Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Развитие школы как института
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие, самодиагностика, Fischbowl, проектная группа, социальная компетентность, эмоциональная компетентность, персональная компетентность, Magic circle
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зелененко И.А. Развитие школы как института [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Zelenenko (дата обращения: 08.12.2024)
Полный текст
Служба практической психологии образования в России относительно молода, если сравнивать ее стаж со стажем оказания психологической помощи в образовании некоторых европейских стран. Поэтому представляется важным исследование зарубежного опыта в этой сфере и учет его в работе отечественных структур.
В рамках реализации инновационного проекта мы имели возможность ознакомиться с особенностями работы Школьной психологической консультации города Мюнстер в Германии. Анализируя материалы, собранные во время знакомства с психологопедагогической работой в учреждениях начального и общего среднего образования этого города, мы пришли к выводу о целесообразности подробного ознакомления с технологией развития школы как института.
Отметим, что в соответствии с Законом об образовании РФ и Конституцией РФ Государственная политика в области образования исходит из принципов:
- гуманистического и светского характера;
- свободы и плюрализма;
- демократического характера управления образованием.
Каждое из этих положений соответствует основаниям технологии, представленной нам системой образования Мюнстера. В рамках двустороннего сотрудничества Московского психолого-педагогического университета и Школьной психологической консультации Мюнстера были осуществлены практические действия, направленные на апробацию методических средств, обеспечивающих реализацию данной технологии. Эта работа помогла нам представить деятельность мюнстерских специалистов: консультантов- психологов, социальных педагогов и учителей.
Для Мюнстера это новый подход, заимствованный в США. Его реализация находится сейчас на этапе адаптации. Необходимость поиска новых направлений развития школы обоснована многонациональностью этой части Германии, сравнимой на сегодняшний день не только с США, но и со многими европейскими странами, а также с московским регионом.
Множественность культур создает сложности в воспитательно-образовательном процессе и в общении между учащимися. Кроме этого, современный ребенок находится в нестабильной социальной ситуации, в условиях информационных перегрузок и плохой экологии, влияющих негативно на его здоровье и социальные аспекты поведения. Таким образом, для нас сегодня также важен поиск оптимальных условий, содействующих реализации прав и ответственности каждого участника образовательного процесса.
Технология развития школы как института направлена на выстраивание конструктивной дискуссии коллег по учреждению, которые самостоятельно ставят и решают разнообразные актуальные для учреждения задачи на основе самодиагностики учреждения, анализа и планирования. Такая работа обеспечена концепцией, четкими правилами взаимодействия, комментариями, примерами и позволяет варьировать содержание сопровождающей основной процесс обучения деятельности. Ее ценность состоит в применимости практически к любой организации.
Развитие коллектива Школьной психологической консультации Мюнстера, принимавшей нашу делегацию, идет по аналогичной технологии с применением особого метода корпоративной дискуссии «Два круга». По словам коллег Консультации, это помогает им лучше понять ситуацию саморазвития и сопутствующие ей процессы. Результатом работы становятся семинары для учителей с погружением во время каникулярных дней и консультативная деятельность в образовательных учреждениях Мюнстера. Параллельно с работой Школьной психологической консультации в последние 10 лет идет психолого-социальная специализация учителей в университете города.
Как начинается работа?
Все начинается с принятия администрацией учреждения решения о вступлении на путь саморазвития. Приглашается консультант, который помогает коллективу школы настроиться на новую технологию решения текущих проблем и профилактику их возникновения.
Важно, что все социально-психологические мероприятия, проводимые в коллективе учителей и с учащимися, являются элементами развития школы и ее целостной концепции, направленной на реализацию прав не только ребенка, но и всех субъектов образовательного пространства как активных участников процесса воспитания и образования.
С учащимися такая работа реализуется специалистами внутри школы. Она частично включена в процесс обучения, а частично является самостоятельной: «классные советы» с первого класса, групповые уроки-занятия с социальным педагогом, проектная деятельность и пр. Решение о том, какие мероприятия будут проводиться, принимает педагогический коллектив в рамках наиболее актуальных задач.
