметов
№ п/п |
Предметы |
Любимый |
1 |
Математика |
47% |
2 |
Физическая культура |
33,2% |
3 |
Иностранный язык |
25,8% |
4 |
Литература |
21,8% |
5 |
Русский язык |
20, 8% |
6 |
Физика |
19,5% |
7 |
История |
17,9% |
8 |
Информатика |
17,4% |
9 |
Мировая художественная культура |
15,8% |
10 |
Обществознание |
15,3% |
11 |
Биология |
11,1% |
12 |
Химия |
8,9% |
13 |
География |
6,3% |
14 |
Черчение |
5,8% |
15 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
3,7% |
16 |
Астрономия |
3,2% |
17 |
Экономика |
2,1% |
Анализ мотивов заинтересованности в том или ином предмете позволяет разбить эти мотивы на группы (табл. 2).
Таблица 2. Мотивы заинтересованности в предмете
№ п/п |
Люблю предмет, потому что |
% |
1 |
Данный предмет интересен |
73 |
2 |
Просто интересно |
57 |
3 |
Нравится, как преподает учитель |
52 |
4 |
Он нужен для будущей работы |
45 |
5 |
Учитель интересно объясняет |
43 |
6 |
Получаю удовольствие при его изучении |
42 |
7 |
Знания по предмету необходимы для поступления в институт |
39 |
8 |
Он занимательный |
39 |
9 |
Его нужно знать всем |
32 |
10 |
Он заставляет думать |
32 |
11 |
Он легко усваивается |
30 |
12 |
У меня хорошие отношения с учителем |
27 |
13 |
Он способствует развитию общей культуры |
26 |
14 |
Он требует наблюдательности, сообразительности |
21 |
15 |
Интересны отдельные факты |
21 |
16 |
Он требует терпения |
14 |
17 |
Он влияет на изменение знаний об окружающем мире |
14 |
Интерес — это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность.
Развитая склонность характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую склонность, которой присущи все эти характеристики, называют призванием (рис.).
Знание себя, своих интересов, способностей и желаний - условие психологической готовности к выбору профессии.
Мы выдвинули два предположения: 1) существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечения школьными предметами; 2) увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость.
Цель исследования состояла в выявлении взаимовлияния увлечения учебными предметами и профессиональных планов.
Ход исследования
Участники исследования. В исследовании участвовало 235 человек (одиннадцать классов ГОУ средней общеобразовательной школы №622 с углубленным изучением предметов области знания «Искусство» ЦАО г. Москвы: семь IX классов и четыре XI класса. Из них:
111 мальчиков (47,2%);
124 девочки (52,8%);
145 учащихся IX классов (61,7%);
90 учащихся XI классов (38,3%);
48 слабо успевающих (20,7%);
84 средне успевающих (36,2 %);
100 хорошо успевающих (43,1).
Процедура исследования. Сначала нами была проведена диагностика в IX и XI классах по четырем методикам, для того чтобы получить представление о профессиональной направленности, профессиональной цели, наличии увлечений учебными предметами, мотивах выбора профессии.
Для тех профессий, на которые дети указали как на основной в данный момент вариант, были выделены доминирующие и сопутствующие интересы на основе материалов, приведенных Л.А.Головей в его книге «Психология популярных профессий» [15].
Следующим нашим шагом стало изучение школьного журнала для выявления школьной успеваемости.
Полученная информация была занесена в сводную таблицу, но организованная таким образом информация оказалась слишком громоздкой, поэтому пришлось ее закодировать.
Исходя из нашей классификации типов и уровней увлечения школьными предметами, мы смогли проанализировать только интересы детей, поскольку самым популярным ответом на вопрос: «Почему ты любишь этот предмет?» был ответ: «Данный предмет интересен» (143 человека - 73% выборки).
Методики. При проведении исследования для проверки первого предположения - выявления зависимости профессиональных планов учащихся IX-XI классов от увлечения школьными предметами - нами использовались следующие методы: диагностика, анализ школьной документации, анализ профессиограмм, методы статистической обработки данных.
Для того чтобы получить представление о профессиональной направленности, профессиональной цели, наличии увлечений учебными предметами, мотивах выбора профессии - основных компонентах исследования, использовался метод диагностики, в частности следующие методики:
«Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е.А.Климова.
