Ресурсы субъектности в подготовке бакалавров по педагогическому направлению

653

Аннотация

В статье обсуждаются представления о развивающем характере обучения и о возможностях становления субъекта учебной деятельности и учебно-профессиональной деятельности. В центре обсуждения понятия «субъект» и «субъектность». Соотносятся общепсихологическое понимание деятельности и ее субъекта, с одной стороны, и представления об учебной деятельности в школе в понимании Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.С.Библера и учебно-профессиональная деятельность в вузе, с другой стороны. Обсуждается возможность проектирования условий становления субъектности в вузовском образовании на основе идей развивающего обучения (системы Эльконина–Давыдова), а также на основе представлений Б.Д.Эльконина об акте развития, в первую очередь – о функции посредничества. Посредничество рассматривается как особая работа педагога, подчиненная задаче соотнесения актуального способа действования обучающегося с существом идеальной формы действования. Эффективность посредничества в решении этой задачи предлагается определять путем выявления актов преодоления наличного режима функционирования. Симптомом такого преодоления, согласно Л. С. Выготскому, выступает актуализация «понятия, ставшего аффектом».

Общая информация

Ключевые слова: развивающее обучение, учебная деятельность, субъект, субъективность, учебное сотрудничество, личностно ориентированное образование, посредничество, акт развития

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жуланова И.В. Ресурсы субъектности в подготовке бакалавров по педагогическому направлению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Zhulanova (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Представления о развивающем характере образования, в том числе высшего профессионального, широко распространены, тем не менее  необходимо уточнить реальные основания сопряжения идей развивающего обучения и практики высшего образования. Актуальность обращения к идее развития человека объясняется, чаще всего, необходимостью отвечать определенному историческому вызову. «Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих в нем глобальных изменений (порождающих в том числе и кризисные состояния)…, – отмечает Д.И. Фельдштейн, – стимулируют выход на историческую арену новых субъектов, объективно повышая активность человека, его более глубокую рефлексию на мир и, что очень важно, на себя… Однако в психолого-педагогической науке, при выработке общей стратегии образования, изменение, усложнение и расширение сфер воздействия на развитие человека и его объективную социализацию учитывается чрезвычайно слабо» [17, с. 3 – 4]. В ответ на сложившуюся ситуацию специалисты, работающие в профессиональном образовании, берутся описывать, проектировать, диагностировать, сопровождать и корректировать развитие обучающихся, предполагая, что образование в той или иной форме в большей или в меньшей степени, но, несомненно, способствует развитию человека или само выступает формой развития.

В то же время в целом ряде психолого-педагогических публикаций указывается, что доминирующей моделью организации учебной деятельности в вузе остается традиционная информационная («знаниевая»), предполагающая «пересадку» в сознание будущего (или уже работающего) педагога выхваченных из живого потока реальности готовых образцов решения профессиональных задач [8; 15; 18]. Обучающемуся передается знание о профессии, но не знание профессии [16].

Преодоление разрыва между предполагаемой развивающей образовательной практикой и существующей информационно-репродуктивной декларируется как переориентация образовательной парадигмы на субъектную или личностно ориентированную [2; 13; 14; 15]. В педагогических публикациях на эту тему такой переход представляется  сопряженным с решением задачи «преобразования студента преимущественно из объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в его субъект…» [13, с. 5]. Предполагается, что субъектно ориентированное направление «… в связи с необходимостью преобразования воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в субъект, выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях педагогики и психологии и становится одним из главных направлений в изучении механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды» [2, с. 12].

<...>

Литература

  1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
  2. Борцова А.Н., Макарова И.А., Сорокина Г.В. Понятие «полисубъект» в теории и практике образования // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. трудов. Вып. 17. Волгоград, 2004.
  3. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 2005. № 2.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  6. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С.Выготского: результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 2.
  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
  8. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6.
  9. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2006.
  10. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996.
  11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.
  12. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  13. Сергеев Н.К. Борытко Н.М. Становление субъектности специалиста в воспитательном пространстве непрерывного профессионального образования // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. трудов. Вып. 15. Волгоград, 2003.
  14. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994.
  15. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическая наука и образование. 2006. № 4.
  16. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
  17. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  18. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., Воронеж, 2005.
  19. Фрумин И.Д., Башев В.В. В поисках подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
  20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  21. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2005.
  22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Жуланова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, e-mail: irina.julanova2010@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1565
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 653
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2