Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования

1514

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, что является одним из приоритетных направлений работы со старшеклассниками в условиях перехода и внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (ФГОС) в систему образования РФ. Представлен развернутый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации и формирования самостоятельной зрелой личности старшеклассника с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Описывая особенности современного процесса социализации, автор указывает на ряд рисков, которые могут исказить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека. Опираясь на собственный практический опыт преподавания учебного предмета «Психология» в школе, автор рассматривает уроки психологии для старшеклассников в качестве условия формирования психологической грамотности учащихся и, как следствие, повышения уровня социализации старшеклассников.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, ФГОС, личностный результат, старший школьный возраст, преподавание психологии, психологическая грамотность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Милёхин А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47078 (дата обращения: 20.07.2024)

Полный текст

В настоящее время в программных документах, определяющих перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования, Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа» определяют проблему эффективной социализации выпускника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения. В связи с этим весьма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. [10] описан «Портрет выпускника школы». «…Это – гражданин:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни» (ФГОС, «Общие положения»,  п.6).

Наряду с формированием универсальных учебных действий, предметных и метапредметных компетенций  современная школа должна уделять внимание духовно-нравственному развитию учащихся, процессу их воспитания и социализации. Программа воспитания и социализации [10]  строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на достижение требований Стандарта, включая:

  • «обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
  • саморазвитие и самореализацию обучающихся в процессе их участия в общественной жизни;
  • обеспечение готовности обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся; формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России» (ФГОС, раздел 20 «Требования к разделам основной образовательной программы среднего (полного) общего образования»).

В настоящее время проблемы социализации старшеклассников разрабатываются многими научными психологическими школами и являются  центральными для педагогической и психологической практики.

Решение вопросов социализации требует на современном этапе  раскрытия и детальной проработки психолого-педагогических аспектов этого понятия.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [7]. В психологии понятие «социализация» было введено в 40-х гг. ХХ в. в работах американских психологов и социологов (А. Бандура, Д. Долард, Дж. Кольман, А.Парк, В. Уолтер и др.). К середине ХХ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук [7]. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

В научных исследованиях идет активный поиск действенных методов влияния на данный процесс, обеспечивающих ее успешность [2; 3; 6]. Так, зарубежными исследователями рассматриваются возможности различных институтов социализации (Х. Ремшмидт), анализируется эффективность образовательных технологий и воспитательных приемов на различных стадиях социализации (Р. Бернс, У. Бронфенбреннер), исследуется роль конвенциональных норм и регуляции процесса социализации (Л. Кольберг, Т. Щибутани), изучаются субъективные процессы, отражающие результаты социализации (Р. Берн, Э. Эриксон).

В отечественной психологии и педагогике проблема социализации личности рассматривается на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровне:

  • на философском уровне решаются вопросы о сущности социального развития (Д.И. Фельдштейн), о становлении социального сознания (С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский) и социальной регуляции поведения (М.И. Бобнева, Л.П. Буева);
  • на социально-психологическом уровне рассматриваются механизмы социального взаимодействия, выполняемые индивидом социальные роли, определяется содержание процесса социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон), анализируются условия развития и функционирования личности в больших и малых группах (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Платонов), исследуется возрастная специфика процесса социализации (А.В. Петровский, Ю.А. Кобазова,  Н.К. Радина,  Е.Ю.Терешенко), особенности этнической социализации (А.И. Донцов, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, Т.Г. Стефаненко). Российскими психологами изучаются такие стороны социализации, как адаптация (А.А. Налчаджян, О.В. Краснова), аккультурация (А.Л. Венгер), инкультурация (Е.П. Белинская, Т.Д. Марцинковская). Активно исследуются социальные переживания в связи с процессом социализации (С.Т. Дмитриева, И.В. Иванова), влияние индивидуальных факторов на процесс социализации (Т.В. Костяк),  особенности становления личностной идентичности детей (И.В. Иванова, М.М. Кончаловская) и формирования профессиональной идентичности на различных этапах социализации (А.Л. Григорович,  С.А. Анищенко, Л.В. Гурылева);
  • на психолого-педагогическом уровне решаются вопросы  повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн), социализации старшеклассников в допрофессиональной подготовке (Н.В. Гарашкина); исследуются психолого-педагогические факторы, оказывающие эффективное воздействие на процесс социализации в образовательном учреждении (Е.А. Жадан, В. В. Игнатова,  С.В. Никитина, О.В. Цирюль). 

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя:

  • усвоение индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
  • усвоение и дальнейшее развитие у индивида социально-культурного опыта;
  • становление личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
  • включение человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д. (Н.М. Платонова).