Важно выделить общие принципы, реализуемые во всех мероприятиях технологии:
- безоценочность;
- демократичность;
- единство-кооперация;
- добровольность;
- активность;
- открытость/прозрачность;
- принятие;
- говорить от себя: я услышал..., я ощущаю, чувствую, предлагаю, можно говорить о своем состоянии в данный момент (например, скучно, грустно, хорошо);
- защищенность (как результат соблюдения всех принципов).
Программа работы по развитию школы как института опирается на следующие убеждения:
- каждый имеет право на комфортные условия деятельности и общения;
- развитие осуществляется в рамках потенциала членов педагогического коллектива.
Данная программа в итоге направлена:
- на развитие эмоциональной компетентности субъектов образовательного процесса;
- социальной компетентности субъектов образовательного процесса.
Здесь важно понимать, что если мы не умеем различить и назвать свои чувства себе, а затем и другим людям, а также не понимаем своих эмоций, то о социальной компетентности говорить не приходится. Таким образом, понимание себя и принятие своих особенностей является основой социальной компетентности, приводящей к способности конструктивной реализации своих прав. Права, в свою очередь, влекут за собой ответственность и обязанности, поскольку каждый человек рядом обладает равными правами.
Например, ученик средних классов нарушает дисциплину на уроке. Сначала ему дается выбор: будет он заниматься содержанием урока в соответствии с шестью правилами, которые знает каждый ученик с первого класса, или покидает класс, поскольку он нарушает права учителя, выполняющего свою работу, и права соучеников, выполняющих школьные правила.
Если ученик покидает класс сразу или после второго замечания, он получает сопроводительный документ и следует в «тренинговую комнату», где его встречает социальный педагог или дежурный учитель, имеющий соответствующую специализацию. Здесь проходит сопровождаемая беседой работа по алгоритму, закрепленному в бланке, который заполняет ученик.
Решения о необходимости такой комнаты и других мер принимается коллективом. В соответствии с ними могут понадобиться соответствующие специалисты и/или специализации членов коллектива.
Целью представляемой методологии является развитие способности школы создавать внутренние условия для реализации прав всех субъектов образовательного процесса. Приведенный выше пример показывает, как обеспечиваются права учителя и учеников в ситуациях, когда один из учеников своим поведением нарушает ход урока. Безусловно, в момент удаления ученик переживает негативные чувства и может выражать их. В данном случае специалист тренинговой комнаты помогает ему принять на себя ответственность за нарушение прав других учеников. Затем уже обсуждается конфликт с точки зрения оценки условий для выполнения учителем основной обязанности - обучения. Начинается беседа с обсуждения, какое правило нарушено. Правила на табличках - единственное украшение стен этой комнаты.
Работа по саморазвитию учреждения многоаспектна, но имеет четкие ориентиры и планируемые результаты:
- активная позиция каждого члена педагогического коллектива в отношении развития учреждения;
- высокая степень самостоятельности учащихся в процессе обучения (в соответствии с возрастом);
- навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций у учащихся;
- высокая культура принятия решений всеми субъектами;
- развитая толерантность в отношении друг к другу;
- ответственное отношение к потребностям окружающих (минимум - в рамках школьных правил);
- ориентация на индивидуальность каждого в рамках школьных правил.
Путь к результатам, как уже говорилось, начинается с принятия коллективом решения о саморазвитии учреждения при условии высокой мотивации руководства.
Выделим шаги, которые ведут к саморазвитию педагогического коллектива:
- решение администрации о развитии школы в рамках технологии саморазвития;
- работа консультанта по актуализации потребности членов коллектива учреждения в комфортных условиях деятельности и общения;
- определение первоочередных задач, очередности их решения: Чего хотим? Кто? Что? Как? В какие сроки будем делать?;
- обучение методам и техникам, применяемым в дальнейшем самостоятельно в режиме практических занятий;
- создание рабочих тематических групп и утверждение алгоритма встреч (общих и групповых).
В контексте использования метода саморазвития школы назначение работы консультанта состоит в создании условий для самоидентификации учреждения в системе образования. Он содействует принятию командных решений по текущим проблемам. Им решаются следующие задачи:
- способствование активизации всех членов коллектива;
- развитие культуры принятия решений;
- сопровождение реализации системы работы; помощь в поиске средств саморазвития учреждения (обеспечение).