Выявление профессиональной направленности [8];
«Изучение отношения к учебным предметам» Г.Н.Казанцевой. Первый раздел методики составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй - с целью выявления причин предпочтительного отношения к ним, третий - для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом [7];
«Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)» Н.С.Пряжникова. Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития [13];
«Мотивы выбора профессии» (в модификации Р.В.Овчаровой). Выявление преобладающего типа мотивации [7].
Для выявления школьной успеваемости изучался школьный журнал.
Результаты
Статистический анализ экспериментальных данных проводился с помощью программы SPSS 14.0.
Проверка первого предположения — о связи доминирующих и сопутствующих выбранной профессии интересов с любимыми предметами детей — в целом по выборке осуществлялась с помощью таблиц сопряженности по критерию Хи-квадрат и Фи- и V- критерию Крамера. На основании анализа можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично. Существенная связь (значение критерия меньше 0,05) была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура (МХК) - предметы из разных областей знания (табл. 3).
Т а б л и ц а 3. Связь любимых предметов и интересов
Предметы |
В целом по выборке |
IX клас с |
XI клас с |
Маль чики |
Дево чки |
Слабо успев ающи е |
Средн е успева ющие |
Хоро шо успе ваю щие |
Кол ичес тво связ ей |
Русский язык |
0,226 |
0,146 |
0,723 |
0,444 |
0,285 |
0,242 |
0,844 |
0,004 |
1 |
Литература |
0,524 |
0,32 |
0,862 |
0,646 |
0,766 |
0,737 |
0,383 |
0,957 |
0 |
Математика |
0,028 |
0,209 |
0,064 |
0,063 |
0,267 |
0,923 |
0,064 |
0,272 |
1 |
Биология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
9 |
География |
0,828 |
0,65 |
0,662 |
0,069 |
0,387 |
0 |
0,69 |
0,32 |
1 |
Физика |
0,017 |
0,058 |
0,143 |
0,027 |
0,221 |
0,117 |
0,023 |
0,927 |
4 |
Астрономия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Химия |
0,041 |
0,172 |
0,108 |
0,562 |
0,007 |
0,656 |
0,223 |
0,017 |
3 |
История |
0,048 |
0,07 |
0,915 |
0,091 |
0,226 |
0,014 |
0,865 |
0,384 |
3 |
Обществознан ие |
0,038 |
0,707 |
0,019 |
0,039 |
0,224 |
0,02 |
0,016 |
0,71 5 |
6 |
ОБЖ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Экономика |
0,223 |
- |
0,155 |
0,496 |
0,364 |
- |
0,56 |
0,209 |
0 |
Физкультура |
0 |
0,001 |
0,084 |
0,015 |
- |
0,185 |
0,01 |
0,051 |
5 |
МХК |
0 |
0,003 |
0,133 |
0,492 |
0 |
0,439 |
0,008 |
0,026 |
6 |
Черчение |
0,583 |
0,603 |
- |
0,768 |
0,376 |
- |
0,516 |
0,192 |
0 |
Иностранный язык |
0,224 |
0,332 |
0,48 |
0,215 |
0,278 |
0,278 |
0,857 |
0,046 |
1 |
Информатика |
0,417 |
0,951 |
0,142 |
0,15 |
0,979 |
0,771 |
0,119 |
0,745 |
0 |
Количество связей |
8 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
|
Примечание. Красным цветом выделены существенные связи (значение показателя меньше 0,05).
Желтой заливкой выделены выборки и предметы с наибольшим количеством связей.
Глядя на получившуюся картину, можно исключить из списка предметов ОБЖ и астрономию, так как данные предметы не встречались в описаниях профессиограмм.
Проанализировав взаимосвязи в выборках по возрасту, полу и уровню успеваемости и типу класса с помощью расщепления данных, мы выявили следующие особенности. У учащихся IX классов существенная связь была установлена по биологии, физкультуре и МХК, у учащихся XI классов - по биологии и обществознанию. У мальчиков существенные связи были найдены по биологии, физике, обществознанию и физкультуре; у девочек - по биологии, химии и МХК. У учащихся, которые являются слабо успевающими, связь обнаружена по географии, истории и обществознанию; у средне успевающих - по биологии, физике, обществознанию, физкультуре и МХК; у хорошо успевающих - по русскому языку, биологии, химии, МХК и иностранному языку.