В психологических  концепциях при определении термина «социализация» делается акцент на таких понятиях, как «социальная роль», «социальное поведение», «внутренние и внешние регуляции (социального) поведения», «социальная ситуация развития», «механизмы социального становления личности (механизмы социализации)», «этапы социализации» и др.

В отечественной литературе преобладает выделение этапов социализации на основе отношения человека к трудовой деятельности: дотрудового, трудового, послетрудового.

А.В. Мудрик [7] выделяет три группы задач для каждого этапа социализации:

  1. естественно-культурные задачи, которые связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего определенные нормативные различия для тех или иных религиозно-культурных условий;
  2. социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-познавательные) задачи;
  3. социально-психологические задачи, включающие в себя становление самосознания личности, самоопределение, самоактуализацию, самоутверждение.

Также выделяются основные факторы социализации [7]:

  1. мегафакторы (космос, планета, мир, Интернет);
  2. макрофакторы (страна, этнос,  общество, государство);
  3. мезафакторы (условия социализации больших групп людей, выделенных по национальному признаку, по месту и типу их поселения, по принадлежности к тем или иным субкульурам);
  4. микрофакторы (семья, микромсоциум, группа сверстников, учебные, воспитательные, профессиональные, религиозные организации).

Подвергая анализу процесс приобретения индивидом социального опыта, психологи уделяют особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее. 

Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов  (Л.С. Выготский). Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказываются связанными друг с другом (Л.С. Выготский).

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях: биологическом,  психологическом  и социально-педагогическом. Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом
социализации становятся все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

  • нормативно-регулятивную функцию, формирующую и регулирующую жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
  • личностно-преобразовательную функцию, индивидуализирующую человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
  • ценностно-ориентационную функцию, которая формирует систему ценностей, определяющих образ жизни человека;
  • коммуникативно-информационную, включающую человека во
    взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающую человека информацией с целью формирования его образа жизни;
  • прокреативную функцию, порождающую готовность действовать
    определенным образом;
  • творческую функцию, в процессе реализации которой рождается
    стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
  • компенсаторную функцию, восполняющую дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют
активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Итогом социализации выступают:

  • внутренние, глубинные структуры личности, отвечающие за ее социальное поведение;
  • внутренние глубинные структуры, имеющие социальное происхождение;
  • внутренние  личностные структуры, отражающие существование социума и принуждающие личность строить свое внутреннее бытие и внешнее поведение с учетом этого существования [1].

В ряде исследований делается акцент на факторах, определяющих успешность и трудности процесса социализации (В.В. Барабанова, А.С. Волович, М.В. Демиденко, Д. Н. Дубровин, М.Е Зеленова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.)

Социализация рассматривается рядом ученых как двоякий процесс (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдштейн и др.). Во-первых, социализация – это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), социализация противостоит индивидуализации, хотя одновременно и взаимосвязана с ней, т. е. социализация рассматривается в том плане, в каком этот процесс обычно освещается в психологической литературе. Во-вторых,  социализация – это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации—индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия. Личностное становление ребенка рассматривается как процесс реализации в нем индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения. В процессе социализации—индивидуализации (т. е. в процессе социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей — темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что не только позволяет индивиду воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, социализация по своей сути — это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Отсюда, чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой — отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его Я, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы[12].

Старший школьный возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентиров как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдштейн). Основное новообразование этого возраста – жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем (И.И.Божович, Д.И.Фельдштейн). Это возраст активного развития различных видов самоопределения: личностного, межличностного, профессионального, социального. Критерии благоприятного развития – удовлетворенность настоящим и устремленность в будущее.

В старшем школьном возрасте отмечается увеличение стремления к самопознанию через ценностное освоение Я-концепции и поисковую активность в самоопределении жизненных перспектив.  Актуализируется потребность познать себя, свою индивидуальность, появляется новый уровень самопознания в сфере межличностных отношений, формируются способности к самоосмыслению, самоанализу, самоконтролю. У старшеклассников формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем становится одним из основных компонентов саморегуляции личности [14]. Формируется и новый тип саморегуляции – самоконтроль переходит от ориентации на оценку к самооценке (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Наступает новый этап в развитии мышления – образование понятий и оперирование ими. Появляется способность абстрагировать понятия от действительности, делать предметом анализа собственную мысль (Л.С. Выготский).

Старший школьный возраст – время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникает устойчивая структура иерархии мотивационной сферы (Л.И. Божович). В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор.