Первое время консультант школьной психологической консультации работает в режиме регулярных встреч. Активность консультанта и содержание его работы определяется потребностями учреждения. В дальнейшем консультант может приглашаться время от времени при возникновении затруднений или по другим причинам.
I шаг , осуществляемый консультантом, ориентирует коллектив на изменение, а не измерение. Консультант стремится быть внимательным; держать каждую мысль, высказанную на первой встрече (возвращаться к ней, заботиться, чтобы ничто не было 76 упущено); все высказывания оценивать позитивно, независимо от их направленности.
На первом заседании:
участники высказываются о предложении развивать школу по технологии саморазвития;
обсуждаются области, где «мы нуждаемся в поддержке»;
намечаются первичные для коллектива сегодня задачи.
II шаг предполагает:
- самодиагностику школы - фокус развития внутри, за счет собственных ресурсов, а не действий, обращенных на развитие школы, снаружи (внешних факторов);
- идентификацию школы - внутренний процесс;
- определение имиджа школы - взгляд извне (Что в основе? Философия; Правила; Традиции; Биография ...).
III шаг заключается в построении будущего, в работе над вариантами хорошей школы. Коллеги-психологи представили нам один из способов построения будущего, с которым можно познакомиться на семинаре по развитию школы, организуемом в центре «Практический психолог» МГППУ. В соответствии с методикой педагогический коллектив осуществляет самодиагностику, самоанализ, рефлексию с опорой на график. График строится на основании мнений членов коллектива о первоочередных направлениях развития учреждения, как они видятся каждым. Мнения выражаются сначала письменно и обсуждаются во время построения графика, где каждое мнение находит свое место в зависимости от его направленности (на дисциплину учащихся, на повышение качества знаний и пр.).
Практика показывает, что все мнения о первоочередных направлениях развития учреждения вмещаются в восемь векторов графика. Как правило, варьируются формулировки, которые необходимо приводить к единству. Когда замеряется степень активности в отношении того или иного направления первоочередной работы, происходит ранжирование, в соответствии с которым и определяется основное направление работы на ближайший период (или два направления).
Возможны и многие другие способы построения будущего учреждения, знакомые психологам московского региона. На основании проделанной работы определяются первоочередные направления (не более двух как основных) для работы всего коллектива в ближайший год. По направлениям, не вошедшим в первоочередные, создаются тематические группы из членов коллектива, имеющих высокую мотивацию к решению проблем этого направления.
Работа групп планируется во времени, и каждая встреча идет по определенному алгоритму, завершающемуся принятием решения о действиях, сроках и субъектах 77 (исполнителях, а также тех, в отношении кого осуществляются действия). Общее правило заседаний: обсуждается «Что было?», «Где сейчас?» и следующий шаг. Фазы работы:
- принятие решений;
- работа;
- перепроверка;
- анализ;
- все с начала.
Одним из решений коллектива на определенном этапе является применение различных новых методов в работе с учащимися. Направленность работы - активизация каждого ученика на создание удовлетворительных условий учения и общения. Как только начинается работа по обучению учащихся навыкам реализации своих прав, дети сталкиваются с необходимостью нести ответственность, равную этим правам. Следовательно, это не простая работа. Но она также обеспечена технологически вплоть до применяемых фраз, позволяющих разделять ответственность учителя и ученика, двух учеников, ученика и группы учащихся и т. д.
По словам консультантов-психологов, курирующих переход образовательных учреждений к новой технологии саморазвития в Мюнстере, ее реализация невозможна без высокой мотивации, в первую очередь, администрации. Это связано с тем, что во многих случаях только руководитель учреждения и его заместители по учебно-воспитательной работе могут предпринимать шаги по реализации решений коллектива и этим продуктивно содействовать поддержанию активности каждого его члена.
Необходимо отметить, что существуют формы совместной коллективной деятельности, в которой руководитель учреждения и руководители среднего звена выступают как равные рядовым специалистам (учителям, социальным педагогам и пр.). В связи с этим могут быть востребованы семинары для руководителей, которые способствуют развитию навыка переключения от руководящей позиции к равной и обратно.
