Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экзистенциальная психология, антропоцентризм, образование, фундаментальные экзистенциальные феномены, свободы, ответственность, совесть, любовь, встреча, творчество, уникальность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47079 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
ХХ столетие ознаменовалось началом перехода от индустриального к постиндустриальному типу социальности. Постиндустриальная эпоха, эпоха нового дыхания гуманизма, актуализировала личность независимую и творческую, активную и обладающую яркой индивидуальностью. Востребованным становится человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение собственной сущности. В то же время динамичные социоциокультурные трансформации второй половины ХХ в. и начала ХХI в., политические потрясения, экономическая нестабильность, культурологические, идеологические и духовно-нравственные изменения привели к кризису человеческого существования: растерянность, нарастание тревоги, страх, «заброшенность в мир вещей и людей» (М.Хайдеггер), неуверенность и обреченность стали вызовами ежедневной жизни. Человек находится в ситуации экзистенциального выбора: преодолеть негатив, стать «подлинным», реализовать возможность осуществления своего «проекта» (Ж.-П.Сартр), обрести яркую индивидуальность либо не найти самого себя, не взяв ответственности за собственное существование, погрузиться в «отчаяние». Очевидно, что на фоне провозглашения гуманизма как признания ценности личности и свободы человека, с одной стороны, и экзистенциального преодоления вызовов жизни – с другой, обозначены гуманитарные противоречия, связанные со сменой типов социальности. Все более востребованным сегодня становится человек свободный, умеющий делать выбор, осуществляющий себя в полной мере.
Антропоцентризм педагогических знаний, все более значимый в современной науке, есть тот основополагающий принцип, который способен удержать и воспроизвести человеческую реальность в процессе образования и осуществления себя личностью. И, по нашей оценке, экзистенциальная психология, сугубо антропоцентричная, являясь мощным методологическим пластом в теории и практике личностного образования, содержит далеко не в полной степени исследованный потенциал в вопросах актуализации экзистенциальных феноменов человеческого существования, преодоления возможного отчуждения в отношениях «учитель–ученик», способов личностного самоосуществления. Сегодня как никогда важно экзистенциальное знание о человеке, создающем свой «образ», в плоскости которого расширяются горизонты понимания человеком смыслозначимости своего образования, новых способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.).
Современный учитель находится на «разломе» образовательных парадигм. С одной стороны – технократизм, достаточно прочно укоренившийся в педагогическом сознании с советских времен, с другой – гуманизм, актуализирующий обращение к человеку, его экзистенции. Репродуктивные технологии традиционного обучения, воспитание, основанное на императиве, углубляют негативное отношение детей к школе, учителям, отчуждение от всего образовательного пространства. Ключевые понятия экзистенциализма связаны с фундаментальной характеристикой человеческого существования – свободой, которую избегает традиционная педагогика, добиваясь поставленных целей в образовании с помощью технологий манипулирования личностью. Но учительство всегда находится в поиске и стремлении преодолеть все негативное, отжитое, неперспективное. Не всегда получается. И именно в экзистенциальных позициях, по нашей оценке, педагог может видеть методологический, теоретический и практический конструкт гуманистической образовательной парадигмы, обращенный наиболее полно к вопросам о смысле жизни, об осознании человеком себя как экзистенции, о свободе выбора самого себя, об ответственности за сделанный выбор. Причем концепция экзистенциально-психологического подхода в теории и практике образования личности, в первую очередь, обращена к самому учителю как автору образовательного процесса, как личности с активным творческим началом, способной ощутить «необходимость себя» (М.Мамардашвили).
Экзистенциализм как изначально философское течение (Н.Аббаньяно, А.Камю, С.Кьеркегор, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс) провозглашает идеи о человеке существующем, а значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи экзистенциализма как продолжение гуманистических традиций в философии и психологии служат опорами в обосновании экзистенциально-ценностных ориентиров образовательной деятельности, процесса самоосуществления личности.
Экзистенциализм стремится понять жизнь человека через призму универсальных экзистенциальных данностей, т.е. им разрабатываются универсалии, с помощью которых можно понимать и изъяснять существование любого человека. Экзистенциалисты называют их символами, экзистенциалами, установками, факторами, вызовами, проблемами, данностями, структурными составляющими экзистенции, феноменами. Экзистенциальные феномены человеческого существования – это те основания, которые позволяют развернуть перспективу за пределы наших представлений, «как должно быть». Смерть, свобода, одиночество, бессмысленность, выбор, ответственность – все это мало нуждается в прояснении. Как говорит И.Ялом, человек знает все это о себе, поэтому экзистенциальные данности нуждаются в раскрытии, а не в расшифровке и анализе.
Но в психолого-педагогическом аспекте экзистенциальные феномены человеческого существования, такие, как свобода, ответственность, совесть, встреча, любовь, уникальность – наиболее смыслозначимые в процессе образования личности, до сих пор не являлись предметом специального системного исследования. Экзистенциально-психологическая трактовка данных феноменов как фундаментальных экзистенциальных ценностей образования, технология их актуализации в практической деятельности педагогов широко не раскрывались при всей очевидной их значимости в контексте современной социально-культурной, социально-образовательной ситуации в обществе.