На основе этих данных можно сделать вывод, что наибольшее количество связей обнаружено у средне и хорошо успевающих учащихся; у девочек их меньше, чем у мальчиков, что говорит о целенаправленности; у девятиклассников больше, чем у одиннадцатиклассников. Кроме того, у хорошо успевающих учащихся обнаружена существенная связь по русскому языку и по иностранному языку, что не свойственно остальным группам детей, это говорит об ориентации на более сложные предметы. А у слабо успевающих учащихся была обнаружена существенная связь по географии — это можно объяснить тем, что дети считают этот предмет более легким. Практически во всех выборках просматривается связь по биологии, обществознанию и МХК.
Для проверки второго предположения (увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость) мы с помощью критерия Манна-Уитни сравнили среднюю успеваемость в группе 1 (детей, у которых интересы, доминирующие и сопутствующие выбранной профессии, совпадают с любимыми предметами) со средней успеваемостью в группе 2 (детей, у которых такого совпадения нет). В группу 1 вошли 121 человек (72,5%), в группу 2 вошли 46 человек (27,5%).
Необходимо было проверить гипотезу H1 о том, что уровень успеваемости в группе 2 ниже уровня успеваемости в группе 1, против альтернативы H0 о том, что уровень успеваемости в группе 2 не ниже уровня успеваемости в группе 1.
Вычисленное значение критерия Манна-Уитни: иэмп = 0,027; иэмп<икр0,05. То есть эмпирическое значение критерия Манна-Уитни меньше критического.
В результате сравнения с помощью критерия Манна-Уитни выяснилось, что успеваемость в группе 1 статистически значимо отличается от средней успеваемости в группе 2. А это означает, что успеваемость зависит от увлечения учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами.
Сравнение средних показало, что успеваемость в группе 1 выше, чем в группе 2, на уровне статистической значимости.
Сравнили успеваемость по предмету в том случае, когда он связан с профессиональными планами и является любимым (1), с успеваемостью по этому же предмету в случае, когда он не является любимым (2), и в случае, когда он не связан с профессиональными планами (3), при помощи таблиц частот. В результате получили, что по большинству предметов успеваемость в первом случае выше, чем во втором случае и во втором случае выше, чем в третьем случае. Таким образом, можно сделать вывод, что наше второе предположение подтвердилось.
Обсуждение результатов
Проверка связи доминирующих и сопутствующих выбранной профессии интересов с любимыми предметами детей в целом по выборке показала, что это предположение подтвердилось частично. Существенная связь была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура.
Увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость.
Нами исследованы представления подростков о своем будущем в связи с социальнопсихологическими особенностями их личностного развития в настоящее время. Эти представления выявлены в ходе изучения влияния увлеченности учебными предметами на профессиональные планы и сопоставления его с реалиями жизни. При этом раскрыты содержание и характер выраженности влияния увлеченности учебными предметами на профессиональные планы как психологического феномена у детей на разных стадиях подросткового возраста, выявлены индивидуальные особенности отношения подростков к своему прошлому, настоящему и будущему, позволившие рассмотреть развитие нравственно-психологического аспекта их готовности к будущей жизни.
Полученные в исследовании данные углубляют понимание проблемы профессиональных планов, условий и механизмов их развития в подростковом возрасте, дополняя знания об общих закономерностях становления подростка как личности. Полученные результаты можно использовать в педагогической и психологической практике, в том числе и в работе школьных психологов, учителей, родителей, ориентируя их, с одной стороны, в значимых для самореализации подростков видах деятельности, с другой - в индивидуальных особенностях воспитания детей 14-17-летнего возраста.
Выводы
Предположение о том, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами, - подтвердилось частично. Существенная связь была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура.
Предположение о том, что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость, подтвердилось полностью.
Литература
- Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов н/Д, 2000.
- Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
- Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
- Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2008. №2.
- Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. №5.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1984.
- Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д, 2006.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.
- Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. №2.
- Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. №3.
- Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3.
- Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.–Воронеж, 2002.
- Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2001.
- Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. СПб., 2003.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
- Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2105
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 3204
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2