Наблюдая за работой психолога-консультанта, мы имели возможность оценить, как это непросто. После принятия коллективного решения о работе в рамках этой технологии сложности только начинаются. Непростым является процесс развития и сохранения индивидуальной мотивации сотрудников к поиску нового в решении проблем обучения и воспитания учащихся. Кроме того, на психологов-консультантов возлагается обязанность обеспечения педагогов соответствующим инструментарием для осуществления самостоятельной социально-психологической и педагогической диагностики и действий в выбранном направлении.
Мюнстерский университет занимается не только специализацией педагогов, но и разработкой инструментария для решения разнообразных проблем образования. Школьная 78
психологическая консультация Мюнстера, предоставившая нам возможность ознакомления с данной технологией, занимается отбором такого инструментария в других странах, его переводом и адаптацией.
Примером служит программа «Magik circle» - «Волшебный круг» [1; 2]. Это одна из программ развития социальной и эмоциональной компетентности учащихся, предлагаемых Школьной психологической консультацией Мюнстера для реализации в учреждениях. Ниже представлены разделы этой программы и краткая характеристика решаемых в рамках раздела задач.
Восприятие, ощущение, чувствительность. Восприятие, ощущение,
чувствительность являются основной базой обучения новым способностям и коммуникациям. Работа предполагает: раскрытие каналов для восприятия информации (дети должны учиться быть открытыми новым ощущениям);
различение между событиями (до этого связанные события должны становиться дифференцированными);
восприятие и коммуникации (дети обмениваются информацией друг с другом, это должно научить их внимательно слушать и учитывать желания других);
продвижение к одобрению и толерантности (сходство и различие других людей должны быть увидены и приняты).
Личностная компетентность. Каждый ребенок индивидуально должен быть поставлен в такое положение, при котором знания и собственная способность к развитию и оцениванию применяются также к другим. Это важный шаг в направлении, которое ведет ребенка к идентификации. Предполагается: расширение знаний и способностей (это является основой личностного развития школьника); самооценка компетенции и способностей (когда появляется опыт
самостоятельного адекватного оценивания, это также может быть эффективным средством для развития способностей).
Социальная компетентность. Наша жизнь создается в ежедневном и постоянном совместном контакте человека с человеком. В какой мере этот контакт поддается руководству и может быть управляемым, должно быть объяснено и показано детям. Создаются условия:
- для исследования влияния поведения на чувства по отношению к кому-либо, чему-либо (важно понимать, как наше поведение действует на других и наоборот);
- получения ответа (когда известно, как поведение отражается на других, результат также становится предсказуемым);
- проявления внимания, поддержки и позитивных чувств (эта позиция имеет особое значение для развития социально одобряемого поведения);
- осознавания страхов и опасений (когда становится известно, что каждый страх можно преодолеть);
- самоконтроля и уважения (эта сфера должна помогать становлению персонального равновесия);
- осознавания разочарований, фрустраций и отказов (это помогает понять, что эти чувства и реакция на них являются частью человеческого поведения);
- проявления толерантности и позитивной интерпретации ошибок (тот, кто делает ошибку и ее уважает, расширяет свои способности);
- позитивной идентификации со способностями и успехами других.
Данная программа требует внимания учителя и соответствующей специализации для ее реализации. Рекомендуется проводить занятия не менее пяти раз в неделю по 15-20 минут с каждой подгруппой (половина класса) во время самостоятельной работы после уроков или во время некоторых уроков.
Примеры тренинговой комнаты и программы «Магический круг» показывают, какие решения могут быть приняты и как они влекут за собой другие решения и действия. Соответственно, мы понимаем, что прежде чем возникает мотивация руководства к саморазвитию учреждения, должна возникнуть мотивация руководителей более высокого ранга образовательной системы к передаче ответственности за качество обучения самим учреждениям. Речь идет о праве учреждения на саморазвитие.
Если данная технология будет развиваться в московском регионе, мы имеем возможность опираться на опыт наших коллег из Германии. Вместе с тем мы должны понимать, что придется решать множество проблем, связанных с нашими возможностями обеспечения такой работы.
Литература
- Хеспер Б., Бендер К., Дункель Л., Екк Л., Рунге Х., Виланд М. Волшебный круг. Концепция. Мюнстер, 2002.
- Hesper B., Bender K., Dunkel L., Eck L., Runge H., Wieland M. Magic circle. Das Konzept. Münster, 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1477
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 589
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1