Действительно, например, понятия «свобода» и «ответственность» еще не стали ключевыми в педагогике, даже не в экзистенциальной трактовке. Или, по крайней мере, недостаточно разрабатываются в контексте гуманистической образовательной парадигмы. «Любовь» сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию, в словарно-справочной педагогической литературе статей о любви немного. На наш взгляд, в педагогике и образовании феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Также особого «экзистенциального» внимания заслуживают понятия «совесть», «уникальность», «встреча», «творчество». Все эти понятия предметно рассматриваются и в педагогике, и в психологии, но лишь в морально-этическом аспекте. Кратко представим экзистенциальный аспект каждого из феноменов.
В экзистенциализме подчеркивается внутренний аспект свободы – свобода «для». Это свобода слушать свою совесть, свобода принимать решения и взять на себя ответственность за свою судьбу (В. Франкл). Это свобода для того, чтобы стать другим, измениться. В образовательном процессе такая позиция бесценна. Важно научиться нам, педагогам, и научить своих воспитанников преодолевать стереотипное мышление о свободе как о вседозволенности и жить в свободном выборе своего развития, совершенства и подтверждения человеческой уникальности. Свобода предоставляет нам эти возможности. Английское слово possibility, означающее возможность, происходит от латинского слова «posse» (мочь), которое также составляет корень другого важного в этом контексте слова – «сила, мощь». Значит, если человек свободный, то он и могучий и могущий, т. е. обладает силой (Р. Кочюнас).
Экзистенциальная ответственность не предполагает долженствование, она не связана ни с обязательствами, ни с обещаниями, ни с вынужденными обязательствами, как это обыденно понимается. Экзистенциальная ответственность – это посвящение себя чему-либо, ежедневное сражение за свои ценности [3, с. 21]. Я ответственен за то, что ценно для меня, и степень моей ответственности определяет ценность предмета моей ответственности. Ответственность – это «дитя» свободы (А.Лэнгле).
Задача совести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. Однако «то, что надо» для каждого человека свое, разное. Совесть не охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральный принцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие» [10, 251]. Одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считает В.Франкл, тогда как неэкзистенциалисты совесть связывают с «голосом общечеловеческого и универсального».
Экзистенциальная любовь позволяет увидеть другого человека как абсолютную индивидуальность, во всей его неповторимости. Любовь открывает мне, любящему педагогу, уникальные возможности каждого воспитанника, его ценностную перспективу, и в этом особенность педагогического процесса. Педагогика, как и любовь, интуитивна, она должна видеть то, чего еще нет. Только любя, я способен открыть в человеке ценное, предвосхитить еще не реализованное.
Необходимо время и искусство познать то глубинное общение, которое экзистенциалисты называют Встречей. Встреча – это диалог, но лишь на экзистенциальном уровне диалога возможно действительно быть вместе с человеком. Уровень со-бытия с другим определяет степень включенности и глубины самораскрытия каждого человека в межличностном взаимодействии, а также то, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в диалог его участники. Многозначность встреч учителя и ученика образуют то смысловое пространство, в котором определяется смыслозначимость всего процесса образования.
Творчество все больше становится актуальным не столько как процесс и даже не как деятельность, сколько как характеристика личности, способ отношений с миром, способ бытия. Проблема выражается в следующем: наиболее типичным случаем при завершении школьного обучения оказывается блокирование творчества и самобытности, подавление индивидуальности. Путь утверждения творчества во взрослой жизни – это, согласно экзистенциальной позиции, путь борьбы, преодоления трудностей. Одаренность развивается только через преодоление. Экзистенциалисты подчеркивают связь творчества с мужеством (С.Мадди, Р.Мэй и др.).
Уникальность как непохожесть, особенность человеческого бытия составляет смысл существования человека. Уникальность человеческого существования заключается в возможности как осознанного самосозидания, так и саморазрушения, как раскрытия потенциального содержания, так и самоуничтожения. Особую роль в человеческом существовании играет необходимость не только заниматься актуальной деятельностью, но и придавать своему существованию цель и смысл, составлять представление о том, каким должны быть жизнь и сам человек. Исполнение предназначения предоставляется самому человеку, наделенному свободой выбора и осознающему ответственность за последствия этого выбора. Ключевым педагогическим аспектом феномена уникальности человека является то, что стремление к отличию – движущая сила развития человека. Базовая идея экзистенциалистов: быть – значит отличаться.
Представляется, что дальнейшее освоение идей экзистенциальной психологии, экзистенциально-психологического подхода в теории и практике образования достаточно перспективно и обосновано.
Итак, освоение психологических идей экзистенциализма, по нашей оценке, конкретизируется в перспективных системных исследованиях:
-
потенциала онтоцентрических и антропоцентрических аспектов экзистенциальной психологии для изучения ценностного потенциала процесса образования личности;
-
экзистенциально-психологической сущности основных феноменов и символов человеческого существования, лежащих в основе знаний о ценностях педагогики и образования;
-
реализации идей экзистенциальной психологии в практике образования: актуализации фундаментальных экзистенциальных феноменов в практической деятельности учителя.
Литература
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. №6.
- Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997.
- Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. № 4. 2004.
- Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сб. статей. М., 2009.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996.
- Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер.с англ.М.Занадворова, Ю.Овчинникова. М., 2001.
- Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер.с англ.М.Занадворова, Ю.Овчинникова. М., 2001.
- Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №2.
- Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности. 2005. № 2.
- Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2000.
- Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под. ред. Д.А.Леонтьева. М., 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3898
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 2336
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6