Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Современные проблемы работы с одаренными детьми
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал общества, типы одаренности, потребностно-инструментальный подход, доминантный жизненный проект, проблемы саморегуляции, проблемы общения
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Yurkevich (дата обращения: 07.12.2023)
Фрагмент статьи
Прежде чем начать обсуждение выделенной проблемы, отметим, что под одаренностью здесь будет пониматься высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, социальных, художественных, практических и т. д.), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, т. е. может быть развит при наличии благоприятных условий.
Современная ситуация в теории и практике работы с одаренными детьми
В литературе по проблемам развития одаренных детей сложилась весьма противоречивая ситуация – одни считают, что одаренные дети неадаптивны, другие говорят об их сверхадаптивности, есть и те, кто считает, что они часто бывают нетворческими, но им возражают четвертые, убежденные в том, что без творческих способностей одаренности не бывает. Можно выделить еще группу специалистов, считающих, что такие дети одарены от природы, но есть и специалисты, которые подчеркивают, что от природы этот дар получает только небольшая часть детей [8; 10; 12]. В вопросе определения одаренности есть немало специалистов, оценивающих ее по успешности обучения, и еще больше тех, кто не включает этот показатель в число признаков одаренности. Примеров несогласованности позиций – великое множество. Причина кроется в том очевидном факте, что в число одаренных включаются весьма разные группы детей, отличающихся не только по уровню способностей, но и по типу развития, по типу открытости (проявленности) способностей и по многим другим характеристикам.
<...>
Литература
- Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т 5. № 2.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887‑1939. СПб., 2002.
- Ушаков Д. В. (ред.). Психология одаренности – от теории к практике. М., 2000.
- Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
- Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
- Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y., 1960.
- Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001.
- Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson. N.Y., 1942.
- Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y., 1990.
- Seligman, M. E. P., & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction Csikzentmihalyi M. The evolving self. N.Y.: HarperCollins, 1993.
- Terman L. M., & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.
- Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y., 1986.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4583
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 4774
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3