Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников

3164

Аннотация

Цель представленного в статье исследования – выявление взаимовлияния увлечения учебными предметами и профессиональных планов. Мы предположили, что существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечения школьными предметами, а также, что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость. В исследовании участвовало 235 человек – учащиеся IX, XI классов общеобразовательной школы Москвы. Использовались следующие методы: диагностика, анализ школьной документации, анализ профессиограмм, методы статистической обработки данных (программа SPSS 14.0). Для выявления школьной успеваемости изучался школьный журнал. Предположение о том, что существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечения школьными предметами, подтвердилось частично. Существенная связь была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Предположение о том, что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость, подтвердилось полностью.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интересы ребенка, склонности, призвание

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Scheduhina (дата обращения: 29.11.2023)

Фрагмент статьи

Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э.Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л.И.Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка [14].

Дети в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития, по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями обусловливается их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается. Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя [1].

Обучение старшеклассников имеет следующие особенности.

Во-первых, изменяется характер учебной деятельности:

а) приходится изучать много новых предметов;
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

Во-вторых, изменяются требования со стороны учителей — исчезает  единство этих требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда у подростка  возникает необходимость формировать собственную позицию, свободную от непосредственного влияния взрослых [12].

<...>

Литература

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов н/Д, 2000.
  2. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  3. Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
  4. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2008. №2.
  5. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. №5.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В  6 т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1984.
  7. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д, 2006.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.  Ростов н/Д., 1996.
  9. Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. №2.
  10. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. №3.
  11. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3.
  12. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
  13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.–Воронеж, 2002.
  14. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2001.
  15. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. СПб., 2003.
  16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
  17. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб., 2003.

Информация об авторах

Щедухина Наталья Михайловна, аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: shedna@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2008
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 3164
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2