Период юности связан с формированием чувства идентичности и освоением новых социальных ролей (Э. Берн, Э. Эриксон, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Именно в этот период наиболее активно происходят процессы социализации молодого человека, формирование его социального опыта. Основным критерием сформированности социального опыта выступает готовность к реализации основных социальных функций (А.Н. Хузиахметов):

  1. усвоению опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация, умение правильно оценить свой труд);
  2. усвоению опыта политических отношений (готовность к участию в управлении, умение оценивать политические события и поступки, готовность к отстаиванию своего мнения);
  3. усвоению опыта нравственных отношений (умение давать сравнительную оценку поступкам людей, готовность совершать гуманистические поступки, готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей [13]).

В исследованиях, посвященных изучению представлений подростков о будущем, отмечено, что для успешной социализации необходимы: удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичные и адекватные семейные и профессиональные установки (В.В. Барабанова, М.Е Зеленова). Подчеркивается важность наличия нескольких референтных групп и свободы выхода из них, что позволяет неригидно усваивать групповые нормы, расширяет социальное Мы человека (А.С. Волович). Выделяются критерии социализированной личности [6]:

  • сформированность установок, стереотипов, ценностей, «картин мира»  человека;
  • адаптированность личности, ее нормотическое поведение;
  • социальная идентичность, включающая осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень);
  • инициативность, независимость, незакомплексованность.

Современная система социализации в России (система образования и воспитания, СМИ) привносит в общество ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, – таких, как антипатриотизм, национализм, агрессия, корысть, жестокость, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов [8]. Эти и другие факторы существенно затрудняют и дестабилизируют процесс социализации. Одно из условий выхода из сложившейся ситуации – усиление гуманитарной составляющей содержания образования, в частности, введение в современную общеобразовательную школу предмета психологии в качестве учебного предмета. 

В настоящее время психологические знания начинают занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны. В государственной политике в области образования отчетливо прослеживаются принципы ее построения – гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество, которые основаны на психологических законах  общения людей, их развития и взаимодействия (И.В.Дубровина).

На сегодняшний день для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии  собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями,  психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Поэтому проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека. Сензитивным периодом для приобщения человека к психологической культуре являются школьные годы.

Но в современной системе образования прослеживается ряд противоречий: с одной стороны, существует потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации; с другой стороны, в системе среднего общего образования не в полной мере созданы психологические условия, способствующие более успешной социализации учащихся, в том числе не в полной мере применяются способы формирования и развития их личностного, межличностного и профессионального самоопределения. «…Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, ценностей, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни. Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сейчас не представлена. Поэтому среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует»
[4. с.70].

Введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета является важным направлением совершенствования всей системы образования и имеет прямое отношение к воспитанию и эффективной социализации школьников.

Проблема преподавания психологии в школе не нова. На протяжении последних полутора веков она находилась в центре внимания ученых (П.П. Блонский, А.П. Нечаев, К.Н.Корнилов, Г.И. Челпанов, Г.А. Фортунатов, Б.М. Теплов и др.)  и  рассматривалась ими как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, она формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, с окружающими людьми, но и с самим собой [4. с.70].

Специально организованные занятия  в рамках курса «Психология» развивают у учащихся старших классов понимание сущности процесса самоопределения, обогащают их рефлексивным опытом, что обеспечивает переход объективной информации на субъективный уровень, способствующий более глубокому пониманию старшеклассником психологических особенностей развития собственной личности  и осознанию ответственности за свое поведение по отношению к себе и окружающим.

Уроки психологии являются одним из психологических условий повышения уровня социализации старшеклассников, так как раскрывают для подростков собственную индивидуальную психологическую сущность, повышают гибкость и эффективность в различных видах деятельности (учебной, трудовой), развивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самопознанию, самоизменению, саморазвитию, самоактуализации, что соответствует установленным требованиям ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Как показывает 15-летний опыт преподавания в Центре образования № 1927 г. Москвы, уроки психологии в старших классах способствуют развитию процесса социализации и индивидуализации, поскольку формируют психологическую готовность молодого человека к взрослой жизни.

Литература

  1. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. М, 1997.
  2. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  3. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2003.
  4. Дубровина И.В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. 2010. №3(15).
  5. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.  Челябинск, 2000.
  6. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. №5.
  7. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.
  8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Народное образование.  2006. №9.
  9. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. Спб., 2007.
  10. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки проекта: Л.П.Кезина, академик РАО; А.М.Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Фельдштейн Д.И. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., Воронеж, 2005.
  12. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве- времени детства. М, 1997.
  13. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань.,1998.
  14. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. №2 (21).

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 22286
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1514
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1